Статья на тему: Воспитание патриотизма на уроках географии и во внеурочное время

«Воспитание патриотизма на уроках географии и во внеурочное время»
Ускова И. Н. учитель географии
МБОУ Школа № 137, г.Уфа
На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах и социальных институтах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Школьный курс географии имеет широкие возможности для формирования гражданской позиции обучающихся, уважения к культуре и истории своего народа. География среди всех школьных предметов играет роль мостика между естественными и общественными науками, она универсальна, охватывает всю систему: природная среда - общество - человек. Поэтому именно этот предмет способствует развитию у обучающихся гуманитарно-культурологического восприятия природы, помогает продемонстрировать великое прошлое и великое будущее нашей страны. Это также предмет, знакомящий обучающихся с отдельными территориями и социально-экономическими условиями в них. Все это позволяет отнести географию к числу тех предметов, на которые ложится особая ответственность за воспитание патриотизма и любви к Родине, формированию гражданской позиции. В нашей школе работают 3 учителя географии. Кабинеты, где проводятся уроки географии тематически оформлены и оснащены мультимедийным оборудованием. Воспитание патриотизма гражданской позиции обучающихся осуществляется данными учителями через следующие формы  работы:
проведение традиционных  уроков географии;
внеклассная работа;
изучение краеведческого материала;
освоение технологии проектной деятельности.
Одной из задач, стоящих перед учителем географии, является воспитание у школьников чувства гордости за свою Родину, любви к родному краю. В каждом городе, селе есть свои особенности исторического развития, специфика культуры и природы, составляющие тот потенциал, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к своей малой Родине. География России обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма обучающихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей данного курса. Среди главных задач курса – создание образа своего родного края. Это достигается постоянным использованием краеведческого материала. Краеведение на уроках географии содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию личности, способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, где ребенок родился, вырос, живет.
На своих уроках географии я часто употребляю понятие «Родина», «родная земля», «родной край». Эти понятия  прежде всего обозначают то или иное место на Земле, ту или иную территорию, где ощущаешь себя в своей среде, где окружающие тебя люди говорят на родном для тебя языке, близки тебе по образу жизни, культуре, мироощущению. Я всегда говорю ребятам, что вы будущее нашей страны. Если вы научитесь любить свой край, уважать окружающий мир, не наносить ему  вреда, вы только приумножите богатство нашей Родины, выполните свой нравственный и гражданский долг перед ней. Изучение географического материала имеет общей целью формирование личности школьников. Направленность на формирование личности ученика предъявляет особые требования к организации учебного процесса, к отбору методов и приемов обучения. Они должны способствовать формированию определенных ценностных отношений, учить нормам поведения. Одним из средств достижения цели по проведению яркого, содержательного и интересного урока является использование в преподавании дополнительной и художественной  литературы и конечно же информационных технологий.
      При изучении курса географии России в 8-9 классах мы пытаемся воспитывать патриотическое чувство к Родине. Наша страна – самая большая в мире по площади, и поэтому ее природа, люди и хозяйство настолько разнообразны. Именно с этих слов нужно начинать знакомить детей с нашей страной. Нужно говорить детям об огромных её размерах, великих границах и движениях народов,  формировании территории, о «русском человеке и характере». Воспитание патриотизма требует осознания каждым человеком личной ответственности за судьбу страны. Именно, отсюда и вытекает роль школьной географии в воспитании молодежи. Воспитывая любовь к малой Родине и, формируя гражданскую позицию, учитель показывает обучающимся связь родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь с историей и жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и принять своим долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Понимая важность проблемы, нами поставлены следующие задачи:
- формировать у обучающихся системное представление о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте РФ и мирового географического пространства, в котором развиваются региональные процессы и явления;
- развивать представления о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение;
- сформировать систему знаний о физико-географических особенностях территории родного края и города.
При реализации данных задач определился объем, содержание и формы краеведческой работы. Методы ее разнообразны: комбинированный урок, исследовательские проекты, практические работы, экскурсии, туристические слеты, походы, конкурсы и т.д. Большое значение придается исследовательской деятельности обучающихся. Изучение регионального компонента (географии Башкортостана) проходит в 8, 9 классах. Обучающиеся с большим интересом изучают природу, население и хозяйство своего родного края, составляют презентации.
Роль внеурочной работы по географии велика. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеурочной работы обеспечивается привлечением средства  занимательности, знакомство с важными достижениями науки, экскурсиями, заочных путешествий по странам и континентам и т.д. Ежегодно в марте учителя географии проводят предметный декадник. Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся, развитие творчества учителя и ученика. Традиционно в ходе декадника учителя географии проводят интересные мероприятия, открытые уроки, викторины конкурсы для обучающихся школы, развивающие интерес к предмету. В рамках кружковой работы действует краеведческое объединение «Касимовский квартал», где обучающиеся изучают, исследуют окрестности микрорайона Шакша (где мы проживаем) и результаты своего исследования представляют в форме научно-исследовательской работы на НПК. Ежегодно учителя географии готовят группу детей младшего и старшего школьного возраста для участия в районном турслете. Так, в 2015-2016 учебном году младшая группа команды нашей школы заняла 1 место на дистанции «Краеведческая викторина» на соревнованиях по технике пешеходного туризма среди учащихся Калининского района г. Уфы. Также в этом учебном году впервые команда нашей школы принимала участие в туристическом слете «Уфимочка» среди школ микрорайона Шакша и заняла 1 место, команда награждена кубком и медалями. Традицией стало проведение школьного турслета, с большим удовольствием вся школа собирается на огромной поляне недалеко от школы и команды-классы соревнуются между собой. Таким образом, все проводимые мероприятия побуждают детей любить природу своего края и бережно относиться к ней.
Итак, проблема патриотического воспитания - это, действительно, государственной важности задача. И мы стремимся решать ее на уроках географии и во внеурочное время через развитие у обучающихся духовности, патриотизма. Патриотическое воспитание - это пробуждение мотивационно- ценностного ядра нравственных поступков, социальных поступков, ориентированных на служение Отечеству и своим близким. География, как предмет гуманитарного цикла, наряду с историей и литературой, играет важную роль в патриотическом воспитании обучающихся.

15