Использование проектных технологий в начальной школе


Тема: Использование проектных технологий в начальной школе.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить, не только читать, считать и писать, ему должны привить две группы новых умений.
Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяют решать современные образовательные технологии. Технология ориентирована на получение гарантийного результата обучения. Технология в педагогической практике – это изменения, совершенствования, модернизация учебного процесса.
На своих уроках я использую образовательные технологии, Вы их видите на слайде, (а вообще их много, только в книге «Современные образовательные технологии» Г.К. Селевко описано более 50 технологий).
Ведущее место сегодня принадлежит методу проектов.
Народная мудрость гласит: « Скажи мне - и я забуду, покажи - я запомню, дай мне сделать – и я научусь».
Исследования показали, что человек запоминает только10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного,50% услышанного и увиденного одновременно, просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях. 70% мы запоминаем из того, что говорим, участвуя в дискуссиях. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность, только тогда мы запоминаем информацию на 90%.
Эти задачи максимально позволяет решать проектная деятельность.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Уважаемые коллеги, на заседаниях РМО, при прохождении курсов мы неоднократно слышали о целях, которые преследует проектная деятельность, задачах, которые она решает. В своей деятельности Вы все используете различные виды проектов, поэтому я не буду повторяться, их можно увидеть на слайде, расскажу лишь о тех, которые использую в своей работе.
Элементы метода проектов начинаю реализовывать примерно со второго полугодия 1 класса, когда дети владеют необходимыми стартовыми знаниями, имеют навык самостоятельной работы. К проектам детей надо готовить на каждом уроке!
Для подготовки к первым краткосрочным проектам использую проблемное введение в тему урока (на доске появляется таблица)
Я знаю Хочу узнать Узнал
Этот метод позволяет определять цели и задачи урока совместно с учащимися, что необходимо в проектной деятельности.
На уроке обучения грамоте при работе над словом предлагаю детям придумать упражнение «Какое задание предложите вы к словам?» (петух, собака, корова, лисица). Данный вид задания хорош при подготовке проектной и исследовательской деятельности, т.к. учит альтернативному способу решения проблемы.
Групповые формы работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе являются обязательными при работе над проектами. Дети при этом учатся планировать свою деятельность, отстаивать своё мнение, работать с информацией, владеть культурой общения, работать в коллективе.
Задания для развития умения видеть проблему очень нравятся моим детям. Например, я предлагаю посмотреть на мир чужими глазами и читаю неоконченный рассказ.
«Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»
Прошу детей продолжить рассказ, но сделать это необходимо несколькими способами, представив, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению снега? Затем представь себя водителем грузовика, едущего по дороге, лётчиком, отправляющимся в полёт, мэром города, вороной, сидящей на дереве и т. д. Цель данной методики: совершенствовать способность изменить собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
Умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, умения и навыки наблюдения, проведения экспериментов, умение работать с текстом, информацией, доказывать и защищать свои идеи - это далеко не весь список умений, которыми должны овладеть учащиеся начальной школы.
Первые краткосрочные творческие проекты мои ребята выполняют в 1 классе: «Мои любимые буквы», «Моя семья», «Мои любимые книжки».
Цель проекта «Моя семья»: показать значение семьи в жизни человека, помочь определить роли различных членов семьи в жизни ребенка и закрепить положительное отношение ко всем членам семьи, заинтересовать родителей школьной жизнью детей.
Цель проекта «Мои любимые буквы»: помочь детям в овладении навыками чтения и письма; обогатить словарный запас.
Результат – создание личной азбуки «Мои любимые буквы».
Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаю, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: видеофильм, альбом, бюллетень, зимний сад, альманах, аппарат, сайт, костюм, исковое заявление, макет, словарь, электромагнит, атлас, макет, передвижная выставка, генеалогическое древо, электродвигатель, сбор лекарственных трав, рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д. Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Таким образом, проектная деятельность помогает учащимся развить в себе все виды способностей. А развитие этих способностей позволит моим ученикам сделать обучение интересной частью своей жизни.
Приложение 1
Примерные темы проектов для 1 класса:
Обучение грамоте:
1. История возникновения письменной речи.
2. Буквы разных алфавитов
3. Способы передачи устной речи на расстоянии.
4. Как можно сохранять и передавать устную и письменную речь.
5. Буквы из различных материалов.
6. Рисуночное письмо.
7. Морская азбука.
8. Азбука Морзе.
9. Применение алфавита в быту.
10. "Живые" буквы - как можно показать буквы и даже написать слова с помощью жестов, мимики, движений.
11. Пальчиковая азбука.
12. "Фруктовая азбука"
13. Загадки про буквы.
14. "Азбучная библиотечка" - коллекция литературных произведений о буквах.
15. Моя азбука
Математика.
1. Как изображали числа в древности.
2. Где используются числа.
3. Числа в литературе (стихи, загадки про числа, считалки с числами, сказки, в названиях, которых есть числа)
4. "Любимое число" (рисунки, загадки, ребусы, стихи с любимым числом).
5. Симметричное вырезание: аппликация, гирлянда.
6. Симметрия в нашей жизни: коллекция симметричных предметов.
Окружающий мир.
1. Школы в прошлом.
2. Школа будущего.
3. Классный кабинет моей мечты.
4. "Звериная" зарядка.
5. Игра "Будь здоров!"
6. Одежда народов России.
7. Профессиональная одежда.
8. Как изготавливают одежду.
9. Юный модельер.
10. Растения в нашей жизни.
11. Что дают растения человеку?
12. Искусство составления букетов.
13. Редкие растения нашего края.
14. "Природные фантазии" (творческий проект)
15. Книга-самоделка "Все работы хороши!"
16. Необычные профессии.
17. Мои увлечения.
18. Моя семья.
Приложение 2
Примерные темы проектных работ в начальной школе.
Мой дом. Мой двор.
Моя улица.
Мой город.
Моя родословная.
Традиции моей семьи.
Семейные традиции.
Генеалогическое дерево моей семьи.
Великая Отечественная война и наша семья.
Награды в нашей семье.
Лента времени в моей семье.
Профессии моих родителей.
Хлеб - всему голова.
Шоколад- вред или польза?
«Фаст-фут» - быстрая еда или медленная смерть.
Играть в компьютерные игры - это хорошо или плохо?
Мой кот.
Собака- друг человека.
Аквариум и его обитатели.
Экосистема Московской области.
Птицы Московской области.
Рыбы Московской области
Животный мир Московской области.
Озёра Московской области.
Муравейники Московской области.
Грибы Московской области.
Луга Московской области.
История развития математики на Руси.
Математика в древнем Египте.
Великие математики.
От счёта до компьютера.
Числа вокруг нас.
Всегда ли были числа?
Как давно люди научились считать.
 
Приложение 3
Общие правила для педагогов – руководителей проектов
• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.
• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо,
• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
• Не сдерживайте инициативы детей. Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
• Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.