Тема: Звуки и буквы. Ударение. Состав слова. Однокоренные слова. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание имен собственных.


Активный раздаточный материал
Дисциплина: Русский язык 5 класс
Семестр: Осенний Учебный год 2016-2017
Преподаватель: Султангазинова Урок № 4
Тема: Звуки и буквы. Ударение. Состав слова. Однокоренные слова. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание имен собственных.
Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц. Едва проснувшись, мы слышим, как тикают часы, пыхтит чайник на плите. Но вот раздаются такие дорогие для тебя звуки: «Открывай глазки, моя радость, пора вставать!» Ты услышал определённую информацию, её передали тебе звуки речи. А чем же отличаются звуки речи от всех других звуков? Тем, что из них образуются слова. В языке всё: части слова, словосочетания, предложения – имеет звуковое выражение.
Звуки речи изучает наука, которая называется Фонетика - фоне - звук, голос (греч.)
-Кажется, что говорить очень легко: звуки, слова, целые фразы так и выпрыгивают сами изо рта. В действительности же всё не так просто. В нашем организме работает целый «завод» по производству звуков: трудятся лёгкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Им всем хватает работы. А наши уши-контролёры следят, правильно ли говорит человек, улавливают малейшие неточности речи.
-Известно, что звуков (фонем) в русском языке 42, а букв - 33. Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
-Вы, конечно, уже поняли, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки - в царстве того, что мы сльппим, а буквы - в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимый. Он как бы надевает на звуки одежду в виде значков - букв. Тот, кто читает, действует наоборот: переводит видимые знаки в звучащие слова.
Любознательным! Лингвисты давно обратили внимание на то, что в речи существуют специальные звуки, с помощью которых различаются. Это звуки - смыслоразличители. В науке их называют фонемами.
Задание 1. Продолжите цепочку слов, заменяя один звук другим. Какую роль играет звук в слове? Моль – соль - ________ ; точка – бочка - _____________________________;
бить – вить - _______________; гудеть - _______________; хобот - _____________.
Задание 2. Выпишите в тетрадь слова в два столбика: в первый столбик выпишите слова, в которых буква соответствует звуку, а во второй – слова, в которых буква не соответствует звуку. Подчеркните буквы, не соответствующие своему звуку.
Урок, просвет, звук, буква, сон, окно, голова, толпа, бег, зима, дом, звон, волна, овца, лоб, слон, глаз, травка, стол, заяц, волк, рыба, плечо, книга, дорожка, шубка.3.Распредели слова в два столбика.
Поехать, пожар, позолота, поздно, полянка, покраска, поить, покатать, поливка, поправка, половик, порох, полночь, помирить, почта, полотенце. Слова с приставкой Слова без приставки
4. От данных слов образуй названия соответствующих профессий, выдели суффиксы.
Барабан -__________________
Баян - __________________
Стол - __________________
Сапог - __________________
Пожар - __________________
Гитара - __________________
Груз - __________________
Касса - __________________
Рыба - __________________
Мотор - __________________
5. В выделенных словах обозначь суффиксы.
- А теперь скажите, дети,
Что вкуснее всего на свете?
Говорит лисёнок:
- Лапки петушиные…
Говорит котенок:
- Хвостики мышиные…
А мышонок слушал
В страхе, чуть живой,
И на всякий случай
Спрятал хвостик свой.
(А Шалыгин)
Словарь
Русский Казахский Английский
Фонетика Фонетика Phonetics
Алфавит Әліпби Alphabet
Согласный Дауыссыз Consonant
Звонкий Ұяң Voiced
Глухой Саңырау Voiceless
СРСП: Записать в тетрадь правило-таблицу и выучить.
СРС: Параграф 3, упр. 33, стр.14
Основная литература:
Русский язык. Учебник для 5 класса. З.К.Сабитова, В.К.Павленко. «Атамура»,2015
Дополнительная литература:
1. Г.А.Богданова «Уроки русского языка». М. 2015г.