Конспект урока по литературному чтению на тему Братья Гримм. Бременские музыканты
ЧОУ " Православная гимназия во имя святых Мефодия и Кирилла г. Белгорода"
Система учебников
«Начальная школа XXI века»
2 класс
Литературное чтение
Братья Гримм.
«Бременские музыканты»
Подготовила
Деркач Виктория Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
Белгород, 2014
Тема: Зарубежные сказки
Цели: создать условия
- для формирования понятия о жанре «сказка»;
- для обучения правильности и выразительности речи;
- умения составлять схематический план и рассказывать по плану под руководством учителя;
- высказывать своё отношение к героям рассказа;
- воспитывать чуткое и бережное отношение к окружающему миру (природе, животным, людям);
-организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:
личностных УУД:
- самоопределение;
- смыслообразование и нравственно – этическая ориентация;
регулятивных УУД:
- контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;
познавательных УУД (информационных и логических):
- поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом);
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков
коммуникативных УУД:
- инициативное сотрудничество;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (распределение ролей в коллективной работе)
Ожидаемые результаты формирования УУД по данному уроку:
В области познавательных (общеучебных) УУД школьник научится: ориентироваться в учебной книге - читать язык условных обозначений; находить фрагмент текста.
В области регулятивных УУД ученик научится понимать, что можно по-разному отвечать на вопросы, используя личный опыт.
В области коммуникативных УУД ученик научится планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Задачи по формированию читательских умений:
-правильно называть произведение и книгу;
-находить и называть фамилию автора и заголовок;
- определять тему чтения и жанр произведения;
- составление плана – схемы;
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Вид урока: Урок - беседа.
Методы: Эвристический метод. Изложение нового материала ведется в форме эвристической беседы. Она вед1тся в виде взаимосвязанных вопросов, влияющих друг на друга, и большая часть которых является небольшими проблемами. Здесь характерно то, что последующие вопросы исходят из предыдущих. Эвристический метод характеризуется возникновением дискуссии, высоким уровнем познавательной активности учащихся.
Оборудование: учебник Литературное чтение 2кл., Ефросинина Л.А.¸ рабочая тетрадь, компьютер с мультимедийным проектором и экраном, презентация, выставка книг зарубежных писателей, русские народные сказки.
Ход урока:
1.ОРГАНИЗАЦИОННО - МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП - МОЛИТВА
Цель: организовать направленное внимание на начало урока.
Демонстрация слайда №1 (Иллюстрации к раннее изученным сказкам Братьев Гримм «Маленькие человечки», «Храбрый портной», «Метелица», «Белоснежка и Краснозорька», «Король Дроздобород»)
2.ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ
Цель: выявить систему опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала обучающимися; фиксировать на экране необходимые понятия, формировать способность к работе с оглавлением учебника.
-Каков жанр этих произведений? (Сказка)
-Что такое сказка? ( Сказка – это вымышленная история) . Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения.
-Кто герои этих сказок? ( Животные, птицы, звери, рыбы, насекомые, люди)
-В сказках о животных в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы.
-Кто авторы представленных сказок? ( Авторы-братья Гримм)
Демонстрация слайда №2 (портрет)
Знакомство с биографией братьев Гримм
- В центральной части Германии есть небольшой город Ханау. Город, утопающий в зелени, с величественными постройками. Такой же, как и сотни других городов в этой страны.
Демонстрация (Дом старинный)
- Если бы не тот факт, что именно в этом городе более 200 лет назад, с разницей в 1 год, родились два брата Вильгельм и Якоб. За четыре года вместо положенных восьми лет, братья окончили полный курс гимназии. Получили юридическое образование, служили профессорами в Берлинском университете. Но юридическая профессия не очень привлекала их. Больше всего им нравилось отыскивать в старинных рукописях величественные средневековые поэмы и сказания. Братья создали «Немецкую грамматику» и словарь немецкого языка. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских и семейных сказок» - всего около 200 сказок.
- Они не были скучными учеными, а были веселыми и добрыми. Братья всю жизнь собирали сказки и записывали их со слов народных сказителей. Они не меняли содержание сказок, но они вернули старым забытым сказкам народный язык. Однажды Вильгельм и Якоб повстречали старушку, которая рассказывала им сказки три дня... Сказки братьев Гримм были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык.
Демонстрация (Памятник)
- В Ханау в память о знаменитых братьях установили памятник, который является украшением города.
Демонстрация (Музыка из мультипликационного фильма «Бременские музыканты» "Ничего на свете...")
- С немецкой сказкой "Бременские музыканты" вы, конечно, хорошо знакомы благодаря музыкальному мультфильму. Сегодня мы познакомимся с литературным первоисточником, который вдохновил известных мультипликаторов создать мультипликационный фильм для детей и не только.
-Почему «Бременские музыканты»?
Демонстрация слайда №3 (Бремен)
- На севере Германии находится небольшой город Бремен. Уголки старого города напоминают сказочную страну: маленькие, очень узкие улочки, красивые дома, церкви, зеленые парки. За рыночной площадью находится самая короткая улица Бремена – длиной 110 метров. На этой улице всего 10 домов. И здесь же расположены музеи, магазины, антикварные салоны, театр и ресторан. И совсем рядом можно увидеть современные здания.
Демонстрация слайда №4 (героев сказки "Бременские музыканты")
Герб города очень интересен и известен всему миру: осел, собака, кот и петух – герои сказки братьев Гримм. Эти фигурки можно увидеть повсюду: в витринах магазинов, на вывесках кафе и ресторанов.
3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, выявить осознанное понимание смысла текста (выражается в речи детей)
-Откройте учебник на с.53. Прочитайте название произведения.
- Сядьте удобно. Приготовьтесь следить за текстом сказки.
1)Слушание. Проверка первичного целостного восприятия
(Беседа после чтения)
(Чтение текста учителем по смысловым частям)
- Понравилась ли вам сказка?
-Кто герои сказки? (Осёл, собака, кот и петух)
-Почему животные победили разбойников?
2)Повторное чтение. Деление текста на смысловые части. Озаглавливание. Работа по составлению плана.
(Дети отвечают на вопросы, озаглавливают пункты плана, работают с карандашом, выделяя части плана в тексте.)
- Сейчас мы вспомним содержание сказки "Бременские музыканты" и составим план для последующего пересказа.
-Я задаю вам традиционный вопрос: с чего все началось? (Хозяин выгнал осла.)
-Найдите границу этой части. («А потом подумал: «Пойду - ка я в немецкий город Бремен и стану там городским музыкантом»)
Вопросы к первой части:
- Каким был осёл ? (Хороший, умный, сильный.)
-Что он делал на мельнице? (Работал на мельнице, таскал на спине кули с мукой.)
- Почему осёл решил стать городским музыкантом? («Видит хозяин: ослабел осёл , не годится для такой работы, - и выгнал его из дому»)
-Как озаглавим часть? ( Осла выгнал мельник. )
-Что было потом? (Встреча с собакой)
-Найдите границу части.(«Осёл идёт, кричит по - ослиному, собака идёт, лает по - собачьи»)
Вопросы ко второй части:
-Расскажите историю собаки. («Жила у охотника, долго жила… По полям, по болотам за дичью бегала, а теперь стара стала, и задумал мой хозяин меня убить»)
-Что предложил осёл собаке? («… Лаешь ты громко, голос у тебя хороший – ты будешь петь и в барабан играть. А я буду на гитаре играть.» )
-Подберите заголовок к части (Встреча с собакой. )
-Что произошло дальше? (Встреча с котом.)
-Каким предложением заканчивается часть? («Осёл идёт, кричит по ослиному, собака идёт, лает по-собачьи, кот идёт, мяукает по кошачьи.»)
Вопросы к третьей части:
-Каким был кот? (Печальный, невесёлый.)
-Расскажите историю кота. (Жил я у своей хозяйки, долго жил...)
-Что предложил осёл коту? («Голос у тебя хороший, ты будешь петь и на скрипке играть, собака петь и на барабане играть, а я петь и на гитаре играть.»
-Подберите заголовок к части. (Встреча с котом. )
-Что произошло дальше? (Встреча с петухом.)
-Найдите предложение, которым заканчивается часть? («Осёл идёт, кричит по ослиному, собака идёт, лает по-собачьи, кот идёт, мяукает по кошачьи.»)
Вопросы к четвёртой части:
- Почему петух кричал во всё горло? («Завтра к моим хозяевам гости приедут, и вот собираются мои хозяева зарезать меня и сварить из меня суп» )
- Что будет делать петух среди музыкантов? («Голос у тебя хороший, ты будешь петь и на балалайке играть.»)
-Подберите заголовок к части. (Петух присоединился к компании.)
-Как развиваются события дальше? (Дом разбойников)
-Найдите предложение, которым заканчивается часть? («Как бы нам разбойников из дома выгнать? - сказал петух.» )
Вопросы к пятой части:
-Где остановились звери на ночлег? ( В доме разбойников)
-Кто обнаружил дом разбойников? (Петух взлетел на верхушку дерева и стал оттуда смотреть по сторонам. Он увидел, что невдалеке светится огонёк.)
-О чём мечтал каждый из зверей? (Ответы из текста)
-Подберите заголовок к части. (Дом разбойников)
Вопросы к шестой части:
-Что произошло дальше? (Звери прогнали разбойников.)
-Что придумали звери? (Осёл поставил передние ноги на подоконник, собака взобралась на спину ослу, кот вскочил на спину собаке, а петух взлетел на голову коту. Затем они все разом закричали. Закричали и ввалились в комнату.)
-Как они расположились в доме?(Осёл растянулся во дворе на сене, собака улеглась под дверью, кот свернулся клубком, а петух взобрался на ворота.)
-Подберите заголовок к части. ( Как звери прогнали разбойников)
Вопросы к седьмой части:
-Что произошло дальше? (Разбойники решили вернуться в дом)
-Что рассказал разбойник, вернувшись к своим товарищам? («Беда! В нашем доме поселились страшные великаны. Один мне всё лицо копьём исцарапал, другой мне ножом ногу порезал, третий меня по спине дубиной стукнул, а четвёртый закричал мне вслед: «Держи вора!»»)
-А что рассказал своим друзьям кот, который свернулся калачиком на печке?
Сплю я себе сплю. Просыпаюсь и вижу, как кто-то мне в глаз лучиной целится. Сейчас я тебя проучу. Как цапну лапой. Разбойник и убежал.)
-Что произошло с разбойником, когда он кинулся в дверь? (Собака за ногу схватила.)
-Перескажите от лица собаки.
Сплю я себе сплю. Вдруг слышу, кот фыркает, шипит. Надо кота выручать и укусил разбойника за ногу.
-Кто встретил разбойника во дворе? (Осёл копытом лягнул.)
-Расскажите от лица осла.
Сплю я себе сплю. Слышу, кот фыркает, шипит. Собака лает. Надо товарищей выручать. Дай-ка я лягну копытом разбойника.
-Расскажите от лица петуха.
Сплю я себе сплю. Слышу, кот фыркает, шипит. Собака лает. Осёл брыкается. Чем помочь? Надо товарищей выручать. Да как закричу, что есть мочи: Кукареку! Разбойник и убежал. Только его и видели!
-Подберите заголовок к части. (Находчивые животные)
4. ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИЗУЧЕННОГО
Цель: проверить умение использовать новое содержание совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, при выполнении заданий.
Выполнение заданий в тетради с.30, задание 4
(Работа в группах). Все заполняют первую строку ( о героях )
1группа: заполнить вторую строку таблицы.
2 группа: занимается заполнением третью строку таблицы.
3 группа: находит ответы в тексте и оформляет четвёртую строку.
4 группа: заполняет пятую строку.
(Под музыку "Луч солнца золотого..."из мультфильма дети приступают к выполнению заданий.)
Проверка!
Цель: контроль за результатами деятельности.
- С каким произведением мы познакомились? Кто автор?
- О чём сказка?
- Почему она так названа?
2.) Какие вы знаете сказки, похожие по содержанию?
1.(К.Ушинский «Плутишка кот». Герои сказки: кот, козёл да баран.)
- В чём схожесть сказок? (Звери ушли из дома.)
2.(Русская народная сказка «Зимовье зверей»)
- Кто герои сказки? (Бык, баран, свинья, гусь да петух.)
- Почему герои сказки «Зимовье зверей» покинули дом?
- Кто отрицательные герои сказки? (Медведь и волк)
- Как встретили волка звери? (Бык его рогами к стене припёр, баран начал осаживать волка по бокам, свинья в подполье кричит: «Ножи точу, топоры точу, живого волка съесть хочу!».Гусь его по бокам щиплет, а петух кричит: «Здесь его зарежу, здесь его подвешу!»)
-Что рассказал волк медведю?
(Как выскочит мужичище, в чёрном армячище, да меня ухватом к стене и припёр.А поменьше мужичишка в сереньком армячишке меня всё обухом по бокам , да всё обухом по бокам. А ещё поменьше того, в беленьком кафтаньишке, бегает по брусу и кричит: «Здесь его зарежу, ждесь его и подвешу!». А из подполья кто-то как закричит: «Ножи точу, топоры точу, живого съесть его хочу!»)
3.(«Как Джек ходил счастья искать». Герои: кот, собака, коза, бык, петух. Отрицательные герои-разбойники.)
-Как Джек и его компания завладели домом?(Джек подал знак; и тут кот – замяукал, собака залаяла, коза заблеяла, бык замычал, петух закукарекал. Такой шум подняли, что разбойники перепугались и убежали.)
-Что рассказал разбойник ? («Вот вхожу я в дом, хочу сесть в качалку, а там уже старуха какая-то сидит да вяжет. Как ткнёт она в меня спицами!» А это был кот. «Подхожу я к столу, хочу взять свои денежки, а под столом сапожник. Как вонзит он в меня шило!» А это была собака. «Поднимаюсь на чердак, а там кто-то зерно молотит. Как трахнет он меня цепом – чуть с ног не сбил!» А это была коза. «Наконец, спускаюсь в погреб, а там – дровосек. Как запустит в меня топором! Еле ноги я унёс.» А это был бык. «Да всё бы ничего, если бы не карлик на крыше. Как завопит он: «А подать– ка его сюда!..».А это петух кричал.)
5. РЕФЛЕКСИЯ
Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.
- Почему на уроке мы вспомнили эти сказки? (Похожи, в них сходный сюжет. Звери побеждают.)
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
- Чему учат нас эти сказки?
- Народ не зря сложил немало пословиц о дружбе.
Игра «Собери пословицы»
(Работа в группах)
1группа: Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
2 группа: Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
3 группа : Человек без друга, что земля без воды.
4 группа : Друг в беде - друг вдвойне.
(под музыку "Куда ты тропинка...")
Домашнее задание!
Я попробую сам придумать продолжение сказки «Бременские музыканты».
Я хочу больше узнать о творчестве братьев Гримм. (Подготовить пересказ любой сказки братьев Гримм, не вошедшей в круг изучаемых школьной программой)
Я подготовлю подробный пересказ сказки по плану.
6. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК.
7. МОЛИТВА.
Домашнее задание!
Я попробую сам придумать продолжение сказки «Бременские музыканты».
Я хочу больше узнать о творчестве братьев Гримм. (Подготовить пересказ любой сказки братьев Гримм, не вошедшей в круг изучаемых школьной программой)
Я подготовлю подробный пересказ сказки по плану.
Домашнее задание!
Я попробую сам придумать продолжение сказки «Бременские музыканты».
Я хочу больше узнать о творчестве братьев Гримм. (Подготовить пересказ любой сказки братьев Гримм, не вошедшей в круг изучаемых школьной программой)
Я подготовлю подробный пересказ сказки по плану.
Домашнее задание!
Я попробую сам придумать продолжение сказки «Бременские музыканты».
Я хочу больше узнать о творчестве братьев Гримм. (Подготовить пересказ любой сказки братьев Гримм, не вошедшей в круг изучаемых школьной программой)
Я подготовлю подробный пересказ сказки по плану.
Домашнее задание!
Я попробую сам придумать продолжение сказки «Бременские музыканты».
Я хочу больше узнать о творчестве братьев Гримм. (Подготовить пересказ любой сказки братьев Гримм, не вошедшей в круг изучаемых школьной программой)
Я подготовлю подробный пересказ сказки по плану.
Домашнее задание!
Я попробую сам придумать продолжение сказки «Бременские музыканты».
Я хочу больше узнать о творчестве братьев Гримм. (Подготовить пересказ любой сказки братьев Гримм, не вошедшей в круг изучаемых школьной программой)
Я подготовлю подробный пересказ сказки по плану.
1группа: Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
2 группа: Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
3 группа: Человек без друга, что земля без воды.
4 группа: Друг в беде - друг вдвойне.