Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными
Дата проведения: 21.12.15
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Обучающие:
– находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;– правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);– составлять схемы предложений с придаточными определительными;– производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;– правильно употреблять в речи данные виды предложений.
Развивающие:
– развивать навыки исследовательской деятельности;– развивать интерес к поэзии, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов.
Воспитывающие:
– воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка; – воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях работы в группах;– воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.
Оформление и оборудование урока: карточки для индивидуальной работы, запись на доске для орфоэпической и лексической работы.
Ход урока
I Организационный момент.
II Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках, на прошлом уроке.
- Чтобы ещё раз повторить изученное, обратимся к домашнему заданию.
Проверка домашнего задания.
III Слово учителя:
Чему мы должны научиться сегодня на уроке, что должны узнать?
Сегодня мы продолжим знакомиться с СПП с придаточными определительными и повторим орфограммы в различных морфемах.
- Чтобы грамотно писать, нам необходимо повторить орфограммы.
Задание №1. Словарная работа: (1 ученик у доски вставляет пропущенные буквы, объясняет орфограммы, выделяет морфемы).
В это время на местах учащиеся работают по вариантам:
1 вар. – выписывает слова с орфограммами в корне слова,
2 вар. – выписывает словас орфограммами в приставке, суффиксе, окончании. )
З..л..тые о..блески природы, застыли в ..цепенени.., ра..цвело последн..м цветом, надоедл..вый дождь, м..лчаливый лес, прощ..льный кру.. жур..влей, ве..т покоем, тихая рад.. сть, совершенное оч..рование, взры.. эмоций и чу..ств, п..йзажная2 лирика.
- Проверяем словарную работу. Что вызвало затруднение?
IV Повторение темы. - Теперь обратимся к тексту.
Задание №2. В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.
1. Работа с текстом:
– Какова тема текста? (В тексте говорится о великом композиторе.)– Какова основная мысль? (Чайковский любил осень и сумел передать эту любовь в своей музыке.)– Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. Запишем его. Комментированное письмо. (Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.)
– Докажите, что предложение сложное. Выделим грамматическую основу.– Выделите главную и придаточные части графически.– Чем осложнена главная часть? (Деепричастным оборотом.)– От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? Что это за часть речи? (От слова природа, это существительное.)– На какой вопрос она отвечает? (Какой?)
- На какой второстепенный член предложения похоже такое придаточное предложение? (определение)– Построим схему предложения.– Найдем другие СПП предложения в тексте. Проанализируем устно. Построим схемы.– При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному? (Союзных слов.)– Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами? (Нет.)
- Как вы думаете, сегодня на уроке мы будем работать над какими предложениями? (СПП с прид. определительными)
V Закрепление пройденного.
Задание №4. Работа по вариантам.
Каждый вариант получает карточку с заданием: среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать его, выделить грамматическую основу, объяснить постановку знаков препинания, составить схему.
Карточка для 1варианта:
Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)
Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой. (А. Горобец)
Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. (Гончаров И.А.)
Карточка для 2 варианта:
Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)
Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)
Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров. (А.А.Фет)
Карточка для 3 варианта:
Мила мне осенняя роща, где каждый березовый лист шелестит надо мной. (Ю. Левитанский)
Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)
Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)
Результаты исследовательской работы учащихся. Каждая группа рисует схемы предложений на доске.
Задание №5. Замените причастный оборот придаточным определительным, в качестве скрепы используйте данные союзные слова:
Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя. (Которая.)
Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе. (Что.)
Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (Какие.)
VI Рефлексия, подведение итогов урока.
- Что нового мы узнали сегодня на уроке?
- Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
- Что особенно понравилось? Чему научились?
Научились:
1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
4) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.
VII Домашнее задание по выбору.
Найти в художественной литературе 5 – 6 примеров СПП с придаточными определительными, выделить грамматические основы, союзные слова, нарисовать схемы).
Упражнение в учебнике №109
Приложение.
Задание №1.
Словарная работа:
З..л..тые о..блески природы, застыли в ..цепенени.., ра..цвело последн..м цветом, надоедл..вый дождь, м..лчаливый лес, прощ..льный кру.. жур..влей, смывала д..ждями, ве..т покоем, светлая печ..ль, тихая рад.. сть, совершенное оч..рование, взры.. эмоций и чу..ств, лирическ..е время года, п..йзажная2 лирика.
Задание №2.
В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.
– Какова тема и основная мысль текста? – Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. Запишите его, выделите грамматические основы, главное и придаточное предложение, укажите их средство связи.
Задание №3. Среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать его, выделить грамматическую основу, объяснить постановку знаков препинания (знаки не расставлены!), составить схему.
1 вариант:
Лес стоял тихий и молчаливый потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)
Пустая веранда готова к приему гостей которым грешно ли нагрянуть и стать на постой. (А. Горобец)
Осенняя река так блестит и сверкает на солнце что глазам больно. (Гончаров И.А.)
2 вариант:
Все молчали чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)
Дождь лил как из ведра так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)
Но есть дни когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров. (А.А.Фет)
3 вариант:
Мила мне осенняя роща где каждый березовый лист шелестит надо мной. (Ю. Левитанский)
Я должен был нанять быков чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)
Небо опустилось и стало желто-розовым будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)
Задание №4.
Замените причастный оборот придаточным определительным, в качестве скрепы используйте данные союзные слова:
Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя. (Которая.)
Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе. (Что.)
Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (Какие.)
Заголовок 115