Рабочая программа по окружающему миру 2 класс «Школа 2100»


«Утверждаю»:
Директор МБОУ»СОШ № 5»
_________________ Мансуров Р.М.

Приказ №____ от 27 августа 2013г.
Рассмотрено и принято на
педагогическом советепротокол № 1 от 27 августа 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №5» г. Набережные Челны.
для 2 А класса
Составитель: Хуснутдинова Клара Шузеповна , учитель 1 квалификационной категории.
«Согласовано»
Зам. директора_________________ Зиннурова Л.Р.
Рассмотрено на заседании МО
протокол № 1 от 27 августа 2013г.
Руководитель МО ___________ Хуснутдинова К.Ш.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир » для 2 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе :-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ от 6 октября 2009 г. №373)
-Примерной программы по окружающему миру для четырехлетней начальной школы образовательной системы «Школа 2100».Москва «Баллас»,2011 г.
-Локального акта образовательного учреждения (Положение о разработке и утверждении рабочих программ по предметам от 27.08.2013 года. )- Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» на 2013 – 2014 учебный год (утвержденный решением педагогического совета),а также планируемых результатов начального общего образования.
Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав которого входят:
1. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. («Наша планета Земля») 2 класс : учебник : в 2 ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
2. Вахрушев, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 2 класс («Наша планета Земля») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
3. Вахрушев, А. А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 2 класс («Наша планета Земля») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О. А. Родыгина. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
4. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 2 класс («Наша планета Земля») : метод. рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев, Е. А. Самойлова, О. В. Чиханова. – М. : Баласс, 2010.
Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному общеобразовательному стандарту по русскому языку. Учебник включён в федеральный перечень учебников рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2013/2014 учебный год
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Системно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных навыков, умений и способов деятельности; возможность осуществить межпредметные связи.
Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития естественнонаучных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к нравственным ценностям, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Предмет «Окружающий мир», как часть системы начального образования, призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание курса отражает сущность современного образования вообще и начального – в особенности, и определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. Учебный материал по «Окружающему миру» отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.
Цели учебного предмета
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях российского общества.
На основании требований Государственного образовательного стандарта и с учетом требований ФГОС в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
 приобретение знаний об окружающем мире, единстве и различиях социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
 овладение умениями наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
 освоение компетенций – коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенции личностного саморазвития.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно, ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культурк.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ№5» на 2012-2013 учебный год на изучение окружающего мира во 2 классе отводится 2 часа в неделю,35учебных недели согласно годовому календарному учебному графику ,всего 70 часов.
Результаты изучения учебного предмета
Содержание курса «Окружающий мир» обеспечивает реализацию личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе является формирование следующих умений:
 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
 Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
 Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
 В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
 Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
 Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
 Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
 Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
 Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
 Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
 Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2 класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
 Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Выразительно читать и пересказывать текст.
 Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
 объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
 объяснять влияние притяжения Земли;
 связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
 наблюдать за погодой и описывать её;
 уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
 пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
 называть основные природные зоны и их особенности;
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
 оценивать правильность поведения людей в природе;
 уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле
Основные содержательные линии.
Материал курса «Окружающий мир» представлен в программе следующими содержательными линиями:
Земля и Солнце, глобус и карта; формы земной поверхности; Земля – наш общий дом; части света; наша маленькая планета Земля.
Общеучебные умения , навыки и способы деятельности.
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
- доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей,
- анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку,
- работать в паре,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Содержание по учебному предмету.
Разделы.Темы. Кол.
час. Элементы содержания
Введение.
Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.
Земля исолнцеОпределение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход Солнца, запад – направление на закат Солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов.
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос.
Практическая работа с глобусом.
Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.
Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта.
План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк – большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Формы земной поверхности.
Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.
Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.
Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.
Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).
Земля – наш общий дом.
Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». «Едоки» и «мусорщики» дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.
Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре.
Части света.
Части света.
Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой для выводка. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике?
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Наша маленькая планета Земля.
Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
Повторение пройденного материала.
Часы по усмотрению учителя.
В рамках базисного плана стандарта материал по ОБЖ включен в другие предметы, в частности в «Окружающий мир» (в основном). Поскольку он входит в минимум содержания, то автоматически он изучается в рамках самого предмета «Окружающий мир». Тем не менее постоянно в различных регионах предпринимаются местные попытки выделить содержание ОБЖ отдельно и заставить учителей сделать двойное планирование
Требования к уровню достижений обучающихся
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны знать:
- элементарные сведения о трех состояниях веществ;
- что Земля имеет форму шара;
- что горизонт — воображаемая линия;
- основные стороны света;
- элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звезды);
- закон всемирного тяготения;
- связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца;
- как вести себя при грозе;
- основные этапы круговорота воды в природе;
- элементарные сведения о погоде;
- что глобус — модель Земли;
- условные обозначения глобуса и карты;
- части света, материки, океаны;
- характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостров, морей, океанов;
- основные природные зоны;
- географические закономерности размещения хозяйства людей;
- политическую карту, крупнейшие страны и города;
- части света и их основные особенности;
- о возрастающем нарушении нашей планеты человеком и способах ее спасения;
Учащиеся должны уметь:
- использовать законы и правила для осмысления своего опыта;
-пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
-различать утро, день, вечер. Ночь;
- различать времена года по основным признакам;
- уметь пользоваться календарем и часами;
-показывать линию горизонта;
-определять стороны горизонта при помощи компаса;
- описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;
- определять температуру с помощью термометра;
- владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);
- показывать на карте части света, материки и океаны;
- умет находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны;
- показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;
- распознавать ландшафты основных природных зон;
- перечислять порядок их расположения на планете;
- находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны;
- находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города;
- беречь богатства природы в повседневной жизни;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Критерии оценивания различных работ учащихся.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения обучающимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.
В соответствии с положением «Об организации контроля и оценивании знаний,
умений и навыков обучающихся начальной школы» № 11 от 23.01.2009 знания, умения и навыки обучающихся по окружающему миру оцениваются следующим образом:
Контроль за уровнем достижений обучающихся по окружающему миру производится в форме устного опроса, а также в форме письменных работ:
самостоятельная работа с самопроверкой в классе при введении нового знания;
обучающая самостоятельная работа, в которой выявляются и устраняются пробелы в знаниях;
тест;
проверочная контрольная работа - текущий контроль
переводная и итоговая контрольная работа - итоговый контроль.
При письменной проверке знаний по окружающему миру используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи обучающихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа: поиск ошибки, выбор ответов, продолжение или исправление высказывания.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Примечание: оценку «2» я не ставлю, а даю возможность ученику выучить материал и выполнить работу на положительную оценку, т.е. подхожу индивидуально к оцениванию результатов учебной деятельности обучаемых.
Оценка тестов
Выполненная работа оценивается отметками «зачет» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку, если он дал не менее 75% правильных ответов.
«Высокий уровень» - все предложенные задания выполнены правильно;
«Средний уровень» - есть задания с незначительными погрешностями;
«Низкий уровень» - выполнены отдельные задания.
Оценивание тестовых работ может проводиться по следующей схеме:
Базовый уровень 0 - 60% 60 - 77% 77 - 90% 90 - 100%
менее 17 баллов 18 - 22 балла 23 -26 баллов 27-30 баллов
"2" "3" "4" "5"
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьника. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причём эти причины не должны касаться личностных характеристик обучаемого.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также пути устранения недочётов и ошибок.
Итоговая оценка знаний, умений и навыков
1.Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
2.При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по окружающему миру, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.
График контрольных и проверочных работ по окружающему миру
№ Название дата 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
1 Проверочная работа по теме «Из чего состоят все предметы» 8.09 1 2 Проверочная работа по теме «Природные часы. Календарь
и компас» 15.09 1 3 Проверочная работа по теме «Притяжение Земли» 29.09 1 4 Проверочная работа по теме «Смена времен года» 11.10 1 5 Контрольная работа по разделу «Земля и солнце» 8.11 1 6 Проверочная работа по теме «Что изображено на глобусе и карте» 10.11 1 7 Проверочная работа по теме «План и карта» 15.11 1 8 Проверочная работа по теме «Учимся пользоваться картой» 29.11 1 9 Проверочная работа по теме «Реки» 8.12 1 10 Контрольная работа по разделу «Что изображают на глобусе и карте» 29.12 1 11 Проверочная работа по теме «Природная зональность» 24.01 1 12 Контрольная работа «Многообразие Земли»» 2.03 1 13 Проверочная работа по теме «Люди , города и страны» 9.03 1 14 Проверочная работа по теме «Путешествие тучки по Европе» 16.03 1 15 Проверочная работа по теме «Россия – наша Родина» 11.04 1
16 Проверочная работа по теме «Наша маленькая планета Земля» 23.05 1
17 Контрольная работа по разделу «Части света» 24.05 1
ИТОГО 4 6 4 3
календарно– тематическое планирование
№ урока Изучаемый раздел, тема учебного материала Кол-во часов Календарные сроки Фактические сроки проведения Планируемые результаты
личностные предметные метапредметныеВедение-4ч. 1-2 Как мы будем учиться
Общие слова понятия.. 2 02.09
06.09 - Положительно относится к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи - определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;
- сравнивать и Знать:
– элементарные сведения о трех состояниях веществ;
– что Земля имеет форму шара, что
3-4 Из чего состоят все предметы. Проверочная работа. 2 09.09
13.09 Земля и солнце-16ч. 5-6 Природные часы. Календарь
и компас. Проверочная работа. 2 16.09
20.09 7 Форма Земли – огромный шар 1 23.09 . - Проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой, частной задачи, к чтению, ведению диалога с автором текста;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 8 Глобус- модель Земли 1 27.09 9 Повторение по теме. Проверочная раабота1 30.09 10 Земля в космосе 1 04.10 11 Притяжение Земли.
Проверочная работа 1 07.10 12 Смена дня и ночи 1 11.10 - старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
- уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь, открытие…)
- Задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного)
- уметь в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на уроке, в жизни;
13 Времена года 1 14.10 Уметь:
– различать утро, день, вечер, ночь; времена года по основным признакам;
– пользоваться календарем и часами;
– показывать линию горизонта;
– определять стороны горизонта по компасу;
– описывать погоду, определять температуру с помощью термометра.
Знать:
– закон всемирного тяготения и его проявления; последовательность событий в течение суток;
– понятия воображаемая ось, земная ось;
– значение вращения Земли вокруг своей воображаемой оси
14 Смена времен года
Проверочная работа. 1 18.10 15 Где на Земле теплее (Тепловые пояса) 1 16-17 Погода и климат
Погодные условия 2 18 Экскурсия «Климат нашего края» 1 19 Обобщение по разделу «Земля и солнце» 1 20 Контрольная работа по разделу «Земля и солнце» 1 Раздел 2. что изображают на глобусе и на карте
21 Что изображено на глобусе и карте 1 10.11 - проявляет интерес в получении консультации, совета по поводу улучшения учебных результатов - определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;
- использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств, качеств изучаемых объектов;
- способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера; Знать:
– что глобус – модель Земли;
– условные обозначения на карте и глобусе;
– части света, материки и океаны;
22-23 План и карта. Проверочная работа 2 15.11 24 Экскурсия «Составление плана местности» 1 17.11 25 Глобус и карта 1 22.11 26 Что изображают на карте. Проверочная работа 1 24.11 Знать:
– что глобус – модель Земли;
– условные обозначения на карте и глобусе;
– части света, материки и океаны;
– характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов.
Владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений).
Уметь:
– показывать на карте части света, материки и океаны;
– находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны
25 Учимся пользоваться картой. Проверочная работа. 1 29.11 - проявляет интерес в получении консультации, совета по поводу улучшения учебных результатов - определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;
- осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
26 Части света. Материки и океаны 1 1.12 27 Реки. Проверочная работа 1 6.12 28 Озера 1 8.12 29-30 Равнины и горы
Равнины и горы. Закрепление. 1
1 13.12
15.12 - Положительно относится к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи - учиться высказывать свое предположение (версию), пытаться предлагать способ его проверки;
- определять тему и главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами;
- уметь задавать уточняющие вопросы; Знать:
– что глобус – модель Земли;
– условные обозначения на карте и глобусе;
– части света, материки и океаны;
– характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов.
Владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений).
Уметь:
– показывать на карте части света, материки и океаны;
– находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны
31-32 Моря и острова.
Моря и океаны. Закрепление. 1
1 20.12
22.12 - старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
33 Обобщение по теме
1 27.12 34 Контрольная работа по разделу «»Что изображают на глобусе и карте» 1 29.12 Раздел 3. многообразие земли
35 Экологические системы 1 17.01 - Проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой, частной задачи, к чтению, ведению диалога с автором текста; - учиться высказывать свое предположение (версию), пытаться предлагать способ его проверки;
- осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач;
- уметь в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на уроке, в жизни;
Знать понятие экосистемы
36 Как живет экосистема 1 19.01 Знать основные природные зоны, смену природных зон на поверхности земли.
Уметь:
– показывать по карте природные зоны;
– распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения;
– называть зоны холодного, умеренного, жаркого пояса, показывать их на карте;
– объяснять особенности каждой зоны, ее климата, взаимную приспособленность
живых организмов – членов экосистемы,
их зависимость от неживых компонентов и влияние на них
37 Природная зональность. Проверочная работа. 1 24.01 38 Природные зоны холодного пояса 1 26.01 39 Леса умеренного пояса 1 31.01 40 Засушливые зоны умеренного пояса 1 2.02 - Положительно относится к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
41 Путешествие в дальние земли (самостоятельная подготовка доклада) 1 7.02 42-
43 Засушливые зоны жаркого пояса.
Засушливые зоны жаркого пояса. Закрепление.
1
1 9.02
14.02 44 Горные экосистемы 1 16.02 - старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
- Положительно относится к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи - определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;
- Задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного)
- уметь задавать уточняющие вопросы; 45 Жизнь в горах 1 21.02 46 Природные катастрофы. Землетрясения. Вулканы 1 28.02 47 Контрольная работа «Многообразие Земли» 1 2.03 Раздел 4. части света
48-49 Люди , города и страны.
Проверочная работа «Люди. Города. Страны» 1
1 7.03
9.03 - Проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой, частной задачи, к чтению, ведению диалога с автором текста;
- старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
- проявляет интерес в получении консультации, совета по поводу улучшения учебных результатов - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Иметь представление о человечестве
50-51 Путешествие тучки по Европе.
Проверочная работа «Путешествие тучки по Европе
1
1 14.03
16.03 Знать и уметь показывать на карте крупнейшие страны и города
52 Знакомство со странами Европы
(сообщения школьников) 1 21.03 Уметь показывать на карте части света, основные географические объекты на физической карте в разных частях света
53 Азия 1 4.04 Знать особенности географического расположения Азии.
Уметь показывать на карте Азию
54 Азия: поиски Северного морского пути в Индию 1 6.04 55-
56 Путешествие в дальние страны.
Африка. 1
1 11.04
13.04 Уметь приводить при-меры животных, оби-тающих в Африке
57 Америка. Кто открыл Америку? 1 18.04 Уметь показывать континент и части света
58 Северная Америка и Южная Америка 1 20.04 Знать представителей животного и растительного мира Северной и Южной Америки
59 Австралия
1 25.04 Знать природу Австралии и Антарктиды, животный и растительный мир.
Уметь узнавать животных по рисункам
60 Антарктида 1 27.04 61 Животный мир Австралии
и Антарктиды 1 2.05 62-63 Россия – наша Родина
Проверочная работа «Россия – наша родина 1
1 4.05
11.04 - Проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой, частной задачи, к чтению, ведению диалога с автором текста;
- Положительно относится к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи
- старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Знать русских путешественников.
Уметь использовать карту для получения новой информации
64-65 Моя Родина – Татарстан
Моя Родина – Татарстан
(доклады учащихся) 1
1 16.05
18.05 66 Наша маленькая планета Земля 1 23.05 Знать о возрастающем разрушении нашей планеты человеком и способах ее спасения. Беречь богатства природы в повседневной жизни
67 Контрольная работа по разделу «Части света» 1 24.05 68-70 Экскурсия «Здравствуй, лето!»
Экскурсия на водоем
Экскурсия в парк.
1
1
1 30.05