Методическая разработка внеклассного мероприятия По законам доброты
ПО ЗАКОНАМ ДОБРОТЫ
Методическая разработка внеклассного мероприятия.
19685139700Зиновьева Татьяна Владимировна,
преподаватель теоретических дисциплин.
Актуальность мероприятия.
Актуальность проблемы добра и зла определяется современным состоянием мира, в котором наблюдается тенденция к размыванию ценностных ориентиров людей. Каждый человек в нашем обществе знает, что человеколюбие общества, семьи и отдельного человека определяется, прежде всего, отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, к «братьям нашим меньшим», к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Поэтому важно научить школьников к этому всегда стремиться. Ведь добрый, благожелательный человек умеет правильно общаться, поддерживая хорошие отношения с людьми.
Мероприятие призвано способствовать воспитанию таких нравственных качеств как: доброта, милосердие, понимание, дружба. Пониманию того, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
Цель мероприятия: Познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни.
Задачи:
1. Формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям;
2. Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты.
3. Способствовать развитию навыков общения, работы в коллективе, умение анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку.
Принципы воспитания:
Принцип единства;
Принцип развития творческой активности учащихся;
Принцип интеграции (беседы об искусстве + эстрадный ансамбль)
Принцип связи с жизнью.
Методы воспитания:
Методы формирования сознания личности;
Методы организации деятельности и формирования опыта;
Методы стимулирования поведения и деятельности.
Форма проведения: классный час
Музыкальный материал:
«Шире круг» муз. и сл. О. Полякова
«По законам доброты» сл. М. Пляцковский, муз. Б. Савельев
Фонограммы:
«Что такое доброта?» из репертуара группы «Барбарики»
«Если будем дружить» сл. и муз. А. Ермолова
«Добрым быть совсем не просто» сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученка
«Светит солнышко» сл. В.Орлова, муз. А.Ермолова
Ход мероприятия.
Вход учащихся «Что такое доброта?»
Добро – это ты!
Добро – это я!
Добро – это целая наша Земля!
Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне,
Добро – это радости море и смеха,
Добро – это также прекрасно, как лето!
Когда мама с папою рядом – Добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну, в общем, добро – это что-то такое,
Что объяснить не в силах порою!
Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Итак, ребята, давайте все вместе ответим на вопрос: «О чем пойдет речь на нашем классном часе?»
Ответы детей «О доброте»
Преподаватель:
Вы правильно сказали, что наша встреча сегодня будет посвящена теме добра и зла. Доброта – это, такое качество человека, которое нельзя рассмотреть, потрогать, но без которого невозможно прожить на белом свете. А эпиграфом нашего классного часа будут такие слова: «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека»
Родитель 1
17 февраля отмечается всемирный День Доброты. Он отмечается ежегодно по инициативе международных благотворительных организаций. В Казахстане этот праздник практически неизвестен. В этот день нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично. А ещё в этот день надо дарить подарки.
Преподаватель:
Ну а мы опередим событие и дарим всем присутствующим наш музыкальный подарок.
I. Песня «Шире круг».
Садятся на места («Добрым быть совсем не просто»)
Работа над сказкой “Бабочка и цветок”.
Родитель 2
Сейчас вы услышите сказочную историю, которая произошла в один из летних дней. Ее герои – бабочка и цветок.
Сказка
Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далекой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок ранее никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и, пока она отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка была доброй и жалостливой и потому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала.
Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошел мальчик и захотел его сорвать.
Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок, широко раскрыв свои лепестки, воскликнул:
Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе что-то рассказать.
Бабочка радостно подлетела к Цветку и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у нее ничего не получалось. Она билась крыльями, искала щёлки, но было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: “о, это я виновата, это из-за меня, тебя сломали, прости меня, Цветочек.
Беседа по содержанию прочитанного.
Преподаватель:
Скажите, ребята, какими были герои сказки – Бабочка, Цветок и мальчик?
(Ответы детей.)
Ребята, вы сказали, что Бабочка очень добрая. А что значит доброта, добрый человек?
Ответы детей:
Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
Добрый человек любит природу и бережет ее.
Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
Преподаватель:
Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? А это мы сейчас проверим.
Работа над понятиями добро и зло.
Разбить присутствующих на 2 команды: родители (пишут слова, относящиеся к слову зло, а дети слова, относящиеся к слову добро)
(Зло - зависть, предательство, жадность, грубость, война, ложь, трусость, равнодушие).
(Добро – доброта, милосердие, любовь, мир, дружба, правда, сердечность, счастье, почитание родителей, уважение старших).
Каждый знает этот мирСловно кто-то разделил: На хорошее, плохое –В нас живут вот эти двое.Они борются годамиВ сказках, фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать, Кому в этом помогать.Если хочешь в мире тёмномОбижать людей с порога, Драться, хмурить свои брови В царство зла тебе дорога.
Ну, а если ты улыбкой И хорошим делом тоже Помогаешь всем на свете, То добро всегда поможет.
Помни истину простую:Что от зла добра не ждут. Только добрые поступкиИ к тебе добром придут!
Родитель 1
Откуда берётся зло? От злости, от гордости, от плохих черт характера. Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и равнодушие, эгоизм и обман. Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие.
Родитель3
Жестокие люди могут ранить словом, могут ударить другого человека, могут нанести рану природе: сломать ветку, поймать бабочку и оторвать у неё крылышки, разорить птичье гнездо, разрушить муравейник, убить лягушку, ящерицу и других братьев наших меньших. Но человек связан с природой - и об этом не надо забывать! Потом мы сами же будем страдать от своих жестоких поступков по отношению к природе.
Опомнись, вздрогни, человек! Перед природой ты в долгу, И славен будет пусть твой векТравой душистой на лугу.Твори добро, чтобы любя, Добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя Не погубило зло.Словами, мыслями, делами Твори добро, борись со злом. Всегда, везде, где только сможешь,А главное - в себе самом.
Преподаватель:
Так какими же качествами должен обладать каждый из нас, чтобы вершить добрые дела и дарить другим? Назовите их!
1. Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – либо из сострадания, человеколюбия.
2. Справедливость, справедливый - действующий беспристрастно (справедливо), в соответствии с истиной.
3. Скромность - сдержанность в своих достоинствах и заслугах, не хвастливый.
4. Честность – искренность, добросовестность, прямота.
5. Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.
6. Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
7. Улыбка – мимика лица, губ, глаз, показывающая расположение к смеху, выражающая привет, удовольствие.
Преподаватель:
Ребята, давайте вспомним, какие добрые дела вы сами совершили или совершают люди вокруг вас.
Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.
Родитель1
В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами:
А-аз Ж-живёте
Б-буки 3 - земля
В-веди Л-люди
Г - глагол М - мыслите
Д - добро П - покой
Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».
Преподаватель:
Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (Вывод: доброта должна быть в душе)
Родитель 3
Доброта - это состояние души. Но заставить человека быть добрым нельзя. Нужно хотеть быть добрым, должно быть внутреннее желание, стремление человека делать добро. Насыпать зерна птицам зимой, поделиться бутербродом с бездомной собакой, помочь перейти дорогу старику или донести тяжелую сумку старушке, уступить место в транспорте тому, кто больше тебя устал… Разве можно заставить это сделать? Это воспитывается с малолетства, собственным примером. Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
Игра “Сказочные герои”.
Родитель 2
А сейчас немного поиграем. Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.
Игра называется “Сказочные герои”. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечать, добрый он или злой. Если злой, вы топаете ногами, а если добрый – хлопаете в ладоши.
(Иван-Царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Водяной, баба Яга, Золушка, Мальвина, Морозко.)
Преподаватель:
Один мудрец заметил: «человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка».
Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
На чистом листе ватмана каждый ребёнок наклеит из предложенных картинок, то, что он представляет при слове добро.
Как мы назовём эту картину? («Мир добра»)
Творческая деятельность
Фон «Если мы будем дружить»
Какое чувство вы испытывали, рисуя картину?
ВЕДЬ ДЕЛАТЬ ДОБРО - ЭТО ЗДОРОВО!
II. Песня «По законам доброты»
Рефлексия:
Преподаватель:
У каждого человека, к сожалению, есть такие черты характера, которые мешают ему в жизни, мешают общаться с окружающими людьми. Подумайте и запишите на лист бумаги то качество, которое вам мешает в жизни больше всего и от которого вы хотели бы избавиться в первую очередь. Листки сложите и подпишите. Мы соберем их в большой конверт, который откроем через год и посмотрим, удалось ли вам избавиться от этой черты.
Фон «Светит солнышко»
Преподаватель:
На свете так бывает,
Порой не разберёшь:
С тобою, правда, рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Родитель 1
Как в этом разобраться?
Как научиться жить.
Чтоб только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?
Родитель 3
Бывает ложь красива,
А, правда, так горька,
Но человеку честному
Та горечь не страшна!
Родитель 2
Давайте мы, ребята,
На свете честно жить,
Не будем лгать, а только
Правду говорить!
Преподаватель:
Всегда приятно находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Мы составили правила доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым. (Ведущие раздают ребятам буклеты, с правилами доброты)
Правила доброты (зачитать):
• Делись последним с другом.
• Помогай людям
• Защищай слабого
• Не завидуй
• Прощай ошибки другим
Помни!
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятаться, а поделиться.
Не кричать, а выслушивать.
Не разорвать, а склеить.
Попробуй – и ты увидишь, какими тёплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согревает сердце, старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку.
Преподаватель:
Давайте возьмем, друг друга за руки и мысленно пожелаем своему соседу справа или слева что-то очень хорошее, но только пожелать надо искренне, от чистого сердца.
Наш классный час подошёл к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми.
На этом наш классный час окончен. Спасибо всем за внимание!