Планирование урока физики «Последовательное, параллельное и смешанное соединения проводников и их признаки»
Отдел образования Таласского района КГУ сш.Карла Маркса
Методическоя разработка
урока физики для учащихся 10 класса.
Тема : «Последовательное , параллельное и смешанное соединения проводников и их признаки».
Составитель учитель физики и математики
Закира Елена Петровна.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Тема урока
«Последовательное , параллельное и смешанное соединения проводников и их признаки».
Цели урока
Образовательные:
-углубить и расширить знания о данных видах соединения проводников;
-научить определять силу тока, напряжение, сопротивление при последовательном и параллельном соедини проводников;
-научить учащихся решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников;
-научить решать задачи на смешанное соединение проводников;
-научить учащихся разбираться в схемах электрических цепей.
Развивающие :
-продолжить развитие памяти, творческих способностей;
-продолжить развитие умений анализировать условия задач и ответов, умений делать выводы, обобщения;
-продолжить развитие навыков решения задач на данную тему;
- развивать мышление ( учить анализировать, выделять главное, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы ).
Воспитательные:
- воспитывать в учениках средствами урока уверенности в своих силах;
-развить личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость;
-воспитывать культуру общения при работе в группах.
Результат
1. Учащиеся умеют установить причинно следственные связи
2. Продолжить формировать умения выделять главное.
3. Умеют оценивать свои работы.
4.Умеют вести беседу и анализировать свои действия.
Основные идеи
Вовлечение учащихся в групповую работу. Учащиеся демонстрируют умения преподносить свою работу. Дают оценку своим действиям.
Оборудование
Учебник « Физики» 10 класс, компьютер, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация к уроку, индивидуальные карточки со схемами соединения проводников.
Модули
Модули критического мышления, лидерства и управления, ИКТ, формативное и суммативное оценивание, новые подходы.
Ход урока
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся
Организационный момент
Приветствие. Создание благоприятного климата. Разминка. Формирование групп. Раздаю оценочные листы.
Деление на 4 группы.
Актуализация знаний
Мозговой штурм
(Вопросы для учащихся находятся на слайдах презентации)
Что называется сопротивлением?
В чём причина сопротивления?
От каких параметров зависит сопротивление проводника?
Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
Силу тока в цепи увеличили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?
Напряжение в цепи уменьшили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?
Длину проводника уменьшили в три раза. Как изменилось сопротивление проводника?
Проволоку согнули пополам. Как изменилось сопротивление проволоки?
По графику сравните электрическое сопротивление проводников.
Отвечают на блиц-опрос.
Изучение учебного материала
Обсуждается последовательное соединение проводников.
Последовательное соединение – соединение, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго – с началом третьего и т.д.
Учитель демонстрирует опыты с цепью с последовательно соединёнными лампочками.
Учащиеся делают выводы:
сила тока в цепи при последовательном соединении проводников в любых частях цепи одинакова: I = I1 = I2
общее напряжение в цепи равно сумме напряжений на каждом участке: U = U1 + U2
Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников?
С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: R = R1 + R2.
Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n последовательно соединённых одинаковых проводников? R = nR1
Обсуждается параллельное соединение проводников.
Параллельное соединение – соединение, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке цепи, а их концы к другой.
Учитель демонстрирует опыты с цепью с параллельно соединёнными лампочками.
Учащиеся делают выводы:
cила тока в неразветвлённой цепи равна сумме токов в разветвлениях: I = I1 + I2
напряжение на каждом из параллельно соединённых проводников одинаково: U = U1 = U2
Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при параллельном соединении проводников?
С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: , .
Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n параллельно соединённых одинаковых проводников? R =
Преимущества и недостатки соединений.
Пример последовательного соединения: гирлянда.
Пример параллельного соединения: потребители в жилых помещениях.
Преимущества и недостатки соединений:
Последовательное – защита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается. При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.
Параллельное – при выходе из строя одного из элементов соединения, остальные действуют. При включении элемента с меньшим возможным напряжением в цепь элемент перегорит.
Учащиеся заполняют таблицу в тетради с помощью слайда презентации:
Смешанное соединение учащиеся рассматривают самостоятельно.
Работа в группах.
На слайде появляется таблица, учащиеся переносят её в тетрадь. Заполняют самостоятельно.
Последовательное и параллельное соединения проводников:
Последовательное
соединение
Параллельное
соединение
Схема
Сила тока
Напряжение
Сопротивление
Группы выполняют задания
Решение задач на закрепление.
Задача № 1. Для начала решим устную задачу на запоминание закона Ома
a) U = 20B,R=10Om,I-?
б) I=10A,R = 5Om, R-?
в) I = 5A,U=15B,R-?
Ответ: а) I = 2А; б) U= 50 Ом; в) R = 3 Ом.
Задача №2.
13EMBED PowerPoint.Slide.121415
Задача №3.В электрическую цепь включены последовательно резистор сопротивлением 5 Ом и две электрические лампы сопротивлением 500 Ом. Определите общее сопротивление проводника.
Общее сопротивление равно 1005 Ом.
Задача №4.
13EMBED PowerPoint.Slide.121415
Отвечают на вопросы
Рефлексия урока.
«Незаконченное предложение».
Ученики дописывают продолжение предложений «На уроке я открыл(а) для себя..», «Данный урок позволил мне», «Такой урок интересен тем, что
Дом. задание
§9.3-9.4
13EMBED PowerPoint.Slide.121415
Запись
Рисунок 10Рисунок 16Рисунок 7Root Entry