«Наши земляки – участники Великой Отечественной войны»


Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Кош-Агачская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Информационно-исследовательский проект
«Наши земляки – участники Великой Отечественной войны»
Участник:
Кукпеков Максим
ученик 9 класса

Руководитель:
Абитова Келбет Азанбековна учитель истории Горного Алтая








Введение

Обоснование выбора темы:
Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать учащимся величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу – одна из задач гражданско-патриотического воспитания.
Исследовательский проект «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны» направлен на патриотическое воспитание детей, социализации личности подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Воспитание любви и уважения к своей Родине и её героического прошлого можно осуществить на уроках истории, истории Горного Алтая.
Проблема:
За годы Великой Отечественной войны из Ойротской автономной области (ныне Республика Алтай) ушло на фронт 42268 человек, из них 707 женщин. С 1941-1945 гг. из Кош-Агачакого района призвано на фронт 1990 человек. Погибли и пропали без вести 1048 человек, в том числе одна женщина.
Статистический анализ внесенных в Книгу Памяти воинов –горноалтайцев, погибших и пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.(5 томов) включает в себя данные по районам Республики Алтай, данных по селам нет.
Цель проекта: воспитание гражданственности, патриотизма; привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений; увековечение подвига многонационального народа в Великой Отечественной войне; повышение интереса к истории Родины.
Задачи проекта:
актуализировать изучение истории Горного Алтая в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.;
провести статистический анализ участников войны по селам из Кош-Агачского района;
приобщить учащихся к истории своей страны, малой Родины;
совершенствовать методы проектной и исследовательской работы учащихся.
воспитать чувство гордости за свое Отечество, свой народ;
Ожидаемые результаты проекта:
воспитание гражданственности и патриотизма;
воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны;
повышение интереса к истории страны;
помощь в проектной деятельности школьников, связанной с гражданско-патриотической тематикой;
выявление одаренных ребят, способных к творческой, исследовательской деятельности;
организация привлекательной формы досуга школьников, которая способствует профилактике асоциального поведения.
Тип проекта: информационно-исследовательский, внутришкольный, краткосрочный.
Методы исследований:
Работа со школьным архивом.
Беседа с родственниками, коллегами по работе, знакомыми.
Обращение в военкомат, музей, библиотеки сельских поселений для сбора информации.
Работа с Интернет ресурсами.
Поиск родственников.
Возраст участника проекта: 15 лет (9 класс).
Время работы над проектом: 1 месяц.
Предполагаемый продукт:
Альбом (статистические данные об участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. по селам Кош-Агачского района Ойротской а.о.)
Этапы работы над проектом: HYPERLINK "http://nsportal.ru/ap/shkola/materialy-k-attestatsii/library/proektnye-tekhnologii-na-urokakh-istorii-i-obshchestvoznan" HYPERLINK "http://nsportal.ru/ap/shkola/materialy-k-attestatsii/library/proektnye-tekhnologii-na-urokakh-istorii-i-obshchestvoznan" Этапы Деятельность учащихся   Деятельность учителя  
Организационно-
подготовительный Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи. Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности участника на всех этапах.
 Поисковый Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала, выдвижение и проверка гипотезы, оформление альбома самоконтроль. Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности ученика, оценка.
Итоговый Оформление проекта, подготовка к защите. Подготовка выступающего, помощь  в оформлении проекта.
Рефлексия Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?» Оценивание участника проекта.
Результаты исследований
Как мы выяснили, в процессе исследования в рамках школьного курса истории Горного Алтая Великой Отечественной войне отводится совсем немного времени. Учащиеся имеют отрывочные представления о земляках –участниках войны, поэтому создаваемый проект имеет большую значимость и предполагает осуществление патриотического воспитания молодого поколения путём вовлечения школьников, родителей, общественности в совместные мероприятия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, поиск новой информации.
Тема проектной работы выбрана учеником неслучайно, так как все меньше и меньше остается очевидцев военных событий 1941-1945 годов. Важно знать и помнить ветеранов, ведь в нашем районе остался один ветеран Великой Отечественной войны- Байгонаков Джума Тортулович из села Жана -Аул, которому исполнилось 91 лет.
В дальнейшем ученик планирует собрать биографии остальных участников войны и дополнить альбом.
На этапе рефлексии было проведено анкетирование с обучающимся, в ходе которой было выявлено, что изучение темы войны очень важно и актуально в настоящее время. Наиболее сложным в работе над проектом посчитал - сбор материала и выступление перед аудиторией. Самое важное, по мнению ученика, в работе над проектом - научиться преодолевать трудности, преодолевать свой страх и неуверенность и в следующем учебном году пожелал продолжить работу над проектом.
Практическая значимость данной проектной работы заключается в том, что ее можно использовать на уроках истории Горного Алтая в 9-х классах, классных часах, внеклассных мероприятиях, на уроках мужества и как материал по краеведению. Результаты исследований могут быть использованы при проведении уроков истории, истории Горного Алтая, тематических классных часов и Уроков Мужества. Образовательный продукт данного исследовательского проекта – альбом «Помним о каждом!», используется на уроках, и во внеурочное время. А так же это материал для школьного музея.
Вывод:
Таким образом, проведенные нами поиск и исследование позволяют сделать следующий вывод: несмотря на то, что наш район находился далеко от боевых действий, фронтовики Кош-Агачского района внесли весомый вклад в общее дело Победы над фашизмом. Не только героизм и отвага солдат, но и тяжелый, порой изнуряющий труд в тылу во имя победы помогли выстоять нашим землякам-фронтовикам.

Список использованных источников информации
Алушкин Б.К. Помни подвиг победителей – г. Горно-Алтайск, 2010
Помнить о каждом. – Горно –Алтайск. Книжное издательство «Юч-Сюмер» Республика Алтай, 2001.
Книга памяти
Интернет-ресурсы