Методическая разработка «Справедливость в воспитании подрастающего поколения»
Методическая разработка
на тему:
«Справедливость в воспитании подрастающего поколения»
Выполнил:
преподаватель Максимова С. М.
Канаш 2014
Содержание
стр.
Введение 3
Глава 1. Что такое справедливость? 4
1.1 Воспитание к разумному подчинению, к необходимости
повиноваться закону вообще, не только за страх, но и за совесть. 6
1.2. Что важнее: внутренняя сторона поступка или внешняя? 8
Глава 2. Что важнее в педагогике: любовь или справедливость? 9
2.1 Поговорим о несправедливости в учебных заведениях 11
Заключение. 14
Литература 15
Введение
Нравственное воспитание человека, в смысле образования у него взгляда не самого себя и на отношение к другим людям и определение обычной деятельности, служащей выражения этого взгляда, - это воспитание совершается непрерывно у каждого человека, с самого начала его духовной жизни, под влиянием многочисленных обстоятельств.
Успех воспитания во многом зависит от того, на сколько наставник знает своих воспитанников, насколько он сумел проникнуть в их внутренний мир, понять их психологию. Педагоги, воспитали обязаны быть справедливыми, строгими и требовательными, но не жестокими. Необходимо считаться с побуждениями и привычками ученика, которые выражается в его поведении. Важно не то, что наставник считает себя справедливым, а то, считают ли его справедливым воспитанники. А через справедливость можно прийти к дружеским, сердечным отношениям со своими учениками.
Соглашаясь с взглядами на образование и воспитание, с известными педагогом начала xx века А. Н. Острогорским, хотелось бы выразить и свои мысли в области элементарных требований к человеку, кем бы он ни был. Почему-то всем хочется, чтобы окружающие его люди поступали справедливо, а сами могут себе позволить быть несправедливым. Справедливость человеком признается такое лицо, которое относится постоянно внимательно к внутренней стороне каждого поступка, а не такое, которое воздает равной мерой каждому, кто бы ни совершил данный поступок.
Глава 1. Что такое справедливость?
Справедливость – такой элемент людских отношений, необходимость и обязательность которого всем признается. Человек, чем-либо вооруживший против себя других людей, потерявший надежду на дружелюбное расположение к себе, все-таки ожидает мало того - требует от них справедливости. Упрек человеку в оказанной другому несправедливости вызывает в нем хотя смутное недовольство собой желание оправдаться перед своей совестью.
Справедливость – самое элементарное этическое требование, присущее человеку, на какой бы ступени развития ни стоял он, в каких бы общественных условиях ни находился.
При всем том, однако, жалобы на справедливость приходится слышать очень часто, гораздо чаще чем можно было бы ожидать при общем сознании, что жить без справедливости нельзя не только государству, обществу, но и самой маленькой семье. Ведь кажется, так просто сообразить, что нуждаясь в справедливости к себе, каждый обязан и сам быть справедливым, и внушать другим её необходимость.
Отношение людей между собой иногда укладывается в очень простые нормы, и того справедливым быть вовсе не трудно. Можно договориться с сапожником, сколько он будет брать за пару сапог, и справедливость будет исчерпана уплатой договоренной суммой денег. Но не все отношения можно уложить в договор. Сложных отношений гораздо больше, чем простых. Притом я не всегда знаю, чего требует от меня тот, с кем я имею дело, требования заранее не выясняются, не предъявляются. Чаще всего мы слышим упрек в несправедливости задним числом, когда дело уже сделано. Если хочешь быть справедливым, надо выяснить, что могут от нас требовать, как нам вести себя, определить это в виде общего руководящего начала.
Сознание человека не остается прикованным долго одному какому – нибудь чувству или мысли. Постоянный наплыв впечатлений невольно отвлекает его внимание в стороны, и нужно сильное напряжения. Бывает, что и человек не в силах справиться с этим наплывом, чувствует себя рассеянным, не способным разобраться в своих впечатлениях. Вовсе не мудрено поэтому, что человек не в состоянии удерживать в своем сознании мерки справедливости постоянно, во всякую минуту, при всяких обстоятельствах. Другие чувства – раздражение, гнев, восторг и прочие – овладевают им при разных случайностях жизни и отодвигают чувство справедливости далеко на задний план. Желание раздавить ненавистного нам человека могут сделать нас несправедливыми к нему. Восторг, возбужденный в нас, может увлечь нас далеко за пределы справедливости. Волнующие нас чувство легко могут вызвать забвение и прежде всего обязательной для нас справедливости и вызвать с нашей стороны какой – ни будь акт, который тяжело отзовется на другом, обидев его своей несправедливостью.
Уместно ли вносить какого бы то ни было рода личное чувство в учебное заведение, в отношения между педагогами и учащимся?
Педагоги давно высказываются, что нет. Но обусловленное принятие такого положение, мне кажется, не вполне возможным. Надо помнить, что педагог тоже человек. Нельзя запретить ему чувствовать обиду, когда оказывать к нему неуважение к симпатичному юноше, возмущение глупостью, оскорбление и прочее. Но следует педагогу бороться с такими чувствами по отношению к учащимся, не допускать и стать побуждениями к тем или иным действиям, затемнив или отодвинув на задний план более надежного руководителя – разум.
Прежде всего, наши силы не равны. В руках педагога, воспитателя слишком много средств для того, чтобы выйти непременно победителем из личной борьбы, хотя бы он был и неправ. Во вторых, и это главное, учебное заведение – не вся жизнь.
Воспитание к разумному подчинению, к необходимости повиноваться закону вообще, не только за страх, но и за совесть.
Цель учебного заведения и состоит в том, чтобы воспитать, приготовить к жизни. Роль воспитателя тем и определяется, что юноша или девушка не умеет приспосабливаются к жизни в обществе. Что он еще не может ориентироваться среди своих и чужих интересов, что он недисциплинирован. Его надо воспитывать. Его стесняет известное распоряжение, и он как умеет, протестует, проявление его в этом случае есть объект наблюдение для воспитателя, никак не личная обида. Он может заставить юному подчиниться себе, подействуем на него угрозой строгой кары, но ведь не только в этом должен быть цель. Он воспитывает только тогда, когда постепенно приводит своего питомца к разумному подчинению, к необходимости повиноваться закону вообще, не только за страх, но и за совесть.
Не раз получалось, что натворившие разных бед юноши принимали как должное, что воспитатель нашумел, накричал, сорвал сердце, употребил какое-либо редкое слово, рассердившись на своих питомцев. Это естественно. Ребята понимают, что гнев иной раз трудно содержать, когда он порвется в шуме и брани, но понимают и то, что его надо сдерживать, иначе он может увлечь далеко. Норма – спокойное содержание, крики и брань – нездоровы явления, хотя они и естественные. Они оскорбляют, и их приходится прощать, но давать им волю над собой не следует; это и опасно, и служит признаки бессилия.
Тот же элемент страстного возбуждения. Возможность которого мы признали в воспитателе, мы встречаем и у ребят, который чувствует себя оскорбленным, и точно так же он может завести его дальше, чем следовало бы, и думаем, что разумный воспитатель должен предвидеть возможность таких последствий и уберечь от них своего питомца.
Обязательства. Вытекающие из свойства нашей натуры и ложащиеся на обе заинтересованные стороны, должны быть разделены между той и другой стороной неравномерно. Требования к себе справедливости вполне законны, и всякие излишества, дозволенные себе под влиянием аффекта обиды несправедливостью, извинительное, может быть, всяких других аффектов.
Но в виду того, что они все же излишества, мы вправе требовать чтобы человек не отдавался во власть их, и, конечно, от взрослого мы более вправе требовать разумности, сдержанности, спокойного суждения, владения собой, чем у юноши.
Наконец, надо понимать, что молодой, неопытный ум так склонен к обобщениям, а с этой стороной нельзя не считаться. Мысли, которые родятся в голове юноши, оскорбленного несправедливостью, могут быть очень пессимистического свойства, а возбуждение мыслей в этом направлении надо признать прямо преступным, ничем не извиняемым, если в этом повинен, хотя бы и ненамеренно, воспитатель.
Объем понятий о справедливости не представляет чего-либо постоянного, законченного. Оно может вмещать в себя и очень много . и очень мало. С усложнением людских отношений и особенно с повышением нравственного уровня и развитием индивидуальности требований эти могут быть очень широко раздвинуты, Средний человек нашего времени требует уважения к себе, доверия, к его добросовестности, правильной оценки его мыслей и намерений и считается несправедливостью, когда ему не доверяют, переталкивают его слова, подозревают его способным на что-либо, что он считает дурным. И когда имеешь дело с человеком, то обязательно надо отнестись к нему внимательно, предположить в нем скорее доброе, чем злое, и т.д. Но не все признают за людьми такие права. Очень многими доверие считается не естественным правом, а таким, которые надо заслужить. Точно так же при нашей склонности смотреть на других сверху вниз мы нередко и не предполагаем в этих других особой щепетильности и третируем их как людей с невысокими нравственными запросами. Понятно, что помимо сознательного нарушения справедливости ради личных или своекорыстных соображений часто мы бываем, несправедливы невольно, вследствие недостатка чутья в оценке душевного строя другого лица или под давлением предвзятого мнения, с которым мы подходим к другому человеку.
Как часто поруганное чувство справедливости может вытекать из непонимания душевного склада человека. Юноша или девушка часто может быть не в состоянии дать себе отчета, в чем дело, но он чувствует себя обиженным, испытывает горькое чувство, от которого иной раз долго не может освободиться и сохраняет о нем воспоминание до конца жизни. Взрослому человеку иногда нелегко проникнуты в мысли чувства учащихся. Как-то, невольно измеряешь его своей меркой, судишь его по тому, на что способен сам или что видишь у своих сверстников. Понятно, что вследствие этого возможны очень грубые ошибки.
1.2 Что важнее: внутренняя сторона поступка или внешняя?
Пока говорили так много о внутренней справедливости, что умолчание о внешней справедливости, , что умолчание о внешней справедливости может подать повод к недоразумению, будто вовсе не признают ее в учебном заведении. В обиходе жизни, особенно в училище, очень много есть такого, в чем сами учащиеся не усматривают ничего ни нравственного, ни безнравственного.
Таковы многие порядки. Бесспорно, надо приходить в кабинете вовремя, надо умываться, расчесываться, соблюдать известную форму общежития, нельзя курить и т.п. Сами учащиеся знают, что это все надо, и не претендуют особенно на то, что им за это достанется. Придавать такого рода требованиям иной характер вообще и не следует. Но иногда случается, что усердный воспитатель не удерживается в разумных пределах пускается толковать по такому поводу о святости долга и т.п.
Пока эти толкования обращаются к массе, можно говорить только об их вероятной бесполезности, можно вспоминать изречение, что от великого до смешного только один шаг. Но совсем иное дело, когда такое обращение адресуется к какой-либо определенной личности. Тут уже может быть один шаг от великого к несправедливому.
Надо очень хорошо знать личность, чтобы сделать обобщение от нарушения порядков учебного заведения к небрежности к своему долгу. От курения – к слабохарактерности и т.п. При неразборчивости и неумелости дело может принять совсем иной оборот и вызвать в назидаемом чувство обидной несправедливости.
Если мы желаем быть справедливыми, то нам обязательно нужно обратить внимание на внутреннюю сторону поступка, считается с душой, т.е. оценить побуждения лица и вероятные последствия той меры, будет ли то наказание, или просто слово осуждения, которая вызывается им. В самом деле, на разные натуры, разные в отношении впечатлительности, совестливости, одна и та же мера действует по- разному.На одного из двух равно виноватых одна и та же мера, наверное. Ляжет тяжелее. Чем на другого. В вопросе о справедливости центр тяжести лежит не в том, кто произнести суждение, а в том, о ком оно произносится; человека, способного понять и верно судить о нас, мы называем справедливым. Неизменно в справедливом человеке не то, что данное проявление вызывает в нем всегда одну и ту же реакцию, а то, что он относится ко всем ровно, внимательной беспристрастно.
Глава 2. Что важнее в педагогике: любовь или справедливость?
Говорят, что в педагогическом деле любовь плодотворнее, нужнее справедливости…
Все хорошо понимают значение любви в педагогическом деле. Человек, не любящий детей, не должен посвящать себя педагогическому делу, потому что оно до такой степени трудно, что только любя детей, можно нести его тяготы.
При несовершенстве человеческой натуры, при роковой не способности человека осуществлять свои идеалы ему суждено и при всей его добросовестности делать ошибки и промахи, иногда и очень крупные. При любви многое прощается. Наконец, и это главное, любовь к делу можно вызвать статьей, или рассуждением о ней. Путь к дружеским сердечным отношениям между наставником и питомцем идет через справедливость.
Справедливость. Заставив человека вникать в дело, сблизить обе стороны, дает возможность ближе, глубже заглянуть в душу человеческой, полюбив человека. Любовь, естественно, рождается там, где является знание предмета, работа с ним и над ним. А когда люди дичатся друг друга, сторонится один другого, довольствуется формальным отношениями, любви между ними не может быть. Сближение людей, напротив того, вызывает в них дружелюбие, снисхождение, привязанность, любовь.
Но невозможно сказать человеку: полюби меня, но можно и вправе обратиться к нему со словами: будь ко мне справедлив.
Начнем же со справедливости – и, бог даст, мы полюбим свое дело, полюбим воспитуемые наше юношество. Нужно заметить, что и при любви справедливость будет далеко не лишней.
Перебирая случаи несправедливости, можно отметить и врагов наставников, превращающих его в несправедливого человека. Люди не добросовестные могут руководствоваться своекорыстными расчетами. Люди горячие, невоздержанные должен работать над собой, учиться владеть собой, чтобы не делать несправедливостей. Люди вообще добропорядочные могут иметь двух врагов: нетерпеливость и мизантропию. Нетерпение заставляет человека забывать, что воспитание совершается во времени, он не видит или не ценит успехов питомца, если они прибывают медленно, думает, что достаточно раз дать наставление, чтобы мальчик сразу стал лучше, и беспрестанно укоряет его беспечностью, недостатком воли, нечувствительностью. Мизантроп страдает от своей проницательности и подозрительности. Следует упомянуть еще о третьем враге – самоуверенность, но это уже враг всякой работы.
Чтобы быть справедливым, надо изучать субъект, присматриваться, проверять свои выводы, а самоуверенность надевает на человека такие очки, через которые он только и видит собственное совершенство, т.е в сущности – ничего не видит.
2.1 Поговорим о несправедливости в учебных заведениях
Один из видов несправедливости в учебных заведениях составляют взыскания, налагаемые на целые группы воспитанников, когда наставнику не удается определить, кто из них был виновником того или иного проступка. Такого рода меры несправедливы т.к для каждого ясно, что в таких случаях за вину одного отвечает кроме него двадцать или тридцать других – невиновных. Говорить об ответственности всех за каждого можно, только имея в виду не проступок, совершенный этим одним, а уже совсем другой проступок – не наблюдение товарищами друг за другом, сокрытие виновного и т.п. Но обычно понимают, что такое наказание возникает, когда не справляются со своими обязанностями : с надзором и разбором дела. В виду такого положения взыскания с массы и не причисляется к наказаниям, а оправдывается лишь как средство, понудить виновного сознаться в своей вине, чтобы избавиться товарищей от незаслуженного наказания.
Изредка этого прием и достает цели, но гораздо чаще он сильно усложняет дело, создавая и для самого виновного, и для его невиноватых товарищей такие положения, выбраться из которых честью бывает трудно. У товарищей, составляющих одну коллективную единицу, так, что масса успела сжиться, всегда образуется нечто подобное общественной чести и общественному мнению. Группа дорожит своей репутация в том ил ином отношении, по своему действует не своих, кто вредит этой репутации и иного очень энергично примеряет частные интересы с общественными. Случается, что воспитанники сами бороться с дурными наклонностями своих товарищей, без чего бы то ни было вызова.
В случаях наложения взыскание на массы с целью раскрытия виновного мы опирается не на эту сторону товарищество. Воспитывающей, ищет опоры не в этой общественной чести, а в себялюбии каждого отдельного ученика, а самого себя выдвигает как лицо, имеющее право наказывать, и даже наказывать невиновных. Тяжесть предстоящего наказания, которые в массе всегда переносится мене, смягчается с чувством борьбы, которая начинается между одним из своих и общим врагом. Питомцы начинают радоваться неудачам и промахом своего наставника. Поэтому, эта мера может иметь успех лишь тогда, когда в коллективе господствует эгоистические склонности, когда коллектив живет недружно.
Нужно вспомнить еще и следующее: наши выпускники тепло отзываются о тех наставников, которые отличаются справедливостью. Тех, кого вспоминают теплыми словами нередко встречаются и те, которые не отличились высоким нравственным совершенством нравственным совершенством. У одних были одни слабости, у других – другие. Нередко о справедливости упоминается вслед за тем, как указывалось, что педагог был строг и не скупился на наказание. Тем не менее справедливость этих лиц отличается каждый раз, и воспоминание о наставниках, одаренных этим качеством, всегда вызывает самого теплое чувство. Видно, что справедливость в глазах вспоминающих составляла такое качество, которое покрывало многие недостатки. Наказание и часто очень суровые, переносились сравнительно легко, раз они признавались заслуженными. И в прошлом были хорошие люди и доброжелательные воспитатели, и теперь они есть. И прежде среди наставников встречались люди, которым не место было бы в учебном заведении, и теперь они есть. Было и справедливость и несправедливость. Мы должны быть строже и требовательнее и к самим себе, к нашим воззрениям и действиям. Иногда кажется, что это не право, а наша обязанность, тем более что, наблюдая и вдумывалась в окружающее, часть приходим к выводу что в наше время не все обстоит так благополучно, как хочется верить, и причина этого – в ошибочности иных наших мнений и суждений.
Нельзя не отметить также того, что жизнь не застаивающаяся на месте, с развитием общества вообще принимает все более сложных формы. Усложнение касается как жизни семейной, так и общественной, а поэтому не минует и учебные заведения. Факты же более сложной жизни часто принимают более резкие формы, дающие возможность яснее и полнее понять эти самые факты и разъяснить себе многое, что прежде представлялось неясным, противоречивым, случайным. Сличая настоящее с минувшим, мы лучше понимаем, что в нем временно, а что в нем временно, а что постоянно.
Спокойное и беспристрастное суждение всегда лучшая гарантия верности наших выводов. Между тем, прислушиваясь к тому, что говорится вокруг нас, нам кажется, что атмосфера, окружающая нас не благоприятствует соблюдению справедливости.
В обществе в последнее время часто слышатся жалобы на молодое поколение. Говорят, что оно слишком рано начинает жить, что в нем мало духовных интересов, что оно равнодушно к образованию и т.д. И мало ли что еще говорят о молодом поколении, об учащейся молодежи. Что в этих отзывах верно, что преувеличено – судить довольно трудно. Жить стало труднее, говорим все мы, потребности наши выросли, на каждом шагу мы встречаем людей, быстро разбогатевших и пользующихся всеми благом жизни, которыми не пользуются идеалисты. Личным опытом многих из нас, на себе испытавших все лишения и тяготы трудовой жизни, заставляет нас желать, чтобы наших детей миновали эта горькая чаще. Мудрено ли, что слыша наши речи, наши воспоминания, дети наши энергичнее берутся, за проведение в жизнь наших же желаний, и до того иной раз энергично, что нам становится жутко.
Естественно отцам желать, чтобы их дети стали со временем лучше их, являлись продолжателями их дела, принеся с собою больше знаний и умений, больше энергии. Видя, что надежды их не вполне сбылись, и не замечая, что надежды-то эти были преувеличены, люди часто переходят в крайность и начинают видеть своих прямых наследников в мрачном виде, вызывая в порядочных людях чувство горечи. И под влиянием этого чувства начинают делать обобщение, строить шаблон, которым и меряют всего учащуюся молодежь. Избежать такого шаблона почти невозможно, да и не надо.
Заключение.
Среди молодежи, как и среди нас, есть и хорошее, и дурные люди. Чувствуя, что всегда и всюду в суждение о ней вносится предубеждение, вытекающие из того, что мы подходим к ней с готовым шаблоном, неблагоприятным для нее, она не может не чувствовать себя оскорбленной, не может не настраиваться враждебно. Молодежи кажется, что правды нет на земле, что она одна хранит её и борется за неё с нами. А вражда – явление противообщественное, потому что не укрепляет, а разрушает общественные связи, и нарушает преемственную передачу умственного и нравственно наследия. Молодое поколение должно составлять опору и надежду того поколения, на смену которого оно является.
С другой стороны, действие, производимое несправедливостью, часто оказывается гораздо печальнее теперь, чем было прежде. Несправедливость оскорбляет самолюбие, и в отношение наследство, переданное не нашим детям, не может быть признано особенно ценным. Каждый случай, который кажется им проявлением нашей к ним несправедливости, отзываются в них с особой горечью, производит печальные , болезненные последствия. Приходится сказать, что спрос на справедливость возрос гораздо больше, чем предложение.
Дело воспитания стало иным труднее, чем было прежде. Помимо болезненных, уродливых явлений, с которыми приходится встречаться в учебном заведении, и здоровая масса учащихся предоставляет материал, требующий от воспитателя более внимательного и заботливо ухода. В общем сознании всего общества справедливость понимается глубже, понятно, что и дети сделались более чуткими к ней.
Нужно верить в воспитательное значение уважаемой личности, и поэтому уважение учащимся к своему наставнику необходимо класть в основу работы.
Нельзя требовать от педагога, наставника, чтобы он был совершенством, но справедливым обязан быть каждый, потому что это первое, самое элементарное требование, какое только может быть предъявлено воспитателю.
И чем было бы возможность создавать учебное заведение, где были бы условия, благоприятные для установления справедливости в отношениях между учащимися, то в таких условиях жилось бы легче и крепче верилось.
Литература.
Острогорский А. Н. Избранные педагогические сочинения. М. «Педагогика». 1985г.
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1979.