Методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ
Одной из самых острых проблем современной России является высокий уровень заболеваемости детей и неуклонный рост детской инвалидности.
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, способствующее социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, профессиональной ориентации в будущем.
Дети, имеющие статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждаются в особой заботе, общество обязано предоставить им условия не только для лечения, но и для успешной социальной адаптации, полноценного развития, обучения, получения образования. Данные права провозглашены Конвенцией о правах ребёнка, закреплены Конституцией РФ.
Дети с ОВЗ, с точки зрения педагогики, являются детьми «с особыми образовательными потребностями», для обучения которых необходимо создание специальных условий, специальной образовательной, коррекционно-реабилитационной среды.
Для успешного развития ребенка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает извне. Эти ощущения можно разделить на визуальные (зрение), звуковые (слух), обонятельные (обоняние), вкусовые (вкус), тактильные (осязание), вестибулярные (среднее ухо) и земное притяжение (гравитация). Все стимулы, исходящие от органов чувств интегрируются нервной системой для совершения движений, обучения и нормального поведения. Процесс сенсорной интеграции проходит на подсознательном уровне, о нем не задумываются, как о дыхании или ходьбе.
Одним из современных средств коррекции дисфункции сенсорной интеграции является специально оборудованная сенсорная комната. Сенсорная комната представляет собой искусственно созданное окружение, где ребенок с ОВЗ, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует среду. Каждая сенсорная комната предлагает гораздо больше различных впечатлений, чем традиционное окружение и позволяет их использовать более длительное время. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждую сенсорную систему. Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.
Кроме того, сенсорное восприятие часто имеет эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно – неприятно, комфортно – дискомфортно, прекрасно – безобразно. В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Здесь с помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогом и детьми.
Оборудование сенсорной комнаты включает в себя несколько компонентов:
Мягкая среда;
Зрительная среда;
Звуковая среда;
Тактильная среда;
Воздушная среда.
Рекомендуется:
обеспечить максимальную территориальную и звуковую изоляцию: сенсорная комната не должна быть проходной или смежной;
закрыть окна светонепроницаемым материалом;
окрасить стены сенсорной комнаты в спокойные пастельные тона: белый, кремовый и т. д. Цвета пола и мебели подобрать спокойных и нейтральных тонов;
установить регулируемую в широком диапазоне интенсивность освещения от яркого освещения до полного затемнения;
положить на пол мягкое покрытие;
соблюдать температурный режим: помещение должно быть теплым, и в то же время хорошо проветриваемым.
Принципы работы в сенсорной комнате
   Работа в сенсорной комнате основывается на нескольких принципах:
   I – индивидуальный подход.   Занятия в сенсорной комнате разрабатываются с учётом основной патологии, степени нарушения, общего и эмоционального состояния. Специалист, работающий в этой комнате, в своей работе опирается на рекомендации, полученные от врача, психолога, дефектолога. При составлении индивидуального плана занятий учитывается возраст ребtнка, корректируется время проведения занятий и форма (индивидуальная или групповая). В течение всей реабилитации оценивается динамика усвоения того или иного навыка и в зависимости от этого специалист меняет (варьирует) степень сенсорной нагрузки (сложность заданий).
II – принцип этапности.На начальном этапе наиболее эффективна индивидуальная форма  работы, педагог должен уметь наладить эмоциональный контакт с ребенком, продуктивное взаимодействие, в зависимости от общего, соматического и эмоционального состояния ребёнка. Специалист постепенно знакомит ребенка с интерактивным оборудованием и его возможностями. По мере овладения ребенком различными навыками, педагог постепенно усложняет задания, варьируя степень и интенсивность воздействия, решая непосредственно коррекционные и восстановительные задачи.
III – принцип преемственности.Специалист, составляет занятия с учетом уровня развития ребенка, данные фиксируются в листе назначения, в соответствии с показателями подбираются развивающие, коррекционные занятия. Все специалисты (педагоги, психологи, дефектологи) работают в тесной взаимосвязи друг с другом, отслеживая динамику развития ребенка.
IV – принцип непрерывности.Непрерывный подход в реабилитации обеспечивается за счет того, что на занятиях могут присутствовать родители ребенка, которые обучаются вместе с ним способам взаимодействия, умению овладения навыками игры, получают наглядные рекомендации по формированию и закреплению упражнений по развитию крупной и мелкой моторики, по работе над зрительным и слуховым восприятием, по работе над вниманием (распределением и объемом внимания), над зрительно-моторным соотнесением, учатся правильной работе по освоению и закреплению сенсорных эталонов. Все это дает возможность предоставлять родителям наиболее полную информацию об актуальном уровне развития ребенка и его потенциальных возможностях, о зоне ближайшего развития, чтобы работа, начатая по сенсорной коррекции, была продолжена родителями дома.
Методы и приемы, используемые в работе сенсорной комнаты
Темная сенсорная комната –  это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др. Мягкая мебель спокойной цветовой гаммы, приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка –  вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребенку развить свои сенсорно-перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими его людьми.
Основные методы, используемые при работе с детьми в сенсорной комнате:
разнообразные игры (коммуникативные, направленные на развитие познавательных процессов и сенсорно-интегративную коррекцию);
сказкотерапия;
элементы песочной терапии;
элементы арт-терапии (рисование песком, на прозрачном мольберте);
релаксационные упражнения;
элементы музыкотерапии.
Кроме того, для работы в сенсорной комнате можно использовать методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние ребенка через соответствующие органы чувств.
Для проведения занятий с различными категориями детей темной сенсорной комнате необходимо изучить анамнез ребенка, проконсультироваться с врачом, и получить рекомендации по каждому конкретному диагнозу. Необходимо строго следовать имеющимся рекомендациям и правилам безопасного использования оборудования, а также крайне осторожно подходить к планированию занятий с детьми, имеющими следующие проблемы развития: астенические проявления, сильные коммуникативные нарушения, синдром двигательной расторможенности, эпилептический синдром, умеренная и тяжелая умственная отсталость, психоневрологические заболевания, нарушения слуха и зрения.
ПАМЯТКА ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ
Необходимо познакомить детей с правилами поведения и работы в сенсорной комнате.
Соблюдать ограничение числа детей (при групповой коррекционно-развивающей работе).
Способствовать отсутствию внешних шумов при проведении занятий.
Соблюдать системность и структурность занятий.
Соблюдать режим уборки и кварцевания помещений сенсорной комнаты.