Лекция по бухгалтерскому учету на тему ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА для специальности 38.02.07
ЛЕКЦИЯ
Предмет и Методы бухГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ТИП ЗАНЯТИЯ изучение нового материала
ФОРМА ЗАНЯТИЯ лекция
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ овладение новыми знаниями
ЗАДАЧИ: - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ определение предмета бухгалтерского учета на современном этапе. Изучение методов бухгалтерского учета
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ развитие интереса к изучаемой дисциплине, воспитание ответственности, коллективизма, дисциплинированности.
- РАЗВИВАЮЩАЯ развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы, развитие логического и экономического мышления.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ проектор, комплект слайдов
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Организационный момент.
Целеполагание.
Опрос по ранее изученной теме
Изучение нового учебного материала согласно плана лекции (см.ниже)
Обобщение, систематизация, закрепление учебного материала.
Подведение итогов занятия.
ПЛАН ЛЕКЦИИ
Предмет бухгалтерского учета и его методы
При применении указанных приемов и способов обеспечивается непрерывное, а также сплошное и документально обоснованное отражение в бухгалтерском учете объектов, с применением системы соответствующих измерителей (денежных, трудовых, а также натуральные).
Однородная группировка имущества, а также источников его формирования и, конечно, хозяйственных операций с помощью метода двойной записи на счетах, периодическое сопоставление фактического наличия имущества и обязательств с бухгалтерскими данными позволяют получить достоверные итоговые систематизированные отчетные сводные показатели.
В систему способов или элементов метода бухгалтерского учета включаются следующие:
-документирование;
-оценка;
-счета;
-двойная запись;
-инвентаризация;
-калькуляция;
-баланс;
-отчетность.
Документация - это способ сплошного, а также непрерывного фиксирования хозяйственной операции.
Документальное оформление операций представляет собой важнейшее средство контроля за соблюдением законности, сохранностью, а также целесообразностью использования хозяйственных средств предприятия.
Все без исключения хозяйственные операции, которые осуществляются организацией, должны быть оформлены через оправдательные документы. Указанные документы представляют собой первичные учетные документы, на основании которых и осуществляется ведение бухучета. Первичные учетные документы принимаются к бухучету в том случае, если они содержат ряд обязательных реквизитов:
-наименование документа;
-дату составления документа;
-наименование организации, от имени которой составлен документ;
-содержание хозяйственной операции;
-измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
-наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
-личные подписи указанных лиц.
Первичный учетный документ в обязательном порядке должен быть составлен непосредственно в момент совершения хозяйственной операции, а если это не возможно, то сразу после ее окончания.
Своевременное, а также качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки в бухгалтерию для отражения в учете и, конечно, достоверность содержащихся в документах данных обеспечивают лица, которые составили и подписали данные документы.
При обнаружении ошибки внесение исправлений в кассовые, а также банковские документы не допускается. В прочие первичные учетные документы исправления вносятся по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
Для выполнения контрольных функций и упорядочения обработки данных о произведенных хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов формируют сводные учетные документы (регистры).
Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах-ордерах), а также на отдельных листах и карточках. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета строго в хронологической последовательности, а также группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, которые составили и подписали их.
Для отражения в бухучете, а также обобщения документально подтвержденных хозяйственных операций предприятия их следует оценить.
Для отражения хозяйственных операций в учете используются три вида измерителей:
-денежный,
-трудовой,
-натуральный.
Оценка отдельных объектов бухгалтерского учета в натуральных и трудовых измерителях применяется в процессе аналитического учета.
Правила и порядок оценки объектов учета регламентируются Положением по ведению бухучета и отчетности, а также различными иными ПБУ. Общим для них является оценка объектов по их фактической стоимости.
Оценка осуществляется следующим образом:
– имущество, которое приобретается за плату, оценивается путем суммирования фактически произведенных предприятием затрат на его покупку;
– имущество, которое было получено безвозмездно, оценивается по рыночной стоимости на ту дату оприходования (данные о действующей цене должны быть в обязательном порядке подтверждены документально или экспертным путем);
– имущество, которое произведено непосредственно самим предприятием оценивается по стоимости его изготовления.
С целью получения итоговых данных о каждом объекте бухгалтерского учета после оценки все операции обобщают, а также группируют в определенном порядке.
Для этого используют способ бухгалтерских счетов. Счета служат для группировки учетных объектов по принципу однородности их экономического содержания.
Различают активные, пассивные, а также активно-пассивные счета бухгалтерского учета.
Активные — это счета, которые предназначены для учета хозяйственных средств.
Пассивные — это счета для учета источников хозяйственных средств.
Запись на счетах начинают с указания начального остатка (сальдо начального). На активных счетах начальный остаток отражается по дебету, а в пассивных счетах — по кредиту счета.
Затем на счетах отражают все операции, которые вызывают изменения начальных остатков. В активных счетах увеличение отражается по дебету счета, а уменьшение по кредиту счета, соответственно, в пассивных, наоборот. Если сложить суммы всех операций, которые записаны на сторонах счета, то получаются обороты счета. Итоговая сумма, которая записана по дебету счета, называется дебетовым, а та, которая записана по кредиту счета — кредитовым оборотом. При подсчете оборотов начальный остаток не учитывается.
Конечный остаток (конечное сальдо) по счету определяют, прибавляя к начальному остатку оборот той же стороны счета и вычитая из полученного итога оборот противоположной стороны. Конечный остаток записывают на той же стороне, где и начальный остаток.
Помимо счетов, на которых учитываются хозяйственные средства (активных) и счетов их источников (пассивных) в бухучете существуют счета, на которых отражаются одновременно и хозяйственные средства, и их источники — активно-пассивные счета.
Счета, на которых хозяйственные средства, их источники и хозяйственные процессы отражаются в обобщенном виде, называются синтетическими, а учет, который на них ведется синтетическим. Он ведется только в денежном выражении.
Отражение хозяйственных операций производится способом двойной записи.
Сущность указанного способа состоит в регистрации суммы каждой хозяйственной операции одновременно по дебету одного и кредиту другого счета.
Двойная запись дает возможность осуществлять контроль за правильностью отражения хозяйственных операций в бухучете. Определение, на каких счетах будет отражаться операция, называется контировкой.
Сама запись на бухгалтерских счетах с указанием сумм называется бухгалтерской проводкой.
Взаимосвязь счетов, на которых отражается конкретная операция, называется корреспонденцией счетов, а сами взаимосвязанные счета, на которых отражается операция, называются корреспондирующими.
В целях группировки и отражения взаимосвязи хозяйственных средств организации и источников их образования в бухгалтерском учете применяется балансовый метод, который предполагает запись данных в виде двусторонней таблицы: с одной стороны, актив, а с другой — пассив. В активе баланса отражаются хозяйственные средства, принадлежащие организации, в пассиве — источники их формирования в денежной оценке на определенную дату. Бухгалтерский баланс являет собой способ экономической группировки и обобщения имущества предприятия в денежной оценке по составу, а также размещению, и по источникам его формирования (собственные и заемные). Содержание баланса формируется на основании информации об остатках на счетах бухучета на определенную отчетную дату. Бухгалтерский баланс содержит информацию о хозяйственных средствах (активах, имуществе) предприятия, право собственности на которые принадлежит данному предприятию.
Бухгалтерский баланс состоит из пяти разделов:
I. Внеоборотные активы.
II. Оборотные активы.
III. Капитал и резервы.
IV. Долгосрочные обязательства.
V. Краткосрочные обязательства.
Инвентаризация представляет собой проверку фактического наличия имущества хозяйства в натуре. Инвентаризация повышает уровень полноты и достоверности бухгалтерской информации, а также содействует реализации в учете контрольной функции. Причины проведения инвентаризации различны:
ошибки при отпуске и приеме ценностей
неисправности оргтехники
наличие процессов, не фиксируемых первичными документами
хищения и злоупотребления
контроль действия материально ответственных лиц
Проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе либо при реализации
перед составлением годового отчета
при смене материально-ответственного лица
при наличии хищений, а также злоупотреблений, порче ценностей
в случае стихийных бедствий, а также пожаров, аварий
при ликвидации (реорганизации) хозяйствующего субъекта.
Инвентаризация должна проводится в конкретные сроки, установленные в зависимости от вида и характера имущества.
Калькулирование представляет собой способ группировки затрат, а также определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, а также изготовленной готовой продукции и выполненных работ. Калькуляция являет собой бухгалтерский расчет затрат представленный в табличной форме, расчет расходов в денежном выражении на производство и сбыт единицы (или партии) изделия. Именно калькуляция служит основанием, на основании которого происходит определение размера средних издержек производства и установления себестоимости выпускаемой продукции, а также приобретенных ценностей. Калькулирование себестоимости продукции осуществляется различными методами. Какими именно, зависит от ее вида, а также типа и характера организации производства. Данные методы предусматриваются основными положениями по планированию, а также учету и калькулированию себестоимости готовой продукции.
Калькуляции группируют по целому ряду признаков. В зависимости от времени формирования и назначения различают нормативные, а также плановые (сметные) и отчетные (фактические) калькуляции:
– нормативная калькуляция . рассчитываются на начало отчетного периода и являет собой величину тех затрат, которую организация на момент формирования калькуляции, исходя при этом процессе из технического уровня своего производства, а также существующей технологии, израсходует на единицу выпускаемой продукции с учетом действующих норм и нормативов в постатейном разрезе (текущих норм затрат) ;
– плановые калькуляции формируются также до начала отчетного периода. В данных калькуляциях исчисляется количество как материальных, так и трудовых затрат для производственного процесса запланированного к выпуску количества готовой продукции. Указанные калькуляции формируются исходя из плановых норм расходов и прочих плановых показателей на отчетный период (при этом нормы расходов являются средними). Сметную калькуляцию, являющуюся разновидностью плановой калькуляции, формируют для того, чтобы определить цены при расчетах с клиентами отдельно на разовый заказ или работу (уникальное изделие).Нормативная себестоимость производимой продукции как правило выше плановой в начале года и ниже плановой по завершении года (это связано прежде всего с тем, что текущие нормы затрат выше средних норм, на основании которых сформирована плановая калькуляция, – в начале года и ниже – в конце года);
– отчетные калькуляции формируются уже после совершения хозяйственных процессов. данный вид калькуляции имеет своей целью исчисление фактической (реальной) себестоимости готовой продукции, выполненных работ и оказанных услуг (в фактическую себестоимость произведенной продукции включают также и непланируемые непроизводительные расходы).
При этом используется информация, полученная из данных бухгалтерского учета о фактически произведенных затратах на производство, а также о количестве выпущенной из производства готовой продукции (работ, услуг).
Объектом калькулирования может быть как готовый продукт производства, так и технологическая фаза либо отдельная стадия и т.д., то есть продукция различной степени готовности, разные виды работ или услуг. Калькуляционная единица представляет собой, по сути измеритель объекта калькулирования.
В отраслях, которые относятся к перерабатывающей промышленности калькуляционной единицей производимой продукции, к примеру, является 1 тонна или 1 центнер.
Для однородных продуктов применяются условные укрупненные калькуляционные единицы (например, 100 пар обуви, 100 м, 1000 банок). Калькуляции по объему затрат можно разделить на производственную и полную себестоимости:
– в калькуляциях производственной себестоимости отражаются те затраты, которые возникли непосредственно в производственной сфере;
– калькуляции полной себестоимости отличаются от калькуляций производственной себестоимости на величину затрат, связанных с реализацией продукции.
Калькуляции фактической (полной) себестоимости продукции (работ, услуг) широко используются для управления организацией, контроля за соблюдением принятой организацией плановой (нормативной) себестоимости продукции, рентабельности хозяйственной деятельности, выявления резервов и путей дальнейшего снижения затрат труда, финансовых и материальных ресурсов.Калькулирование является одним из элементов метода бухгалтерского учета, тесно связано с другими элементами и со счетами бухгалтерского учета, так как данные для определения себестоимости отдельных объектов учета (суммы различных затрат) предварительно отражаются на счетах.
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним (отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств, отчета о целевом использовании полученных средств) и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
с.22-32
Богаченко В.М. Основы бухгалтерского учета: Учебник / В.М. Богаченко - 3-е изд., испр. - Р на Д.: 2015.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ:
О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ // Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н // Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
Астахов В.П. Б̣ухгалте̣рский (финансовый) ̣учет. В 2 т. Т. 2: ̣учебник для академического бакалав̣риата / В.П. Астахов. – 12-е изд., пе̣ре̣раб. и доп. – М.: Издательство Ю̣райт, 2015- 386 с.
Богдановская А.А., Виноградов Г.Г., Мигун О.Ф. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник [Текст] / А.А. Богдановская, Г.Г. Виногаров, О.Ф. Мигун и др. / Под общ. ред. В.И. Стражева. - 2-е изд., стереотип. -Мн.: Выш. шк., 2011. - 363с.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:
Что относится к понятию «предмет бухгалтерского учета»
Перечислите методы бухгалтерского учета
Что такое калькуляция?
Что такое «оценка»?
Дайте определение понятию «метод бухгалтерского учета»?
Дайте определение понятию «инвентаризация»
Дайте характеристику методам бухгалтерского учета