Проект Чудесные линии (старший дошкольный возраст)
Проект «Чудесные линии»
Цель: развитие у детей психомоторных связей рука-мозг-рука на базе развития тонкой моторики кисти руки и выработки необходимого для письма, оптимального двигательного стереотипа, а также интеллектуальное развитие ребенка через активизацию чувственного конкретно-образного мышления и формирование понятийного абстрактно-логического мышления.
Задачи:
Формирование основных графических навыков.
Знакомство с различными видами линий, развитие навыков линейного рисования.
Развитие тонкой моторики кисти руки.
Развитие кинестетической основы тонкодифференцированных движений.
Формирование умений делить бумагу сложением для получения опорных линий.
Знакомство с основными пространственными ориентирами, умение ориентироваться по клеткам и опорным линиям.
Развитие абстрактно-образного мышления. Знакомство с абстрактными символами: пиктограммой, идеограммой, буквами и цифрами.
Формирование навыков работы по словесной инструкции
Развитие творческой самостоятельности и активности
Участники проекта: Руководитель проекта: воспитатель Хабарова Н.В., дети подготовительной группы.
Образовательные области: познавательная, речевая, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная.
Предполагаемый результат:
К концу года у детей должны быть сформированы следующие навыки:
- правильно держать графический материал, ножницы и пользоваться ими;
- делить лист бумаги складыванием на 4; 6; 8; 18; 36 и 64 части;
- рисовать по опорным линиям, ориентируясь по зрительному образцу и словесной инструкции;
- вписывать и описывать несложные (приближенные к основным сенсорным эталонам) и усложненные (характерные) формы;
- составлять симметричные и ритмичные декоративные композиции (орнаменты);
- размещать на листе предметное и сюжетное изображение;
- владеть разными графическими движениями: рисовать графическими материалами на бумаге прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные, параллельные и пересекающиеся линии; сочетать прямые вертикальные и горизонтальные линии; рисовать волнистые, ломаные, петлеобразные линии; составлять композиции из данных линий; рисовать спиралевидные линии и спиралевидные линии со смещенным центром витков спирали; создавать орнаментальные бордюрно - меандровые композиции, приближенные по стилистике к письменности (прописным буквам); изображать простые пиктографические символы и элементы печатных и письменных букв; рисовать печатные буквы, составлять из букв простые слова;
- понимать, что информацию можно передать с помощью рисунка, пиктограммы, знаково-символической записи;
Паспорт проекта:
Тема: «Чудесные линии»
Вид проекта: Комплексный
Продолжительность: долгосрочный (2014-2015год)
Проблема: трудности у детей в освоение обучения грамоты и слабо развита мелкая моторика рук
Актуальность: Проект «Чудесные линии» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Создан на основе педагогической технологии «Рисование - линейная графика». Направлена на развитие графических навыков и разработан с учетом психофизиологического подхода, позволяющего развивать высшие психические функции и мозг в их единстве, что повышает ресурсные возможности ребенка, способствует его всестороннему гармоничному развитию. При этом данная педагогическая технология предусматривает не просто развитие графических навыков, но освоение выразительных возможностей графических средств и их трансформации в сюжетных, орнаментальных, пиктографических и шрифтовых композициях, позволяя обеспечивать преемственность развития ребенка не только на сенсомоторном, но и смысловом уровнях. Поэтому освоение технологии «Рисование - линейная графика» имеет не только технологический аспект, но и психологический, оно теснейшим образом связано с приобщением детей к духовному опыту поколений, приобретением ими необходимой суммы знаний о мире. Помимо развития линейно-графических навыков данная технология включает в себя задания, направленные на решение проблем возникающих у ребенка в процессе обучения чтению и письму. Чтение и письмо - основа школьного начального учебно-познавательного процесса. Трудности в освоении грамоты, как правило, обусловлены особенностями психофизиологического развития ребенка, его неумением соотнести абстрактно-условные знаки и символы с конкретными явлениями и предметами. К 5-7 годам у ребенка формируется центральный механизм управления точными дозированными движениями на уровне целого организма. Рисование и письмо, как наиболее высокоорганизованные двигательные функции, относятся к «тонкой» моторике человека. Выработка этих двигательных навыков наиболее эффективна в период от 5.0 до 8 лет, когда, по генетической программе развития человека, происходит становление основных функций человеческого сознания: развивается способность к абстрагированию, формируется речь как средство общения. Тренировка тонкой моторики кисти на этом этапе развития способствует становлению в коре полушарий механизма произвольной регуляции основных нервных процессов, которые лежат в основе таких психических свойств, как концентрация внимания на предмете, длительность целенаправленного доминантного возбуждения, операциональная память, дифференцированное восприятие внешней среды и дифференцированное поведение. Одним из главных направлений в достижении школьной зрелости является развитие тонкой моторики кисти. Освоение данной программы поможет ребенку – дошкольнику успешно подготовиться к школьному обучению. Проект создан на основе прохождения краткосрочного курса обучения в МБДОУ ДПО «РИММЦ» по образовательной программе «Сопровождения целостного развития ребенка в педагогической технологии «Рисование – линейная графика». Авторами пособия являются: Ю.А. Лебедев, Л.В. Филиппова, И.В. Волкова, Е.А. Дрягалова, Н.В. Ермилова, Е.В. Вербовская, Н.Ю. Шуваева, Т.А. Ревягина.
Предполагаемый результат:
- правильно держать графический материал, ножницы и пользоваться ими;
- делить лист бумаги складыванием на 4; 6; 8; 18; 36 и 64 части;
- рисовать по опорным линиям, ориентируясь по зрительному образцу и словесной инструкции;
- вписывать и описывать несложные (приближенные к основным сенсорным эталонам) и усложненные (характерные) формы;
- составлять симметричные и ритмичные декоративные композиции (орнаменты);
- размещать на листе предметное и сюжетное изображение;
- владеть разными графическими движениями: рисовать графическими материалами на бумаге прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные, параллельные и пересекающиеся линии; сочетать прямые вертикальные и горизонтальные линии; рисовать волнистые, ломаные, петлеобразные линии; составлять композиции из данных линий; рисовать спиралевидные линии и спиралевидные линии со смещенным центром витков спирали; создавать орнаментальные бордюрно - меандровые композиции, приближенные по стилистике к письменности (прописным буквам); изображать простые пиктографические символы и элементы печатных и письменных букв; рисовать печатные буквы, составлять из букв простые слова;
- понимать, что информацию можно передать с помощью рисунка, пиктограммы, знаково-символической записи;
Вывод: Проект способствовал развитию формирований основных графических навыков; знакомств с различными видами линий, навыков линейного рисования; тонкой моторики кисти рук; формирования умений делить бумагу сложением для получения опорных линий; знакомств с основными пространственными ориентирами, умение ориентироваться по клеткам и опорным линиям; абстрактно-образного мышления; знакомств с абстрактными символами: пиктограммой, идеограммой, буквами и цифрами; формирований навыков работы по словесной инструкции; творческой самостоятельности и активности.
После проведенного мониторинга повысились знания, уровень. Дети могут свободно:
- ориентироваться на листе бумаги без помощи воспитателя
- правильно держать графический материал, ножницы и пользоваться ими;
- делить лист бумаги складыванием на 4; 6; 8; 18; 36 и 64 части;
- рисовать по опорным линиям, ориентируясь по зрительному образцу и словесной инструкции;
- вписывать и описывать несложные (приближенные к основным сенсорным эталонам) и усложненные (характерные) формы;
- составлять симметричные и ритмичные декоративные композиции (орнаменты);
- размещать на листе предметное и сюжетное изображение;
- владеть разными графическими движениями: рисовать графическими материалами на бумаге прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные, параллельные и пересекающиеся линии; сочетать прямые вертикальные и горизонтальные линии; рисовать волнистые, ломаные, петлеобразные линии; составлять композиции из данных линий; рисовать спиралевидные линии и спиралевидные линии со смещенным центром витков спирали;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Модель проекта
1 этап
подготовительный
- Изучение материала
- Подбор демонстративного и раздаточного материала,
- Изучение методической литературы,
- План работы по проекту
2 этап
основной
- Работа по плану проекта
- мониторинг в начале года, середине и в конце года
- Педсовет «» с учителями
- Посещение уроков
3 этап
заключительный
- Завершение проекта
- Подведение итогов
- Презентация проекта на педсовете с участием педагогов детского сада и учителей НОО
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Промежуточный отчёт: На март месяц дети умею:
-правильно держать графический материал, ножницы и пользоваться ими;
- делить лист бумаги складыванием на 4; 6; 8; 18; 36 и 64 части;
- рисовать по опорным линиям, ориентируясь по зрительному образцу и словесной инструкции;
- составлять симметричные и ритмичные декоративные композиции (орнаменты);
- размещать на листе предметное и сюжетное изображение;
- владеть разными графическими движениями: рисовать графическими материалами на бумаге прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные, параллельные и пересекающиеся линии; сочетать прямые вертикальные и горизонтальные линии; рисовать волнистые, ломаные, петлеобразные линии; составлять композиции из данных линий; рисовать спиралевидные линии и спиралевидные линии со смещенным центром витков спирали;
План работы по проектной деятельности
Тема
Цель
Задачи
Материал
Предметно-развивающая образовательная среда
Результат
Сентябрь
Занятие 1
«Волшебный карандаш»
Диагностика начального уровня развития графических навыков.
1.Развитие образных представлений на основе восприятия окружающей действительности в процессе изображения объектов реальности графически.
Развитие кинестетической основы движения в процессе работы разнообразными графическими материалами.
Формирование социально-коммуникативных речевых умений в процессе составления рассказа о лете по рисунку.
Развитие способности понимать речевые инструкции для достижения положительного результата в деятельности.
Демонстрационный:
репродукции летних пейзажей А. Боголюбова «Вилла Кордье»; Ф. Васильева «Деревенский пейзаж», «Мокрый луг»; В. Саврасова «Радуга», «Озеро в горах Щвейцарии»; И.И. Шишкина «Рожь», «Корабельная роща»; Н. Ромадина «Кудинское озеро»; И. Айвазовского «Волна», «Черное море»;
иллюстрации с изображением летних забав (сбор грибов и ягод, купание в реке или море, спортивные игры на воздухе, запускание воздушного змея и т.д.);
большой декоративный карандаш; готовый образец (рис. 2).
Раздаточный (по числу детей): листы - пробники
лист формата А4 (А3);
простой карандаш; фломастеры или маркеры;
Музыкальный: песни о лете; «Лето» из цикла «Времена года» А. Вивальди.
Иллюстрации различного вида природного ландшафта: горы, луга, леса, моря.
Работы детей
Занятие 2 «Пейзаж из линий или то, что увидел карандаш»
Диагностика начального уровня развития графических навыков.
Развитие образных представлений на основе восприятия окружающей действительности в процессе изображения объектов реальности графически. Развитие кинестетической основы движения в процессе работы разнообразными графическими материалами. Развитие способности понимать речевые инструкции для достижения положительного результата в деятельности. Формирование социально-коммуникативных речевых умений в процессе составления рассказа по рисунку.
Демонстрационный: репродукции летних пейзажей А. Боголюбова «Вилла Кордье»; Ф. Васильева «Деревенский пейзаж», «Мокрый луг»; В.Саврасова «Радуга», «Озеро в горах Швейцарии»; И. Шишкина «Рожь», «Корабельная роща»; Н. Ромадина «Кудинское озеро»; И. Айвазовского «Волна», «Черное море»; иллюстрации с изображением летних забав (сбор грибов и ягод, купание в реке или море, спортивные игры на воздухе, запускание воздушного змея и т.д.); готовый образец (рис. 3); большой декоративный карандаш. Раздаточный (по числу детей): лист формата А4; фломастеры или маркеры; карандаши; ручки гелиевые. Литературный: стихотворение Шуваевой Н. Ю. «Жил на свете карандаш». Музыкальный: песни о лете; «Лето» из цикла «Времена года» А. Вивальди.
Репродукции и иллюстрации с изображением летних пейзажей (лесных, морских, луговых и т.д.) и иллюстраций с изображением летних забав
выставка работ «Страна Линий»
Занятие 3
«Чудо - грядки или вершки и корешки»
Формирование навыка рисования прямых горизонтальных линий.
Формирование зрительномоторных координаций на уровне «глаз-рука» в процессе изображения формы овощей пальцем в воздухе двумя руками одновременно.
Развитие навыков графических движений в процессе рисования прямых горизонтальных линий с опорой на линии сгиба слева - направо и справа - налево.
Формирование механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения (развитие основных познавательных психических процессов внимания, ассоциативного восприятия, образной памяти) в процессе обогащения представлений об овощных культурах, способах их выращивания и сбора урожая.
Демонстрационный: иллюстрации с изображением различных овощей; иллюстрации с изображением сбора урожая; натуральные овощи или муляжи (морковь, лук, картофель свекла, огурец, томат); карточки с изображением различных овощей; дидактическая таблица с изображение того, как произрастают корнеплоды; дидактическая таблица с изображение того, как произрастают надземные овощи: томаты, огурцы и т.д.; готовый образец (рис. 5). Раздаточный: альбомный лист формата А4; фломастеры. Литературный: загадки про овощи; русская народная сказка «Вершки и корешки». Музыкальный: русская народная песня «Ходила младешенька по борочку» в обр. А. Парусинова; любая спокойная музыка.
Иллюстрации с изображением различных овощей; иллюстрации изображающии процесс сбора урожая, а также натурными постановками из натуральных овощи или муляжей (морковь, лук, картофель свекла, огурец, томат)
Выставка детских работ,
игра «Вершки - корешки»
Занятие 4
«Чудо радуга-дуга»
Формирование навыков изображения прямых, пунктирных и дугообразных линий.
Формирование сенсомоторных координаций на всех уровнях в процессе сюжетного рисования.
Развитие кинестетической основы движения в процессе изображения природных явлений прямыми и дугообразными линиями графическим материалом.
Формирование навыка правильного положения кисти руки при вырезании.
Развитие способности понимания речевых инструкций в процессе репродуктивного рисования.
Демонстрационный: репродукции произведений К. Сомова «Радуга», В. Саврасова «Радуга», Ф.Васильева «Мокрый луг» И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу»; дидактическое пособие: изображение радуги с выделением основных цветов (рис. 6); готовый образец (рис.7) .Раздаточный (по количеству детей): листы-пробники; альбомные листы формата А4; фломастеры; цветные карандаши; восковые или масляные карандаши; лист цветной бумаги, можно разного цвета, формата А8; ножницы; клей-карандаш. Литературный: В.Степанов «Родная природа». Музыкальный: «Гроза» из цикла «Времена года» А. Вивальди.
репродукции картин с осенней тематикой, украсить помещение, где проходит занятие осенними листьями, предварительно проглаженными утюгом, вазами с ветками осенних деревьев и кустарников.
Выставка работ на одном листе формата А3
Октябрь
Занятие 5
«Грибное лукошко»
формирование навыков изображения сложных (спиралевидных линий.)
Формирование сенсомоторных координаций на всех уровнях в процессе сюжетного рисования.
Развитие кинестетической основы движения в процессе работы по шаблону, а также при изображении прямых наклонных и спиралевидных линий.
Развитие способности понимания речевых инструкций в процессе репродуктивного рисования.
Демонстрационный: репродукции:И. Шишкина«Березовая роща»; «Дубы. Вечер»; «Пейзаж с фигурой»; «Лесная глушь»; муляжи грибов в корзине; карточки с изображением съедобных и несъедобных грибов; дидактическое пособие «Лисичка» с рельефным контуром шляпки (спираль) и прожилок на ножке (рис. 9); схема изображения грибов (рис. 10); ватман, на котором изображена только корзина (рис. 11); готовый образец (рис. 12). Раздаточный (по количеству детей): листы - пробники; картонный шаблон лукошка; лист формата А4; фломастеры. Литературный: В. Степанов «Родная природа», Н. Гладков «Грибники».
Репродукции картин И. Шишкина «Березовая роща»; «Дубы. Вечер»; «Пейзаж с фигурой»; «Лесная глушь». Можно оформить помещение осенними листьями, шишками, веточками рябины или калины.
Занятие 6 «Лоскутное одеяло»
формирование навыка рисования прямых разнонаправленных линий.
1.Формирование сенсомоторных координаций в процессе зрительно-тактильного исследования прямых линий с последующим их изображением.
2. Формирование навыка деления листа складыванием для получения шестнадцатичастной композиции.
3. Формирование умений координировать движение рук при резе по линиям сгиба.
4. Развитие тонкой моторики кисти руки в процессе освоения тонкодифиринцированных движений при рисовании разнонаправленных и разнохарактерных линий.
Демонстрационный: лоскутное одеяло или салфетка, выполненные детьми; готовый образец (рис. 15). Раздаточный (по числу детей): лист формата А4; цветная бумага формата А8 (разных цветов); фломастеры; ножницы; клей-карандаш. Литературный: А. Пушкин «Евгений Онегин» отрывки. Музыкальный: спокойная музыка с фольклорными мотивами (по выбору педагога или музыкального работника).
оформляется салфетками и рушниками ручной работы, можно использовать в оформлении глиняные кувшины, тарелки, кружки.
работы детей демонстрируются по очереди
Занятие 7
«Мастер-паучок»
Работа над центричной псевдоспиралевидной композицией с рисованием прямых ранонаправленных линий.
1. Развитие образных представлений на основе восприятия окружающей действительности в процессе изображения объектов реальности графически.
2. Развитие навыков рациональной работы над композицией с использованием для разметки и компоновки приемов сложения листа.
3. Воспитание интереса и формирование бережного отношения к природе и всему живому.
Демонстрационный: иллюстрации с изображением паучков; паутины с росой; фото «Лесное кружево осени», «Соломенный паук»; имитация паутины: гимнастический обруч оплетается в виде паутины; готовый образец (рис. 18). Раздаточный (по числу детей): лист формата А4; черная гелиевая ручка (фломастер); черные (или цветные) бумажные ленты: 30 х 2 см - 1 шт. (тело паучка); 12 х 2 см - 8 шт. (лапы - ноги); 1 круг R 1,5 см (мордочка); клей - карандаш: нитка. Литературный: Ю. Апакчеев. «Кто развесил в лесу кружево»; - М.: Малыш, 1987; Л. Яхнин «Воздушные узоры»; - М.: Малыш, 1988.
оформляется изделиями, связанными крючком или коклюшками. Справа и слева от доски фотографии «Лесное кружево осени» и «Соломенный паук» (или по выбору педагога любыми фотографиями или иллюстрациями с изображением паутин и пауков).
Занятие 8
«Прощальное письмо осени»
Формирование навыка рисование прямых разнонаправленных линий.
1. Формирование сенсомоторных координаций на всех уровнях в процессе сюжетного рисования. 2. Развитие кинестетической основы движения в процессе работы разнообразными графическими материалами. 3. Развитие способности понимания речевых инструкций в процессе репродуктивного рисования.
Демонстрационный: репродукции: И. Левитана «Золотая осень»; И. Остроухова «Осень»; «Золотая осень»; И. Бродский «Осенние листья»; высушенные осенние листья в корзине; дидактическое пособие «Кленовый лист» с рельефным контуром прожилок на листе (рис. 24); образец «Корзина с осенними листьями» (рис. 25); ватман, на котором изображена только корзина (рис. 26). Раздаточный (по количеству детей):натуральный кленовый лист или его картонный шаблон; гуашь; кисть (белка № 4); восковые мелки; черная гелиевая ручка; стаканы с водой; влажные салфетки или тряпочки; ножницы, клей-карандаш или двухсторонний скотч. Литературный: Н Страмилова «Первый лист осенний». Музыкальный: любая спокойная музыка.
репродукции картин с осенней тематикой, украсить помещение, где проходит занятие осенними листьями, предварительно проглаженными утюгом, вазами с ветками осенних деревьев и кустарников.
Ноябрь
Занятие 9 «Чудо-мельница»
Развитие графических навыков рисования прямых: параллельных, горизонтальных, вертикальных, наклонных, исходящих из одной точки и сходящихся в одной точки линий
1. Формирование навыков пространственной ориентации в микропространстве листа по клеткам в процессе деления бумаги на 32 части складыванием.
2. Развитие навыков графических движений в процессе сложного линейного рисования.
3. Развитие способности понимать речевые инструкции для достижения положительного результата в деятельности.
Демонстрационный: репродукции: И. Машкова «Снедь московская»; В. Стожарова «Хлеб», И. Шишкина «Рожь»; Г. Мясоедова «Сеятель»; М. Клода «На пашне»; А. Венецианова «На пашне»; «На жатве»; «Жнецы»; «Гумно»; И. Айвазовского «Мельница на берегу», В.Поленова «Старая мельница»; готовый образец (рис. 27). Раздаточный (по числу детей): лист формата А4; фломастеры. Литературный: стихи, загадки, пословицы, поговорки о хлебе, мельнице, русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок и чудо-меленка»; - украинская народная сказка «Колосок».
репродукция подноса с изделиями из хлеба.
Занятие 10
«Пекарня»
формирование навыка изображения спиралевидных линий и спиралевидных линий со смещенным центром витков спирали
1. Формирование кинестетического образа движения в процессе тактильного и визуального исследования спиралевидных линий.
2. Развитие графических навыков рисования спиралевидных линий, и спиралевидных линий со смешенным центром витков спирали.
3. Развитие тонкой моторики кисти руки и овладение способностью выполнять тонко дифференцированные движения в процессе выполнения линейно-графических заданий.
Демонстрационный: Репродукции с картин И. Машкова «Снедь московская», В. Стожарова «Хлеб», Б. Кустодиева «Купчиха за чаем», «Булочник»;готовый образец (рис. 29); поднос с натуральными хлебобулочными изделиями: пирогами, плюшками, сдобными булочками; дидактические пособия с рельефным контуром спиралевидной линии и спиралевидной линии со смещенным центром витков спирали (рис. 30). Раздаточный (по числу детей): лист формата А4; фломастеры. Литературный материал: потешка «Покупал баран баранки».
Репродукции : И. Машкова «Снедь московская», В. Стожарова «Хлеб», Б. Кустодиева. «Купчиха за чаем», «Булочник», на столе стоит поднос с хлебобулочными изделиями.
Занятие 11
«Домики Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа»
формирование навыков рисования разнохарактерных и разнонаправленных линий.
1. Развитие линейно - графических навыков в процессе изображения домиков поросят разнохарактерными и разнонаправленными видами линий.
2.Развитие пространственного мышления в процессе размещения домиков поросят в микропространстве листа.
3. Развитие тонкой моторики кисти руки и формирование способности выполнять тонкодифференцированные движения.
Демонстрационный: готовый образец (рис. 33); иллюстрации из книги «Три поросенка»: прутик; пук соломы; камень. Раздаточный: лист формата А4; фломастеры; маркеры; ватман.
Литературный: сказка «Три поросенка». Музыкальный: детская песенка «Всем на свете нужен дом», сл.: Р.Сефа, муз. И.Ефремова
Иллюстрации сказки: «Три поросенка»
Занятие 12 «Осенний пейзаж»
формирование навыков изображения разнохарактерных линей (прямых, дугообразных, волнистых, ломанных, спиралевидных).
1.Формирование сенсомоторных координаций на всех уровнях в процессе сюжетного рисования.
2.Развитие кинестетической основы движения в процессе линейного изображения реалистичных объектов прямыми, дугообразными, волнистыми, ломанными, спиралевидными линиями графическим материалом.
3. Развитие способности понимания речевых инструкций в процессе репродуктивного рисования.
Демонстрационный: Репродукции с картин И. Левитан «Золотая осень; И. Остроухова «Осень»; Ю. Клевера «Осень», А. Саврасов «Осень»; дидактическое пособие с рельефным контуром линий «Осенний пейзаж» (рис. 34); контуры пейзажа (рис. 35); готовый образец (рис. 36). Раздаточный: лист формата А4; фломастеры. Музыкальный: «Осенняя печаль. Октябрь» из цикла «Времена года» П. Чайковского.
репродукции с картин художников, посвященных осенней тематике; осенними листьями, предварительно проглаженными утюгом; вазами с ветками осенних деревьев и кустарников.
Декабрь
Занятие 13
«Золотая рыбка»
Работа над композицией из разнохарактерных линий - прямых, волнистых, дугообразных - в процессе передачи специфики формы предметов и явлений
1. Развитие сенсомоторных координаций на основе активизации зрительно-пространственного и зрительно-слухового восприятия объектов рисования, умения ориентироваться в микропространстве листа.
2. Развитие умения осуществлять графические композиции в процессе репродуктивного сюжетного рисования по клеткам.
3. Формирование графических навыков в процессе рисования разнообразных линий.
Демонстрационный: репродукции с картины А. Матисса «Красные рыбки»; иллюстрации с изображением рыб; готовый образец (рис. 41). Раздаточный: лист формата А4; фломастеры. Литературный: А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. Бальмонт «Золотая рыбка». Музыкальный: Н. Римский-Корсаков «Садко».
репродукции с изображением морских пейзажей и иллюстрациями различных видов рыб.
Занятие 14 «Наш живой уголок. Аквариум»
Лексическая тема «Живой уголок. Домашние питомцы».
Формирование сенсомоторных координаций на всех уровнях в процессе сюжетного рисования.
Развитие кинестетической основы движения в процессе изображения подводного мира с использованием различных художественных приемов (рисование линией, точкой, штрихом).
Развитие образных представлений о подводном мире и его обитателях.
Демонстрационный: иллюстрации с изображением аквариумов; карточки или открытки с изображением аквариумных рыб, животных и растений; схемы с поэтапным рисованием рыб, ракушек, водорослей (рис. 44); готовый образец (рис. 45). Раздаточный (по числу детей): лист формата А3; простой карандаш; фломастеры; ножницы. Литературный: стихи о море, реке, морских и речных обитателях В. Степанова «Родная природа». Музыкальный: музыка Н. Римского-Корсакого из оперы «Садко».
Иллюстрирование сказки А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Занятие 15 «Змея»
Формирование навыка изображения спиралевидной линии.
1.Формирование сенсомоторных координаций на всех уровнях в процессе сюжетного рисования.
2.Развитие кинестетической основы движения в процессе изображения змеи на основе спиралевидной линии, с последующим вырезанием.
3. Развитие образных представлений о животном мире.
Демонстрационный: иллюстрации с изображением разных видов змей; дидактическое пособие с рельефным контуром спиралевидной линии «Змея» (рис. 46); готовый образец (рис. 47). Раздаточный (по числу детей): лист бумаги формата А3; простой карандаш; фломастеры; ножницы.
Иллюстрации террариума, просмотр учебных фильмов
Занятие 16
«Зимовье зверей»
Формирование навыка изображения линейных линий
Формирование сенсомоторных координаций на всех уровнях в процессе сюжетного рисования.
Развитие кинестетической основы движения в процессе линейного изображения реалистичных объектов на основе округлых форм (круга, овала).
Формирование образных представлений детей об обитании животных в дикой природе.
Демонстрационный: репродукции: А. Куинджи «Зима»; К. Моне «Зимний пейзаж»; Ю. Клевера «Зимний вечер в деревне»; карточки с изображением животных и лыжника (рис. 48; 48а); зимние деревья из проволоки, изготовленные на предварительном занятии; схемы изображения животных на основе округлых форм (рис. 49); готовый образец (рис. 50). Раздаточный: части аппликативного материала зайчика и медведя (по одному набору на стол); лист бумаги формата А4; фломастеры. Литературный: русская народная сказка «Зимовье зверей».
репродукции картин А. Куинджи «Зима»; К. Моне «Зимний пейзаж»; Ю. Клевера «Зимний вечер в деревне»
ЯНВАРЬ
Занятие 17 «Елочка и пальма»
Развитие графических навыков рисования прямых разнонаправленных линий (горизонтальных, вертикальных, наклонных, исходящих из одной точки, сходящихся в одной точки).
1. Формирование навыков ориентации в микропространстве листа по клеткам.
2. Развитие зрительно-пространственных ориентаций в микропространстве листа в процессе деления бумаги на 32 и 64 части складыванием.
3. Развитие навыков линейно-графических движений при рисовании прямых разнонаправленных линий.
4. Развитие способности понимать речевые инструкции для достижения положительного результата в деятельности
Демонстрационный: искусственная елка; репродукции с картин И. Шишкина «На севере диком»; Ю. Клевера «Зимний пейзаж»; иллюстрации с изображением южных деревьев; готовый образец «Ель» (рис. 51); готовый образец «Пальма» (рис. 52). Раздаточный: лист бумаги формата А4; фломастеры: ножницы; цветная бумага на клейкой основе. Литературный: И. Никитин «Елка». Музыкальный: детская песня «В лесу родилась елочка» сл. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], муз. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Репродукции с картин И.Шишкина «На севере диком»; Ю. Клевера «Зимний пейзаж» и иллюстрациями с изображением южных деревьев.
Занятие 18
«Снегурочка и Дед Мороз»
Формирование навыков симметричного рисования.
1.Формирование механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения в процессе анализа характерных особенностей внешности Снегурочки и Деда Мороза, выделение особенностей половых различий внешности в процессе анализа линейно-графических образцов - портретов мужчины и женщины.
2.Развитие умения осуществлять графические композиции (соединять элементы движения) при рисовании симметричных элементов человеческого лица и тела.
3.Развитие коммуникативных навыков, умения слышать другого, приходить совместно к общему решению
Демонстрационный: репродукции произведений: В.М. Васнецов «Заречная слободка Берендеевка»; «Палаты царя Берендея»; «Снегурочка»; И. Шишкин «На севере Диком», В. Серов «Дети», «Девочка с персиками»; Рембрандт «Портрет пожилой женщины»; А.Г. Венецианов «Девушка в платке»; И. Репин «Мужичок из робких»; Ф. Рокотов «Портрет неизвестной»; линейно-графические портреты Снегурочки и Деда Мороза (рис. 55, 55 а); Раздаточный: тонированные ксероксные листы бумаги (светло-голубой, сиреневый) формата А4; простой карандаш; цветные карандаши; гелиевые ручки с золотистыми и серебристыми оттенками; Литературный: русская народная сказка «Снегурочка», Н. Некрасов «Мороз-Воевода», А. Островский «Снегурочка» (отрывки). Музыкальный: детская песня «В лесу родилась елочка»; Н. Римский-Корсаков «Снегурочка».
Репродукции с картин В.М. Васнецова «Заречная слободка Берендеевка»; «Палаты царя Берендея»; «Снегурочка»; И. Шишкина «На севере Диком», В. Серова «Дети», «Девочка с персиками»; Рембрандта «Портрет пожилой женщины»; А.Г. Венецианова «Девушка в платке»; И. Репина «Мужичок из робких»; Ф. Рокотова «Портрет неизвестной».
Занятие 19 «Каток»
Формирование навыка рисования спиралевидной линии.
1.Развитие кинестетической основы движения в процессе линейного изображения различных траекторий фигуриста на льду спиралевидными линиями (спиралевидные линии на основе прямоугольника, овала, восьмерки).
2.Формирование образных представлений о зиме и зимних забавах.
3.Развитие способности понимания речевых инструкций в процессе репродуктивного рисования.
Демонстрационный: дидактические пособия «Фигурист» (на основе прямоугольника, овала и горизонтальной восьмерки) (рис. 56); готовый образец (рис. 57; 58; 59). Раздаточный: лист бумаги формата А3 (по 3 шт. на каждого ребенка); маркеры. Музыкальный: веселая музыка.
Иллюстрации картин фигурного катания, зимних забав. Просмотр программ фигурного катания
Занятие 20
«Фруктовый натюрморт»
Формирование навыка рисования двумя руками одновременно.
1.Формирование зрительномоторных координаций на уровне «глаз-рука» в процессе изображения формы фруктов пальцем в воздухе и последующего линейного изображение фруктов двумя руками одновременно.
2.Развитие зрительно-пространственной ориентации в микропространстве листа в процессе анализа размещения фруктов натурного фруктового натюрморта с последующим его изображением.
3.Развитие навыков графических движений в процессе вписывания характерных форм.
4.Формирование механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения (развитие основных познавательных психических процессов внимания, ассоциативного восприятия, образной памяти) в процессе обогащения представлений о жанре изобразительного искусства - натюрморте, рассматривания натюрмортов на репродукциях картин, беседы по картинам, анализа натурного натюрморта и его линейно-графического изображения.
Демонстрационный: репродукции натюрмортов нидерландских и фламандских художников; натюрморты И. Хруцкого с изображением фруктов; дидактическая таблица с этапами вырезания блюда (рис. 61); схема с симметричным изображением фруктов (рис. 62); натурная постановка: на столе ваза с фруктами и пара фруктов около вазы (для натурной постановки используются груши и яблоки - рис. 63.); готовый образец (рис. 64). Раздаточный: альбомный лист формата А4; фломастеры; ножницы. Литературный: загадки про фрукты. Музыкальный: русская народная песня «Ходила младешенька по борочку» в обр. А. Парусинова.
Репродукциями натюрмортов нидерландских и фламандских художников, а также натюрмортами И. Хруцкого с изображением фруктов. Для оформления помещения можно использовать натурные постановки из фруктов.
Занятие 20
«Фруктовый натюрморт»
Формирование навыка рисования двумя руками одновременно.
Формирование зрительномоторных координаций на уровне «глаз-рука» в процессе изображения формы фруктов пальцем в воздухе и последующего линейного изображение фруктов двумя руками одновременно.
Развитие зрительно-пространственной ориентации в микропространстве листа в процессе анализа размещения фруктов натурного фруктового натюрморта с последующим его изображением.
Развитие навыков графических движений в процессе вписывания характерных форм.
Формирование механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения (развитие основных познавательных психических процессов внимания, ассоциативного восприятия, образной памяти) в процессе обогащения представлений о жанре изобразительного искусства - натюрморте, рассматривания натюрмортов на репродукциях картин, беседы по картинам, анализа натурного натюрморта и его линейно-графического изображения.
Демонстрационный: репродукции натюрмортов нидерландских и фламандских художников; натюрморты И. Хруцкого с изображением фруктов; дидактическая таблица с этапами вырезания блюда (рис. 61); схема с симметричным изображением фруктов (рис. 62); натурная постановка: на столе ваза с фруктами и пара фруктов около вазы (для натурной постановки используются груши и яблоки - рис. 63.); готовый образец (рис. 64). Раздаточный: альбомный лист формата А4; фломастеры; ножницы. Литературный: загадки про фрукты. Музыкальный: русская народная песня «Ходила младешенька по борочку» в обр. А. Парусинова.
Репродукции натюрмортов нидерландских и фламандских художников, а также натюрмортами И. Хруцкого с изображением фруктов. Для оформления помещения можно использовать натурные постановки из фруктов.
Февраль
Занятие 21
«Гжельский поднос»
Формирование навыков рисования спиралевидных линий и спиралевидных линий со смещенным центром витков спирали
Формирование зрительно-моторных координаций на уровне «глаз-рука» в процессе изображения спиралевидных линий пальцем в воздухе и их линейного изображение на вертикальной поверхности.
Развитие зрительно-пространственной ориентации в микропространстве в процессе анализа размещения спиралевидных элементов узора с их последующим изображением.
Развитие навыков графических движений в процессе изображения спиралевидных линий и спиралевидных линий со смещенным центром витков спирали.
Демонстрационный: иллюстрации с изображением гжельской росписи и изделий с гжельской росписью; изделия гжельских мастеров; готовый образец (рис. 66). схема с этапами складывания бумаги и вырезания блюда (рис. 67). Раздаточный: лист бумаги формата А4; ножницы; фломастеры. Литературный: «Стихи о Гжели» П. Синявский.
иллюстрации с изображением гжельской росписи и изделий с гжельской росписью. На стол, покрытый белой кружевной скатертью, выставляются изделия гжельских мастеров.
Занятие 22 «Заварной чайник»
формирование навыка ориентации в микропространстве по клеткам.
Развитие сенсомоторных координаций на основе активизации зрительно-пространственного и зрительно-слухового восприятия объекта изображения, умения ориентироваться в микропространстве листа.
Развитие умения осуществлять графические композиции в процессе репродуктивного сюжетного рисования по клеткам.
Развитие зрительно-пространственных ориентаций в микропространстве листа в процессе деления бумаги на 32 части складыванием. Формирование навыков ориентации на листе по клеткам.
Демонстрационный: Репродукции картин Б. Кустодиева «Купчиха за чаем»; «Московский трактир»; «Булочник»; элементы чайного сервиза: заварной чайник, сахарница, молочник, чашечка и блюдце; готовый образец (рис. 69). Раздаточный: лист бумаги формата А4; фломастеры.
иллюстрации с изображением разнообразной посуды. На стол, покрытый белой кружевной скатертью, выставляется чайный сервиз.
Занятие 23
«Морозное окно»
Формирование навыка изображения спиралевидных линий.
Формирование сенсомоторных координаций на всех уровнях в процессе творческого рисования.
Развитие кинестетической основы движения в процессе изображения узоров на основе спиралевидных линий.
Развития воображения, умения реализовать свой творческий замысел в процессе самостоятельного рисования.
Демонстрационный: репродукции пейзажей на городскую зимнюю тематику; готовый образец (рис. 71); отдельные элементы узора из спиралевидных линий (рис. 70). Раздаточный: альбомный лист формата А4; восковые карандаши (синие, голубые, фиолетовые); акварель; кисть (белка, пони, колонок № 6); стаканчики с водой; оконная рама, вырезанная из плотной белой бумаги или картона (рис. 3); клей-карандаш. Литературный: Ф. Тютчев «Чародейкою зимою», С. Есенин «Береза».
репродукции с изображением зимних пейзажей.
Занятие 24
«Чудо-рукавички»
Формирование графических навыков в процессе изображения орнаментальных композиций.
Формирование сенсомоторных координаций в процессе зрительно-тактильного двигательного исследования прямых, волнистых, ломаных, дугообразных линий с последующим их изображением.
Развитие умения осуществлять графические композиции при рисовании декоративного орнамента (линейного и геометрического).
Формирование механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения (способности к воображению) при составлении творческих декоративных орнаментов.
Демонстрационный дидактическое пособие с изображенными на них холмами и силуэтами домов с треугольными крышами (по контуру на силуэты приклеивается шнур, для придания силуэту рельефа) (рис. 72); изображение реки - широкая, волнистая полоса из плотной ткани; вязаные изделия с геометрическим орнаментом (кофта, свитер, шапочка, шарф, носки, варежки, перчатки); оформленный стенд с закрепленными на нем изображениями вязаных вещей с различными орнаментальными рисунками (рис. 73); варианты орнаментов (рис. 74); образцы линий (рис. 75); готовый образец (рис. 76). Раздаточный шаблон рукавички (по количеству детей); листы бумаги формата А3; простые карандаши; гелиевые ручки; фломастеры; цветные карандаши; резинка (15 см); клей-карандаш.
Март
Занятие 25 «Дымковская барышня»
Формирование графических навыков в процессе изображения орнаментальных композиций
Формирование сенсомоторных координаций в процессе анализа элементов декоративной росписи с их последующим изображением.
Развитие зрительно-пространственных ориентаций в микропространстве в процессе компоновки элементов орнамента в узор и размещении узора на характерной форме.
Развитие навыков графических движений в процессе декоративного рисования прямыми, волнистыми, дугообразными линиями, а также в процессе рисовании геометрического орнамента.
Демонстрационный: Репродукции картин Б. Кустодиева «Купчиха за чаем»; «Купчиха» (1915 г) и «Купчиха» (1919 г.); иллюстрации с изображениями изделий дымковских мастеров; образцы с изображением различных видов дымковских орнаментов (рис. 78); дидактические пособия с рельефными контурами волнистых, дугообразных линий; готовый образец (рис. 79). Раздаточный: лист бумаги формата А4; шаблон барышни (рис. 77); цветные карандаши; золотая гелиевая ручка; ножницы. Литературный: стихи И. Бойковой «Чем знаменито Дымково?»; Т. Посохова «Дымковская игрушка».
иллюстрации с изображением изделий дымковских мастеров и репродукциями картин Б. Кустодиева «Купчиха за чаем»; «Купчиха».
Занятие 26 «Городецкая досочка»
Формирование графических навыков в процессе изображения орнаментальных композиций
Формирование сенсомоторных координаций в процессе анализа элементов декоративной росписи с их последующим изображением. Развитие зрительно-пространственных ориентаций в микропространстве в процессе компоновки элементов орнамента в узор и размещении узора на характерной форме. Развитие навыков графических движений в процессе декоративного рисования прямыми и спиралевидными линиями.
Демонстрационный: иллюстрации с изображениями изделий городецких мастеров; дидактические пособия с рельефными контурами спиралевидных линий; городецкая расписная доска; готовый образец (рис. 80). Раздаточный: ватман; маркеры; лист бумаги формата А4; шаблон городецкой досочки (рис. 81); фломастеры; ножницы; картон; клей.
Иллюстрации с изображением изделий городецких мастеров. На столе расставляются изделия городецких мастеров: панно, доски, солонки и т.д.
Занятие 27 «Кораблик»
Развитие графических навыков рисования прямых горизонтальных, вертикальных, наклонных, параллельных и волнистых линий по клеткам.
Формирование навыков ориентации на листе по клеткам.
Развитие зрительно-пространственных ориентаций в микропространстве листа в процессе деления бумаги на 32 части складыванием.
Развитие навыков графических движений в процессе сложного линейного рисования.
Развитие способности понимать речевые инструкции для достижения положительного результата в деятельности.
Демонстрационный: Репродукции картин А. Беггрова «Фрегат Меркурий», «Галера Тверь»; И.. Айвазовского «Неаполитанский залив в лунную ночь»; иллюстрации с изображением современного морского и речного транспорта; готовый образец (рис. 84). Раздаточный: лист бумаги формата А 4; фломастеры. Литературный материал: отрывок из сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
иллюстрации с картин А. Беггрова «Фрегат Меркурий»; «Галера Тверь», И.К. Айвазовского «Неаполитанский залив в лунную ночь», а также по иллюстрациям с изображением современного морского и речного транспорта
Занятие 28 «Городской пейзаж или наш двор»
Развитие графических навыков рисования прямых горизонтальных, вертикальных, наклонных, параллельных и дугообразных линий по клеткам.
Развитие сенсомоторных координаций на основе активизации зрительно-пространственного и зрительно-слухового восприятия объектов рисования; развитие умения ориентироваться в микропространстве листа.
Развитие умения осуществлять графические композиции в процессе репродуктивного сюжетного рисования по клеткам.
Развитие коммуникативных умений и навыков при организации совместной деятельности.
Демонстрационный: иллюстрации с изображением весеннего города; иллюстрации с изображением различных видов домов: многоэтажных, одноэтажных, городских, загородных и т.д. готовый образец (рис. 86). Раздаточный: карточки формата А4, с изображение деревенского домика в три окна и городского трехэтажного дома (по количеству детей) (рис. 87; 87а); карточки формата 3 х 3см с изображением жителей дома: детей, женщин, мужчин, стариков (рис. 88) и т. д. клей - карандаш; лист бумаги формата А4; фломастеры или гелиевые ручки.
Апрель
Занятие 29 «Вертолет»
Развитие графических навыков рисования плавных линий
Формирование навыков ориентации на листе по клеткам.
Развитие зрительно-пространственных ориентаций в микропространстве листа в процессе деления бумаги на 32 части складыванием.
Развитие навыков графических движений в процессе сложного линейного рисования.
Развитие способности понимать речевые инструкции для достижения положительного результата в деятельности.
Демонстрационный: иллюстрации с изображением воздушных шаров, планеров, аэропланов; иллюстрации с изображением современного воздушного (гражданского и военного) транспорта; готовый образец (рис. 89). Раздаточный: лист бумаги формата А4; фломастеры; цветные карандаши.
иллюстрации с изображением воздушных шаров, планеров, аэропланов; изображением современного воздушного (гражданского и военного) транспорта.
Занятие 30 «Ракета»
Развитие графических навыков рисования плавных линий.
Формирование навыков ориентации на листе по клеткам.
Развитие зрительно-пространственных ориентаций в микропространстве листа в процессе деления бумаги на 64 части складыванием.
Развитие навыков графических движений в процессе сложного линейного рисования.
Развитие способности понимать речевые инструкции для достижения положительного результата в деятельности.
Демонстрационный: Репродукции картин Б. Смирнова-Русецкого «Млечный путь» (1985), цикл «Космос»; Н. Макаровой «Лунная панорама»; иллюстрации, подобранные по тематике «Космос»; схема строения околоземного пространства (рис. 92); готовый образец (рис. 91). Раздаточный: Лист бумаги формата А4; фломастеры; цветные карандаши. Литературный: С. Дубкова «Сказки звездного неба»; В.Степанова «Космонавты».
Занятие 31 «Пещерные рассказы»
Формирование навыков пиктографической записи речи.
Формирование образных представлений о пиктографии как о графическом способе передачи информации.
Развитие навыков графических движений в процессе создания линейно-графической композиции с образами-символами, передающими содержание рассказа о доисторических временах
Развитие абстрактно-образного мышления в процессе соотношения реального объекта и его символического изображения.
Демонстрационный: иллюстрации с пиктографическими изображениями и элементами наскальной живописи; таблица - алфавит; таблицы изображения различных пиктографических символов (рис. 95); готовый образец (рис. 96). Раздаточный: лист бумаги формата А4; лист цветной коричневой бумаги формата А4; листки - пробники; фломастеры; ножницы; клей-карандаш.
иллюстрациями с пиктографическими изображениями и наскальной живописью.
Занятие 32 «История одного племени»
Формирование навыков пиктографической записи речи.
Формирование образных представлений о пиктографии как о графическом способе передачи информации.
Развитие навыков графических движений в процессе создания линейно-графической композиции с образами-символами, передающими содержание рассказа о доисторических временах.
Развитие абстрактно-образного мышления в процессе соотношения реального объекта и его символического изображения.
Демонстрационный: иллюстрации с пиктографическими изображениями и элементами наскальной живописи; таблицы изображения различных пиктографических символов (рис. 99); готовый образец, выполненный в формате А4, а также в формате А3 для наглядности (рис. 98). Раздаточный: Лист бумаги формата А4; фломастеры; ножницы; клей-карандаш.
Иллюстрации с пиктографическими изображениями и иллюстрациями с фрагментами наскальной живописи
МАЙ
Занятие 33
«Мезенская роспись»
Формирование образных представлений о пиктографии как о графическом способе передачи информации на протяжении многих поколений.
Развитие навыков графических движений в процессе создания линейно-графических орнаментальных композиций.
Развитие абстрактно-образного мышления в процессе соотношения реального объекта и его символического изображения.
Демонстрационный: иллюстрации с изображением мезенской росписи; готовый образец (рис. 102 а; 102 б). Раздаточный: лист бумаги формата А4; гелиевые ручки.
Занятие 34 «Московский Кремль»
Диагностика уровня развития графических навыков рисования прямых горизонтальных, вертикальных, наклонных, параллельных линий по клеткам.
Формирование навыков ориентации на листе по клеткам.
Развитие зрительно-пространственных ориентаций в микропространстве листа в процессе деления бумаги на 64 части складыванием.
Развитие навыков графических движений в процессе сложного линейного рисования.
Развитие способности понимать речевые инструкции для достижения положительного результата в деятельности.
Демонстрационный: иллюстрации с изображением Красной площади и Кремля; тематические иллюстрации, посвященные празднику «День Победы». готовый образец (рис. 103). Раздаточный: лист бумаги формата А4; фломастеры; цветные карандаши. Музыкальный: песни военных лет.
коллективное панно «День победы», а также детскими рисунками, посвященными Дню Победы. В оформлении можно использовать фотографии военных лет или их ксерокопию.
Занятие 35
«Зашифрованные слова»
Формирование абстрактно-логического мышления посредством развития образных представлений о буквах и символах, связанных с ними. Формирование навыков воспроизводства и воспроизведения информации в процессе написания букв и соотнесение их с символическим изображением.
Развитие навыков графических движений в процессе создания линейно-графических композиций с образами-символами, передающими смысловое содержание слов.
Демонстрационный: таблица - алфавит; таблицы изображения различных пиктографических символов; варианты записи слов образами (рис.3); готовый образец (рис. 1а; 1б). Раздаточный: лист бумаги формата А4; фломастеры.
оформляется таблицами с изображением различных пиктографических символов, на доске или мольберте закрепляется таблица-алфавит.
Занятие 36 «Письмо другу»
Закрепление навыков работы над изобразительно-буквенными композициями.
Формирование абстрактно-логического мышления посредством развития образных представлений о буквах и символах, взаимосвязанных с ними.
Формирование навыков воспроизводства и воспроизведения информации в процессе написания букв и соотнесение их с символическим изображением.
Развитие навыков графических движений в процессе создания линейно-графических композиций с образами-символами, передающими смысловое содержание слов.
Демонстрационный: таблица - алфавит; буквы, нарисованные или наклеенные на лист бумаги формата А4; картинки с изображением предметов различных категорий (игрушки, фрукты, овощи, животные, птицы, предметы быта и т.д.); готовый образец (рис. 109а; 109б). Раздаточный: лист бумаги формата А4; листы-пробники; фломастеры.
плакат-азбука, на стены прикрепляются буквы, нарисованные или наклеенные на бумагу формата А4, а также картинки, изображающие предметы различных категорий: игрушки, транспорт, овощи, фрукты, животные, цветы и т.д.
Root Entry