Презентация к научно-исследовательской работе на тему Система патриотического воспитания в школе, как фактор формирования нравственных ценностей подростка 11 класс


Научно- практическая конференция школьников«Старт в науку» Научная исследовательская работа Автор: Поспелова Ангелина, Ученица 11 классаНаучный руководитель:Самошина Светлана Анатольевна Кузнецк - 2016год Введение Актуальность темы и проблемные вопросы Актуальность:Наше будущее в руках молодежиПатриотизм является базой для формирования гражданской позиции личности и основой взаимоотношений между государством и гражданами.Так ли это важно? Проблема:Патриотическое воспитание молодежи становится ныне важнейшей задачей, и решать ее сегодня пытаются на высшем государственном уровне.Так ли это нужно? Новизна:Рассмотрена система патриотического воспитания в МБОУ СОШ № 5 города Кузнецка и исследована эффективность ее работы.Так ли это интересно? деятельность по патриотическому воспитанию подрастающего поколения в системе воспитательной работы школы способствует самоопределению обучающихся. Гипотеза: Цель исследования изучить ценность патриотизма в современном мире через рассмотрение историко-культурного процесса развития патриотического воспитания, в контексте социальной и духовной жизни общества. изучить литературу по данной теме; обобщить существующие взгляды на историко-культурный процесс становления и развития патриотизма, как важного социально-нравственного ценностного ориентира, направленного на становление российской государственности; проанализировать важные аспекты отечественного и зарубежного опыта по воспитанию патриотизма у молодёжи; рассмотреть систему патриотического воспитания и проанализировать ее эффективность в МБОУ СОШ № 5 города Кузнецка Задачи: Методы исследования: изучение и анализ научной и популярной литературы,сравнение и обобщение полученной информации,социологический опрос, аналитические и сравнительные методы. Для подтверждения актуальности выбранной темы мы обратились к ученикам нашей школы. Цель анкетирования: выявить, насколько учащиеся имеют представление о таких базовых, святых для человека и гражданина понятиях, как Родина, патриотизм. Слово «Родина» вызывает у Вас чувство: Что для Вас является определяющим в понятии «Родина»: Что оказывает наибольшее влияние на патриотическое воспитание учащихся? Как вы понимаете что такое патриотизм? Считаете ли вы, что тема патриотизма актуальна для современной молодежи? - школьники имеют достаточно зрелое представление о таких базовых, святых для человека и гражданина понятиях, как Родина, патриотизм, которые необходимы для полноценного формирования личности;- патриотизм, нравственность, закладываются именно в семье.Но проблема патриотического воспитания еще существует. Результаты анкетирования : Что такое патриотизм? Впервые слово «патриот» появилось ни в Америке и ни в России, а во Франции - в период французской революции 1789—1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. Русское слово «патриотизм» заимствовано как раз из французского языка patriotism, а оно, в свою очередь, образовалось из древнегреческого - «земляк, соотечественник, отец». Патриот - Человек, горячо любящий свое отечество и народ, старающийся быть им полезным. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.ЧудиновА.Н.,1910.). Патриотизм - любовь к отчизне (Толковый словарь Даля. — 1863—1866). По его определению, патриот – «это любитель отечества, ревнитель о его благе, однолюб». Отечество - страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит (Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.). Сущность патриотизма внешние формы существования патриотизма форма проявления патриотизма Духовно-нравственная сущность многообразие возвышенных чувств к Родине, в нравственном и духовном возрождении общества и совершенствовании каждого человека. Политическая сущность реальные дела граждан, способствующие консолидации, стабилизации и интеграции, сохранению и укреплению политической власти. Социально-гуманистическая сущность потребности, стремления, мотивы, направленные на удовлетворение интересов личности, народа, общества, любовь к человечеству, уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей. Национальная сущность национальные обычаи, традиции, культура, доминирование ценностно-смысловых установок, особенностей национального характера. Внутренняя сущность единство устойчивых взаимосвязей между её элементами патриотические знания патриотическое мировоззрение патриотическую направленность личности. патриотические мотивы патриотические потребности патриотические чувства патриотическое сознание Структурные элементы патриотизма триада приоритетных ценностей в царской России.  в советской России.  идеология православие – в дореволюционный период; марксизм-ленинизм  государственность ассоциируемая с самодержцем, ассоциируемая либо с партийным вождем, либо с центральным органом компартии; народность при царизме воплощалась в приоритете русского народа при советской власти - в гегемонии сначала пролетариата, затем рабочего класса над остальными классами и социальными группами, затем - в провозглашенной идеологами КПСС единой социальной общности под названием «советский народ». Понятие патриотизма в России. Понятие патриотизма в современной России. главные особенности российского патриотизма в современном обществе державность - политическое, экономическое, военное и духовное могущество страны в мире, а также способность оказывать влияние на международные отношения. глубоко сознательный и народный характер, высокая ответственность россиян за судьбу Родины, ее надежную защиту интернациональный характер Россия - многонациональное государство деятельностная направленность мощный духовный фактор в решении практических задач развития нашего общества.   Исторические и современные системы патриотического воспитания в России. Система патриотического воспитания в царской России «Навигационная школа» - учреждена Петром I в 1701 году Первый собственно кадетский корпус- учрежден Императрицей Анной Иоанновной в 1731 году (Корпус кадетов шляхетских детей, позже переименованный в Сухопутный шляхетский кадетский корпус). Пажеский Его Императорского Величества корпус - создан в царствование Елизаветы Петровны в 1759 году (самое элитное военно-учебное заведение Императорской России).Императорские лицеи. Наиболее прославившийся из них Императорский Царскосельский лицей, действовавший в Царском Селе с 1811 года, а с 1843 года находившийся в Санкт-Петербурге. Лицей был основан по распоряжению императора Александра I и предназначался для обучения дворянских детей. Программа была ориентирована в первую очередь на подготовку государственных чиновников высших рангов. Система патриотического воспитания в советской России. В советское время централизованная система патриотического воспитания тесно перекликалась с идеологической составляющей политического режима, а также имела ряд отличий от царской системы. В целом можно выделить следующие системообразующие элементы: воспитание в рамках октябрятского – пионерского – комсомольского движений;ДОСААФ СССР;Суворовские и Нахимовские военные училища;молодежные военно-патриотические объединения и клубы. Система патриотического воспитания в современной России. Основные структуры, целью которых является патриотическое воспитание, на сегодняшний день, можно разделить на три группы:  Опыт патриотического воспитания за рубежом Патриотическое воспитание в США. Историю патриотизма США отсчитывают от принятия Декларации независимости 4 июня 1776 года. Патриотизм Америки строится на образе внешнего врага.Чувство патриотизма, гордости за свою страну прививается в США– родителями, школами, университетами, всеми ячейками общества. Скаутские организации:– бойскауты Америки, которые насчитывают около 3,8 млн. членов;– отделение Всемирной ассоциации девочек-проводников и девочек-скаутов (World Associationof Girl Guides and Gir lScouts).Молодежные организации:– Организация «Молодая Америка»;– Организация «Молодые американцы за свободу». Патриотическое воспитание в Китае. Западная демократия противоречит китайским духовным ценностям . Для Китая основные задачи - физическое выживание народа, проведение экономических реформ, становление Китая как великой державы.Созданы организации патриотической направленности:Коммунистическая партия Китая, Коммунистический союз молодежи Китая (КСМК)Всекитайская федерация молодежи (ВФМ), федерация молодежных организаций страны.Большую роль в патриотическом воспитании играет посещение бесплатных музеев.И православные, и католики разных стран являются патриотами своей страны, хотя в каждой стране патриотизм приобрел благодаря менталитету народа свои характерные национальные черты. Патриотическое воспитание в моей школе - МБОУ СОШ № 5 Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность педагогов по патриотическому воспитанию учащихся:Концепция патриотического воспитания граждан Российской ФедерацииГосударственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»Рекомендации по организации патриотического воспитания учащихсяПлан основных мероприятий по взаимодействию Совета ветеранов и Управления образования на 2015-2016 учебный годКомплексный план работы МБОУ СОШ № 5 по патриотическому воспитанию учащихся на 2015-2016 учебный год Уроки : история , литература,литературное краеведение,география, искусство, музыкамировая художественная культура,физическая культура, ОБЖ Воспитательная работа : классные часы,уроки мужествавстречи с ветеранамимероприятия различного уровня Сетевое взаимодействие :библиотеки, музеи,выставочные залы, театры,экскурсии, парки, поездки-акции,форумы   Военно-патриотический клуб « КУЗНЕЦК»: Направления деятельности:1.Спортивная деятельность;2.Военная3.Патриотическая Система патриотического воспитания в школе Воспитательная работа и сетевое взаимодействие Патриотическое воспитание учащихся через систему классных часов: Изучение государственной символики России; Уроки мужества (встречи с ветеранами ВОВ); Беседы, посвященные чествованию памятных дат, дней воинской славы; Классные часы, посвященные Дню пожилого человека, Дню защитника Отечества, Дню матери и др.; Патриотическое воспитание учащихся через участие в мероприятиях различных уровней к 70 летию Победы Встречи с ветеранами Акция «Моя семья в истории Великой Отечественной войны» Спортивные мероприятия, посвящённые 70-летию Великой Победы Оформление сменной книжной выставки в библиотеке «Подвигу жить в веках» «Война глазами художников и фотокорреспондентов» выставка иллюстраций, фотографий, картин Акция «Бессмертный полк» Акция «Георгиевская ленточка» Патриотическое воспитание учащихся через участие в мероприятиях различных уровней к 70 летию Победы Викторина «Поклонимся великим тем годам» Урок мужества «Книга памяти моей семьи» Брейн-ринг «По страницам военной летописи» Смотр строя и песни Посещение музея воинской славы Конкурс сочинений «Я помню! Я горжусь» Вахта памяти Литературно-музыкальная композиция «Не вспоминать, а помнить» Патриотическое воспитание учащихся через участие в научно- исследовательской деятельности и проектах. Исследовательский проект «Книгу памяти» сделал каждый класс Патриотическое воспитание учащихся через работу школьной и городской библиотеки Беседы Патриотическое воспитание учащихся через работу школьной и городской библиотеки Конкурсы чтецов Выставки книг Патриотическое воспитание учащихся через организацию экскурсий: Патриотическое воспитание учащихся через организацию экскурсий: Посещение музея Посещение театра Экскурсии на предприятия города Экскурсии по памятным местам боевой славы Патриотическое воспитание учащихся через музейную педагогику: Открытие школьного музея воинской славы Чтобы повысить уровень патриотической работы с учащимися подросткового возраста и обеспечить ее высокие результаты в нашей школе был создан военно-патриотический клуб «Кузнецк» по инициативе родителей и учащихся школы при поддержке администрации, на имеющейся базе курсантского класса. Возглавляет клуб «Кузнецк»: Голубев Валентин Юрьевич – преподаватель-организатор ОБЖ, полковник запаса.Дата создания клуба: 1 сентября 2013 года.Актуальность создания военно-патриотического клуба «Кузнецк»Обеспечение потребности общества в дисциплинированных, мужественных, смелых людях, способных трудиться во благо Родины.Цель: участие в реализации государственной политики, военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи. Задачи:изучение истории и культуры Отечества и родного края; воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите; передача и развитие лучших традиций российского воинства; противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде; физическое развитие молодежи и детей, повышение привлекательности здорового образа жизни; участие в подготовке граждан к военной службе, популяризация работы в органах внутренних дел. 1. Общефизическая  подготовка. 2.Спортивные  секции:  теннис,  волейбол,  баскетбол,  футбол. 3.Первенство  школы  по  разным  видам  спорта. 4.Городская  спартакиада Спортивная деятельность: Направления деятельности: Военная : 1.Основы рукопашного  боя. 2.Строевая  подготовка 3.Стрельбы. 4.Специальная  медицинская  подготовка 5.ОЗК Патриотическая: 1.Углубленное  изучение  истории  России,  ее  духовных,  культурных и  нравственных  ценностей . 2..Изучение  духовных  традиций  и  истории  русской  армии 3.Просмотр  видеоматериалов  патриотического  содержания, беседы,  лекции,  мероприятия,, пропагандирующие   здоровый  образ  жизни 5.Встречи  с  интересными  людьми. 4.Краеведческая  работа 6.Эколого-эстетические  мероприятия  на  территории  города.- сбор макулатуры;участие в субботниках и уборке территории школы и микрорайона и т.д.7.Практическая направленность занятий в ВПК: Спартакиада кадетских классов, 2014 год – 2 местоСоревнования по военной подготовке среди кадетских классов, 2014 – 2 местоРайонный конкурс «Лучший кадетский класс», 2015 – 2 местоФинал городского конкурса «А ну-ка, парни!», 2015 год – 2 местоАктивное участие в сдаче комплекса ГТО, 2014 годУчастие Голубева В. Ю. в областном конкурсе программ и проектов молодежных и детских объединений по допризывной подготовке молодежи Результаты деятельности 2014-2015 учебный год Количество обучающихся в ВПК растет: 2013 год – 18 уч.,2014 год – 24 уч.,2015 год – 32 уч. По охвату классов:2013 год – 7 – 8 классы,2014 год – 7 -8 -9 классы,2015 год – 5 – 6 – 7 – 8 -9 – 10 классы. Поступившие в военные училища:2013 год – 3 уч.,2014 год – 4 уч.,2015 год – 3 уч. Результаты деятельности Познакомившись с системой патриотического воспитания в школе, мы решили провести повторное анкетирование Была разработана и предложена респондентам анкета №2. Цель анкетирования: выявить эффективность системы патриотического воспитания в моей школе у учащихся 8 – 11 классов и курсантов военно-патриотического клуба «Кузнецк». Полученные данные представлены в виде диаграмм: Считаете ли Вы, что в школе сложилась и функционирует эффективная система патриотического воспитания учащихся? Какие методы патриотического воспитания используются в МБОУ СОШ № 5? Оцените степень Вашего участия в школьных мероприятиях по патриотическому воспитанию: Готовы ли Вы выполнить свой долг по защите Родины в рядах вооруженных сил? Назовите ваши источники информации о явлениях патриотического характера Какова, на Ваш взгляд, эффективность патриотического воспитания Можете ли Вы назвать себя патриотом своей страны? Результат: после проведения анкетирования учащихся выяснили следующее:для большинства респондентов школа является ведущим фактором патриотического воспитания;система работы по патриотическому воспитанию в школе функционирует, большинство респондентов удовлетворены состоянием патриотического воспитания в школе;патриотическое воспитание и его методы, соответствуют требованиям времени и вызывают активный отклик у учащихся. Модель выпускника старшеклассника: Личность, стремящаяся к физическому и нравственному совершенству. Личность, соединившая в своем сознании идею личного блага с общественным. Личность, - патриот, преданная России, оберегающая и охраняющая свою Родину, свою историю и культуру Личность творчески развитая, социально-ориентированная Личность, готовая к самообразованию, самоопределению и самореализации во взрослой жизни Личность с развитым интеллектом Гипотеза - деятельность по патриотическому воспитанию подрастающего поколения в системе воспитательной работы школы способствует самоопределению обучающихся – в ходе наших исследований подтвердилась. Заключение Выводы Патриотизм является базой для формирования гражданской позиции личности и основой взаимоотношений между государством и гражданами.Влияние идей патриотизма на становление личности и на формирование общественного сознания огромно. Результатом воспитания является личность патриота со сформированным отношением к ценностным ориентирам, действующая в соответствии с ними, уважающая традиции своей семьи, любящая свою Малую Родину, страну, готовая к самообразованию, самоопределению и самореализации во взрослой жизни. Только совместными усилиями школы и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Практическое значение: Материал работыможет использоваться : На классных часах На уроках истории краеведения,ОБЖ, МХК и др. На родительских собраниях « У нас нет, и не может быть другой идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея. Она не идеализирована, не связана с деятельностью какой-то партии. Это связано с общим объединяющим началом. Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной», - цитирует РИА Новости от 03.02.16 года В.В. Путин