Презентация по русскому языку на тему сложноподчинённые предложения с придаточными определительными


Сложноподчиненноепредложение с придаточным определительным Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают.Антуан де Сент Экзюпери Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают.Антуан де Сент Экзюпери Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант с последующей взаимопроверкойПодчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному: союзами, союзными и указательными словами. Что, чтобы, как, если, как будто, так как, когда – это сочинительные союзы. Союзные слова – это относительные местоимения, стоящие в разных формах, а также наречия: какой, который, чей, что, где, куда, откуда, как. Союзные слова служат средством связи, но не являются членами предложения. К ним невозможно поставить вопросы. В предложении союзы иногда можно опустить, а союзные слова - нет. Определение – это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей? Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант с последующей взаимопроверкойПодчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному: союзами, союзными и указательными словами. Что, чтобы, как, если, как будто, так как, когда – это сочинительные союзы. Союзные слова – это относительные местоимения, стоящие в разных формах, а также наречия: какой, который, чей, что, где, куда, откуда, как. Союзные слова служат средством связи, но не являются членами предложения. К ним невозможно поставить вопросы. В предложении союзы иногда можно опустить, а союзные слова - нет. Определение – это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей? 101011 Заполнение «слепой» таблицы (Работа в парах) В случае затруднения см. справку на стр.79 Сложное предложениеСоюзное сложное предложение??????Бессоюзное сложное предложение (БСП) Сложносочинённое (ССП)Сложноподчинённое(СПП)С придаточными изъяснительнымиС придаточными обстоятельственнымиС придаточными определительными


Виды сложноподчиненного предложения По значению и строению сложноподчиненные предложения делятся на три основные группы, которые соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определительныеизъяснительные обстоятельственные

Цели урока:находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;правильно употреблять в речи данные виды предложений;правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);составлять схемы предложений с придаточными определительными. ПУТЬ К ЗНАНИЯМ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАНИЕРабота в малых группах (решение исследовательских задач на сопоставление и анализ речевых фактов) Общие выводыОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯОпределяют …………………………………………………..отвечают на вопросы ……………………………………Присоединяются …………………………………………..местоимённо-определительные придаточные:Относятся к ……………………………………………………могут стоять ………………. определяемым словом.существительное или местоимение в главной части предложениякакой? который? чей?союзными словами какой, который, чей, где, кто, чтоместоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущеныперед


Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве ,называют родным. Язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным.Язык, что человек усваивает в раннем детстве, называют роднымТот я зык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным усваиваемыйчеловеком в раннемдетствеПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТЯзык, чточеловек усваивает в раннем детстве, называют родным.Язык, которыйчеловек усваивает в раннем детстве, называют родным.Тот язык, которыйчеловек усваивает в раннем детстве, называют родным.=


style.rotation



Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве ,называют родным.Язык, которыйчеловек усваивает в раннем детстве, называют родным.= ГРАММАТИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ
Примеры Язык, который человек усваивает в раннем детстве , называют родным.с.сп. Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1. Николай и не заметил,1. надо прилежно учиться.2. Скучен день до вечера,2. установилась теплая, солнечная погода.3. Чтобы получить хорошую профессию,3. тихо шелестящих под ветром.4. Которая бывает в начале сентября,4. что стало светать.5. Воздух пропитан ароматом трав, 5. коли делать нечего. Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1. Николай и не заметил,1. надо прилежно учиться.2. Скучен день до вечера,2. установилась теплая, солнечная погода.3. Чтобы получить хорошую профессию,3. тихо шелестящих под ветром.4. Которая бывает в начале сентября,4. что стало светать.5. Воздух пропитан ароматом трав, 5. коли делать нечего.


Дифференцированная работа 1-й вариант – упр. 174, 2-й вариант – работа с текстом к стихотворению М.Ю.Лермонтова Прослушайте романс на стихи М.Ю.Лермонтова в исполнении Полины Агуреевой «Вверху горит одна звезда» Определите доминантный личностный смысл стихотворения Минутки творчества (сочинение-ассоциация) Домашнее задание:изучить теорию на с. 87 (для любителей русского языка - дополнительную информацию извлечь на образовательном портале http://www.gramota.ru/class/: дополнительно изучить сведения о местоимённо-определительных придаточных)Выполнить одно из заданий по выбору:- упр.175 (выполнить все задания к упражнению)- написать творческую работу, используя СПП с придаточными определительными, выбрав одну из тем: «Дарю тебе звезду небесную, ту, которая крупней!» или «Самая сильная боль та, которую скрываешь под улыбкой» Коммуникативная задача: передать личностное отношение к изображаемому, заинтриговать читателя.Дополнительное задание: проанализируйте роль СПП с придаточными определительными в своем тексте. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают.Антуан де Сент Экзюпери Если любишь цветок, (что растет где-то на далекой звезде), хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают.Антуан де Сент Экзюпери Итоги урока Что нового мы узнали сегодня на урокеКакие задания вызвали наибольший интерес или затрудненияЧто особенно понравилось Итоги урокаНаучились:находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;правильно употреблять в речи данные виды предложений;правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);составлять схемы предложений с придаточными определительными.


Указательные словаТот такойтаков всекаждыйвсякий ЛюбойТот язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным ТОТ



В каком предложении придаточное определительное нельзя заменить причастным оборотом?1)Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.2)Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.3)Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!4)Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.3)Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!
Спасибо за работу!Вы молодцы!
style.rotation
style.rotation Различай сюзы и союзные слова{5DA37D80-6434-44D0-A028-1B22A696006F}СоюзыСоюзные словаНе являются членами предложения: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину (что — союз, не является членом предложения).Являются членами придаточного предложения: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (союзное слово что — подлежащее).2. Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, ср.: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. — Он сказал: сестра не вернётся к ужину.2. Поскольку союзное слово — член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу.3. На союз не может падать логическое ударение.3. На союзное слово может падать логическое ударение:  Я знаю, что он будет делать завтра.4. После союза нельзя поставить частицы же, именно.4. После союзного слова можно поставить частицы же, именно, ср.: Я знаю, что же он будет делать завтра; Я знаю, что именно он будет делать завтра.5. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоименным наречием.5. Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоименным наречием, ср.: Я знаю, что он будет делать завтра. — Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. — Я знаю: там он был вчера..  {5DA37D80-6434-44D0-A028-1B22A696006F}Простые подчинительные союзыСоставные подчинительные союзыСоюзные словаЧтоПотому что1. Относительные местоимения: ЧтобыДля того чтобыкто, что, какой,КакТак какчей, который, сколькоБудтоКак будто2. Относительные наречия:КогдаТак чтогде, когда, куда, откуда, почему,Покадвойные:зачем и как.ХотяЧем - темеслиЕсли - то     Сложноподчиненное предложение с придаточным определительнымУрок русского языка 9 класс Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе,Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом, Когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славеИ о многом другом еще можно подумать, о многом другом.  Ю. Левитанский 1. Вопрос: какой?2. Контактное слово (часть речи): существительное3. Средства связи: союзные слова который, какой, кто, что, где, куда, откуда.4. Возможны указательные слова: тот, такой5. Позиция по отношению к контактному словувсегда постпозиция6. Вид придаточного: определительное Схема предложения[+- указ. слово +сущ.],(союзные слова который, какой, кто, что, где, куда, откуда) 1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. (Гончаров И.А.) 1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин)2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)  1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (А.А.Фет) 1.Мила мне осенняя роща…, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский)2. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)3. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов) 1. Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя. (Станюк) (которая)2. Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе. (что)3. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов) (какие) 1. Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистическим традициям. 2. Нужно научиться быть благодарным природе за красоту, которую она нам дарит. 3. Осенью панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.4. Но ведь есть на белом свете далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы. Урок, на котором мы изучали СПП с придаточным определительным, ……Тема, над которой мы работали, …..Трудности, с которыми я столкнулся, связаны с ….Какими были предыдущие 3 предложения по строению? Домашнее задание:параграф учебника /часть 1/, запись в тетради, на выбор: упражнение из учебника или миниатюра из 5 СПП предложений с придаточным определительным на тему: «Осень». Задание 1. Выборочный диктант. В это время два ученика работают на доске с карточками.Карточка 1.Спишите, расставьте знаки препинания, начертите схемы предложений.1)Он пр…гласил в гости товарища который жил (не)далеко от него.2)Река по которой мы плыли была весьма ш…рокой.3)Старик от (не)ожиданности выронил из рук к…рзину которую д…ржал в руках.Карточка 2.Спишите, расставьте знаки препинания, начертите схемы предложений.1)Мальчик которому шел д…сятый год с…дел возле матери.2)Во сне он видел маленького олененка который весело гулял по лесу со своей матерью.3)К…рзина в которую девочка пол…жила котенка была (не)большой.Найдите придаточные определительные и запишите их в тетрадь.1)Я вош…л в дом, где прошло мое детство.2)Малыш… не знал, где он оставил свою игрушку.3)Мимо прошел человек, что недавно угр…жал мне.4)Всем извес ...но, что кошки хорошо видят в т…мноте.5)Она не любила, когда её тр…вожили утром.6)Наступила та короткая весенняя пора, когда солнце еще не обжигает, а ласково греет землю. Задание 4.Спишите, заменяя  придаточные определительные обособленными определениями.1)Лес, который состоит исключительно из одних сосен, называется бором.2)Воздух, который насытили испарения, терял свою прозрачность.3)Солнце, которое закрыли облака, уже садилось.Задание 5.Исправьте ошибки в построении придаточных определительных и запишите их в исправленном виде.1)Мальчик разговаривал с соседом, который недавно переехал в новый дом.2)Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реконструирован.3)Вид земли, которую покрыл первый снег, который выпал ночью, веселил сердце каждого. Спасибо за работу! Успехов!