Классный час: Права свои знай — обязанности не забывай!

МОКУ «Панинская основная общеобразовательная школа»
Медвенского района Курской области



Классный час на тему:
«Права свои знай,
но
про обязанности не забывай»


Подготовила и провела: учитель начальных классов,
1 квалификационной категории
Бончукова Лариса Юрьевна






с.1-Панино – 2016
Тема: Права свои знай - обязанности не забывай.
Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав; воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.
Ход занятия
1. Игра «Имена»
20 ноября – это всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка». Сегодня мы будем говорить о правах и обязанностях детей.
Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.
2. Интерактивная беседа «Право на имя»
Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?
Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами Российской Федерации. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?
3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие же права есть у всех детей мира? (Презентация)
На слайдах записаны права. Дети зачитают записи.
Право на жизнь
Право на имя при рождении
Право на медицинскую помощь
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право иметь имущество
Право свободно выражать свои взгляды
Право на свободное перемещение
Право на заботу и воспитание родителями
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от слова раб. Знаем мы и о спартанской системе воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителя.
А теперь некоторые цифры нашего времени:
Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.
У общества, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего.
20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.
Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав.
Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.
Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, – это вопрос: “А я-то здесь причём?”. Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?
(На доске пишется 4 варианта ответов:
до 14 лет;
до 16 лет;
до 18 лет;
до 21 года.)
Как видите, голоса разделились. В соответствии с первой статьёй Конвенции ООНребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.

4. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?
Сценка 2.
Учитель: Коля, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.
Объясните, пожалуйста, Коле, в чем он не прав.
Сценка 3.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
Разъясните Иванову его права и обязанности.
Сценка 4.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Правильно ли рассуждает Петров?
Давайте выведем простые правила взаимообщения:
Нужно знать свои права.
Нужно уважать права других людей.
Нельзя забывать об обязанностях.

5. Дидактическая игра ,,Помоги герою сказки " (закрепить умение детей применять полученные знания на практике)
- ,,У девочки умерла мать, отец женился на женщине с ребёнком и привёл к себе в дом. Мачеха падчерицу не любила и велела мужу отвезти её в чистое поле на мороз, хотя она была хорошей девочкой. Отец поплакал и отвёз родную дочь на мороз."
(,, Морозко " - право воспитываться в семье, на любовь родителей, заботу о своих детях).
- ,,Жил - был старик, и было у него три сына. Младшего все звали Иванушкой - дурачком. Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился ту кто - то пшеницу мять да топтать. Только Иванушка - дурачок узнал, кто это был."
(,,Сивка - бурка " - право на имя).
- ,,Шли братец Иванушка и сестрица Алёнушка, и видят, около пруда пасётся стадо коров. Братец хотел напиться из копытца, но сестра сказала: ,,Не пей, братец, а то будешь телёночком ".
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).
- ,,Бедную падчерицу заставляли делать самую грязную, тяжёлую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, убирала комнаты мачехи и её дочек, а сама ходила чумазая. Девочка с ног валилась от усталости ".
(,,Золушка" - применение насилия, заставляли заниматься непосильным физическим трудом).
6. Физкультминутка:
Мы права свои все знаем (шагают)
Потому , что изучаем ( ,,часики ")
И себя мы защитим,
и в обиду не дадим (,,Силачи ")
Будем мы дружить с правами (руки в стороны)
Выполнять обязанности.
Для того, чтоб вместе с вами
Жить в тепле и радости ! (руки вверх, потянуться, опустить)
7. Дидактическое упражнение ,, Сделай как я " - закрепить умение детей рассуждать и называть обязанности, рассматривая картинки :
- ,, Человек родился " - обязанность детей слушаться родителей, любить их.
- ,, На приёме у врача" - следить за своим здоровьем, укреплять его.
- ,, Дети учатся" - хорошо учиться и отлично в школе, радовать родителей своими успехами.
- ,,Дети играют " - убирать за собой ( игрушки, кровать , посуду и т . д . ) , оказывать посильную помощь родителям по дому .
- ,,Дети разных стран" - обязанность не нарушать права других «поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой".
8. ,,Домашнее задание ,,Мои обязанности по дому " (рисунок)
9. Итог занятия.
- Ответьте сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека:
Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино
Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок
Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша
Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица
10. Подведение итогов (рефлексия)
Учитель: А сейчас мы подарим друг другу свою яркую, счастливую радостную улыбку (дети рисуют улыбку человечку и дарят их друг другу).
Ученик:
Мы на свет родились
Чтобы радостно жить
Чтоб цветы и улыбки
Друг другу дарить.
Чтобы горе исчезло
Пропала беда.
Чтобы счастливы были
мы с вами всегда!









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




ђ Заголовок 315