Итоги конкурса Олимпийские игры в вопросах и ответах
Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физической культуры
АНО «Школа «Премьер»,
г. Москва
Итоги конкурса «Олимпийские игры в вопросах и ответах»
В фокусе – Олимпиада
Мы были приятно удивлены тем, что поступило так много работ. Видимо, многие учителя разрабатывают тестовые задания, проводят различные мероприятия и конкурсы по истории олимпийского движения и приобщают к этому своих учеников. Активность конкурсантов можно объяснить проведением в следующем году Олимпийских игр в Сочи, и это спортивное событие освещается как на уроках, так и при проведении различных внеклассных мероприятий. Приятно, что на конкурс откликнулись учителя не только физической культуры, но и других предметов, а также тренеры и работники специализированных спортивных школ.
Поначалу их было немного, зато в последние две недели конкурса на редакцию буквально обрушился поток материалов. С конкурса сразу снимались работы, в которых было много фактических ошибок и некорректно сформулированных вопросов и заданий. Удивил и порадовал тот факт, что на конкурс поступило много работ от учеников наших читателей – их оказалась примерно половина от общего числа. Естественно, большинство из них были выполнены под руководством преподавателей, а некоторые – настоящие проектные работы, выполненные не хуже преподавательских.
Большинство работ поступило от конкурсантов их Амурской, Волгоградской, Курской областей, а также из Республики Татарстан и Красноярского края.
Тесты
Почти сто работ поступило на эту номинацию. К сожалению, не все тесты полностью отражали специфику конкурса: очень часто среди тестовых заданий были общие вопросы по предмету «физическая культура», иногда даже взятые с различных олимпиад. Многие задания, особенно в детских вопросах, были типичны и направлены на проверку основных знаний по Древним Олимпийским играм, истории их возрождения, первого участия в них советских олимпийцев и т.д. Это и понятно – ведь чаще всего учителя проверяют у учеников именно минимальные знания по истории олимпийского движения. Наш же интерес привлекали необычные вопросы, ответы на которые не сразу можно дать или не во всех учебниках найти.
Например, Анися БАГАУТДИНОВА из МБОУ «Нижнечершилинская СОШ» (Республика Татарстан) составила вопросы открытого типа на основе курьезных событий, происшедших на различных Олимпийских играх. Чтобы ответить на них, старшеклассники должны очень хорошо знать историю олимпийского движения. Например:
На каких Олимпийских играх президент МОК Хуан Антонио Самаранч единственный раз за время своего руководства не сказал традиционную фразу: «Эти Игры были лучшими в истории»?
На одной из Олимпийских игр произошел редчайший случай: во время боя соперники синхронно нанесли друг другу сильные удары и... оба оказались в нокдауне. Один из них сразу же вскочил, а его соперник не мог принять боевую стойку до счета восемь. Назовите победителя.
Исправьте ошибку:
Дебют женского баскетбола на Олимпийских играх состоялся в 1976 году в Монреале. В турнире участвовали шесть команд. Первыми олимпийскими чемпионами стали баскетболистки сборной СССР, которая еще четыре раза побеждала на Олимпиадах.
На каких Олимпийских играх в ходе соревнований технический комитет Международной федерации гимнастики выяснил, что высота коня не соответствует положенным требованиям?
Назовите имя спортсмена и вид спорта, которым он занимается.
Похожие задания, но закрытого типа прислал на конкурс Александр СЕРЕДИН из МОУ СОШ № 3 г. Котово Волгоградской области:
Почему на IV Олимпийских играх в Лондоне итальянского спортсмена Доранда Пиетри дисквалифицировали после забега на марафонскую дистанцию?
а) за допинг;
б) за неспортивное поведение во время бега;
в) за оказание ему посторонней помощи в преодолении дистанции.
Какую знаменитую фразу на IV Олимпийских играх произнес епископ Пенсильванский?
а) «На Олимпиаде главное – победа»;
б) «На Олимпиаде главное – участие»;
в) «На Олимпиаде главное не победа, а участие».
После Игр какой Олимпиады легендарным спортсменам Хаммосу Колехмайнену и Пааво Нурми были установлены памятники в городах Куонио и Хельсинки?
а) Игр VIII Олимпиады;
б) Игр IX Олимпиады;
в) Игр VII Олимпиады.
На Играх VII Олимпиады на соревнованиях по футболу произошел случай, не совместимый с требованиями Олимпийской хартии: после нарушения с поля удалили защитника, однако вслед за ним покинула футбольное поле вся команда, вследствие чего ее дисквалифицировали. С командой какой страны это произошло?
а) Нидерландов;
б) Чехословакии;
в) Испании.
Как звали будущего лауреата Нобелевской премии мира, серебряного призера в беге на 1500 м на VII Олимпийских играх в Антверпене?
а) Ф. Бейкер;
б) А. Хилл;
в) П. Нурми.
Очень интересные вопросы как закрытого, так и открытого типа прислала на конкурс Галина ЯСОНОВА из МБОУ «Каптыревская СОШ» Красноярского края. Вот только некоторые из них:
На сессии МОК было принято решение о регулярном проведении зимних Олимпийских игр
а) в 1912 году в Стокгольме;
б) в 1920 году в Антверпене;
в) в 1924 году в Шамони;
г) в 1925 году в Праге.
Фигурное катание как зимний вид спорта появилось на Олимпиаде впервые
а) зимой;
б) осенью;
в) весной;
г) летом.
В 632–608 годах до н.э. известен случай из истории Олимпийских игр, когда отец выходил победителем шесть раз по борьбе и в этом же виде спорта пять раз сын получал оливковую ветвь победителя. Кто это?
а) Гиппостенес, Хетоймеклес;
б) Оскар и Альфред Сван;
в) Ханнес и Тату Колехмайнен;
г) Алдар и Пал Геревич.
Это единственный случай в истории современных Олимпийских игр, когда отец на трех Олимпиадах завоевал пять медалей, а сын на трех Олимпиадах – девять. Кто эти стрелки?
а) Гиппостенес, Хетоймеклес;
б) Оскар и Альфред Сван;
в) Вильгельм и Эрик Карлберг;
г) Алдар и Пал Геревич.
Когда впервые в программу Олимпийских игр были включены соревнования по современному пятиборью и женскому плаванию?
а) в 1912 году в Стокгольме;
б) в 1920 году в Антверпене;
в) в 1928 году в Амстердаме;
г) в 1932 году в Лос-Анджелесе.
Сколько лет продержался рекорд советской гимнастки Ларисы Латыниной по количеству завоеванных олимпийских медалей?
а) 12;
б) 26;
в) 48;
г) 50.
Давид Ригерт – олимпийский чемпион, многократный чемпион мира. За какую страну он выступал?
а) за США;
б) за Германию;
в) за СССР;
г) за Эстонию.
По неписаной традиции, нести олимпийский огонь на последнем этапе эстафеты могли только мужчины. А в 1968 году на Играх в Мехико факел доверили нести юной спортсменке. Кто она?
На XIV Олимпийские игры эта спортсменка приехала со своими барьерами. Кто она и чем закончились для нее эти соревнования?
Что произошло на соревнованиях по легкой атлетике на XX Олимпийских играх в Мюнхене, но тем не менее не помешало спортсмену финишировать и первым и установить мировой рекорд?
Среди конкурсных работ были и такие, которые содержали тесты по определенной тематике олимпийского движения. Марсель ВАЛЕЕВ из МБОУ «Гимназия № 1 им. Р. Фахретдина» г. Альметьевска (Республика Татарстан) разработал задания по истории Античных Олимпийских игр для учащихся 8–11-х классов. Помимо традиционных вопросов о зарождении Игр, в него вошли и такие:
Каким было наказание женщине, присутствующей на античных Олимпийских играх?
Какие традиции античных Олимпийских игр сохранились до сих пор?
Как определяли победителей в античном пентатлоне?
Существовали ли в Древней Греции другие традиционные игры? Назовите основные из них.
Чем были знамениты Игры 211-й античной Олимпиады?
Как наказывали атлетов за нарушение правил соревнований?
Назовите имя последнего победителя античных Олимпийских игр.
Задания можно использовать как своеобразный конспект урока, посвященного античным Олимпийским играм, – настолько подробно даны ответы на основные вопросы темы.
Татьяна ЛОБАНОВА из МОУ «Егорьевская СОШ» Алтайского края все вопросы тестов составила на определение талисманов зимних Олимпийских игр и сделала это в виде компьютерной презентации.
Отрадно, что на номинацию «Тестовые задания» поступило так много работ от школьников – даже больше, чем от взрослых участников конкурса. Тесты были разработаны как старшеклассниками, так и учащимися начальных классов. Однако качество работ преподавателей было все же выше и фактических ошибок в них меньше. И всё же отдельные вопросы, присланные детьми, нам очень понравились, например в работе Ксении АЛМОСОВОЙ из г. Железногорска Курской области:
Какая спортсменка на XXV Олимпийских играх обыграла мужчин в стрельбе на круглом стенде?
а) Кетеван Лосаберидзе;
б) Марина Логвиненко;
в) Рената Штехер;
г) Яница Костелич;
д) Чжан Шань.
В соревнованиях по каким видам спорта на IX Олимпийских играх впервые стали соревноваться женщины?
а) по плаванию и пулевой стрельбе;
б) по фехтованию и кёрлингу;
в) по легкой атлетике и спортивной гимнастике.
Какой врач был дважды награжден олимпийским орденом?
а) Зоя Миронова;
б) Максим Величко;
в) Жан Буэн;
г) Ральф Роуз;
д) Джим Торп.
Кто был самым юным олимпиоником на античных Олимпийских играх?
а) Астил;
б) Даикл;
в) Эхион;
г) Гериодор;
д) Дамиск.
В каком году Олимпийские игры открывал Адольф Гитлер?
а) в 1928-м ;
б) в 1924-м;
в) в 1936-м;
г) в 1952-м;
д) в 1932-м.
Кроме того было много интересных вопросов в материале Дениса ВАЛЕЕВА, ученика 10-го класса МБОУ «Тахталымская СОШ» с. Халитово Челябинской области, для ребят в возрасте 12–14 лет:
Какой вид спорта изображен на фото?
а) бобслей;
б) шорт-трек;
в) кёрлинг;
г) скелетон.
Под этим названием выступали страны бывшего СССР на Играх 1992 года в Барселоне. Неофициально команду называли «сборной СНГ». Каким же было ее официальное название?
Кто написал гимн Олимпийских игр Сочи-2014?
а) Дмитрий Колдун;
б) Кирилл Уханов;
в) Максим Иванов;
г) Александр Буханов.
Под каким девизом прошли Олимпийские игры 2008 года в Пекине?
а) «Один мир – одна мечта»;
б) «Один спортсмен – одна медаль»;
в) «Один Китай – все рекорды»;
г) «Один за всех – все за одного».
Какой стиль плавания вошел в олимпийскую программу позже остальных?
а) кроль на груди;
б) кроль на спине;
в) баттерфляй;
г) брасс.
Что из перечисленного входило в программу I Олимпийских игр современности?
а) городки;
б) прятки;
в) домино;
г) перетягивание каната.
Как называлась песня, исполненная дуэтом Монтсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри на открытии XXV Олимпийских игр и ставшая их своеобразным гимном?
а) «Барселона»;
б) «Атланта»;
в) «Мюнхен»;
г) «Мельбурн».
Какой из этих видов спорта имеет олимпийскую пляжную разновидность?
а) баскетбол;
б) футбол;
в) волейбол;
г) гандбол.
Так как современные дети лучше взрослых владеют компьютерными технологиями, компьютерных презентаций с использованием тестовых заданий они тоже прислали больше. В электронном приложении вы найдете работу Александра ПАЛЬЧИКОВА, учащегося 9-го класса МБОУ «Селиховская СОШ» Курской области. Она рассчитана на учащихся 5–7-х классов.
Олеся ТЫСЕВИЧ, ученица 10-го класса МБОУ СОШ № 68 с углубленным изучением русского языка и математики г. Оренбурга, разработала тестовые задания с тремя уровнями сложности: «Легкие вопросы», «Стоит задуматься» и «Сложные вопросы» – и компьютерную презентацию к ним. Над некоторыми ее вопросами действительно стоит задуматься:
В какой промежуток времени участвовать в современных Олимпийских играх могли архитекторы или музыканты, не занимаясь никаким видом спорта?
а) с 1900 по 1936 год;
б) с 1912 по 1948 год;
в) с 1896 по 1932 год;
г) с 1915 по 1951 год.
Какая олимпийская чемпионка даже не знала, что она участвует в Олимпийских играх 1900 года?
а) Бейб Захариас;
б) Элен де Пуртале;
в) Сюзанн Ленглен;
г) Маргарет Эббот.
Головоломки
Среди материалов, присланных в этой номинации конкурса, больше всего было кроссвордов. Причем дети здесь прислали вдвое больше работ, чем учителя: 40 против 20. К сожалению, во многих из них были допущены ошибки. Конкурсанты использовали олимпийскую тематику не только в вопросах, но и при оформлении, как, например, Галина ГАНЗИЙ, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 16 г. Благовещенска Амурской области.
Кроссворд, составленный учителем физической культуры Александром МИНДОЙ и учителем истории Татьяной КОНОПАЦКОЙ из Лицея № 8 г. Тынды Амурской области, был полностью посвящен советским олимпийским чемпионам Игр 1980 года в Москве. Все их фамилии заканчиваются на букву В, поэтому ответы нужно писать как сверху, так и снизу, справа налево и слева направо. Ответить на вопросы головоломки очень непросто, поэтому можно разрешить детям пользоваться различными источниками информации.
Учащийся 11-го класса МОУ «Гимназия № 4» г. Канска Красноярского края Кирилл МОРДАНОВ разработал кроссворд для учащихся 9–11-х классов, разгадав который, можно узнать девиз будущих Олимпийских игр в Сочи.
По горизонтали:
1. Спортивный инвентарь, на котором можно выиграть наибольшее количество наград на Играх в Сочи.
2. Город, в котором будет дан старт эстафеты олимпийского огня зимних Игр 2014 года.
3. В каком месяце пройдет открытие Олимпийских игр в Сочи?
4. Горный хребет, на котором располагаются лыжный
и биатлонный комплексы Игр 2014 года.
5. Как называется стадион, на котором состоится церемония открытия и закрытия Игр?
6. Число, соответствующее количеству видов спорта, входящих в программу Игр в Сочи.
7. Один из городов – претендентов на проведение Игр 2014 года.
8. Спортсмен, участник Паралимпийских игр в Сочи.
9. Страна, в которой на 119-й сессия МОК была выбрана столица Олимпийских игр 2014 года.
10. Где проходили зимние Олимпийские игры 2010 года?
11.Какая строительная корпорация занимается строительством Олимпийских объектов в Сочи?
12. Кто передал олимпийский флаг мэру Сочи?
13. Сколько талисманов у Олимпийских игр в Сочи?
14. Российский дзюдоист, выигравший бронзовую медаль на Олимпийских играх в Афинах в 2004 году со сломанной рукой.
15. Председатель Олимпийского комитета России.
16. Название главной ледовой арены Игр 2014 года.
По вертикали:
17. Слоган Олимпийских игр 2014 года.
Кроссворды, в которых требуется разгадать ключевое слово, были очень популярны среди работ, присланных на конкурс детьми. Они не очень сложны в подготовке, но очень интересны для разгадывания, так как не требуют много времени, как, например, кроссворд Юлии ЧИНГИЗОВОЙ из МКОУ «Зимняцкая СОШ» Волгоградской области.
1
10
2
3
4
5
6
7
8
9
По горизонтали: 1. Двукратный олимпийский чемпион по гребле из Австралии, выигравший свою первую золотую медаль в Амстердаме в 1928 году. 2. Фамилия человека, который открывал Олимпийские игры в 1936 году. 3. Что продавали на пути в Америку в 1932 году спортсмены из Бразилии, чтобы попасть на Олимпийские игры в Лос-Анджелесе? 4. Барон, который в одном из своих писем российскому царю заявил, что Олимпийские игры будут способствовать объединению народов. В 1889 году правительство Франции поручило ему изучить систему физического воспитания бойцов потенциального противника. 5. Российский фигурист, ставший четырехкратным чемпионом мира, трехкратным чемпионом Европы и олимпийским чемпионом 2002 года. 6. Что, согласно рекомендациям Международного Олимпийского комитета, должно содержаться в золотых олимпийских медалях в количестве не менее 6 г? 7. На церемонии закрытия Олимпиады-80 в Москве одним из самых эффектных элементов стало выложенное цветными щитами изображение олимпийского Мишки, особенно его 8. Птица, по которой изначально велась стендовая стрельба. 9. Имя талисмана XXII Олимпийских игр, проходивших в 1980 году в Москве.
По вертикали: 10. Город, в котором проводились конные соревнования параллельно основным, потому что Мельбурн, в котором проходили летние Олимпийские игры 1956 года, не смог принять все виды спорта.
Но не только кроссворды были представлены среди работ конкурсантов в этой номинации. Анастасия КАПИТОНОВА, учащаяся 11-го класса МОУ «Гимназия № 4» г. Канска Красноярского края подготовила чайнворд для учащихся 9–11-х классов, выполненный в форме пяти переплетенных колец.
Ирина БОБРОВСКАЯ из МКОУ «Сторожевская ООШ» Курской области прислала на конкурс логическую головоломку «Найди спрятанные города», в которой среди большого набора букв нужно отыскать названия олимпийских столиц. Очень просто, но интересно. Такого рода задания можно давать даже детям, временно освобожденным от практических занятий по физической культуре.
Ы
П
М
К
А
Л
Г
А
Р
И
В
П
С
О
П
В
О
Л
В
А
Н
К
У
В
Е
Р
П
К
С
И
Л
Е
Р
С
О
Л
Ж
Б
Т
А
С
А
Н
К
Т
М
О
Р
И
Ц
А
Е
А
К
П
С
О
Ч
И
Л
Т
Л
Л
Л
М
Р
В
П
Б
Р
О
Ш
Т
И
Л
Е
Ь
Т
А
О
О
Р
Т
Л
П
Л
Н
Е
Й
Б
Л
С
В
Р
У
Р
Д
А
Е
А
Х
К
Е
Л
С
Э
О
К
Е
Ж
Р
Й
Д
А
П
Р
М
Л
Л
И
Л
Г
П
Т
К
А
М
Л
В
П
О
Л
С
О
Р
В
Е
С
М
М
Э
И
О
Э
И
А
Г
Е
Ы
Н
И
П
Е
С
Л
Р
Ю
У
Р
О
Н
У
К
Т
Е
Р
И
Ь
Е
Щ
Ш
А
М
О
Н
И
И
Ц
Р
Д
Л
Л
Г
Е
Е
П
Б
Н
Р
Г
Ц
Н
Н
Ь
Ы
Н
О
В
О
Л
К
Х
О
О
Е
О
Т
Ш
Д
В
О
Р
Ь
О
Е
Р
Д
Е
Б
Б
Г
А
А
Т
У
Р
И
Н
А
Г
А
Н
О
Д
Елена ГУЛЬНЕВА из МБОУ СОШ № 3 им. Т. Гиззата г. Аргыз (Республика Татарстан) для младших школьников предложила задание «Лесенка», в котором требуется по количеству букв определить названия олимпийских видов спорта.
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Мария ЗОЛОТОВА из ГБС(К)ОУ «Казанская школа-интернат I–II вида им. Е.Г. Ласточкиной» разработала задания для учащихся 6–8-х классов в стихотворной форме:
Страна, где игры зародились,
Чтоб в будущем спортсменами гордились.
Он зажигается от солнечных лучей,
Он пролетел все страны, континенты,
Объединил вокруг он всех людей,
Он придает торжественность моменту.
Сейчас звучит он гордо – чемпион,
А в древности... назывался он.
От слова «стадий» появился он,
Такой огромный
В каком году до нашей эры
На стадионе появились первые спортсмены?
Игры эти знать нам надо,
Их зовут
Художник Чижиков придумал талисман.
Когда и где он ввысь взлетал?
Кто возродил Олимпийские игры,
Знает и мальчик, и взрослый спортсмен.
Весь мир благодарен французу за это.
Спасибо, великий... !
Зовется как изображенье –
Пяти колец переплетенье?
Лихие времена настали:
Спортсмены никуда не уезжали.
Их не послала ни одна страна –
Причиною тому была
Когда весь мир мы удивили?
Когда впервые победили?
Для наших год когда настал,
Чтобы взойти на пьедестал?
Некоторые участники присылали ребусы – одну из самых интересных форм головоломок, особенно для учащихся начальной школы. Ирина ГОРБАЧЕВА из МБОУ СОШ № 34 г. Таганрога Ростовской области предложила учащимися 3–4-х классов разгадать зашифрованные в форме ребусов названия видов спорта и сделала это в виде презентации.
Игры
Самые интересные работы, на наш взгляд, были представлены в этой номинации. Идеи, предложенные конкурсантами, можно использовать при проведении уроков и внеклассных мероприятий, интегрированных занятий и спортивных праздников. Содержание их может быть любым, а воплощение – очень интересным.
Больше всего разработок было выполнено по аналогии с телевизионным интеллектуальным шоу «Своя игра». Его формат был использован при структурировании вопросов по категориям и определении их уровня сложности.
Кристина КАНАЙКИНА, учитель английского языка МОУ СОШ им. С.Е. Кузнецова с. Чемодановка Пензенской области, разработала игру с вопросами, разделенными на четыре категории:
«История Олимпийских игр»;
«Современные Олимпийские игры»;
«Россия на Олимпийских играх»;
«Символика Олимпийских игр».
Ученик 10-го класса Бесединской СОШ Курской области Евгений ТЕРЕХОВ даже немного изменил правила. Игра не индивидуальная, а командная. Согласно его варианту право выбирать категорию вопроса и его стоимость определяется жребием. В случае правильного ответа команде начисляется количество очков, соответствующее вопросу, неправильного – снимается. Однако если у команды нет ответа или ответ был дан неправильный, то другая команда по желанию может ответить на него, но при правильном ответе ей начисляется лишь половина баллов, а в случае при неправильном снимается половина стоимости вопроса. Независимо от ответа на вопрос выбор следующего команды делают по очереди. Время, отведенное на ответ, – 2 мин. Игра заканчивается, когда больше не останется вопросов. Побеждает команда, которая наберет больше баллов.
Евгения БАЛАЕВА, учитель английского языка МОУ СОШ им. С.Е. Кузнецова с. Чемодановка Пензенской области, разработала интеллектуальную игру «Олимпийские игры во все времена» на основе известной в свое время телеигры «Слабое звено». Шоу уже давно нет на нашем телевидении, но идею подхватили учителя.
В игре принимают участие 8 учеников 5–6-х классов. В первом раунде ведущий в течение 2 мин. 30 сек. по очереди задает им вопрос, на который они должны ответить за 1–2 сек. С каждым раундом, а всего их семь, время на обдумывание уменьшается на 10 сек.:
Первый раунд. Продолжительность – 2 мин. 30 сек. Участвуют 8 игроков.
Второй раунд. Продолжительность – 2 мин. 20 сек. Участвуют 7 игроков.
Третий раунд. Продолжительность – 2 мин. 10 сек. Участвуют 6 игроков.
Четвертый раунд. Продолжительность – 2 мин. Участвуют 5 игроков.
Пятый раунд. Продолжительность – 1 мин. 50 сек. Участвуют 4 игрока.
Шестой раунд. Продолжительность – 1 мин. 40 сек. Участвуют 3 игрока.
Седьмой раунд. Продолжительность – 1 мин. 30 сек. Участвуют 2 игрока.
После каждого раунда один из участников, который, на взгляд команды, выступал хуже других, выбывает из игры. Таким образом, с каждым раундом в команде остается на одного игрока меньше.
Счетная группа фиксирует правильность ответов каждого участника и количество задаваемых вопросов. Победителем игры становится тот, кто ответил на большее число вопросов в седьмом раунде.
Марина БАЛАШОВА из МБОУ «Золотухинская СОШ» Курской области разработала игру «Олимпиец» для учащихся 8–11-х классов. Всем участникам в первом туре предлагается поучаствовать в викторине. В течение 5 мин. они стараются ответить на как можно большее число вопросов. Каждый правильный ответ приносит 1 очко. Шесть лучших выходят во второй раунд. Если участники набирают равное количество очков, то между ними проводится дополнительное состязание.
Во втором туре каждый участник получает задание расшифровать слово. Например:
Назовите греческого бога, в чью честь проводились Олимпийские игры.
Е
В
З
С
Тот, кто сделает это раньше, получает право первым выбрать тематику вопросов, которые будут ему задавать; занявший второе место выбирает вторым, и т.д.
Тематика вопросов:
«Талисманы Олимпийских игр»;
«Олимпийские игры в Сочи 2014 года»;
«Зимние Олимпийские игры»;
«Летние Олимпийские игры»;
«Летние олимпийские виды спорта»;
«Зимние олимпийские виды спорта».
Участники отвечают на вопросы из выбранной ими категории до тех пор, пока те не закончатся, и за каждый правильный ответ получают жетоны. Трое лучших игроков выходят в следующий тур.
В третьем туре участникам предлагается определить, кто из спортсменов изображен на трех фотографиях. Тот, кто наберет больше жетонов, чествуется как чемпион-олимпиец.
Максим ЛАПШИН из МОУ «Турочакская СОШ» (Республика Горный Алтай) представил на конкурс игру «Олимпийское лото» для учащихся 5–6-х классов. Участвуют две команды по 4 человека и ведущий. Побеждает та команда, которая первой правильно закроет все поля карточки-билета. Правила игры всем хорошо известны. Ведущий не глядя вытягивает из мешка карточки с названиями городов и объявляет их, а участники, вспоминая, в каком году в этом городе проводилась Олимпиада, проверяют, есть ли на их карточке этот год, и если есть, то закрывают поле фишкой. Если таких полей больше одного, то все они закрываются. Побеждает тот, кто закроет все поля своей карточки раньше других.
Оксана МАКАРОВА, Инара МАТВИЕНКО, Наталия ЕГОРОВА из МКОУ «Богучанская СОШ № 2» Красноярского края разработали игру «Брейн-ринг» для учащихся 9–11-х классов, посвященную предстоящим Играм в Сочи.
Марина НИКИТИНА из МБОУ «Краснолипковская СОШ» Волгоградской области разработала игру-путешествие «Олимпийский экспресс» для учащихся 7–8-х классов. Дети, едущие в двух вагонах импровизированного поезда, преодолевают путь по ленте времени от Древней Греции до наших дней, отвечая на вопросы на разных станциях.
Екатерина ЛЮБИТЕЛЕВА из МБОУ «Гимназия № 26» г. Миасс Челябинской области прислала на конкурс разработку игры «Колесо истории» для учащихся 4-х классов. Игровое поле разделено на шесть секторов, имеющих свои названия и выполненных в различной цветовой гамме,
четыре – тематические:
«Историческое событие»;
«Места и время проведения Олимпийских игр»;
«Чемпионы Олимпийских игр»;
«Состязания»
– и два – головоломки:
«Загадки»;
«Мини-кроссворды».
В игре принимают участие две команды по 6 человек. Каждая состоит из трех мальчиков и трех девочек. Проходя из сектора в сектор, правильно выполняя задания или отвечая на вопросы, участники получают баллы. По окончании игры проводится подсчет баллов и подводятся итоги. Команда, которая наберет больше баллов, становится победительницей.
Екатерина НАРЫКОВА из МКОУ «Скороднянская СОШ» Курской области разработала игру для старшеклассников на основе телевизионного шоу «Кто хочет стать миллионером?». Вначале все ее участники проходят два отборочных тура. Каждый игрок получает четыре карточки с буквами А, Б, В и Г. Ведущий задает вопрос и показывает четыре варианта ответа, обозначенные буквами. Дети выбирают правильный ответ и поднимают соответствующую карточку. Время на обдумывание – не более 1 мин. Например:
Назовите продолжительность Олимпийских игр, которые проходили в Древней Греции.
А. 3 дня.
Б. 5 дней.
В. 7 дней.
Г. 10 дней.
Те, кто правильно ответит, переходят во второй отборочный тур, где также нужно выбрать правильный вариант ответа. Например:
Что из нижеперечисленного входило в пентатлон?
А. Бег, метание копья и диска, борьба, перетягивание каната.
Б. Игра в лапту, метание копья, борьба, гонки на колесницах.
В. Бег, метание копья и диска, борьба, гонки на колесницах.
Г. Бег, стрельба из лука, борьба, гонки на колесницах.
В финальный тур выходит тот, кто первым даст правильный вариант ответа. Остальные участники становятся зрителями, но и они при необходимости могут оказать помощь играющему, которому, как и в телешоу, предстоит ответить на 15 вопросов. Если он ответит на первые пять, то получит «несгораемую» отметку «4», если на 10 – отметку «5», а если на все 15, то две «пятерки». При этом игрок может воспользоваться тремя подсказками: помощь друга, помощь зала и 50/50.
Лариса КЛИМЕНТЬЕВА, учитель географии МАОУ СОШ № 16 г. Благовещенска Амурской области, разработала игру-викторину для учащихся 8–11-х классов «Мы и Олимпийские игры». Игра проводится в несколько раундов, в которых участникам предлагается ответить на вопросы за определенное время.
Евгения ДЕМЕНТЬЕВА, учитель истории и обществознания этой же школы, разработала игру «Лыжная гонка» для учащихся 8–11-х классов. Она рассчитана на 2–4 человек. Перед тем как предложить детям сыграть в нее, необходимо провести несколько занятий по истории олимпийского движения. Смысл игры состоит в том, что игроки по очереди бросают кубик и передвигают свои фишки – фигурки лыжников – на столько клеток, сколько очков выпало на кубике. Если фишка попадает на плитку с синей снежинкой, то игрок обязан применить карту хода – передвинуть ее на то поле или количество клеток, которое в ней указано. Если он попадает на клетку со знаком вопроса, то сидящий от него слева участник тянет карту с заданием и зачитывает вопрос вслух. Тот, кто ответил правильно, получает 5 дополнительных очков, забирает карту себе и продвигается вперед на одну клетку (по желанию). Если ответ был неправильный, то карта выбывает из игры. Право первого ответа принадлежит тому, чья фишка стоит на клетке с вопросом. Если карты заданий закончились, то игроки могут зарабатывать очки, вспоминая факты, связанные с Олимпийскими играми. За каждый верный факт игрок получает дополнительно 5 очков. Для удобства подсчета очков можно использовать жетоны.
Передвигаясь по игровому полю, участники должны собрать пять олимпийских колец. Кольцо можно получить лишь в том случае, если фишка игрока окажется на клетке с кольцом или на соседней.
По достижении кем-нибудь из игроков линии «Стрельба» все выкладывают перед собой мишени. Стрельба предполагает краткий ответ на вопросы типа: «Верите ли вы, что ?» Если да, участник накладывает на мишень темный кружок, если нет – мишень не закрывается. Вопросы зачитывает тот игрок, чья фишка находится ближе всех к линии финиша, – он в «стрельбе» не участвует. Затем ведущий достает контрольную мишень и сравнивает ответы участников. В зависимости от количества правильных ответов (1 ответ – 1 клетка) игрок продвигает свою фишку вперед или назад.
Игра заканчивается в тот момент, когда линию финиша пересечет первый участник. После этого подсчитываются очки, и определяется победитель. Подсчет осуществляется следующим образом:
– первый финишировавший игрок получает 20 очков;
– у тех, кто находится дальше чем за две линии до финиша, за каждую клетку отставания от лидера снимается по 2 очка;
– за собранные олимпийские кольца начисляется по 5 очков за каждое и 5 дополнительных – если участник собрал полный комплект;
– суммируются преимущественные баллы по картам.
Поступали на конкурс и коллективные работы. Учителя МОУ Гимназия имени Карла Орфа с. Варны Челябинской области разработали интеллектуальную игру для школьников «Русский мир». Они проводят ее с учащимися 9–10-х классов всего района.
В основе этой игры лежит традиционное для России число три: три богатыря, птица-тройка, три девицы, тридевятое царство. Поэтому игра проводится в три этапа и состоит из трех поединков.
На любом этапе игры, за исключением отборочных туров, в ней может участвовать не более трех команд (дружин) в трех поединках, в каждом из которых по три боя, кроме третьего поединка.
Бои включают ответы на вопросы, выполнение заданий, в том числе приготовленных заранее.
С помощью вопросов проверяют знания участников в следующих областях:
– мифология;
– русская история;
– Паралимпийское движение;
– духовные ценности;
– искусство;
– талисманы Олимпийских игр;
– обычаи, ритуалы Олимпийских игр.
Тематика всех заданий ограничивается временны'ми периодами от зарождения Олимпийских игр до их возобновления с 1894 по 2014 год. Ответы на вопросы и выполнение заданий командами оценивает жюри. За каждый правильный ответ команда получает серебряную медаль и 2 балла. Если ответ недостаточно точный или неполный, то можно получить бронзовую медаль достоинством 1 балл. Третий поединок оценивается золотой медалью и может принести 3 балла.
В случае подсказки из зала вопрос снимается, а результат боя аннулируется.
При отсутствии ответа дружина имеет право:
а) один раз за игру обратиться за советом к болельщикам, сидящим в зале. За правильный ответ она получает бронзовую медаль достоинством 1 балл;
б) один раз и только во втором бое второго поединка попросить у ведущего показать три варианта ответа, один из которых верный. За правильный ответ они получат бронзовую медаль и соответственно 1 балл;
в) один раз за игру использовать подсказку «Запасной игрок», – вызвать на сцену болельщика, которому будет задан вопрос на тему спорта. В случае правильного ответа команда получит серебряную медаль и соответственно 2 балла.
При равном количестве баллов победителя определяют, задавая дополнительные вопросы, на которые участники дают письменные ответы. Правильность проверяет ведущий сцены.
Игры, разработанные детьми, были тоже интересны. Оксана ГАВРЮШОВА, ученица МКОУ «Ржавская ООШ» Курской области, прислала на конкурс интеллектуальную игру «Олимпийские надежды» по принципу телеигры «Блеф-клуб» для ребят 10–12-лет. Участвуют две команды любой численности. Ведущий предлагает игрокам определить, верны ли прочитанные им утверждения. Каждой команде дается 15 вопросов. Время на обдумывание – не более 15 сек. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В случае равенства баллов для определения победителя задают дополнительные вопросы.
Игра, которую представил на конкурс ученик МБОУ «Лицей № 1» г. Норильска Красноярского края Роман ДМИТРИЕВ, представляет собой некий синтез двух телевизионных шоу – «Брейн-ринг» и «Своя игра». Играют две команды по 3 человека в каждой. Жребием определяется, какая из них будет отвечать первой. Независимо от ответа это право переходит к другой команде, которая выбирает категорию вопроса и его стоимость, а затем отвечает на него. В случае правильного ответа она получает соответствующее количество баллов. Если команда ответила неверно, то другая команда может дать свой вариант ответа и, если он окажется правильным, получает половину стоимости баллов, так как уже знает один неверный ответ. Побеждает команда, которая наберет больше баллов к концу игры.
Ученица 10-го класса МБОУ СОШ № 15 г. Благовещенска Амурской области Александра КОНОНЕНКО прислала на конкурс игру «Олимпия». В нее играют 2–3 человека. На столе лежат карточки с вопросами, которые перед началом игры нужно перемешать. Дети по очереди бросают кубик и передвигают игровую фишку на столько клеток, сколько очков на нем выпало. Если игрок попадает на клетку с изображением тигренка Ходдори – талисмана Игр в Сеуле – или медвежонка Миши – талисмана Московской Олимпиады, то он берет из стопки карточек верхнюю и отвечает. Если участник правильно ответил на вопрос, то он получает медаль, а если нет, то медаль не получает, а карточку с вопросом кладет под низ стопки. Игра продолжается до тех, пор, пока на столе не закончатся карточки с вопросами. Победитель определяется по количеству медалей, а в случае их равенства тот, чья фишка оказалась дальше всех от старта.
Елизавета НИКОЛАЕВА, ученица МОУ «Гимназия № 14» г. Волгограда, прислала на конкурс на первый взгляд очень простое задание: нужно соединить фотографии победителей и призеров Олимпийских игр с пиктограммой того вида спорта, которым они занимаются. Однако выполнить это задание будет непросто даже старшеклассникам.
Самый юный участник конкурса Андрей СМИРНОВ, ученик 4-го класса МБОУ «СОШ № 7 имени Героя России И.В. Ткаченко» г. Тынды Амурской области, разработал интеллектуальную игру «Олимпионик». Она состоит из шести состязаний. Общее число участников и число выбывающих после каждого состязания игроков рассчитывается таким образом, чтобы в финал вышли трое. Как и на Олимпийских играх, здесь разыгрываются бронзовые, серебряные и золотые медали. Например, если играют 8–10 человек, то участник с наименьшим количеством баллов выбывает после каждого этапа состязаний.
В первом состязании ведущий задает вопросы на знание олимпийских видов спорта и истории Олимпийских игр. Игроки должны для ответа поднять руку, а судьи наблюдают, кто это сделал первым. Если участник дал верный ответ, то ему дают бонусную медаль, а если нет, то право ответа переходит к другим.
Во втором состязании ведущий предлагает задания с несколькими вариантами ответов, среди которых нужно как можно быстрее выбрать один или несколько правильных, написать их на листе бумаги и показать судьям. За каждый правильный ответ игрок получает 2 бонусные медали. Засчитывается только полный ответ.
В третьем состязании ведущий предлагает посмотреть на слайды, на которых изображены зимние виды спорта. Участники по очереди в течение 30 сек. четко и разборчиво называют предметы или спортивные снаряды, которые используются данном виде спорта, – только имена существительные, нарицательные. Судьи подсчитывают количество названных предметов, за каждый начисляется медаль.
В четвертом задании игрокам понадобятся медали, которые они зарабатывали на трех предыдущих состязаниях. В этом конкурсе каждый игрок предварительно делает ставку на любое количество своих медалей. После этого ведущий задает всем один вопрос и дает минуту на размышление. Игроки пишут ответ на листе бумаги и убирают ручку в сторону. Через минуту каждый читает ответ. Если участник дает правильный ответ, то его баллы увеличиваются согласно сделанной ставке, а если неправильный, то теряет свою ставку. Тот, кто потерял больше всех медалей на этом этапе или заработал меньше других при условии, что все участники ответили правильно, выбывает из игры.
В пятом состязании дети выполняют физические упражнения:
1. Приседания с вытянутой вперед рукой, удерживая на ладони лист бумаги. Подсчитывается количество правильно выполненных приседаний.
2. Стоя на одном месте, как можно больше раз ударить мячик для настольного тенниса ракеткой, чтобы он не упал на пол.
3. Игроки комкают бумагу, делая из нее бумажные ядра, и по сигналу учителя по очереди толкают их. Ведущий измеряет расстояние ступнями так же, как в Античных Олимпийских играх Геракл отмерял дистанции для бегунов.
Участники, которые показали самые высокие результаты по сумме троеборья, выходят в финал. Бонусные медали в этом конкурсе не выдают. Спорные вопросы решаются при помощи дополнительных физических упражнений: отбивания мяча от пола, прыжков через скакалку и т.п.
В финале сокращается количество бонусных медалей, которые заработали игроки за всю игру, по наименьшему показателю. Например, у первого игрока было 16 медалей, у второго – 21, а у третьего – 28. Значит, первый игрок не получает никакого преимущества – у него меньше всех медалей, второй получает 5 преимущественных очков: 21–16=5, а третий – 12 преимуществ: 28–16=12.
В финале трем игрокам предлагается одно слово на спортивную тему, из которого они за 1 мин. должны составить как можно больше других слов – только имен существительных, нарицательных, в именительном падеже и единственном числе. Вот здесь игроки могут воспользоваться имеющимися у них преимуществами, которые дают возможность один раз заменить в составленном ими слове букву на ту, которой нет в предложенном слове.
Итоги подводятся следующим образом: участник, у которого нет преимуществ, зачитывает одно слово. Потом это делает игрок, идущий на втором месте, затем лидер. Повторять слова нельзя. Если у игрока закончились слова, но есть преимущество, можно обменять их на новое слово в соотношении 5:1: 5 преимуществ = 1 слово.
Побеждает тот, кто последним назовет слово. Он получает золотую медаль; тот, кто назвал слово предпоследним, – серебряную, и т.д.
Итоги
Этот конкурс мы проводили совместно с Федеральной детско-юношеской спортивной школой. Ее сотрудники вместе с нами просматривали работы и выбрали самые интересные. Они будут использованы при разработке окончательных тестовых заданий по истории олимпийского движения, которые будут выполнять участники всероссийского этапа «Президентских состязаний».
Победителями конкурса «Олимпийские игры в вопросах и ответах» стали:
– в номинации «Тестовые задания» – Анися Багаутдинова, учитель физической культуры МБОУ «Нижнечершилинская СОШ» с. Нижние Чершилы муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан;
– в номинации «Игры» – Андрей Смирнов, ученик 4-го класса МБОУ «СОШ № 7 имени Героя России И.В. Ткаченко» г. Тында Амурской области;
– в номинации «Головоломки» – Ирина Бобровская, учитель немецкого языка МКОУ «Сторожевская ООШ», с. Сторожевое Большесолдатского района Курской области.
Они награждаются сертификатами победителей, дипломами АНО «Оргкомитет Сочи 2014» и бесплатной подпиской на электронную версию журнала «Спорт в школе» на второе полугодие 2013 года.
Поздравляем всех победителей и лауреатов конкурса и желаем всем участникам творческих успехов!
1
3
2
12
В
4
11
5
10
6
9
8
7
17
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Заголовок 1Заголовок 315