Влияние краеведения в воспитании подрастающего поколения страны .



Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24 г. Орска»







Влияние краеведЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ

ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ СТРАНЫ НА

ОСНОВЕ СОТРУДНИЧЕСТВА школы

с МОАУ ДОД «Центром детского и юношеского туризма

и экскурсий»








Петренко А.В.,
учитель географии








Орск 2013 г





«Велика роль краеведения в воспитании граждан страны,
чувство любви к своей Родине нужно заботливо взращивать,
прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней
в родной местности, в родной стороне – будет много людей,
похожих на иссушенное растение перекати-поле»
академик Д. Лихачев



Обновление гуманитарного общего образования осуществляется на основе целесообразного введения интегрированного курса «Краеведение».
Теоретические аспекты изучения краеведения в школе нашли дальнейшее развитие в условиях введения ФГОС второго поколения, где итогом обучения обозначены личностные, метапредметные и предметные результаты каждого школьника, выражающиеся в определенных качествах. При этом усилена ориентация на становление личностных характеристик ученика, среди которых на первое место ставится «любить свой народ, свой край, свою Родину». Особая роль в развитии данной характеристики обучающегося принадлежит краеведению [4]. «География – единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы» [5, с. 21].
В настоящее время особое значение приобретает приобщение обучающихся к истории и духовным ценностям Отечества, формирование у них гражданской позиции, основанной на знании доблестей и бед, побед и ошибок своего народа.
Для успешного выполнения этих задач необходимо, чтобы обучение и воспитание подрастающего поколения было тесно связано с жизнью, с теми переменами, которые переживает сейчас наше общество.
Краеведение позволяет глубже понять происходящие события современности и принять участие в изучении и сохранении культурного наследия, повышает общекультурный уровень обучающихся и способствует организации их активного участия в общественной жизни.
Краеведческая деятельность связана в первую очередь с историческим прошлым страны: детей учат бережно, с уважением, относиться к истории, достижениям деятелей науки и искусства, культурным и природным памятникам.
Использование местного материала в процессе обучения обеспечивает раскрытие общих закономерностей изучаемых явлений, позволяет пробудить у обучающихся интерес к знаниям, воспитывает в них стремление к самостоятельному творчеству, помогает им выбрать будущую профессию. Кроме того, школьное краеведение является важнейшим средством осуществления межпредметных связей. Наряду с образовательно-воспитательными задачами краеведение решает задачи и общественно полезного характера.
Школьное краеведение направлено не только на изучение родного края, но и дает возможность учителю преподавать географию на богатом конкретном материале согласно диалектическому правилу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Краеведческий принцип в обучении состоит в установлении связи изучаемого школьного курса географии со знаниями и навыками, приобретенными в результате исследования родного края [3, с. 9]. Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края легче усвоить географию отдаленных районов России и зарубежных стран.
Благодаря краеведению преподавание географии строится не на «словесных схемах», а на наблюдениях подлинной действительности. Из этого вытекает, что краеведение должно служить преподавателю географии повседневно и непрерывно, а не только быть связанным с работой в краеведческих кружках.
На краеведческом принципе должны строиться традиционные уроки. Правильная организация краеведения в школе призвана обеспечить тесный контакт учебных занятий по географии со всей краеведческой работой (программной и не программной) [2, с.13].
Учителя географии г. Орска решили эту проблему с помощью тесного сотрудничества школы с МОАУ ДОД «Центром детского и юношеского туризма и экскурсий», который организует и проводит ряд учебных экскурсий для школьников младшего и среднего звена.
Экскурсия «Метеостанция» содействует формированию умений обучающихся вести совместно с метеорологами наблюдения за погодой с помощью специального оборудования и выполнять измерения на метеорологической площадке с последующей обработкой и использованием данных при изучении в 6 классе тем «Атмосфера», «Погода».
Экскурсия «Орск – город яшмы» знакомит учащихся с геологическими процессами, рельефом, полезными ископаемыми и минералами. Экскурсанты в естественной природе изучают технологический процесс добычи яшмы, выход горной породы на земную поверхность в районе горы Полковник (рис. 1).




Рис. 1. Изучение обнажений с изогнутыми слоями широкополосатой яшмы на учебной экскурсии «Орск – город яшмы».


Экскурсия «Город в двух частях света» раскрывает историю г. Орска, его промышленный потенциал посредством знакомства с циклами отдельных производств (орский хлеб, швейная фабрика). Эта экскурсия наиболее востребована учащимися 9 классов при изучении отраслей рыночной специализации (рис. 2).



Рис. 2. Экскурсии «Памятники истории орчан»

В основу учебных экскурсий положены педагогические принципы, а именно: взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета география, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов. Проведение экскурсий особенно важно в целях воспитательной работы и стратегии развития личности обучающегося [1].
Реализация краеведческого принципа в обучении географии требует умелого сочетания разнообразных методов и приемов учебной работы. В одних случаях усвоение географических понятий происходит в процессе непосредственного изучения края; в других – из рассказов, чтения литературных и научных произведений о своем крае или из бесед о родных местах, происхождении местных географических названий на уроках географии, что способствует усвоению учебной программы.
Школьное краеведение имеет высокую учебную ценность. Учебное краеведение, его содержание и характер определяется учебной программой. Непрограммное краеведение, его задачи и содержание строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса – на географической площадке, во время учебной экскурсии. Но в них обязательно участие школьников всего класса. В непрограммном краеведении школьники принимают участие на добровольных началах. Это туристские походы по своему краю, школьные экспедиции и пр. Организация и отношение к учебной программе этих двух видов школьного краеведения различны, но вместе с тем они связаны друг с другом, так как при изучении родного края для комплексного его описания в образовательных целях в процессе программной экскурсии и во время туристского похода происходит сбор краеведческого материала, проводятся практические работы по наблюдению местных явлений и объектов. Общим является также обязательное руководство учителя всей работой.
Таким образом, краеведение способствует соединению обучения и воспитания, развивает наблюдательность, мышление, способствует увлечению наукой, воспитанию воли и других ценных качеств личности. Реализация краеведческого принципа дает возможность обучающимся в знакомой местности, в повседневной обстановке, наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования понятий на полученных реальных представлениях, составляющих основу географической науки.

Литература

1. Неясова Н.Г. Авторская дополнительная образовательная программа «Здесь мой край, здесь я живу» как одна из форм воспитания толерантности / Н.Г. Неяснова, И.Ф. Исмагилова. – Орск: МОАУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма экскурсий», 2012. – 24 с.
2. Никонова М.П. Землеведение и краеведение: учеб. пособие / М.П. Никонова, П.Р. Данилов. – М.: Академия, 2002. – 231 с.
3. Строев К.Ф. Краеведение: учеб. пособие / К.Ф. Строев. – М.: Просвещение, 1974. – 144 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. № 1897.
5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. – (Стандарты второго поколения).
орск -город яшмы 3Рисунок 1орск в 2 частях светвРисунок 1C:\Users\Анатолий\Downloads\орск в 2 частях светв. площадь кириллова.jpeg15