Выступление по темеДуховно-нравственное, патриотическое воспитание школьников


1 слайд
Сегодня в воспитании школьников все больше внимания уделяется духовно-нравственному аспекту. В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания школьников. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру и традиции своего народа? Разрабатываются различные программы духовно-нравственного воспитания. Построенные согласно
Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников разработанных в соответствии с
  Федеральным законом
 "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273
«Федеральным государственным образовательным стандартом»,
2 слайд
Основными Задачами духовно-нравственного воспитания являются
-формирование национальных базовых ценностей, через духовно-нравственное воспитание личности ребенка как гражданина России;
-расширение социального опыта, принятия общепринятых норм и правил жизни через организацию игровой, проектной деятельности, вовлечение родителей в процесс социализации детей;
- формирование начальных основ сотрудничества в триаде педагог-ребенок – родитель в процессе игрового взаимодействия в ведущей деятельности каждого возрастного этапа: раннее детство – общение и предметная деятельность, дошкольное детство – общение и игра;
- становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания.
3 слайд
Общеобразовательная школа призвана содействовать сплочению нации на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов.

Основные ценности, которые должны воспитываться в ребенке
патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,
семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; Здоровье — забота о своем здоровье, формироание привычки к здоровому образу жизни.
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
4 слайд
Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.
Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа
5 слайд
Что же является источниками духовно-нравственного воспитания детей:
Семья, малая родина, страна, общество, труд, наука, природа, искусство, многонациональный народ Российской Федерации. 6 слайд
Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.
Обеспечение духовно-нравственного развития личности россиянина — ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» – значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.
7 слайд
Духовно-нравственное развитие российских школьников в общеобразовательной школе обеспечивается программами воспитания и социализации, в соответствии с теми источниками человечности, которые были определены выше:
1.ПАТРИОТИЗМ 2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ3. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ 4. ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ5. СЕМЬЯ 6. ТРУД И ТВОРЧЕСТВО 7. ПРИРОДА И ИСКУССТВО8. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
8 слайд
История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм – любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов.   Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление.    Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в себе социальные, политические, духовно – нравственные, культурные, исторические компоненты.
Подготовка мероприятиям, посвященным памятным датам, просмотр презентаций о военных событиях, все эти мероприятия очень важны, каждое соприкосновение с живой историей, каждый рассказ о славных страницах нашего государства наполнен особым смыслом, что во многом способствует гражданскому и нравственному становлению личности
9 слайд
СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ
Социальная солидарность - возможность личности развиваться в неагрессивной, благоприятной социальной среде. Социальная солидарность раскрывается в таких ценностях:
Свобода личная и национальная;
Доверие на всех уровнях общества;
Справедливость;
Милосердие;
Доброта;
Честь и честность;
Достоинство.
Конечно все эти понятия очень важные. Милосердие- это то, чего так не хватает в нашей жизни. Милосердие предполагает принятие, то есть терпимое отношение к несовершенству других, способность не осуждать ,уметь прощать, терпеливо помогать, проявляя истинную доброту в делах и чувствах своих. Это очень хорошо просматривается в притчах. Причем дети с удовольствием слушаю, рассуждают.
В рамках беседы о Свободе личной и национальной
, детям было дано задание продолжить предложение: Я могу или я не могу дружить с детьми другой национальности.
Ответы: зачитать
10 слайд
Очень важно говорить о ГРАЖДАНСТВЕННОСТиДети должны знать, что Российские народы образуют российскую гражданскую нацию. Их объединяет общая историческая судьба, культура. Правовое государство. И здесь наряду с такими важными понятиями как
Долг;
Закон;
Правопорядок;
мы рассматриваем Те азы и основы без которых нельзя обойтись в школе. Это соблюдение правил поведения, обязанности школьника. Соблюдение режима дня, дежурство в классе. Потому что без малого не создать большого.
11 слайд
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей, основанное на приобщении их к православным традициям, является одним из приоритетных направлений работы школы.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах и предметных олимпиадах православной направленности, просмотр православных фильмов и мультфильмов. Дети находят интересную информацию о святом, чье имя носят ,на информационном стенде можно познакомиться с православными праздниками, а также с историей строительства нашего Свято-Никольского собора. Собрали материал для оформления фотоальбома «Свято-Никольский кафедральный собор». Настоятель нашего собора о.Андрей всегда готов оказать нам помощь в проведении бесед или экскурсий по нашему собору.
12 Слайд
СЕМЬЯ Россия начинается с российской семьи. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми. Дети должны знать о том, что семья очень важна и значима в их жизни. Они должны знать, что в час нужды они могут обратиться за помощью и поддержкой именно к своей семье. Это знание повышает их уверенность в себе и помогает спокойно и стойко противостоять стрессовым ситуациям. Уверенность в себе и чувство защищенности помогают им сталкиваться и преодолевать реалии жизни.
Разговор с детьми о роли семьи и нравственных ценностей родителей, а также их практическая демонстрация – это основные способы раскрыть перед детьми огромное значение семьи.
Вот, что написали дети в мини-сочинении «Моя будущая семья»
13 слайд
Нет средства более важного, чтобы стать человеком, личностью, семьянином и гражданином, сделать себя и окружающий мир лучше, чем свободное творчество и каждодневный труд. Это возможно, если человек принимает ценности:
Познание и истина;
Креативность и инновационность;
Целеустремленность и настойчивость;
Трудолюбие;
Бережливость
Важная задача педагога – помогать ребёнку в активном приобретении собственного опыта, развивать его потребности в получении определённых умений и навыков.
14 слайд
ПРИРОДА И ИСКУССТВО
Россияне вправе гордиться своей страной, ее славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открыть для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ландшафты школьники могут, приобщаясь к ценностям:
Жизнь;
Родная земля;
Красота;
Гармония
15 слайд
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
У россиянина необходимо воспитывать способность к духовно-нравственному развитию через обращение к другим национальным культурам и мировому культурному наследию. В то же время он сам должен быть понятен представителям других народов, открыт и дружелюбен по отношению к ним.
Цель изучения в школе основ православной культуры —
помогать: - школьнику вырасти добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным к учителям и воспитателям, любящим свою Родину, стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений;
- семье воспитывать добронравных сыновей и дочерей, продолжателей своего рода;
- школе выпускать свободных и ответственных граждан России.
Духовно-нравственное воспитание, будучи основанным на многовековых российских педагогических традициях, помогает привить школьнику тот нравственный иммунитет, который ему очень необходим для противостояния всё более растущим эгоизму, распущенности, жадности, потребительству, сквернословию, жестокости, блужданиям в виртуальном мире, а также втягиванию детей и молодежи в наркоманию, разврат и преступные сообщества. Непонимание цели и смысла жизни, подражание кумирам, которые в буквальном смысле губят свою жизнь – всё это нередко приводит к тому, что и школьники перестают ценить жизнь…
Для проведения уроков я практически всегда нахожу интересный видеоматериал. В ходе просмотра или после мы с детьми стараемся выяснить, почему был совершен поступок, событие. Как это повлияло на жизнь героя и т.д., младшие школьники выполняют задания в виде рисунков, мини-сочинений. В кабинете оформлен информационный стенд, есть подборка журналов «Русский дом», и как я уже говорила, собрана определенная видеотека. А также оформлена небольшая выставка детских работ на православную тематику. С ребятами 8 класса приняли участие в работе межрайонного форума православной молодежи, а в выставке творческих работ на православную тематику приняли участие все желающие.
16слайд. И закончить мне хотелось бы словами Константина Дмитриевича Ушинского