Презентация на тему Экологическое воспитание младших школьников
Экологическое воспитание младших школьников. Автор презентации Дедыч Т.В. Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 49» г. Печора. Экологическое воспитание младших школьников. “Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках”.В.А. Сухомлинский Цель экологического воспитания. Становится ясно, что спасти окружающую среду от деградации человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома — Земля. Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Задачи экологического воспитания. Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды В условиях современной экологической ситуации необходимо уделять большое внимание развитию экологической культуры детей. Мы, педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных, образованных людей, активных защитников природы. Развитие экологической культуры детей осуществляется в процессе изучения учебных дисциплин и во внеурочной деятельности. Эта работа предполагает наличие творческого подхода, без чего невозможна успешная работа с детьми. Нам необходимо дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, сформировать у них соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению. Игровые методы обучения. В экологическом воспитании младших школьников большое значение имеет использование игровых методов обучения. Такой подход является естественным для данного возраста. Игра как форма воспитания выполняет функции нравственного и экологического просвещения; развивает физические данные, прививает чувство взаимовыручки, силу воли; развивает полезные качества. Игра-соревнование «Экологическое ориентирование» Эта игра разработана с целью привлечения ребят к туристко-краеведческой деятельности. Участвуя в игре, дети познают свой край, начиная с малого: знакомятся с парковой зоной города и ее растительностью, получают начальные навыки ориентирования.В нашей школе очень популярна игра по станциям, поэтому мы с легкостью перейдем на природные объекты. Идея игры в том, что дети ищут ответы на вопросы путем наблюдений в природе. Каждая группа выполняет задания по маршрутному листу и получает баллы. На финише участники сдают свои маршрутные листы. Мы запланировали игру в конце учебного года в парке имени Володи Дубинина в предверии праздника Всемирного дня защиты окружающей среды (5 июня). Самый главный итог игры –соревнования -это новые знания и интерес к экологии, туризму, природе, истории, культуре родного города и края. МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ1. Знатоки природы2. Помоги дереву3. Земля -наш дом4. Птичья столовая5. Следопыты6. Историки Экологическая почта в начальной школе «Экологическая почта»-это одна из форм детского экологического объединения младших школьников, это программа деятельности, продолжительностью в один учебный год, это сюжетно-ролевая игра, на протяжении которой каждый участник выполняет обязанности почтальона, становится и получателем и отправителем корреспонденции, а главное –автором писем, причем не только от себя как школьника, но и от первого лица в роли тех или иных представителей животного и растительного мира. Особое внимание в этой игре уделяется развитию эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника, способности к сопереживанию представителям животного и растительного мира , сочувствия им, милосердия. Формируется эстетическое отношение к природе. Игра нацелена на создание условий для реализации активной нравственно-экологической позиции ребенка. Содержанием деятельности в «Экологической почте» являются создание писем и другого рода корреспонденции экологического содержания, их доставка, а также переписка с другими людьми и даже с представителями животного и растительного мира. Эффективность работы будет значительно выше, если в организации ее деятельности примут участие специалисты по изобразительному искусству, музыке, информатике и др. Ведь письмо может быть не только рукописным, но и рисованным, музыкальным, отправленным по электронной почте и т.д. Необходимо уделить особое внимание подготовке к созданию писем и подведению итогов -обеспечению ситуации успеха для младших школьников. сентябрь Примерное содержание работы «Экологической почты» в начальной школе на каждый месяц учебного года.Старт игры. Формирование и открытие «Экологической почты». Распределение ролей. Введение символики. Информационное письмо для всех учащихся школы, родителей, организаций, с которыми предполагается взаимодействие по ходу игры «Экопочта — это мы!». Разведка адресов. октябрь Конкурсы «Птицы –наши друзья» Был организован школьный конкурс презентаций, фотографий и рисунков «Птицы нашего края». Мы принимали участие в нескольких конкурсах организованных национальным парком «Югыд ва» посвященных птицам:1. Конкурс рисунков «Горихвостка-птица 2015 года».2. Конкурс фотографий «По соседству мы живем» 3. Конкурс фотоотчетов «Птичья столовая»Наши ребята получили призовые места в этих конкурсах. ноябрь Открытое рисованное письмо «Какой я хотел бы видеть Землю». Создание письма предваряется видеопутешествием в историю, в ходе которого дети знакомятся с уникальными природными объектами, потерявшими свой прежний облик сегодня в результате антропогенного воздействия, и заочным путешествием по заповедникам, которое помогает сформировать у детей представление о богатстве и красоте первозданной природы, ее разнообразии. Созданные письма-рисунки с небольшим текстовым комментарием оформляются в виде большой выставки в школьном фойе, чтобы с ними могли познакомиться и учащиеся, и педагоги, и родители. декабрь Новогодняя почта. Целью новогодней корреспонденции является сохранение елей, предупреждение их бездумной вырубки ради новогодних праздников. Эта корреспонденция оформляется в виде листовок разным адресатам (родителям, сверстникам, жителям микрорайона и т. д.). Обращения могут быть составлены от имени ребенка — родителям («Мама, я не хочу живую елочку!..»).Наши дети участвовали в конкурсе рисунков поделок, стихов, экологических сказок в рамках Всероссийской природоохранной акции «Не рубите ель!» . Были подведены итоги, дети получили призы и грамоты. Январь Открытое письмо «От имени природы». Каждый ребенок выбирает конкретного представителя животного и растительного мира, от имени которого будет создано письмо-обращение к Человеку. Подготовка к созданию этого письма включает в себя самостоятельное (и, конечно, при помощи родителей) знакомство детей с литературой об этом животном или растении, его наблюдения в природе. февраль Каждый ребенок выбирает одного из представителей животного или растительного мира, занесенных в Красную книгу, с которым хотел бы подружиться и которому особо хотел бы чем-то помочь. Предварительная работа нацелена на то, чтобы ребенок прочитал дополнительную литературу о выбранном им животном или растении, так как в письме предстоит изложить, что ребенку уже известно о своем будущем друге, почему он занесен в Красную книгу и что могло бы помочь в решении проблемы. В итоге наши ребята (2 и 4 класс) принимали участие в научно-практической конференции, посвященной Международной акции «Марш парков-2016».В настоящее время наши дети принимают участие в Республиканском художественном конкурсе «Мир заповедной природы». март Неожиданным для детей является получение ими писем от различных представителей окружающей природной среды. Березка пишет о том, что боится весны из-за тех многочисленных повреждений коры, которые достаются ей от любителей березового сока, и просит помощи у ребят. Птицы просят младших школьников позаботиться о безопасности их птенцов — так дымно в лесу от туристских костров весной! Обратиться к детям за помощью могут и комнатные растения, находящиеся как в школе, так и дома, насекомые (бабочки, майские жуки), которых школьники часто превращают в свои игрушки. Соответственно, ответами ребят животным и растениям будут не только слова, но и заданная в письмах программа действий. апрель Ко Дню Земли, который уже стал традиционным в России, экологическая почта, как говорят, «завалена» праздничной корреспонденцией. Все поздравляют родную планету с ее Днем. Кто все? И сами дети, и животные, и растения, и взрослые... Послания самые разные — и обычные письма, и рисунки, и телеграммы, и стихи, и радиопередачи, и музыкальные обращения к Земле. Вся поступившая на экопочту творческая корреспонденция озвучивается на празднике, в сценарий которого сообщение экопочты включается особой страницей.В этом году в нашей школе организован конкурс плакатов «Живи Земля!» май Поскольку в этом месяце заметно повышается активность дачников, туристов и других категорий любителей пребывания на свежем воздухе, корреспонденция, отправляемая с экологической почты младших школьников, обращена, главным образом, к ним. В конце учебного года можно подвести итоги, отметить самых активных участников Экопочты призами и грамотами. Мы планируем провести школьный конкурс презентаций на экологическую тему «Земля –наш дом».Интересными будут для детей планы на летний отдых, связанные с удивительными открытиями и исследованиями. Заключение Деятельность экопочты не обязательно ограничивать одним учебным годом, так как в процессе ее работы может установиться длительная переписка с другими экологическими объединениями. По мере освоения детьми экологических и других знаний, содержание деятельности экопочты будет усложняться. Ее работа может быть продолжена и после начальной школы. Важно, чтобы и тогда она сочеталась с реальной экологической деятельностью школьников, сохраняла элементы игры и романтики. Использованная литература: 1) «Экологическое воспитание во внеклассной работе» Кожевникова В.Н. 2) «Экологическое воспитание в начальной школе» Кириченко У.А. 3) «Экологическое воспитание в начальной школе» Пронякина С.В.