Педагогические идеи в воспитании подрастающего поколения в творчестве Ризаэтдина Фахретдинова


Педагогические идеи в воспитании подрастающего поколения
в творчестве Ризаэтдина Фахретдинова
Одной, из самых социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста и профилактики преступлений среди учащейся молодежи. Преобразования российского общества в направлении рыночных отношений сопровождается, особенно у несовершеннолетних, кризисом духовных ценностей. Настоящее время характеризуется трансформацией образа жизни стереотипов поведения людей. Это связано с тем, что социально-экономическое развитие кардинальном образом меняет их сознание. Резкий поворот в жизненной ориентации молодежи приводит к увеличению разрыва между поколениями и. в следствие, сопровождается изменением ценностей, норм, форм и механизмов адаптации социальных субъектов к современным условиям. Отражением кризиса выступает целый ряд проблем, связанных с социальной дезадаптацией многих социальных групп нашего общества и. в частности, молодежи: в последние годы социологи отмечают среди них значительный рост правонарушений, алкоголизма, наркомании, суицидов. Поэтому рассмотрение трудов педагогов-классиков, рассматривающих глубинные процессы развития молодежи, является актуальной проблемой современности. Творения великих ученых, философов, педагогов дополняют и развивают современные проблемы воспитания, обучения и в целом развития подрастающего поколения. Одним из таких ученых — энциклопедистов, просветителей, педагогов конца XIX и начала XX веков является Ризаэтдин Фахретдинов. Им опубликованы 77 книг, посвященных разным аспектам педагогики, также в журнале Шура было опубликованы 777 его научных статей по истории, философии, географии, психологии, экономике, истории общественной жизни. Представляет интерес рассмотреть основные положения его трудов, относящихся к проблеме воспитания. Значительный интерес для современной педагогики имеет его произведение «Воспитанная мать» [1–4]. В этом небольшом произведении Ризаэтдин Фахретдинов акцентировал свое внимание на том, что результат воспитания и развития детей зависит, прежде всего от воспитанности самих родителей, где роль матери выступает на первый план.
«Не все люди одинаковы: одни из них злые, другие добрые, есть среди них вежливые и грубые, знающие, образованные и невежи. В большинстве случаев в том, что люди становятся такими, также «виноваты» их матери. Благовоспитанные матери — это нескончаемый клад» (курсивом представлены наставления Ризитдина Фахретдинова, рассмотренные в [1–4]).
В произведениях Ризаэтдина Фахретдинова одним из ключевых вопросов является проблема взаимоотношения матери и ребенка. Он утверждает, что никто не может так относиться к своим детям, как родная мать, и поэтому он считает, что никто не сможет заменить родную мать в воспитании детей, даже родной отец.
«Полученное в детстве воспитание от матери дети сохраняют в себе до седых волос».
Велика роль матери в воспитании детей и потому что матери всецело отдают себя заботе о детях.
«Воспитанные матери будут стараться защищать своих детей от холода и жары. Также матери будут держать в чистоте тело и одежду своих детей. Воспитанные матери каждое свое дело в отношении ребенка исполняют по режиму: своевременно кормят, укладывают спать, регулярно купают».
Силы и мудрость воспитанные матери черпают, следуя и выполняя законы шариата.
«Воспитанные матери считают своих детей даром Аллаха, они стараются оберегать их своей душой и телом».
Гармония взаимоотношения матерей с детьми устанавливается и потому, что мать старается познать своего ребенка со всех сторон.
«Воспитанные матери стараются изучить характер ребенка, только после этого, напрягая весь свой ум и силы, начинают прививать им хорошие привычки».
Повседневно общаясь с матерью, особенно на начальном этапе жизненного пути, мать становится образцом для подражания.
«Воспитанные матери в обращениях к детям не допускают крика, шума, рукоприкладства, да и дети воспитанных матерей не совершают подобных недозволенных вещей»
Такое поведение матерей подтверждается их активной жизненной позицией, милосердием, энергичностью.
«Дети будут помнить своих матерей добрыми и милосердными, своими защитниками от недозволенных и опасных вещей».
Матери разъясняют детям, что значит быть воспитанным и какими она хотела бы их видеть во взрослой жизни.
«Дети воспитанных матерей не нуждаются в указаниях и приказаниях, типа: “Будь таким! Не делай так!” Они сами стараются стать воспитанными».
При этом мать всегда подчеркивает значимость отца в жизни семьи, а значит, и в жизни ребенка.
«Воспитанные матери покажут своим детям их отцов самыми уважаемыми людьми, робких — преподнесут самыми энергичными. Однако о провинности детей отцам никогда не говорят в присутствии детей».
Воспитанная мать старается прививать детям положительное восприятие и отношение к миру.
«Воспитанные матери никогда не рассказывают своим детям о таких небылицах, как черт, нечистый дух, оборотень, шурале, или подобных бесполезных вещах».
Воспитанные матери расширяют кругозор и интерес детей к окружающей действительности.
«Воспитанные матери разрешают своим детям играть в современные игры и путешествовать».
Воспитанные матери создают положительную мотивацию к получению образования.
«Воспитанные матери не устрашают детей школой, медресе, а также учителями и муллами. Учение они никогда не покажут как страшное явление. Наоборот, преподнесут его как хорошую и любимую вещь».
Воспитанные матери проявляют искренний интерес к учебе и успехам детей.
«После возвращения детей с учебы расспросят об уроках, за их ответы похвалят, постараются вселить в них любовь и стремление к дальнейшей учебе».
Воспитанные матери прививают у детей интерес к труду.
«Воспитанные матери в свободное время обучают своих дочерей домоводству, учат, как пришить пуговицу, обращаться с иголкой, ставить самовар, мыть посуду, а также кулинарным делам. В зависимости от возраста девочек объясняют, что предстоит сделать им в будущем».
Чистота, опрятность, аккуратность — это показатели воспитанных детей.
«За неопрятность, нечистоплотность и неряшливость каждый достоин упрека, а девочкам это недозволительно вдвойне».
Забота о здоровье детей — это священная обязанность матери.
«Воспитанные матери оберегают своих детей от сквозняка, от простуды, особенно тогда, когда те вспотели. В летние дни не допускают вспотевших детей к открытым окнам, а зимой не разрешают вспотевшими выходить на улицу».
Воспитанные матери прививают культуру здорового образа жизнедеятельности детям.
«Воспитанные матери добиваются становления привычки, чтобы дети не ели, пока не проголодались, и не прекращали еду, не наевшись. Эта привычка — первое условие для нормальной работы желудка».
Приучение к рациональности в использовании одежды — это первый шаг к здоровью детей.
«Воспитанные матери одевают детей в одежды, оберегающие их от жары и холода. Нет более удобной одежды, чем льняная. Поэтому воспитанные матери готовят для мальчиков и девочек нижнее белье изо льна, при этом стараются проследить, чтобы дети эту одежду носили недолго, поскольку бессменное ношение одежды также может приносить вред».
Обобщая деятельность матерей в воспитании детей, Ризаэтдин Фахретдинов акцентирует внимание детей на значимость и роль труда матери в их жизни, и поэтому в знак благодарности к матерям он приводит слова пророка Мухаммеда, мир и благословение ему от Всевышнего: «Рай находится под ногами матерей».
Таким образом, приведенные рекомендации по взаимоотношению матерей с детьми не потеряли актуальности в современных условиях и могут послужить добрым примером гуманного отношения при воспитании детей. В этом проявляется талант педагога, мыслителя, философа Ризаэтдина Фахретдинова, сумевшего раскрыть сущностные, глубинные вопросы воспитания детей.
 Литература
1. Творчество Ризы Фахретдинова // Сб. статей / БНЦ УРО АН СССР. — Уфа, 1988. — 136 с.
2.Проблемы башкирской, татарской культуры и наследие Ризы Фахретдинова: материалы межрегионального симпозиума (13 мая 2005 года). — Уфа: ООО «Принт +», 2006. — 206 с.
3.Учение о нравственности. Хрестоматия / Составитель В.С. Казыханов. — Набережные Челны: Институт непрерывного педагогического образования, 2000. — 164.
4. Фахретдинов, Ризаэтдин. Насихаттар / Ризаэтдин Фахретдинов // Таржемасехе, тозоусесе А. Г. Салихов. — Уфа, 2003.