Выступление на тему Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС


ВЫСТУПЛЕНИЕ
«Реализация метапредметного подхода
как средства достижения планируемых результатов обучения»
Воробьева Е.В.,
учитель математики
МБОУ «Гимназия № 6»
г. Мурманска
Реализация метапредметного подхода как средства достижения планируемых результатов обучения
Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель.
Почему это актуально? Метапредметные образовательные технологии решают проблему разобщенности научных дисциплин и учебных предметов.
В отечественно педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века.
Несмотря на долгую историю понятия, до сих пор нет единого его толкования, различные научные школы трактуют его по-разному.
Существует три взгляда на метапредметный подход. Это такие хорошо известные имена как Ю. В. Громыко, А.В. Хуторского и А.Г. Асмолов, его подход в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.

Таким образом, из всех публикаций, вышеперечисленных ученых по проблеме метапредметного подхода можно сделать следующие выводы:
В современной педагогике существуют три взгляда на метапредметность в образовании. Существующие подходы, хотя и рассматривают метапредметность с разных позиций, имеют явные области пересечения



Сегодня нам предстоит в ходе практикума (коллективной работы) познакомиться с теоретическими положениями и особенностями метапредметного подхода, спроектировать алгоритм разработки метапредметного подхода, а для этого:
критически оценить и осмыслить, сформулировать определение современного урока с позиции метапредметного подхода (или метопредметного урока, в большинстве источников «занятие»), назвать его признаки, отличия от интегрированнного урока и урока с межпредметными связями (если они имеются). А практическое осуществление метапредметного подхода постараются показать на уроках информатики и литературы, как на практике можно реализовать требования к метапредметному уроку Гречихина С.Л. и Коннова Н.В.

Задание № 1
С внедрением ФГОС приходится встречаться с большим количеством терминов, на семинаре в гимназии № 3 мы знакомились с такими понятиями как.
Дайте определение понятий, используя сочетания слов в конвертах (3 минуты)
Перед вами на столах лежат конверты, предлагаю сформулировать основные понятия, которые сегодня будут неоднократно встречаться на практикуме
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД – организация деятельности учащихся не с целью передачи им знаний, а с целью передачи им способов работы со знанием.
МЕТАПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – деятельность за пределами учебного предмета, направленная на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью… связана с жизненными ситуациями.
МЕТАПРЕДМЕТ – нетрадиционный учебный предмет, учебный предмет нового типа, надстраивающийся над содержанием традиционных учебных предметов вокруг определенной мыслительной деятельности
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Возникли ли у вас вопросы при выполнении этого задания?
Задание № 2
Предлагаю сформулировать в группах основные проблемы, которые оказывают влияние на проектирование современного урока с позиции метапредметного подхода, содержание которых будет проработано в ходе практикума.
Предлагаю использовать прием технологии критического мышления, который называется «Корзина идей».
Каждая проблема напрямую связана с основными направлениями педагогической деятельности:

Таким образом, все перечисленные проблемы напрямую связаны с основными направлениями педагогической деятельности:

Задание 3: СПРОЕКТИРОВАТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК С ПОЗИЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА
Вот по этим основным направлениям и будут предложены задания:
На прошлой неделе все ОУ представили карты самообследования готовности ОУ к внедрению ФГОС ООО и хотя срок внедрения 2014 год, работа по подготовке очень велика (это и нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ООО в ОУ, содержательное обеспечение введения ФГОС ООО в ОУ, организационное обеспечение введения ФГОС ООО). Поэтому в каждом ОУ необходимо организовать методическую работу таким образом, чтобы обеспечить информирование участников образовательного процесса и общественности по ключевым позициям введения ФГОС ООО, создание условий для изучения основополагающих идей ФГОС ООО в педагогических коллективах.
Группа 1: дополните табл. «Цели метапредметного урока».
Группа 2: охарактеризуйте перечисленные элементы метапредметного содержания, заполните табл. «Метапредметное содержание урока».
Группа 3: определите и заполните табл. «Сходство и отличие метапредметного урока от интегрированного урока и урока с межпредметными связями».
Группа 4: заполните табл. «Учебные ситуации», распределив предложенные учебные ситуации в соответствии с их типом.
Группа 1: дополните табл. Цели метапредметного урока.
Цели урока Характеристики целей
Предметные Предметные цели ориетнированы на формирование у уч-ся конкретных знаний (понятий, правил, законов и т. д.), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области
Метапредметные Метапредметные направлены на расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету, формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий
Личностные Личностные предполагают ценностно-смысловую ориентацию учащихся в содержании учебного материала, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, формирование личностных универсальных учебных действий.
Группа 2: охарактеризуйте перечисленные элементы метапредметного содержания, заполните табл. Метапредметное содержание урока.
Фундаментальные категории, составляющие основу содержания метапредметного занятия
Фундаментальные понятия Мировоззренческие (ценностные) категории
Пространство и время Необъятное и вечное
Порядок и хаос Покой и движение
Единица и множество Простое и сложное
Война и мир Свет и тьма/ зло и добро
Подъем и упадок Начало и конец
Причина и следствие Позиции и роли
Цвет и звук Красота и гармония
Измерения и погрешности Опыт и интуиция
Наука и предрассудки Разум и чувства
Рисунок и символ Реальное и условное
Формулировки тем
Традиционная формулировка темы Метапредметная интерпретация
традиционной темы
«Отечественная война 1812 года» «Позиции и роли в Отечественной войне 1812 года. Героическое и трагическое в Отечественной войне 1812 года»
«Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» «Порядок и хаос: польза систем и систематизаций (на примере таблицы химических элементов Д. И. Менделеева)»
«Табличные модели» «Причины и следствия: рациональность использования табличных моделей (на примере электронных таблиц Excel)»
Таким образом, метапредметы могут быть представлены в двух формах: как «связки» между предметами и как отдельные учебные курсы.
Фундаментальные понятия могут быть представлены как отдельными предметами, так и через междисциплинарные учебные программы:
1. Программа развития универсальных учебных действий
2. Основы смыслового чтения и работа с текстом
3. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
4. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Группа 3: определите и заполните табл. Сходство и отличие метапредметного урока от интегрированного урока и урока с межпредметными связями.
Интегрированный урок Урок с межпредметными связями Метапредметный урок
Сходство Отличие
ЦЕЛИ
Расширение кругозора обучающихся.
Формирование целостного мировоззрения и системы ценностей
Формирование междисциплинарного мышления ФорФормирование культуры мышления; целостной картины мира. Развитие базовых способностей мышления, воображения… Передача обучающимся деятельностных способов работы со знаниями
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание базируется на метапредметном материале (интеграция на уровне содержания), выстраиваются два учителя Включают в содержание урока материал из смежных учебных дисциплин для его лучшего усвоения Выходы из своего учебного предмета в другие области знаний Предметное содержание интерпретируется с точки зрения деятельностных единиц содержания: понятий, моделей, схем, задач, проблем…
Имеют универсальный метапредметный характер
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Систематизация знаний, умений и навыков несколькими учителями-предметниками.
Активизация мыслительной деятельности
Объяснения и закрепление с опорой на знания по другим предметам. Активизация мыслительной деятельности
Активизация мыслительной деятельности Работа с деятельностью уч-ся, передача знаний и деятельностных способов работы со знанием, передача уч-ся способов, как средств его собственных действий
В основе метапредметного подхода положение: знания об объектах не сообщаются ученику в виде готового материала, а добываются каждым учеником.
Группа 4: заполните таблицу Учебные ситуации, распределив предложенные учебные ситуации в соответствии с их типом.
№ п/п Типы учебных ситуаций Примеры уч. ситуаций
1 ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения) № 3
2 ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ для нахождения более простого способа её решения) № 1
3 ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить своё адекватное решение № 2
4 ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению) № 4
Ситуации
Ситуация — это реальное (или выдуманное) событие, содержащее предысторию, детали, позиции участников до начала, их ожидания, поведение в процессе изменения обстоятельств, ограничения, внешние и внутренние условия.
Ситуация 1
Мы с вами готовимся к выставке "Любимые книги нашего класса". Подготовьте для выставки плакат или слайд-шоу с рекламой своей любимой книги. Покажите с помощью слов, рисунков, иллюстраций или других средств достоинства этой книги. Постарайтесь убедить своих одноклассников, что эту книгу обязательно нужно прочитать.
Ситуация 2
Предлагаю вам рассмотреть восемь незнакомых репродукций. Выберите из них три, которые, по вашему мнению, в большей степени отражают важные для любого человека качества.
Напишите, почему вы так думаете?
Ситуация 3
Литиево-ионный аккумулятор (Li-ion) — тип электрического аккумулятора, широко распространённый в современной бытовой электронной технике. В настоящее время это самый популярный тип аккумуляторов в таких устройствах как сотовые телефоны, ноутбуки, электромобили, цифровые фотоаппараты. Но он обладает некоторыми недостатками, главные из которых:
1. Старение. Литиевые аккумуляторы стареют, даже если не используются, а просто лежат на полке. В случае, если с момента изготовления прошло более двух лет, треть ресурса литиевого аккумулятора уже потеряна. Стандартный срок службы литиевого аккумулятора – около 8 лет.
2. Невозобновляемость. Литиевые аккумуляторы подлежат утилизации и не предполагают восстановления.
- Превратите недостатки в полезные свойства и найдите направление инновационной деятельности.
С внедрением ФГОС приходится встречаться с большим количеством терминов, на семинаре в гимназии № 3 мы знакомились с такими понятиями как.
Дайте определение понятий, используя сочетания слов в конвертах (3 минуты)
Перед вами на столах лежат конверты, предлагаю сформулировать основные понятия, которые сегодня будут неоднократно встречаться на практикуме
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД – организация деятельности учащихся не с целью передачи им знаний, а с целью передачи им способов работы со знанием.
МЕТАПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – деятельность за пределами учебного предмета, направленная на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью… связана с жизненными ситуациями.
Метапредметный урок - урок по учебному предмету направленный на формирование у школьников соответствующих способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях – метапредметных образовательных результатов посредством организации содержания образования – метапредметного содержания и учебной деятельности – метапредметной учебной деятельности.
Предлагаю для завершения практикума оценить свои знания, впечатления, чувства, затруднения.
С этой целью вашему вниманию прием рефлексии «Шесть шляп». Все они яркие, красивые и отвечают:
красная – за эмоции,
желтая – за позитив, преимущества,
черная – недостатки, противоречия,
зеленая – творчество,
белая – факты, информация,
синяя – философская, обобщающая, общие выводы.
Как бы вы продолжили фразу: «Для меня метапредметный урок – это…»
Желтая шляпа
Мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и аргументировать
Черная шляпа
Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины
Красная шляпа
Иногда эмоции помогают нам точнее определять направление поиска, анализа.
Зеленая шляпа
«Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?» Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.
Белая шляпа
Мы сосредоточены на той информации, которой: мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!!
Синяя шляпа
Это философская, обобщающая «шляпа». Те, кто мыслит в «Синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие параллели и т.д.