Рабочая программа по элективному курсу Русская словесность

6 класс

Употребление языковых средств
Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.
Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.
Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.
Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.
/// Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической окраске. Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и с поставленной целью.

Средства художественной изобразительности
Понятие о средствах художественной изобразительности.
Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.
Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.
Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.
/// Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.

Юмор в произведениях словесности
Юмор в жизни и в произведениях словесности.
Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.
Значение употребления средств создания юмора в произведении.
/// Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.



Произведения устной народной словесности

Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.
Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.
Легенда как создание народной фантазии.
Предание о реальных событиях.
/// Выразительное чтение былин. Рассказывание предания, легенды.


Эпическое произведение, его особенности

Что такое эпическое произведение.
Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения.
Герой произведения и автор произведения.
Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом Произведении.
/// Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского, отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.


Лирическое произведение, его особенности

Что такое лирическое произведение.
Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.
Двусложные и трехсложные размеры стиха.
Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.
Роль аллитерации в стихотворном тексте.
Стиховая пауза.
/// Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.

Драматическое произведение, его особенности

Что такое драматическое произведение.
Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.
Сюжет драматического произведения.
/// Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.




















Календарно-тематическое планирование
№ п/п


Тема






1


Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.

2


Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.


3


Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.


4


Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.

5


Обогащение словарного запаса: работа со словарями.

6


Понятие о средствах художественной изобразительности.

7


Инверсия . Риторический вопрос.


8


Практическое занятие. Употребление средств худ. выразительности.

9


Юмор в произведениях.





Средства создания юмора.

10


Пр. работа .Создание собственного юмористического произведения.


12


Произведения устной народной словесности.

13


Устное и письменное изложение юмористического произведения.

14


Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.

15


Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.

16


Легенда как создание народной фантазии. Предание о реальных событиях.

17


Выразительное чтение былин. Рассказывание предания, легенды.

18


Эпическое произведение.

19


Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя.

20


Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении.

21


Отличие эпического произведения от лирического и драматического.

22


Различение героя, автора и рассказчика.

23


Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.


24


Лирическое произведение.

25


Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.


26


Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения.

27


Роль аллитерации в стихотворном тексте. Стиховая пауза.

28


Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.

29


Драматическое произведение.

30


Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога.

31


Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.

32


Сюжет драматического произведения.

33


Отличие драматического произведения от эпического и лирического.

34


Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения.

35


Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.




15