Устный журнал «Великая симфония степной цивилизации»




Устный журнал

«Великая симфония степной цивилизации»

Классный руководитель 11 «А» класса
Цебрук ИГ



Оглавление

Предисловие «Страницы государства» (Увертюра)..4

1. «Знать прошлое – значит подняться на высоту будущего» Ануар
Алимжанов5

2. Звуки глубины веков и поэзии .6

3. Силы символов (герб, флаг)..6

4. Главная песнь страны (гимн)7

5. Неповторимая симфония лета (столица Астана)..9

6. Симфония архитектуры (нотами становятся камни)..9

7. Звучание банкнот .11

8. Модный патриотизм: «Сары – Арка» - степная мелодия (дефиле)....12

9. Песня юности ..13

10. Эссе «Мой Казахстан». 14





















Цель мероприятия:

1. Формировать у учащихся патриотическое сознание, идею служению Отечеству.

2. Получить и расширить знания учащихся о Казахстане, его символики, истории, архитектуре и т.д.

3. Формировать у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее.

4. Воспитать у учащихся любовь к родному поселку как к малой Родине.

5. Способствовать развитию духовного кругозора учащихся.

6. Воспитывать четкую гражданскую позицию.






























(Увертюра)
Предисловие

«Патриотизм, нормы, морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие законопослушание.
Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности».
Н.А. Назарбаев
Послание Президента Республики Казахстан февраль 2012 год.

Воспитание молодых людей в душе патриотизма – это не однодневная, а длительный цикл, весьма сложная и трудоемкая работа, и ее надо начинать с подросткового и заканчивая в зрелом возрасте.
Патриотизм проявляется не только в проявлении подвигов или проявлении героизма - он в первую очередь зиждется на заинтересованности человека в будущности нашей республики, любви и уважении к государственным символам, преданности к своей Родине, почитаний народных традиций, приобщении к достижениям мировой и отечественной культуры, уважении и Президенту страны как к гранту Конституции.
Проявление патриотизма можно условно подразделить по масштабу его действия и по периоду времени. Например, по масштабам действия – подразделяются на патриота аула, области, страны, а по периоду времени – на патриота – периода освоения целинных залежных земель, периода освоения космоса, период вхождения Казахстана в 50 конкурентоспособных стран мира.
Как пробудить любовь к Родине, преданность своему народу, гордость за его прошлое и настоящее?

«Патриотизм – это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека».
Эдли Стивенсон

О патриотизме нельзя говорить всуе, только дело может быть его истинным мерилом. Истинный патриот тот, кто приносит реальную пользу своей стране, кто оберегает ее честь, кто своим умом и трудом улучшает благосостояния всего народа, живущего на этой земле, и обустраивает ее.
Патриотизм – энергия созидания. Если ты патриот, то всю свою энергию ты направишь к тому, чтобы твоя страна, твоя семья, твои близкие стали жиль лучше. Забывая о патриотическом воспитании, мы проигрываем криминалу, который без сомнения, найдет способ использовать юношескую энергетику в нужном для себя русле.
Какой главный секрет патриотического воспитания? Поменьше говорить о патриотизме, побольше создавать ситуаций сопереживания ребенком проблем своей маленькой Родины. Сначала ребенок учиться любить свою Родину, свою семью, свой дом, своих друзей. Невозможно полюбить свою большую Родину, пока ты можешь обходиться без маленькой. Передать энергетику патриотизма может только патриот «от сердца идущее к сердцу дойдет», - учили наши предки.

1. «Знать прошлое – значит подняться на высоту будущего» Ануар
Алимжанов

Казахский народ всегда стремился к свободе. В разные периоды истории на территории Казахстана произошло более двухсот национально-освободительных движений, охваченных идеей государственной независимости и территориального единства.
Ильяс Есембергин (певец свободы, предшественник независимости) изучив более сотни исторических источников разных стран пишет: «Казахи очень древний народ. История народа, в течение тысячелетий владевшего такой огромной территорией, конечно, не была безоблачной. И на западе, и на юге было достаточно внешних врагов. А на востоке явственно слышалось горячее дыхание китайского дракона. Правители этих стран денно и нощно мечтали о том, чтобы поселить своих подданных на благословенной казахской земле».
К своей независимости народ шел веками, и путь в ней прокладывали многие батыры, это знаменосец Абылай – хана Байгозы Наймантайулы. Батыр Райимбек (77 ранений ,33 года провел в седле). Просмотр нескольких кадров кинофильма «Кочевники».
В XVII – XVIII веках для казахов сущей напастью стали набеги джунгар, которые пытались подчинить непокоренное казахское ханство, однако получили отпор.
Многочисленные наследники Тауке-хана, борясь за ханский трон, внесли раскол и смуту в степь, ослабив этим государство. Зная об этом джунгары решили воспользоваться моментом.
В 1713 году семь джунгарских туменов, а это 70 тысяч вооруженных всадников, начали с востока поход на казахское ханство.

(Звучание песни «Елемай» - песня боли и скорби народа)

300-летние Наурызбай – батыра Куттымбекулы, прославившегося в XVIII веки защитника казахских земель от джунгарских завоевателей. Открытие в Карасайском районе памятника славному сыну казахского народа. Президент Казахстана. Памятник установлен на высоком холме. На его вершине в виде семиконечной звезды размещен гранитный постамент, а в нем фигура воина на коне. В после возможно, что именно с этого места прославленный батыр в 1729 году руководил сражениями с непобедимыми до этого джунгарскими воинами. Открытие памятника – следствие уважения к своей истории и любви к своим героям.







2. Звуки глубины веков и поэзии

Великий музыкант Курмангазы считается автором бунтарской музыки, музыки протеста, борьбы. Его кюй «Кiшкентай» посвящен предводителю народного восстания Исатаю и его другу Махамбету. Название кюя указывает на то, что Курмангазы считает себя младшим братом народных героев. Этот кюй широко известен в народе.
Прослушивание кюя.
В истории казахского народа много неустрашимых батыров, некоторые из них были замечательными музыкантами и акынами, которые своими произведениями призывали народ к борьбе за свободу, справедливость. Одним из таких воинов - батыров был Махамбет Утемисов, его кюй «Jайран Нарын» о своей Родине . 2003 год по решению ЮНЕСКО был объявлен годом Махамбета Утемисова. Дух партиотизма, свободолюбия и героизма, запечатленный в его творениях, воспитывал стойкость, помогал людям во времена ссылок и гонени, респрессий, вражьих нашествий, способствовал борьбе за независимость нации, свободу угнетенных.
Прекрасна и поэзия Казахстана. Гражданскую позицию, философию патриотизма можно проиллюстрировать прекрастными строками из стихотворения народного писателя Казахстана, лауреата государственной премии Кадыра Мырза Али «Я и моя страна», Иранбека Оразбаева «Независимость».

С. Муканов «Моя Республика»

Всегда тепла родная сторона,
Всем до могилы дорога она,
И мне земля богатая месметно
Судьбою благодарною дана.
Как не любить ее мне все сильней
Ведь шесть Германий уместилось в ней...


3. Силы символов (герб, флаг)

4 июня 1993 года издан закон в Казахстане «О государственной символики»
«С помощью символов люди способны сообщить друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности языка»
Мэнли П. Холл
Потребности человека кодировать в символах понятные большинству представителей среды самые важные и ценные значения – тысячи лет. Верования, культур поколения отражались в рисунках, превращавшихся в буквы, знаки с единственной целью – передавать потомкам святыни отцов, озаренные вечностью. Не утратила своего значения символика и сегодня. Государствами она используется как легко воспринимаемая кодировка в знаках информации о ключевых направлениях внутренней и внешней политики.
Вдумчивому человеку каждая деталь государственной атрибутики может поведать о многом – чем больше узнаешь об отдельном знаке, тем ярче проступает смысл всего символа. «Когда душа начинает понимать символ, перед ней возникает представления, недоступные чистому разуму», - писал Карл Юнг.
Обретая независимость, любое государство испытывает необходимость создания символов. Государственные символы – визитная карточка, которая представляет страну всему мировому обществу.
Язык знаков не нуждается в переводе, идеи, заложенные в них, отражают национальную самобытность и понятны всем.
В этом мире нет ничего вечного. Но есть ценности непреходящие: любовь, добро, сыновние и дочерние чувства, материнские и отцовские, есть дом родной и тепло огня. И есть родимая сторонка, есть страна, гражданином которой ты являешься. И у этой страны есть свои госсимволы, атрибутика: флаг, гимн, герб. Без всего этого чувствуешь себя ущербным и обделенным судьбы.

«Мы на верном пути. Устремлены к заветной мечте. В руках у нас голубое знамя независимости. На гербе нашем священный шанырак – символ нашего единства. И еще крылатые кони, несущие нашу мечту».
Н.А. Назарбаев
На флаге Республики Казахстан при внимательном рассмотрении, лучи яркого солнца на фоне голубого неба одновременно имеют форму зерна – основы изобилия и благополучия. Солнце на флаге – символ вечности, постоянного движения. Помещая изображения великого светила в своей атрибутике, наша республика акцентирует свою приверженность к общечеловеческим ценностям. Также знак Солнца на флаге и гербе молодого государства символизирует, что оно полно жизнеутверждающей энергии и открыто для сотрудничества общемировому обществу. Вдвойне усилить магию Солнца, ненавязчиво продублировать его изображение дважды, удалось авторам герба Казахстана. Сердцем герба является деревянный купол юрты. Шанырак с расходящимися купольными жердями – уиками – образ солнца с лучами. Шанырак – новый знак в геральдике. Жандарбек Малибеков и Шот-Аман Уалиханов вели его впервые. Нововведение оказалось удачным, поскольку благодаря этому удалось слить воедино в одном символе множество самых важных понятий, отражающих своеобразие культуры и идеалы, близкие каждому казахстану. Шанырак – символ родного очага, его центральное изображение на гербе Республики истолковывается - «Казахстан - наш общий дом». В герб Казахстана оказывается эффектно вписанным и древний сакральный знак солнца, о котором говорилось выше. Его передает мастерски и красиво изображенная часть шанырака – тундук, а тройной ряд его перекрестных кульдреушей к тому же олицетворяет единство трех жузов.

4. Главная песнь страны (гимн)

Государственный гимн - один из официальных атрибутов страны. Будучи символом государства, он несет в себе высокую миссию, выступает стержнем национальной идеи патриотизма, мощным фактором объединения народа.
Сплочение народа, его единение в борьбе против врага, вселение оптимизма, веры в свои силы, что, несомненно, способствует победе.
Гимн – это песня или марш, а Государственный гимн – главная песнь страны- всенародно известный, одобренный, правительством, официальный символ государства.
Отличительной чертой самых популярных и исполняемых многие столетия гимнов является величественность, краткость и простота исполнения (т.е. должен быть доступен широким слоям населения).
Исторический опыт свидетельствует, что наиболее успешными гимнами становились произведения песенного жанра «доступные» к исполнению в любой жизненной ситуации: будь это знатное торжество, порыв душевности или последний шаг в бою. Примером воздействия песни на сплочение народа, его единение можно привести множество – одна из них, сочиненная как и «Марсельеза», за одну ночь песня «Вставай, страна огромная!» она объединила миллионы людей в борьбе против общего врага, вселила в душу людей оптимизм, веру в свои силы. Любимые народом песни с удовольствием поют все, от мала до велика.
ГИМН – это флаг государства, сотканный из слов.
11 декабря 1992 года был утвержден текст государственного гимна. Гимн Казахстана – это своеобразная музыкально – поэтическая эмблема страны. Он, как и все его аналоги, представляют собой гармоничное сочетание двух компонентов единого самобытного произведения по характеру и значению. Музыка и поэзия – неразлучные спутники человека. Через них выражается вся палитра жизни, все эмоционально-содержательные оттенки судьбы. Гимн состоит из трех куплетов и припева. М. Алимбаев говорил: «По нашему замыслу, в первом куплете отражена тема исторического, героического прошлого Казахстана. Во втором, тема с вязанная с современным Казахстаном – республикой многонациональной, слившей воедино судьбы многих народов. А в третьем речь идет о перспективах. В припеве мы хотим сказать об идеи единения народов Казахстана, необходимости хранить как зеницу ока стабильность и согласие в обществе». Прежний гимн страны выполнил свою миссию.
Веяния времени и общественных процессов происходящих в нашей стране отличаются от 1992 года.
Поэтому нет сомнения в принятие нового гимна, который укрепит патриотизм казахстанцев, особенно молодого поколения. Духом патриотизма, с богатой и оптимистичной музыкальностью, соединены торжественное величие с национальными казахскими мотивами и колоритом, что передает силу и величие народа, вселяет чувство гордости.
Вопрос о новом гимне рассматривался 6 января 2006 года на совместном заседании Мажилиса и Сената Парламента РК.
Новый государственный гимн РК – это глубоко лирическая мелодия, которая пробуждает в сердцах людей патриотические чувства. Близость музыкальных тональностей к жанру марша придает дополнительную окраску при исполнении. Строгий вид и особый пафос усиливает патриотический характер произведения. Текста гимна можно назвать патриотическим манифестом, изложенным в канонах поэзии. Он – своего рода поэтический образ любви к родине. Поэтическая редакция гимна веяла чувством гордости за необъятные родные края – «Необъятные наши родные просторы», «Мы независимый, единый и сплоченный народ». Одним из главных опорных слов в тексте гимна является такие выражения как: «намысын бермеген» (народ, которому превыше всего своя честь) и «БіздініS ел баKытты! БіздіS ел осындай!» («Счастливая судьба у нашего народа! Так прекрасная наша родная страна!»).
Новый гимн – символ успешной реализации идеи государственного суверенитета и политической независимости, а также гражданской самоидентификации. Гимн – как официальный символ является общим достоянием всех казахстанцев, живущих с верой в сове будущее и будущее родного Казахстана, связывающих свою судьбу с судьбою родной страны.

5. Неповторимая симфония лета - столица Астана

Нашей независимости исполнилось 3 года, когда глава государства внес в Парламент предложение о переносе столицы. Практически заново построен огромный мегаполис.
Началась с реконструкции старой правобережной части, город перешагнул о реку Ишим, и буквально за несколько лет на его левом берегу, практически в голой степи, взметнулась ввысь, светлая, как мечта, устремленная в будущее Астана.
Честь любому городу мира могут сделать такие архитектурно-строительные сооружения, как державное здание резиденции Президента «Аккорда», Дворец Мира и Согласия, монумент Байтерек.
Монумент «Какзак ели» посвящен истории становления независимости современного Казахстана. Монумент виден из любой точки страны. Его высота 91 метр. Эта цифра связана с исторической датой: с 1991 года прошлого столетия казахский народ живет в независимой стране. Чистоту промыслов и прочность дружеских связей народов Казахстана представляет мраморное основание, а стела, взметнувшаяся вверх, - стремление казахстанцев к дальнейшему развитию. На вершине стрелы установлена священная птица Самрук, присевшая на золотую корону. Вокруг стрелы расположены фигуры батыров, прославившихся в борьбе за независимость своего народа. На главном фасаде монумента изображена Конституция Республики Казахстан, охраняемая снежными барсами. Монумент символизирует связь между настоящим и будущим, а также преемственность поколений. Смотря на этот монумент, нельзя не вспомнить имена казахских ханов Жаныбека и Керея, хана Кенесары, а также членов движения «Алаш». Все они боролись за то, чтобы Казахстан был независимым.
Яркая и независимая цель торжеств, прошедших в разных уголках Казахстана, подвели итог еще одной странице в истории развития казахстанской независимости, свившись воедино, в одну неповторимую симфонию лета.

6. Симфония архитектуры (нотами становятся камни)

Одной из прекрасных тем, которой стала песнь столицы – Астана.
Астана открыла миру новый Казахстан. Теперь Астана – визитная карточка государства. Она прекрасное лицо не только страны, но и континента. В 1999 году столица Казахстана была удостоена премии ЮНЕСКО «Город Мира».
Авторитет нашей страны признан на международной арене, с ней считаются, ее приводят в пример, когда говорят о подлинной дружбе народов, толерантности.
Толерантность общества – это утверждение права все людей быть разными. Можно ли выразить толерантность, через какой – либо символ? Одной из самых гармоничных фигур человечеством признавалась пирамида. Также пирамида как нельзя лучше может символизировать толерантность, которая по определению ЮНЕСКО обозначает гармонию в многообразии. Кратко выразить основную мысль, можно отметить три слова: ПИРАМИДА – ГАРМОНИЯ – ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Это воплощение в симфонию камня, через фигуру пирамиды.
В Астане с участием Главы государства Н.А. Назарбаева состоялось торжественное открытие дворца Мира и Согласия- уникальное сооружение в виде 77-метровой пирамиды. «Особый замысел имеет сама форма здания. В пирамиде заключено представление и о единении различных религий, этносов, культур. Она – основа диалога цивилизаций, инициированного нашей Республикой. Мы видим в этом сооружении символы возвышенного добра, взаимопонимания, чистоты наших устремлений», - подчеркнул Н.А. Назарбаев. В сентябре пирамида мира и согласия принимала участников второго Съезда религиозных лидеров. Ценность и эффективность казахской модели межнационального и межконфессионального согласия признаны всем мировым сообществом. У нас не было ни одного конфликта на религиозной и национальной почве, в нашей стране мирно живут представители 130 различных национальностей и 46 религиозных конфесиий. Это стало важнейшим достоянием Казахстана на пути дальнейшего развития и процветания. Поэтому для всех казахстанцев новый дворец- символ мира и стабильности. Зримое подтверждение этому – проведение таких крупных и резонансных международных форумов, как саммиты глав государств, съезды лидеров мировых и традиционных религий, сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ с участием законодателей из 56 государств.
Утвержденный символ Астаны – ее герб и флаг. Вместо хлебных колосьев, которые красовались на прежнем гербе, появился своеобразный симбиоз Шанырака и Байтерека.
Байтерек – древо жизни. Корни предков подпитывают ствол – наша жизнь, руками мы поддерживаем землю – хрупкий мир.
Байтерек – удивительное 97 метровое сооружение (символ столицы и страны) имеет и практическое значение – с его вершины можно обозреть весь город.
Вот памятник Абаю, впечатляющая грозная фигура хана Кене на вздыбленном коне и легкая фигурка девушки с домброй, барс, приготовившийся к прыжку, - символ долгожданной независимости
Президентский центр культуры, здание в форме цветка, раскрывающего свои лепестки навстречу солнечным лучам.
Монумент защитникам Отечества. Скульптура изображает пожилую женщину, в руках которой чаша с напитком. Она напряженно вглядывается в даль, в глазах – вековая материнская мука ожидания. Она терпеливо ждет сына с фронта.
Мавзолей Мазови – Гимн скорби и печали. Байтерек, Алатау, Медео, Шанырак – национальные общеказахстанские символы. Статус столицы в современном мире требует, чтобы она, будучи одним из главных символов государства, соответствовала его геополитическим запросам. То есть она должна постоянно развиваться, демонстрируя мировому сообществу потенциал экономического роста, повышения благосостояния населения и укрепления стабильности страны.
Памятники – это и есть настоящее, а не декларируемый патриотизм. Открытие памятника «Т‰уелсіздік таSы» - «Рассвет свободы», посвященного 20- летию декабрьских событий 1986 года, которые фактически стали точкой отсчета истории суверенного Казахстан.

7. Звучание банкнот

Национальна валюта – не только средство платежа, но и визитная карточка страны, несущая имиджевую нагрузку. Акша? Сом? Алтым – ломали голову над тем, как назвать валюту суверенного государства 17 лет назад Президент и команда молодых экономистов. Тенге вошло в нашу жизнь 15 ноября 1993 года. Дизайном первых денег занимались группа художников во главе с Тимуром Сулейменовым. Зарубежные эксперты посоветовали поместить на купюрах портреты исторических личностей и изображения памятников архитектуры. Тогда стояла цель – отобразить свою самобытность страны народа через государственные символы, портреты, исторических героев. С 1997 года у работников официальной системы появился свой национальный праздник – 15 ноября объявлено Днем национальной валюты – тенге. За три года суверенитета страны возникла неотделимость отобразить динамику развития молодого государства и его новый этап развития. Вторая серия купюр вводилась больше обосновывалась экономическими задачами и приоритетами. На новых купюрах много символов, художественных образов. У нас в стране проживает огромное количество людей разных национальностей. И мы демонстрируем миру свою открытость, дружелюбность и готовность к диалогу. Поэтому ключевой элемент банкнот – открытая миру ладонь. У раскрытой миру ладони есть и еще одно символическое значение: мы каждый сам по себе, но все вместе – единое целое, страна, народ. Раскрытая ладонь руки, как символ открытости и доброй воли.
На купюре изображено еще несколько общих для всех купюр образов: флаг, герб, орнамент нотного стана с гимном, карта Казахстана, логотип Национального банка, древние петроглифы и современный «Байтерек – Астана», такой межэпохальный симбиоз. Но почему именно «Байтерек»? «Байтерек» - это послание потомкам, символ страны, укрепленной в будущее – это символ мира и согласия. Новые банкноты дают хорошее представление о Казахстане, как о стране с древней историей. О стране, которая занята созидательным трудом и устремлена в будущее.
Эксклюзивное интервью с главным дизайнером Национального банка РК Мендыбаем Алиным.
Вопрос:
- Дизайн денег – работа одиночек или командная?
Ответ:
- Большая команда специалистов. Я бы назвал ее оркестром.
Вопрос:
- Продолжим музыкальные ассоциации Как для вас звучит симфония банкнот?
Ответ:
- Да, не зря о чем-то красивом говорят –песня! Одной из самых красивых мне кажется банкнота в 500 тенге. Она выдержана в зимних, холодных, сиреневых красках и звучит для меня, как «Зима» Вивальди. Музыка Шопена, кажется, застыла в двухтысячной купюре, богатой и чистой на весеннюю зелень. Темно-коричнево-красная пятитысячная банкнота – это Центральная Азия: насыщенная, эмоциональная, щедрая, богатая красками. И для меня эта музыка Курмангазы. Лирические мелодии всплывают в памяти, когда я вижу тысячную купюру. А 200 тенге – это джаз задорный рок-н-ролл!
Вопрос:
- И что говорят о «новом платье» наши зарубежные коллеги?
Ответ:
- Они отметили главное – валюта абсолютно самостоятельная в плане дизайна. Узнаваемая и совершенно свободна. Мне особенно был приятен отзыв бывшего директора бюро дизайна и полиграфии федеральной резервной системы США Тома Фергюсона. Он проработал в федрезерве более 30 лет, и это благодаря ему порозовели доллары. Но, у видев наши новые банкноты, он на полном серьезе сказал мне: «Ты сделал то, что я так и не смог сделать с долларом США!».
Наши новые монеты памятные и юбилейные. Юбилейная монета «Космос» из Тантала. Лицевая сторона «аверс» 500 тенге, обратная сторона (реверс).
Памятные серебряные монеты номинала 500 тенге – посвященными древним наскальным изображениям m (Аg)=24 г (3000 шт).
Памятные золотые монеты «Алтын Азам» номиналом 1000 тенге (серия архитектурные и исторические памятники) m (Аu) – 7,8 г (2000 шт).
Юбилейные монеты, посвященные 10-летию независимости Казахстана 5000 тенге m-1кг (100 шт) и 500 тенге из Аg, а 50 тенге из „нейзильбер».
70билейная монета «Абай» разошлась по миру, едва появившись. Она, пожалуй, самая известная казахстанская монета.
Абай – грациозная личность (критические рассуждения Абая в «Словах назидания» о своих соплеменниках).
Наши памятные и юбилейные монеты, как великая металлическая летопись, открывают, несут нам код прошедших времен, нравов, культуры.

8. Модный патриотизм: «Сары – Арка» - степная мелодия (дефиле)

Казахская национальная одежда – особенная по внешнему обличию и богата по своему значению и назначению. Каждая деталь одежды – символ, свидетельствующий о социальном, семейном, материальном положении и счастливого или не очень обладателя.
Национальная одежда казахского народа, исконного обитателя степного края – настоящее, без преувеличения, искусство. Древнее, надо заметить. До сих пор оно будоражит фантазию современных модельеров. И это не может не радовать: ведь одновременно хранятся традиции и изобретаются новые детали, делающие наряды еще привлекательнее, даже для использования их в обычной, современной одежде. Восток нынче в моде. Подтверждением тому является победа студенческого театра моды «Стиль», существующего на базе нашего Рудненского индустриального института в международном фестивале Дизайна костюма, посвященного юбилею Алматинского технического университета.
«Сары –Арка» - степная мелодия
Сплетение казахских национальных мотивов, теплых песочно-пшеничных тонов и какой-то особенной, солнечной энергетики.
В ней нет буквального изображения традиционных казахских элементов – воздушных многочисленных оборок, яркого орнамента и других известных всем деталей. Здесь есть только полупрозрачный намек на них. И от некоторой недоговоренности наряды становятся еще привлекательнее. Зритель невольно стремится разгадать образ, созданный костюмом. И всегда угадывает. Вот она: девушка – кувшин, девушка – домбра, девушка – юрта.

9. Песня юности

Люди, защищавшие нашу страну в Великой Отечественной войне, участвовавшие в других войнах, безусловно, являются патриотами.
Попова Дарья посвящает свое стихотворение участникам событий.

Война. Для нас просто слово, а люди постарше
От звука его содрогаются вновь.
Им помнятся парни, идущие маршем,
Им помнится страх и мученья, и кровь.
Их память не сможет стереть то, что было,
И время им тоже не сможет помочь.
Их память тверда, и она не забыла
Все то, что случилось в июньскую ночь.
И им не забыть те военные годы,
Когда на защиту страны поднялись.
И им не забыть дыханье свободы,
Когда над рейхстагом флаг подняли ввысь!

«Невозможно переоценить мужество воинов, которые прошли страшными дорогами войны. Они сделали главное в своей жизни – выполнили гражданский и военный долг перед родиной» - об этом говорили на встрече с участниками событий в Афганистане.
«Друзья уходят от болезней и от ран и виноват Афганистан» - пели юноши 11 класса на сцене под гитару. И видели повлажневшие глаза убеленных слезой афганцев.
Воспоминания участников ВОВ, тружеников тыла – ценность величайшая, живое свидетельство героизма человеческого и способность к самопожертвованию.
Не сломить врагу того, кто чувствует, как от Родины веет теплом. Не может общество быть благополучным без высокого патриотизма, трудолюбия, по порядочности. Также духовное явление, как патриотизм находит красноречивое выражение во всевозможных состязаниях в частности, спортивных, в которых отстаивается честь страны («Асиада»).
Почти по-армейски отметили День Защитника Отечества старшеклассники нашей школы. Ребята преодолевали полосу препятствий, демонстрировали силу и ловкость, умение пользоваться оружием, строевую подготовку и доказали, что в полнее готовы к армейской службе.
Зрители, среди которых были не только ветераны, но и родители, одноклассники, друзья, азартно поддерживали соревнующихся.
Что думает о патриотизме современная молодежь.
Чтобы называться патриотами, надо любить свою страну, работать для ее процветания и при необходимости, жертвовать тем, что она требует.
Да я считаю себя патриотом и люблю свою Родину – Казахстан и малую Родину – Качар. Для меня патриоты – это люди, прежде всего, военных профессий, так как они испытывают все тягости военной службы, выполняя свой долг перед Отчизной.
Любовь к Родине есть противоположность предательству, измене. Патриотами считаю наших великих писателей – просветителей Абая Кунанбаева и Ыбрая Алтынсарина.
Я патриот. Учусь, и в будущем собираюсь работать, чтобы вносить свой вклад в развитие страны.
«Мы на веном пути. Устремлены к заветной мечте. В руках у нас голубое знамя независимости. На гербе нашем – священный шанырак – символ нашего единства. И еще крылатые кони, несущие нашу мечту» Н. Назарбаев.
Если будем жить дружно, сплоченно, уважая друг друга, не поддаваясь никакому шовинизму, национализму, никакому религиозному фундаментализму, то можно построить хороший теплый и радужный дом, в котором места хватит всем и в котором дастархан будет с достатком.
(Выпускник)
Мы будущее Казахстана. И я надеюсь – достойное будущее. А еще я надеюсь, что Родина станет для каждого их моих сверстников путеводной звездой. И живя с чувством огромной ответственности перед завещанной нам землей, ее культурой и историей, возможно именно мы станем тем самым снежным барсом, прыжок которого «перенесет» Казахстан в разряд великих, могущественных и самых развитых стран мира.


10. Эссе «Мой Казахстан».

Мой Казахстан! Эти слова невозможно произнести без трепета в душе. Они обладают особой силой воздействия на умы и сердца наши. Эти слова стучат в памяти мысли о великой любви к Отчизне и родной земле, о сыновнем долге перед своим народом. Эти удивительные слова пробуждают силу духа, ты чувствуешь себя сильным и смелым, таким чистым и прозрачным, словно омытым чудодейственной водой родных рек.
Мой Казахстан! Это одно их самых сокровенных выражений на казахском языке, саамы е сердечные слова народа, они отличаются необыкновенно терпеливым и мужественным характером. Нации, которая на протяжении всей своей истории показывает миру свою открытость, миролюбие и доброжелательность.
Мой Казахстан! Это – выражение гражданской позиции, это - философия патриотизма.
Автор первого гимна независимого Казахстана, принятого в 1992 году Кадыр Мырза Али «Я и моя страна».
В подстрочном переводе строки гимна звучат примерно так: «Здесь родился я, здесь я вырос, здесь я вкусил работный плод, возможно, я знаю, как овладеть секретом атома на более мелкие частицы, но невозможно отделить меня от моей страны; прекрасная она зимой под покрывалом белоснежным, прекрасна она и летом после ливня лихого, невозможно отделить меня от нее – от родной степи моей, не отделить меня от ковыля и от емшаня – травы, растущих на ней; воодушевляют меня и солнце, и ветер родной земли, очищаюсь я священной водой наших морей и рек, не разделить меня от герба нашей любимой страны, не разделить меня от флага страны моей; Родина – великая колыбель моя, выражаю в песнях и в стихах любовь к ней, я – казах, я – потомок своего народа, как верблюжонок от аруана».
В стихотворении раскрывается понятие «я» и «я - государство». Лишь такой настрой души и только такая искренность может служить основой настоящего патриотизма. Патриотизм – это не только любовь и преданность, но и величайшая личная ответственность и гражданский долг каждого.
Казахстанцы хорошо знают, что только чувство локтя и признание безусловного приоритета общих интересов может мобилизовать общество на созидательные дела на благо Родины. Как говорят казахи: «Бірлік бар жерде – тірлік бар» - «Чтобы жить – надо уметь дружить».
У Лауреата государственной премии Ирамбека Озаарбаева есть стихотворение «Независимость», над которым стоит задуматься.

«Одна у нас общая родная страна – и она твоя,
Одна у нас общая родная страна – и она твоя;
Лишь независимость дала нам возможность
Смело объявить своим законное свое.
Одни у нас годы общие - и они твои,
Одни у нас сады прекрасные - и они твои.
И друзья, и враги у нас общие – и они твои.
Один у нас на всех общий флаг - и он твой,
Мы дышим одним воздухом,
Вместе пьем воду из одних источников
И согревает нас солнце общее – все это твое;
Живи века, мой родной Казахстан,
Будь всегда готов к любым испытанием судьбы».

Первое, что здесь нужно выделить, - это идея взаимозависимости таких важных понятий, как «патриотизм» и «политическая независимость».

Прозвучала великая симфония степной цивилизации: симфония музыки, поэзии, банкнот, архитектуры

В завершении - исполнение гимна П.Г.Т. Качар. Автор И. Белаш, музыка Е. Купчиной












13PAGE 15


13PAGE 141515




15