Курсовая работа на тему Гендерный подход к духовно-нравственному воспитанию и развитию младшего школьника
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ"
Институт педагогики
Кафедра теорий и
методик начальногообразования
Направление 050100.62
Педагогическое образование
Профиль Начальное образование
II Курс IIОЗО НО
Назмиева Эльза РимовнаГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Научный руководитель:
к.п.н., проф. В. М. ЯнгироваДата представления_________________________
Дата допуска к защите___________________________________
дата и подпись заведующего кафедрой
Дата защиты________________________________________________
Оценка____________________________________
Уфа 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3
ГЛАВАI. ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Теоретические аспекты проблемы гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях……………………………………………….8
1.2.Организация работы с критерием и уровни гендерного воспитания………18
Выводы по первой главе…………………………………………………………21
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЙ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1.Диагностика исследования полоролевой идентичности................................22
2.2.Методические рекомендация по организации работы в соответствие с гендером.....................................................................................................................28
Выводы по второй главе........................................................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................33
ЛИТЕРАТУРА.........................................................................................................35
ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ..............................38
ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ ...............................................................41
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………..43
ВВЕДЕНИЕ
Изучение особенностей пола и его влияния на процесс воспитания детей младшего школьного возраста является в настоящее время одной из первоочередных социально-педагогических задач.
Актуальность исследования связана с тем, что ребенок младшего школьного возраста занимает особое (по сравнению с предыдущим возрастным периодом) положение в системе принятых в данном обществе отношений. Именно к началу школьного обучения у детей активизируется процесс сознательного усвоения норм поведения, прав и обязанностей, тех нормативных знаний и нравственных чувств, которые возникают у ребенка под влиянием оценки со стороны взрослого. Ребенок стремится к самоутверждению в ходе осуществления ролевого поведения. В настоящее время назрела необходимость использования гендерного подхода в школьном образовании, предполагающем преодоление стереотипов, мешающих успешному развитию личности ребенка и формирование социально приемлемых моделей поведения, основанных на личных интересах, потребностях, ценностях ребенка. Считается, что в определенном возрасте ребенок должен обладать определенными знаниями и навыками, однако при этом пол ребенка совершенно не учитывается. В младшем школьном возрасте у ребенка необходимо формировать представление о настоящих и будущих социальных ролях и соответствующие личностные качества. Несмотря на то, что в педагогической науке разрабатываются новые подходы к организации воспитательной работы, ориентирующие педагогов на развитие личности с учетом ее половой принадлежности, в массовой практике общеобразовательных школ они не получили широкой поддержки.Большой вклад в развитие гендерного воспитания детей младшего школьного возраста внесли исследования О.А. Константиновой, С.Л. Рыкова, С.О. Филиповой, А.Г. Хрипковой, Л.П. Бочкаревой. В своих работах они отмечали влияние половой принадлежности ребенка на процесс воспитания, считая при этом пол ребенка основным фактором, определяющим успешность процесса воспитания в начальной школе. Проблемами учета особенностей пола в процессе воспитания детей младшего школьного возраста занимается В.В. Климова, Т.С. Стоделова, Т.А. Горшкова, О.А.Воронина, Н.Бочарова и другие. Противоречиями, отражающими актуальность нашей работы, могут быть противоречия между: объективной необходимостью воспитывать мальчиков и девочек с учетом их половой принадлежности и недостаточным вниманием к этой проблеме со стороны современной системы образования в целом; желанием педагогов использовать различные технологии гендерного воспитания и неумением свободно применять их на практике; разными подходами к понятию и технологиям гендерного воспитания и отсутствием рекомендаций в той или иной технологии.
Проблема исследования заключается в нахождении педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитания младших школьников с учетом их половой принадлежности. Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, включающие гендерное воспитание детей младшего школьного возраста в процесс их целенаправленного воспитания. Объект исследования: процесс воспитания детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: педагогические условия воспитания детей младшего школьного возраста с учетом их половой принадлежности.Для достижения цели были поставлены следующие задачи. 1.Изучить методологическое обоснование исследования гендерного воспитания. 2. Определить критерии и уровни гендерного воспитания. 3. Разработать программу организации эксперимента. Методы исследования: Теоретические - изучение и анализ философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интернет-материалов; Логико-метододогический анализ основных понятий.
Методологическое обоснование исследования проблемы гендерного воспитания В структуре методологического знания чаще всего выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. Философский уровень гендерных исследований можно представить, в первую очередь, аксиологией. Это философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, систему педагогических взглядов, основанную на понимании и утверждении ценности личности, человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования. Также на этом уровне можно рассмотреть культурно-историческую теорию развития личности, признающую примат социального над натурально-биологическим в психическом развитии человека. Вопросы мужского и женского начал. Культурологический, личностный, антропологический подходы.
База обследования :МОБУ СОШ с.Старые Богады Буздякского района Республики Башкортостан.
Этапы исследования:
Изучить проблемы гендерного подхода. Пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека ,заставить задуматься о себе и своих поступках духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников;
Выявить и экспериментально проверить эффективность системы способов нравственного воспитания младших школьников ;Анализ результатов исследования, их обобщение, формирование основных выводов и методических рекомендаций, оформление результатов исследования.
Теоретическая значимость работы состоит в конкретизации понятия «нравственная воспитанность » и выявления форм, методов для организации воспитания и развития духовно-нравственных качеств личности.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут
способствовать повышению эффективности процесса развития духовно-нравственной личности в современных условиях. Создан методический инструментарий развития духовно-нравственной личности. Материалы работы могут быть использованы учителями начальных классов.
Апробация. Основные положения курсовой работы в форме доклада и выступления получили апробацию на педсовете по теме «Духовно нравственное воспитание с учетом гендерного подхода ».
Структура работы: состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, и приложения.
Во введение обосновывается актуальность темы, определяются проблема, цель и задачи исследования, объект и предмет, выдвигается гипотеза, описывается теоретическая и методологическая основа, методы, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические аспекты проблемы гендерного воспитания в обшеобразовательных учреждениях » раскрыты проблемы ценностей в Российском обществе, важнейшие задачи в школе по формированию нравственности учащихся.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по изучению духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников» выявлены результаты нравственного воспитания, проведена диагностика и анализ результатов уровня духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников с учетом гендерного подхода.
Курсовая работа содержит 2 таблицы и 2 рисунка
Глава 1 ПРОБЛЕМА ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Теоретические аспекты проблемы гендерного воспитания в общеобразовательных учреждениях
Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.
Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.
Совремённая ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.
Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия « мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками.
Ребёнок ещё и не использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребёнка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д. ), но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:
На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Ямама, Я – папа».
Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. д. . Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.
Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.
Серьёзным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий, часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад – вперёд, подражая звуку мотора или многократно скатывают их с какой – то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что действуя с куклой они повторяют одни и те же игровые действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Поэтому, если в результате наблюдений за игрой детей будет установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять меры по устранению этих недостатков.
Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.
Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить их для участия в играх детей, совместив таким образом включение родителей и детей в сюжетно – ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома.
Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно – разборные модели транспорта».
Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.
Когда в игре будет, достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре социальных функций.
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я – мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким.
Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств должны быть активными инициативными, уметь отстаивать свои интересы.
Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Необходимость использования гендерного подхода в обучении и воспитании детей подчёркивают многие отечественные и зарубежные учёные. Как известно, девочки и мальчики по-разному мыслят, понимают, чувствуют и переживают. Таким образом, очевидно, что педагогика нуждается в осмыслении обозначенных противоречивых изменений и в корректировке своих позиций в вопросах гендерного воспитания воспитанников. Относительно контролируемое воспитание подрастающего поколения, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности ребенка как залог максимальной самореализации личности взрослого в будущем, является одной из важнейших задач современной школы. Всё это указывает на актуальность гендерного воспитания в современном обществе. В различных источниках неоднократно констатируется факт, что у нас очень мало гендерно образованных людей. Поэтому необходимо расширить рамки гендерного просвещения, используя современные интерактивные методы и осуществлять не только в высших учебных заведениях на отдельных факультетах, но и в общеобразовательной школе. Очевидно, что все работники учебного заведения должны принимать участие в формировании гендерной культуры, но главным инициатором может выступать социальный педагог. Так как одним из направлений социально-педагогической деятельности является формирование у обучающихся представлений о роли и жизненно предназначении мальчиков и девочек в современном обществе. Социальное воспроизводство гендерного сознания на уровне индивидов поддерживает основанную на признаке пола социальную структуру. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды конституируют гендерные различия и, одновременно, обусловливаемые ими системы господства и властвования. Во многих обществах женщин и мужчин не только воспринимают, но и оценивают по-разному, обосновывая гендерными особенностями и разницей в их способностях различия в распределении власти между ними. Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Принятые в обществе гендерные нормы и стереотипы в определенной степени определяют психологические качества (поощряя одни и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола. При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. В этом смысле быть мужчиной или женщиной означает вовсе не обладание определенными природными качествами, а выполнение той или иной роли. В процессе воспитания семья, система образования, культура в целом внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила и создают представления о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая женщина". Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью социальных и культурных механизмов. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды на микроуровне конструируют гендарные различия. Гендерная социализация - это процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет. Агентами гендерной социализации выступают социальные институты и группы, например, семья, образование, профориентация, сверстники. Содержание гендерной социализации определяется уровнем социально-экономического развития общества, особенностями культуры и конкретным образом жизни индивида. Можно говорить, что семья главное место гендерной социализации ребенка, но как показывает практика этот опыт далек от положительного: родители злоупотребляют алкоголем, не занимаются воспитанием, часто наблюдается неуважение и безразличие к друг другу, насилие и прочие. Проходя социализацию в семье, а затем в школе и обществе, дети усваивают стереотипы, сложившиеся исторически, ставящие женщину заведомо в униженную позицию. Гендерные стереотипы - это неизменные общепринятые установки о поведении женщин и мужчин, сложившиеся в культуре, которым следуют без размышления. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что половые различия располагались над индивидуальными различиями личности мужчины и женщины. Синонимом стереотипа нередко выступают понятия предубеждения, предрассудка или клише. Можно выделить качества, стереотипно приписываемые мужчине-женщине.
ТАБЛИЦА 1
мужские женские
абстрактность, логичность, власть, независимость, индивидуальность, непостоянство, неверность, радикализм, инструментальность, смелость, мастерство в каком-то деле, трудолюбие, совершенствование физической силы, умение преодолевать трудности, готовность прийти на помощь женщине и защитить ее.постоянство, верность,пассивность, статичность, коллективность,бессознательность, интуитивность, конкретность,доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость к недостаткам близких людей, умение прощать, забота о слабых, больных, сиротах, любовь к детям.
На основе этого можно сделать вывод: мужчины не должны быть добрыми, отзывчивыми, терпимыми к недостаткам близких людей, уметь прощать, заботится о слабых, больных, сиротах, любить детей. Это удел женщин. А гендерная культура представлена, как культура, предполагающая сформированность у человека правильного понимания о предназначении мужчины и женщины, их статусе, функциях, взаимоотношениях в обществе и в семье. Но, к сожалению, нет упоминаний о том, какое понимание о предназначении мужчины и женщины можно считать правильным, и кто будет определять эту степень правильности. Гендерная идентичность - это осознание себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности. Понятие действует отнюдь не за пределами субъективного опыта и служит психологической интериоризацией мужских или женских черт, возникая в результате процесса взаимодействия «Я» и других. Гендерная роль - социальные ожидания, вытекающие из понятий, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, одежды и жестов. Мужские и женские роли являются, как считают, взаимоисключающими, и в некоторых обществах ролевые поведения могут быть поляризованы: пассивность - женская роль, а активность - мужская. Предписания относительно поведения, связанного с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделении труда на мужской и женский. В первом выпуске Словаря гендерных терминов под общей редакцией кандидата филологических наук А.А. Денисовой понятие «гендерное образование», «гендерная педагогика» не представлено вообще, как и в педагогических словарях нет определения понятия "гендер". А гендерное просвещение трактуется как необходимый инструмент для достижения следующих целей:- построение демократического общества на принципах приоритетности прав личности (демократия должна «осознавать и чувствовать» особенности пола);- поддерживание истинной национальной безопасности государства: страна не может позволить себе роскошь продолжать игнорировать или недоиспользовать потенциал любого пола; Гендерное просвещение является частным случаем просвещения, в общем, и в первую очередь - это распространение знаний о специфическом наборе культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин и взаимоотношения между ними.
1.2 Организация работы с критерием и уровни гендерного воспитания В социально-педагогической теории выделяют три уровня гендерного воспитания: высокий, средний и низкий. Критериями для этих уровней будут являться: 1 Уровни гендерной идентичности: позитивный, дифференцированный, негативный. Под ней понимается результат отождествления личностью себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик (Т.В. Бендас, Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина); 2. Позиции общения по Э. Берну, «Я – о’кей, Вы – о’ кей», «Я – о’ кей, Вы – не о’ кей», «Я - не о’ кей, Вы – о’ кей», «Я – не о’ кей, Вы – не о’ кей»;Наличие или отсутствие гендерных стереотипов; 3. Уровень ориентированности на выполнение социальной роли в жизни; 4. Гендерная компетентность, которая характеризуется определённой системой знаний, позволяющих решать поставленные задачи. На основе представленных критериев, рассмотрим уровни гендерного воспитания. ТАБЛИЦА 2
Уровни Критерии
Высокий Позитивная гендерная идентичность, ненасильственное поведение в межличностных отношениях, отсутствие агрессии по отношению к противоположному полу. Принятие позиций общения «Я – о’кей, Вы – о’кей», сопровождается конструктивным решением своих проблем, признанием значимости других людей. Отсутствие гендерных стереотипов, высокий уровень ориентированности на выполнение социальной роли в жизни, осознание собственных гендерных характеристик. Знание сущности, специфики педагогической системы гендерного воспитания, знание специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек, знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут быть доступны ребенку, знание принципов гендерного воспитания.
Средний Дифференцированная гендерная идентичность, гендерные стереотипы присутствуют не в полной мере, средний уровень ориентированности на выполнение социальной роли в жизни Принятие позиций общения «Я - не о’ кей, Вы – о’ кей», сопровождается бессилием, когда сравнивают себя с другими. Она приводит к отдалению от людей, к депрессии, плохо осознаются или «вытесняются» собственные гендерные характеристики. Частичное знание сущности, специфики педагогической системы гендерного воспитания, приблизительное знание специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек, туманное представление о тех аспектах и сферах человеческой деятельности, которые могут быть доступны ребенку, знание только нескольких принципов гендерного воспитания.
Низкий Негативный уровень идентичности, придерживание гендерных стереотипов, низкий уровень ориентированности на выполнение социальной роли в жизни, не осознание собственных гендерных характеристик. Принятие позиций общения «Я – о’ кей, Вы – не о’ кей» это сопровождается упрёком других в своих ошибках, обманом унижением окружающих, насильственным поведением в межличностных отношениях по отношению к противоположному полу, проявление аморализма и агрессии; «Я – не о’ кей, Вы – не о’ кей», сопровождается потерей интереса к жизни, тщетностью и отчаянием. Не знание сущности, специфики педагогической системы гендерного воспитания, не знание специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек, не знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут быть доступны ребенку, не знание принципов гендерного воспитания воспитания.
Вывод по первой главе
Таким образом в школе гендерное образование в первую очередь должно быть направлено на преодоление гендерных стереотипов. Мужчина и женщина – это не две противоположности. Это всего лишь два разных пола, но одного рода – люди. И поэтому это должно не мешать, а наоборот способствовать развитию каждого мальчика и девочки. Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы.
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЙ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1.Диагностика исследования полоролевой идентичности.
Методика№1.Диагностическая методика «Рисунок человека»
Этот тест - один из наиболее используемых диагностических методов, можно применять с трёхлетнего возраста.
Данный метод впервые был предложен в 1926 году Ф. Гудинаф для исследования познавательных способностей. Впоследствии К. Маховер разработала критерии, позволяющие оценивать личностные особенности человека. Мы же используем данный метод для выявления степени выраженности полоролевой идентичности ребёнка, т.к. полоролевая идентификация (отождествление себя с представителями определенного пола) является ведущими механизмом полоролевой социализации.
Оборудование. Перед ребёнком вертикально кладут лист белой нелинованной бумаги стандартного формата А4 (21х30 см) и один простой карандаш. Карандаш - обязательно мягкий, лучше марки М или 2М допустимо использование неизношенного чёрного фломастера. Для дошкольников тестирование проводится исключительно индивидуально.
Примерная инструкция. «Нарисуй человека - всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше - так, как ты умеешь». Для маленьких детей инструкцию целесообразно изменить: «Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше». По ходу рисования комментарии не допускаются.
Если обследуемый задаёт уточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать принцессу?», «А можно, чтобы он был в шляпе?» и т. п.), то ему говорят: «Рисуй так, как ты хочешь». Если же вопрос противоречит инструкции, то её частично повторяют. Так, на вопрос: «А можно нарисовать только лицо?», - следует ответ: «Нет, нарисуй всего человека, целиком». Если обследуемый говорит: «Я нарисую робота», то ему отвечают: «Нет, нарисуй, пожалуйста, человека».
Если обследуемый рисуя, нарушает инструкцию (например, изображает только лицо или робота вместо человека), но не задаёт при этом никаких вопросов, то проверяющий воздерживается от замечаний и не напоминает инструкцию до конца рисунка. По окончании работы повторяют задание: «А теперь всё-таки нарисуй человека - всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше - так, как ты умеешь», (т.е. инструкция воспроизводится полностью). Нужно попросить сделать повторный рисунок и в том случае, если первоначальный получился схематическим («палочковый человечек») или шаблонно карикатурным.
Обработка и интерпретация результатов.
Приведём некоторые положения интерпретации, которые важно учитывать при обработке рисунка человека:
1. Успешная интерпретация рисунка базируется на гипотезе, что нарисованная фигура столь же тесно связана с индивидом, выполняющим рисунок, как и его походка, почерк и др.
2. Рисунок человека является отражением «Я - концепции», содержит бессознательную проекцию образа тела, проекцию половой идентичности.
Образ тела - это представление человека о самом себе.
Идеальное «Я» - это представление человека о том, какой он есть и каким хотел бы быть.
По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребёнком, в которой уточняются детали рисунка, особенности изображения, что за человек нарисован - какого он возраста, пола (если не ясно из рисунка), какой у него характер, чем он занимается, во что одет и др. Анализ половой идентичности начинается с того, что у автора рисунка уточняется, человека какого пола он нарисовал (по его ответу на вопрос: «Кто нарисован на рисунке?»), затем определяется - совпадает или нет пол автора рисунка с полом изображённого человека.Как указывает автор методики и другие исследователи, изображение фигуры человека своего пола, говорит о сформированности и принятии ребёнком своей половой роли.
Наличие дополнительных деталей, подробная прорисовка, «разукрашивание» свидетельствуют о позитивном отношении к персонажу, т. е. к себе как мальчику или девочке; неполнота рисунка, отсутствие необходимых деталей указывает на отрицательное или даже конфликтное отношение к себе как мальчику или девочке; размещение рисунка внизу страницы может свидетельствовать о депрессивности мальчика или девочка, наличие у его чувства неполноценности к своему полу.Ярко выраженная половая идентичность у ребёнка наблюдается, если в его рисунке прослеживаются различные признаки пола человека:
основные признаки пола (мужчина - обозначение паховой области, мускулатура, плечи - бёдра; женщина - грудь, талия - бёдра, плечи);дополнительные признаки мужественности/женственности (мужчины - усы, короткие волосы, борода и др.; женщина - длинные и распущенные волосы, косички, пышные причёски, длинные реснички и др.);традиционная мужская/женская одежда (мужчина - брюки, шорты, галстук, ботинки; женщина - платье, юбки, туфли, рюшечки, воланы и др.);аксессуары, ассоциируемые с определённым полом (мужчина - трость, сигарета, шляпа, автомобиль, велосипед, различные инструменты и др.; женщина - украшения, серьги, бусы, бантики, корона, сумки, косметика);О слабой выраженности половой идентификации свидетельствует бедность отражения в рисунке вторичных половых признаков. Степень имеющихся признаков пола проявляется в неяркой, стилизованной форме. Это может говорить о недостаточном принятии своей половой идентичности.
Половая идентичность не выражена при отсутствии признаков, определяющих пол персонажа. Например, рисуется человек из палочек или контур фигуры человека без каких-либо признаков пола.
Нами было проведено исследования полоролевой идентичности младших школьников.В этой диагностике участвовали 10 первоклассников.Рисунок показывает у них какой пол. Все нарисовали свой пол это говорит о сформированности и принятии ребёнком своей половой роли.
Методика №2.Методическая диагностика. Узнай свой гендер. Опросник Сандры БемОпубликовано 07.09.2012 автором ЛияЯ не забыла о том, что обещала познакомить Вас, уважаемые гости, с методикой, предложенной в 1974 году американским психологом Сандрой Бем (Sandra L.Bem) для диагностики социального пола (gender).Сандра Бем выдвинула концепцию психологической «двуполости», которую можно охарактеризовать в нескольких словах: «каждый ЧЕЛОВЕК сочетает в себе психологические качества обоих полов». Авторы, затрагивающие данный аспект, пожалуй единогласно поддерживают подобное трактование, добавляя: «...успешное сочетание как традиционно мужских, так и традиционно женских качеств», определяя психологическую андрогинию как «способность человека менять свое поведение в зависимости от ситуации».
Методика определяет степень андрогинности, маскулинности и феминности личности.Поло-ролевой опросник Сандры Бем — это наиболее широко используемый инструмент для измерения того, как взрослый человек оценивает себя с точки зрения гендера. Опросник включает в себя 60 утверждений (качеств), каждое из которых обследуемый оценивает по 7-балльной шкале исходя из того, насколько точно оно его характеризует. Если Вы не хотите заморачиваться со сложными подсчётами, можно просто избрать ответы "да" и "нет" и ставить себе за них по 1 баллу при совпадении с ключом.
Все определения в опроснике относятся к слову ЧЕЛОВЕК, потому предложены в мужском роде. И так начнём. Если Вы согласны с тем, что определение в опроснике характеризует имеено Вас, как ЧЕЛОВЕКА (вне зависимости от Вашего биологического пола (sex), отвечайте "да", не согласны - выбирайте ответ "нет". Не задумывайтесь долго над ответом, доверьтесь своему бессознательному и фиксируйте ответ по первой реакции.
Опросник можно применять и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями — людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и другие родственники, друзья, знакомые).
Текст опросника: "Я человек, ..."См .ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Опрос проводился в 4 классе( 10 учащихся) определили полоролевой идентичности. И так результат показывает в классе ярко выражено у 6 учащихся маскуллинность (60 %) и у 4 учащихся феминность( 40%) Большое значение в этом процессе имеют эмоции и чувства и формирующаяся оценка себя. Однако в младшем школьном возрасте нравственное поведение отстает от нравственного сознания, что свидетельствует об усвоении нравственных норм в основном на уровне знаемом.
2.2Методические рекомендация по организации работы в соответствие с гендером
Исходя из полученных результатов, можно дать учителям начальных классов следующие рекомендации:
1) При гендерном подходе к обучению мальчики и девочки имеют равные права в получении знаний и участии в общественной жизни школы; онине противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнёрских отношений.
2) Признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий жизнедеятельности, а даёт возможность наиболее полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и во вне учебной деятельности. Для реализации этой возможности формы, методы и средства обучения выбираются с точки зрения из целесообразности и могут быть разными для мальчиков и девочек.
3) При реализации гендерного подхода к обучению особенно актуальным является единство действий учителей и родителей ребёнка. Взаимодействие с семьями учащихся строится на основе согласования целей, задач воспитания и обучения, единства действий, требований и уважения ребёнка, как представителя своего пола, как личности, на основе соблюдения его прав, как человека.
Рекомендации родителям мальчиков:
1. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников - мальчиков.
2. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, воспринимают пространство и ориентируются в нем. Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения задания.
3. Старайтесь, давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности.
4. Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Это очень важно для мальчиков.
5. Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы не довольны.
6. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
7. Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик с присущими ему особенностями восприятия, мышления, эмоций.
8. Воспитывать, обучать и даже любить его надо по-особенному. Но обязательно очень любить!
Рекомендации родителям девочек:
1. Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
2. Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
3. Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.
4. У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.
5. Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
6. Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.
Рекомендации по организации образовательной деятельности с мальчиками
1. Давать задания в тетради на печатной основе, карточке, листе бумаги, так как развито визуальное восприятие пространства (умственная деятельность)2. Включать в поисковую деятельность, побуждать находить пути решения, так как лучше работают, когда надо додумать, сообразить(умственная деятельность)3. Использовать соревновательный метод, так активны, энергичны, эмоции выражают через действия(эмоции)4.Указания давать коротко, чётко, так как реагируют кратковременно(эмоции) 5. Активизировать в конце занятия, так как на этот период приходится пик работоспособности (поведение на занятиях)6. Давать чёткую оценку деятельности, оценивать конкретный деятельностный период, момент (восприятие оценки взрослого) 7. Побуждать отвечать на вопросы, так как есть предпочтение диалогу и дискуссионной деятельности, речь менее развита(речь)8. Чаще использовать на занятии (которое требует проявление точности движений руки, нагрузку на руку) пальчиковую гимнастику на расслабление кистей и пальцев рук, так плохо развита мелкая моторика руки (анатомо-физиологические особенности)
Рекомендации по организации образовательной деятельности с девочками
Давать задания устного характера, так как развит слуховой способ познания(умственная деятельность)2. Давать возможность прокомментировать, повторить правило, информацию вслух, так как лучше развита память(умственная деятельность)3. Давать задание с опорой на схему, используя алгоритм действия, выполнение действия по шаблону (умственная деятельность)4.Метод соревнования применять аккуратно, так как болезненно воспринимают проигрыш, когда кто-то в чём-то превосходит (эмоции) 5. Поощрять плодотворную работу во время всего занятия, так как после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности(поведение на занятии)6. Доверять выполнение в коллективных творческих работах задания по наклеиванию сделанных элементов на основу, так как лучше развита исполнительская сторона деятельности (аккуратность, качество)(поведение на занятиях)7. Давать задание по составлению повествовательных и описательных рассказов, побуждать рассказывать их, так есть предпочтение монологу и повествованию, лучше развита речь, богаче словарный запас
Вывод по второй главе
По первому диагностики: Нами было проведено исследования полоролевой идентичности младших школьников .В этой диагностике участвовали 10 первоклассников.Рисунок показывает у них какой пол. Все нарисовали свой пол это говорит о сформированности и принятии ребёнком своей половой роли.
По второму диагностики: Опрос проводился в 4 классе( 10 учащихся) определяли полоролевой идентичности. И так результат показывает в классе ярко выражено у 6 учащихся маскуллинность (60 %) и у 4 учащихся феминность( 40%)
Из результатов видно, что наибольшее влияние на формирование духовно-нравственных ценностей оказывает семья. Так же значительное место в формировании духовно-нравственных ценностей занимает школа. Важно заметить, что и средства массовой информации формируют духовно-нравственные ценности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Типичными мотивами поведения младших школьников являются стремление быть как взрослый, желание установить положительные отношения со взрослым, мотивы самолюбия и самоутверждения, познавательные мотивы. Взрослый предъявляет к ребенку младшего возраста требования морального характера. Ребенок начинает осваивать сферу нравственности как на уровне сознания, так и на уровне поведения. Большое значение в этом процессе имеют эмоции и чувства и формирующаяся оценка себя. Однако в младшем школьном возрасте нравственное поведение отстает от нравственного сознания, что свидетельствует об усвоении нравственных норм в основном на уровне знаемом.
В младшем школьном возрасте складываются механизмы управления своим поведением: усвоение и применение норм и правил поведения, соподчинение мотивов, умение предвидеть последствия поступков и поведения в ситуации выбора.
В данной курсовой работе автор попытался обозначить проблему учета гендерных особенностей и различий, как социально-биологических, так и половых. Изучение материалов по теме показало, что в образовательном процессе проблема гендерного подхода периодически возникает как в психологии, так и в педагогике.
Долгое время наша педагогика была без определения пола младшего школьника, она ориентировалась не на конкретного, a на абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характеристик, как половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие "усредненного существа".
В процессе работы определено понятие гендера (от англ. gender - род, пол) как социально-биологическую характеристику, с помощью которой люди дают определение "мужчина" и "женщина". Смысл понятия "гендер" заключается, прежде всего, в идее социального моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия. Сущность гендерного подхода - дифференциация по признаку пола, что означает принятие во внимание социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процессе.
Изучение практических материалов, разработок, мероприятий в рамках реализации тех или иных программ по нравственному воспитанию младших школьников, представленных специалистами общеобразовательных учреждений, показало, что проблема гендерного подхода существует. Не всегда принцип дифференциации по половому признаку учитывается в организации воспитательного процесса. В некоторых программах присутствуют лишь элементы, заимствуются части или отдельные блоки мероприятий с учетом гендерного подхода.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ян Амос Коменский. Избранные педагогические сочинения. М., Учпедгиз, 1955, стр. 161-376.
2. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов /В.С. Агеев// Вопросы психологии. – 1987.-№2.- с. 152-157.
3.Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
4.Бужигеева. М.Ю. «Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения» Педагогика. №8. 2002
5.Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 1998.
6.Н. Ерофеева. «В классе мальчики и девочки…Как их учить?» Народное образование.№2 2001
7. словарь по книге «психология человека от рождения до смерти»/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г
8. Еремеева В. Д. ХризманМальчики и девочки – два разных мира. – Санкт-Петербург, (изд.) 2001 – 97 стр.
9Практико-ориентировочный проект: «Начальное образование мальчиков и девочек в России: Гендерный подход» Костюченко Л. В., Белова М. Е. (электррес) режим доступа http…
10. Каманина Светлана Владимировна
Методическая разработка «Системное решение проблемы формирования гендерной культуры младших школьников»
11.Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек./ Педагогика, № 10, 2001г.
12.Клецина И.С. Гендерная социализация. — СПб, 1997.
13.Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. / “Дошкольное воспитание”. -№12.- 2003. — с.44–52.
14. Гендерный подход при подготовке к обучению в шкое М. Н. Терещенко.
15. Словарь Мищеряков, Зинченко
16. Градусова Гендерная педагогика
17. Джуринский история педагогики.
18. Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек // Педагогика . - №10. – 2001. – С. 30-35
19. Костикова, И., Митрофанова, А., Пулина, Н., Градскова, Ю. Перспективы гендерного образования в России/И. Костикова, А., Митрофанова и др.//Высшее образование в России. – 2001. – №2. – 75.
20. http://www.science-education.ru Подготовка педагогов к гендерному образованию и воспитанию детей. Шустова Л.П.
21. Л.В. Штылева, Ярославский педагогический вестник – 2011 - №2 – Том II (Психолого-педагогические науки)
22. http://ros-obrazovanie.ru
23. http://ket-met.ru
24. М.А. Радзивилова. Гендерный подход в воспитании дошкольников Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». №2(16). Май 2012 ¦ www.grani.vspu.ru
25. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических учебных зеведений. – М.: Академия, 2000.
26.Бабунова Е.С. Профессионально-педагогические аспекты этнокультурного образования: монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2006.
27. Тельнюк И. Полоролевая социализация детей в элементарной трудовой деятельности// Детский сад от А до Я
28.Эльконин Б.Д. Детская психология. – М, 2004 г.
ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ.Гендер - культурно-символическое определение пола, в отличие от понятия «пол» - биологическое определение. Если пол – это данность, то гендер – привнесенность сознанием, и такие конструкты культуры, как «женственное» и «мужественное», могут описываться только с учетом и использованием этого понятия, поскольку появляется возможность выйти за пределы биологических определений.Гендер – это понятие, которое используется для обозначения всех тех социальных и культурных норм, правил и ролей, приписываемых людям обществом в зависимости от их биологического пола.Гендерные исследования можно определить как междисциплинарную исследовательскую практику, реализующую эвристические возможности гендерного подхода для анализа социальных трансформаций и систем доминирования. Гендерный подход при этом рассматривается как направление исследования, согласно которому все аспекты социальности и культуры могут иметь гендерное измерение. Базисом гендерного подхода выступает представление о том, что почти все традиционно считающиеся «естественными» различия между полами имеют под собой не биологические, а социальные основания.Гендерное образование в узком смысле – это прежде всего просветительские программы по гендерной проблематике, которые читаются в различных вариантах для студентов, как правило, социо-гуманитарных специальностей. В более широком понимании, гендерным обозначают образование, которое содействует формированию гендерного равенства и способствует преодолению негативных гендерных стереотипов. В этом смысле гендерное образование не обязательно должно выражаться в каких-то конкретных образовательных программах, оно как бы «разлито» присутствует в процессах обучения и воспитания и является частью идеологии высшего образования.Гендерная чувствительность – это способность воспринимать, осознавать и реагировать на любые проявления сексизма, дискриминации по признаку пола или половой сегрегации.Феминизм – это понятие, требующее определения в двух уровнях. С одной стороны, он представляет собой широкое общественное движение за права женщин. С другой стороны, феминизм – это комплекс социально-философских, социологических, психологических, культурологических теорий, анализирующих положение дел в обществе.Гендерные стереотипы - это стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское».Гендерное равенство – равные права и равные возможности для мужчин и женщин в духовной, материальной, экономической, сексуальной и политической жизни; равная оценка обществом мужских и женских ролей; равенство статуса для мужчин и женщин; равные условия для реализации прав человека; для участия в национальном, политическом, экономическом, социальном и культурном развитии; для получения равных выгод по результатам участия.Дискриминация по половому признаку – это практика, посредством которой одному полу отдается предпочтение по сравнению к другому.Сексизм – это особый вид дискриминации, проявляющийся через позицию или действие, которые принижают, исключают, недооценивают и стереотипизируют людей по признаку пола.– приверженность идеям распределения социо-половых ролей, когда женщине приписываются природные качества и домашняя сфера деятельности, а мужчине – разум, профессионализм и активность. Разница между мужчинами и женщинами носит характер иерархической зависимости.Сегрегация – разделение людей в обществе на категории по признаку различения социальных статусов.Гендерная ассиметрия в сфере занятости – неравное распределение и оценка значимости мужской и женской рабочей силы на рынке труда.Горизонтальная профессиональная сегрегация – это неравное распределение мужчин и женщин по отраслям и профессиям.Вертикальная профессиональная сегрегация – это низкая доступность для женщин престижных профессий и должностей с более высоким уровнем принятия решений и ответственности, а следовательно предполагающих и более высокий уровень оплаты труда.Гендерные стереотипы – это стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское».
ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ
Макаренко Антон Семенович (1888-1939) — выдающийся (по некоторым оценкам, гениальный) советский педагог. Педагогическую деятельность начал в 1905 г. преподавателем ремесленного училища. В 1919-1937 гг. был руководителем колоний для беспризорных и несовершеннолетних преступников на Украине. Его деятельность и педагогические труды высоко оценивали такие выдающиеся педагоги и психологи мира, как Януш Корчак, СелестенФрене (см.), Джон Бернал, УриБронфенбреннер и др. Сегодня ведущее место в изучении его наследия занимает лаборатория исследовательского центра сравнительной педагогики Марбургского университета (Германия). Макаренко прежде всего добился необычайно высокой, практически стопроцентной социализации выпускников: все они, несмотря на «низкий старт» — печальный опыт беспризорности в детстве — становились благополучными, адаптированными в общество людьми и вспоминали колонию (фактически — тюрьму) как лучшее время своей жизни. Одним из «китов» этой педагогики был производительный труд воспитанников. На организованных в колониях заводах силами детей и подростков выпускалась продукция самой высокой по тем временам технологии, например бытовые фотоаппараты «ФЭД». Продукция пользовалась огромным спросом, воспитанники получали зарплату, производство было рентабельным — и всё это ничуть не в ущерб качеству воспитания и обучения (по тогдашним стандартам общего ремесленного образования).
Сухомлинский Василий Александрович (1918-70) - педагог, учитель украинского и русского языков и литературы, член-корреспондент АПН РСФСР(1957), АПН СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1968).Педагогическую деятельность начал в 1935, с 1947 директор Павлышской средней школы Кировоградской обл. Труды по теории и методике воспитания детей: "Сердце отдаю детям" (1969), "Рождение гражданина" (1970), ""О воспитании"" (1973) и др. Выразил стремление к гуманизации школьного образования в СССР, отстаивал право на педагогическое творчество.
Теплов Борис Михайлович (1896–1965) — российский психолог. В ранний период творчества провел цикл исследований в области психологии восприятия. В дальнейшем занимался проблемами психологии индивидуальных различий (см. Дифференциальная психология). Разработал психологическую концепцию способностей и продемонстрировал способы их эмпирического анализа в конкретных видах человеческой деятельности ( «Способности и одаренность», 1941; «Психология музыкальных способностей», 1940; «Ум полководца», 1943 и др.).
Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870/71) основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета, в 1846-49 профессор Ярославского Демидовского лицея, в 1854-59 преподаватель и инспектор классов Гатчинского сиротского института, в 1859-62 инспектор классов Смольного института. Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения "Детский мир" (1861) и "Родное слово" (1864), фундаментальном труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (2 т. 1868-69) и других педагогических работах.
Харламов Иван Фёдорович (1920—2003) — доктор педагогических наук (1973), профессор (1974), академик НАН Белоруссии (1990), заслуженный член Российской академии образования. Лауреат Государственной премии Республики Беларусь (2000). Участник Великой Отечественной войны. Автор более 300 научных и научно-методических работ по педагогическим проблемам обучения и воспитания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Памятка для родителей при общении с мальчиками и девочками.
• Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
• Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
• Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.
• Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
• Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
• Старайтесь, давая задание мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
• С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Узнай свой гендер. Опросник Сандры БемОпубликовано 07.09.2012 автором ЛияЯ не забыла о том, что обещала познакомить Вас, уважаемые гости, с методикой, предложенной в 1974 году американским психологом Сандрой Бем (Sandra L.Bem) для диагностики социального пола (gender).Сандра Бем выдвинула концепцию психологической «двуполости», которую можно охарактеризовать в нескольких словах: «каждый ЧЕЛОВЕК сочетает в себе психологические качества обоих полов». Авторы, затрагивающие данный аспект, пожалуй единогласно поддерживают подобное трактование, добавляя: «...успешное сочетание как традиционно мужских, так и традиционно женских качеств», определяя психологическую андрогинию как «способность человека менять свое поведение в зависимости от ситуации».
Методика определяет степень андрогинности, маскулинности и феминности личности.Поло-ролевой опросник Сандры Бем — это наиболее широко используемый инструмент для измерения того, как взрослый человек оценивает себя с точки зрения гендера. Опросник включает в себя 60 утверждений (качеств), каждое из которых обследуемый оценивает по 7-балльной шкале исходя из того, насколько точно оно его характеризует. Если Вы не хотите заморачиваться со сложными подсчётами, можно просто избрать ответы "да" и "нет" и ставить себе за них по 1 баллу при совпадении с ключом.
Все определения в опроснике относятся к слову ЧЕЛОВЕК, потому предложены в мужском роде. И так начнём. Если Вы согласны с тем, что определение в опроснике характеризует имеено Вас, как ЧЕЛОВЕКА (вне зависимости от Вашего биологического пола (sex), отвечайте "да", не согласны - выбирайте ответ "нет". Не задумывайтесь долго над ответом, доверьтесь своему бессознательному и фиксируйте ответ по первой реакции.
Опросник можно применять и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями — людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и другие родственники, друзья, знакомые).
Текст опросника: "Я человек, ..."1. Верящий в себя.
2. Умеющий уступать.
3. Способный помочь.
4. Склонный защищать свои взгляды.
5. Жизнерадостный.
6. Угрюмый.
7. Независимый.
8. Застенчивый.
9. Совестливый.
10. Атлетический.
11. Нежный.
12. Театральный.
13. Напористый.
14. Падкий на лесть.
15. Удачливый.
16. Сильная личность.
17. Преданный.
18. Непредсказуемый.
19. Сильный.
20. Женственный.
21. Надежный.
22. Аналитичный.
23. Умеющий сочувствовать.
24. Ревнивый.
25. Способный к лидерству,
26. Заботящийся о людях.
27. Прямой, правдивый.
28. Склонный к риску.
29. Понимающий других.
30. Скрытный.
31. Быстрый в принятии решений.
32. Сострадающий.
33. Искренний.
34. Полагающийся только на себя (самодостаточный).
35. Способный утешить.
36. Тщеславный.
37. Властный.
38. Имеющий тихий голос.
39. Привлекательный.
40. Мужественный.
41. Теплый, сердечный.
42. Торжественный, важный.
43. Имеющий собственную позицию.
44. Мягкий.
45. Умеющий дружить.
46. Агрессивный.
47. Доверчивый.
48. Малорезультативный.
49. Склонный вести за собой.
50. Инфантильный.
51. Адаптивный, приспособляющийся.
52. Индивидуалист.
53. Не любящий ругательств.
54. Не систематичный.
55. Имеющий дух соревнования.
56. Любящий детей.
57. Тактичный.
58. Амбициозный, честолюбивый.
59. Спокойный.
60. Традиционный, подверженный условностям.
Ключ к обработке результатов опросника.
Маскулинность («да») - 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37,
40, 43, 46, 49, 52, 55, 58.
Феминность («да») - 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41,
44, 47, 50, 53, 56, 59.
Феминность = (сумма баллов по феминности) : 20
Маскулинноть = (сумма баллов по маскулинности) : 20
Основной индекс:
IS = (Феминность - Маскулинность) х 2,322
Если IS от (-1) до (+1) андрогинностьIS меньше (-1) ( IS>1) маскулинностьIS больше (+1) (IS>1) феминностьЕсли IS <-2,025 ярко выражено маскулинностьIS >+ 2,025 ярко выраженная феминность
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендации родителям мальчиков:
1. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников - мальчиков.
2. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, воспринимают пространство и ориентируются в нем. Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения задания.
3. Старайтесь, давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности.
4. Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Это очень важно для мальчиков.
5. Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы не довольны.
6. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
7. Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик с присущими ему особенностями восприятия, мышления, эмоций.
8. Воспитывать, обучать и даже любить его надо по-особенному. Но обязательно очень любить!
Рекомендации родителям девочек:
1. Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
2. Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
3. Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.
4. У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.
5. Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
6. Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
По вопросу нравственного воспитания мальчиков и девочек в Программе обозначены следующие требования, которые и применяются в работе.
1. Добиваться, чтобы мальчики играли, занимались, разговаривали с девочками как с равными, но вместе с тем вырабатывать у мальчиков по отношению к девочкам предупредительность, сдержанность, умение уступать и заступится. И если это усвоено в детстве, то в дальнейшем не будет, рассматривается ими как ущемление собственных удобств, а явится выражением мужского достоинства и чести.
2. Требования к мальчикам должны формироваться чуть-чуть выше, чем к девочкам. Это надо понимать не как выход за пределы программы, а как опережение во времени. Например, мальчикам предоставляется возможность подать пример сдержанности, мужества, проявить внимание к окружающим. Так, им дается право первыми пойти в кабинет врача на уколы, первыми съехать с горы или перепрыгнуть через ручеек, оказать помощь, поднять оброненную вещь и т.д.
3. Программа рекомендует учить детей оказывать помощь старшим. Продолжая эту мысль применительно к мальчикам - учить их умению замечать, когда их сверстницы нуждаются в помощи, защите.
4. Программа обязывает учить детей предлагать стул вошедшему в группу гостю. И когда данное правило усвоено всеми, то пусть это делают чаще мальчики, чем девочки и обязательно похвалю: "Вы все вежливы". Но нашим мальчикам принадлежит особое право проявлять предупредительность, ведь они - будущие мужчины".
5. Воспитывать у детей навыки культуры общения, приучая их самостоятельно и справедливо разрешать споры и разногласия; выбирать очередность поступков с учетом их пола; формировать в них ответственность за свои поступки, не перекладываю вину на других.
Еще одним полезным приобретением для детских садов в области реализации программ по нравственному воспитанию дошкольников с учетом гендерного подхода стал "Банк обмена идеями" в рамках микрорайона. В Банке имеются конспекты занятий, развлечений, игр по темам, инсценировок и т.д.
Следовательно, работая по рассмотренной программе, которая учитывает гендерные особенности, специалистам детского сада удается сформировать у дошкольников основы морально-этических норм, нравственного поведения с учетом своей половой идентичности.
Цель: использование гендерных различий детей в организации образовательного процессаЗадачи: - выявить различия детей, опираясь на психологический портрет мальчиков и девочек;- учитывать особенности развития детей в образовательном процессе.
Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения.Одна из задач гендерной педагогики – теоретическое обоснование гендерного воспитания дошкольников, выявление психолого-педагогических условий эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации.В настоящее время проблема использования гендерного подхода для решения задач обучения, развития и воспитания дошкольников актуальна. Педагогам и родителям необходимо знать психологический портрет мальчиков и девочек. Они должны понять детей и помочь каждому раскрыться. Педагоги должны учитывать гендерные различия детей при организации образовательного процесса. Дети в этом образовательном пространстве будут ощущать себя комфортней, спокойней, увереннее, в результате чего будут лучше усваивать программный материал.