Статья на тему Преимущества использования ИКТ на уроках географии (ФГОС)
Преимущества использования ИКТ на уроках географии (ФГОС)Учитель высшей категории Шамсутдинова А. А.
МКОУ СОШ с. Рысево Черемховского района Иркутской области
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»
А. Дистервег (1790-1866)
Системно-деятельностный подход положен в основу Федеральных государственных образовательных стандартов. Его реализация в обучении стала обязанностью учителя и требует перестройки учебного процесса и профессиональной деятельности учителя. В рамках деятельностного подхода обеспечивается развитие личности посредством вовлечения ее в разнообразную самостоятельную целесообразную деятельность, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. При этом качество обучения определяется многообразием видов универсальных действий.
Деятельностный подход в обучении предполагает, что школьник в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения дела.
Задачей обучения, таким образом, является формирование способов действий, обеспечивающих результаты учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетенций.
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Механизмом реализации системно–деятельностного подхода являются такие технологии, как:
ИКТ;
технологии, основанные на создании учебных ситуаций (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира);
технологии, основанные на реализации проектной деятельности;
технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения.
Считаю, что наиболее интересным для учеников является деятельностный подход средствами ИКТ.
Так как наблюдается некоторое снижение интереса учащихся к изучению предметов естественно научного цикла, если учителем используются на уроке довольно старые наглядные материалы, однообразная работа с учебником, таблицами, схемами.
Одним из способов повышения интереса к предмету, углубления знаний обучающихся по этому предмету является использование современных информационных технологий, на различных стадиях учебного процесса.
Внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе. Активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям современного общества.
Введение информационных технологий при изучении географии позволяет:
повысить учебно-познавательную мотивацию учащихся;
рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся;
мобилизовать внимание обучаемого;
индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
изучать явления и процессы на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования;
представлять в удобном для изучения масштабе времени различные геологические и др. процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью;
значительно снижать временные затраты преподавателя на контроль нормативных знаний;
быть точным и объективным в оценке знаний (за счет электронных тестов);
печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
выходить оперативно в мировое информационное сообщество, в том числе для получения актуальной, свежей информации;
превращать полученную сумму знаний в собственные убеждения.
содействовать углублению демократизации методики преподавания, так как компьютерные технологии основаны на ослаблении субъективного фактора в контроле знаний и позволяют снять социально-психологические ограничения, раскрепостить творческие возможности учеников, дать им возможность осуществлять самоконтроль уровня знаний;
хранить достаточно большой объем информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа;
повысить качество обучения географии (годовая аттестация, ЕГЭ, ГИА);
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
1. По решаемым педагогическим задачам:
средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, тренажеры);
вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
2. По функциям в организации образовательного процесса:
информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
поисковые (каталоги, поисковые системы).
3. По типу информации:
электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, программные и учебно-методические материалы);
электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).
4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
урочные;
внеурочные
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе на уроках географии относятся:
электронные учебники и пособия;
электронные энциклопедии и справочники;
презентации;
тренажеры и программы тестирования;
образовательные ресурсы Интернета;
DVD и CD диски с фильмами;
видео и аудиотехника;
интерактивные карты и атласы;
материалы для дистанционного обучения;
научно-исследовательские работы и проекты;
дистанционное обучение.
Преподавание географии невозможно представить без мультимедиа-учебника.
Функции мультимедиа-учебников:
как и традиционный учебник, он осуществляет информационную функцию, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета
возможность для углубленного изучения географии, использование материалов справочного раздела, выход в Интернет
организация самостоятельной учебной деятельности школьников
возможность не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создавать возможность нелинейного перемещения между различными частями курса;
контролирующая функция
Одним из преимуществ применения ИКТ в учебном процессе является оперативность, которую обеспечивает использование глобальной сети Интернет.
Интернет является хранилищем обширной информации о различных странах и народах. Информация, представленная в сети актуальна и интересна с точки зрения перспективы ее использования в учебном процессе – при подготовке к урокам, при проведении уроков, во внеклассной деятельности по предмету. Информация об экономике, хозяйстве, народонаселении, проблемы взаимодействия природы и общества постоянно присутствуют в Интернет, поэтому география может активно использовать информационные ресурсы Интернет и особенно такие ее разделы, как экономическая и социальная география, страноведение.
Использование в учебном процессе мультимедийных картографических пособий по курсу школьной географии.
Мультимедийное картографическое пособие представляет собой переведенный в электронный вид печатную карту. Интерактивные карты дают возможность видеть картографическое изображение и управлять ими с помощью панели инструментов, которая позволяет изменять внешний вид карты, комбинировать их с различной информацией, следуя логике объяснения. Используя инструментарий интерактивных карт, можно менять их масштаб, увеличивать или уменьшать изображение, перемещать его на экране. Как учитель, так и ученик могут наносить на карту всевозможные условные знаки и рисунки, подписывать названия, сохранять или удалять их. Подобные приемы повышают динамику учебного процесса, вызывая у школьников активное отношение к изучаемому явлению или событию. Мультимедийные карты дополнены иллюстрационными материалами, которые повышают их информативность. Учащиеся могут посмотреть горы, реки, озера и другие географические объекты. Это расширяет их кругозор, развивает мышление. Метод наложения карт позволяет учащимся сопоставлять и анализировать факты, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их, делать выводы. Интерактивные карты открывают неограниченные возможности одного из основных методических принципов – принципов наглядности.
Программы-тренажеры предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся.
Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен.
Контролирующие программы предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений.
Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.
Электронные таблицы Ехсеl
Электронные таблицы Ехсеl помогут учителю использовать на уроке картограммы и картодиаграммы, построенные по последним статистическим данным, при объяснении нового материала, организовать в классе практическую работу по анализу статистических данных с построением графиков, картограмм. В этом случае графики, картограммы и картодиаграммы выполняют функции не только средства наглядности, но и источника географических знаний.
Слайды со схемами, диаграммами, таблицами особенно важны при изучении экономической географии, при рассмотрении сущности географических явлений и процессов, их качественных и количественных характеристик.
Видеоролики, отображающие географические процессы или явления, и анимации рассматриваются как форма моделирования реальных событий, фактов, научных данных.
Собранные в видеоролик отдельные кадры составляют образную модель, дающую определенное представление об оригинале. Как и всякая модель, видеоролики и анимации раскрывают не все элементы изучаемого явления или процесса, а лишь основные, наиболее существенные, обнажающие суть объекта, подлежащего изучению. Такое упрощение облегчает поиск существенных черт, выделение его особенностей, своеобразия и оригинальности объекта.
Эффективность используемых инновационных технологий обучения, в частности ИКТ, можно оценить с помощью следующих показателей-индикаторов:
результаты участия учеников в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских конференциях;
стабильные показатели обученности по предмету;
повышение показателя результативности по предмету.
Актуальность использования ИКТ в процессе обучения географии в нашей школе за 2015 г. была оценена в ходе анкетирования школьников. В опросе участвовали учащиеся 6-11-х классов, всего — 71 человек. Им предлагались следующие вопросы:
Анкета для учащихся
Считаете ли вы необходимым использование ИКТ на уроках географии?
Изменится ли ваше отношение к предмету при компьютеризации учебного процесса?
Используете ли вы ПК и возможности ИКТ при подготовке к урокам географии?
Имеете ли вы возможность работать с ПК:
а. ПК есть дома;
б. другие источники;
в. не имею возможности работать с ПК.
Из общего числа опрошенных 80,6% отмечают необходимость использования информационных технологий в учебном процессе. Очевидным является их приоритетность по сравнению с традиционными формами организации учебной деятельности. Ответы учащихся позволяют сделать вывод о том, что происходит определенное изменение мотивации школьников к изучению данного предмета. Широкий спектр возможностей, которые представляют компьютерные технологии, по мнению учащихся, сможет увеличить объем нужной, «полезной» информации. Школьники предлагали использовать на уроках географии: схемы, таблицы, графики, обучающие программы, электронные энциклопедии, интерактивные карты (атласы), СД-диски (тематические и музыкальные), видеофрагменты, игровые программы, тестовый контроль, материалы для рефератов и проектов.
В настоящее время 82,2% учащихся используют ПК для подготовки к урокам географии, но 21,1% отмечают преимущество других источников информации.
Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.
Георг Зиммель (немец.философ)