Программа дополнительного образования Дорогою добра
Программа дополнительного образования
«Дорогою добра»
Направленность: духовно-нравственная
Автор-составитель: Марамчина Марина Юрьевна, учитель начальных классов
Адаптированная
Учебно-методическое сопровождение
Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000г.;
Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей- М.: 2003г.;
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.
Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке»- М.: Советская Россия 1981 г.
с. Новый Порт 2011
Содержание
1.Пояснительная запискастр.3
1.1.Цель.стр.3
1.2.Задачи.стр.3
1.4.Главное содержание программы стр.3
1.5.Процент модификации стр.4
1.6.Междисциплинарные связи стр.4
1.7.Исходный уровень подготовки ...стр.4
1.8.Методы и формы обучения ..стр4
1.9.Средства обучения ...стр.4
1.10.Планируемые результаты ..стр.4
2.Учебно-тематический план стр.5
2.1.Содержание программы . стр.6
2.2. Календарно-тематическое планировании стр.9
3.Контроль уровня обученности. стр.11
4.Учебно-методическое обеспечение стр.11
5.Литература для учителя стр.11
6.Литература для учащихся стр.12
7.Приложение ..стр.12
1.Пояснительная записка
Автор-составитель: Марамчина Марина Юрьевна
Программа предназначена для 1 класс.
Срок реализации 1 год.
1.1. Цель: создать условия для формирования нравственных ценностей у младших
школьников через систему воспитательных мероприятий.
1.2.Задачи:
1. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
2. Формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости
определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями
о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника
позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
3. Формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям,
осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
1.3.Актуальность
Программа предмета «Дорогою добра» является актуальной, так как несет в себе идеи «педагогики общей заботы». Программа является составной частью программы духовно-нравственного развития младших школьников с учетом введения ФГОС.
Реализация программы «Дорогою добра» планируется в рамках образовательной программы начального общего образования.
В ней заложены следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, «многоролевой» характер деятельности, творчество. Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как:
коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;
коллективное творчество – проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;
ситуации – образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;
общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.
Основная логика развертывания содержания учебного материала в программе – развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума. В содержании занятий объединяются блоки знаний трех различных предметов: литературное чтение – экология – технология.
1.4.Главное содержание программы
1.Знакомство с понятием «добро» и «зло».
2.Знакомство учащихся с литературными произведениями, которые учат совершать добрые поступки и дела, уважать и почитать старшее поколение и взрослых людей; заботиться о малышах и любить природу, способствовать развитию коммуникативной культуры.
3. Воспитание любовь к природе, родному краю; животному миру.
4. Развитие интерес к истории своей семьи, к ее традициям, к профессиональной деятельности родителей; воспитывать любовь и уважение к своей семье
5. Воспитание трудолюбие, желание трудиться и приносить пользу.
6.Воспитание чувства ответственности за порученное дело, за младшего товарища, воспитывать добро, взаимовыручку.
1.5.Процент модификации
В общем по программе и по разделам программа адаптирована на 40%:
-внесён регионально-национальный компонент;
-изменены трудовые операции, акции (они ориентированы на местность, погодные условия);
-станция «Сретенская» заменена на станцию «Я – МАЛыш», соответственно были поставлены иные цели и задачи;
-работа на «Экологической» станции так же строилась с учётом специфики северной жизни.
1.6.Междисциплинарные связи
Программа «Дорогою добра» задумана как интегрированная. Содержание занятий объединяют знания трех различных предметов: литературное чтение – экология – технология.
1.7.Исходный уровень подготовки
Для занятий по данной программе не требуется какой-либо подготовки обучаемых. Занятия могут посещать абсолютно все учащиеся, проявляющие интерес к данному направлению.
1.8.Методы и формы обучения
Для достижения поставленных задач необходимо использовать следующие методы обучения: словесный, практический, наглядный, ИКТ
Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:
акции, трудовые дела, праздники, беседы, конкурсы, выставки, экскурсии, социальная проба, творческие дела.
1.9.Средства обучения
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютерные презентации,
аудио, видео кассеты, CD-диски, раздаточный материал, сюжетные картины
1.10.Планируемые результаты
- различать хорошие и плохие поступки;
-проявлять почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
-устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
-проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
-знать правила вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
-оказывать посильную помощь младшим, старшим, проявлять заботу о них;
-уметь грамотно применять знания на практике (в коммуникативных ситуациях, в культуре поведения).
2.Учебно-тематический план
Учитывая возрастные особенности младших школьников, особенно то, что они любят играть, программа «Дорогой добра» предполагает путешествие по станциям, которые определяют направления в работе.
Станции:
Литературная;
Экологическая;
Семейная;
Трудовая;
«Я-МАЛыш»
№ п/п
Наименование тем, разделов
Количество часов
Форма проведения
Образовательный продукт*
всего
теория
практика
1
Вводное занятие
1
1
-
Практическая работа
Диагностика
2
Станция «Литературная»
3
1
2
Экскурсия,
трудовое дело,
конкурс.
Книжка-малышка.
Портрет героя
3
Станция «Экологическая»
7
2
5
Экскурсия,
трудовое дело,
беседа, акция
Выпуск газеты
Составление календаря
4
Станция «Семейная»
6
2
4
Праздник, конкурс, выставка, беседа, акция
Открытки, поздрави-
тельный адрес
5
Станция «Трудовая»
9
3
6
Трудовая операция, акция, беседа, творческое дело.
Изготовление игрушек своими руками.
Посадка растений.
6
Станция «Я-МАЛыш»
5
2
3
Праздник, конкурс, выставка, беседа, акция
Изготовление игрушек своими руками
7
Итоговое занятие и выставка
2
1
1
Практическая работа
Диагностика
8
Всего
33
12
21
2.1.Содержание программы
№п/п
Наименование тем, разделов
Содержание учебного материала
Основные понятия
Методическое обеспечени
Дидактический материал, техническое оснащение
1
Вводное занятие
Теоретические знания
Знакомство с понятием «добро» на основе чтения и анализа литературного произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Практическая работа
Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся»
Добро
Бланки с вопросами Компьютерная презентация, видиофильмы, мультфильмы, ауди
2
Станция «Литературная»
Книга - твой друг
Цель: знакомить учащихся с литературными произведениями, которые учат совершать добрые поступки и дела, уважать и почитать старшее поколение и взрослых людей; заботиться о малышах и любить природу, способствовать развитию коммуникативной культуры.
Теоретические знания
Чтение и анализ книг В. Осеевой, С.Маршака,
К. Чуковского. Разыгрывание жизненных ситуаций. Составление портрета доброго героя.
Практическая работа
Изготовление книжек – малышек по прочитанным произведениям. Составление словарика добрых слов.
Героический поступок
Художественная литература В. Осеевой, С.Маршака,
К. Чуковского.
3
Станция «Экологическая»
Человек – друг природы. Природа – мой дом.
Цель: воспитывать любовь к природе, родному краю; животному миру.
Теоретические знания
Общее представление об экологии. Виды комнатных растений, правила ухода за ними. Зимующие птицы нашего края, забота о них: изготовление кормушек. Основы аквариумистики. Типы аквариумов. Оборудование аквариума. Основные группы рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом.
Практическая работа
Трудовой десант по уборке территории школы. Работа в зелёном уголке – полив, рыхление почвы, подкормка, уход за листьями комнатных растений. Работа в «живом» уголке – освоение приёмов очистки стенок аквариума. Акции «Наши руки не для скуки», «Как живёшь, птичка?». Выпуск газеты «Берегите лесную красавицу». Создание «Экологического календаря»
Гуппи, гурами.
Экология.
Лободина Н.В Экологическое воспитание в начальной школе. –
Лазарева Т.А. Красота спасёт мир.
Презентация «Рыбки в наших аквариумах»
Памятка с правилами ухода за комнатными растениями, кормления аквариумных рыб.
4
Станция «Семейная»
В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей.
Цель: развивать интерес к истории своей семьи, к ее традициям, к профессиональной деятельности родителей; воспитывать любовь и уважение к своей семье
Теоретические знания
Знакомство с понятиями «род», «семья», «родословная». Праздники: «День пожилых людей», «Тепло сердец для милых мам».
Практическая работа
Оформление фотовыставки «Моя семья». Конкурсы рисунков. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам. Сбор игр, канцелярских товаров для детского сада.
Трудолюбие, забота, род, семья, родословная.
Разработка сценариев к праздникам «День пожилых людей»
«Тепло сердец для милых мам».
Презентация «Поколения»Шаблон изготовления праздничной открытки.
5
Станция «Трудовая»
Воля и труд дивные всходы дают.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться и приносить пользу.
Теоретические знания
Элементы книги. Откуда книга пришла. Правила безопасного обращения с ножницами. Разнообразие видов аппликации из бумаги, ткани, пластилина. Технология изготовления аппликационных работ. Правила безопасности при работе с ручным садовым инвентарём. Условия содержания растений в комнатных условиях. Правила ухода за растениями в комнате (на окне).
Практическая работа
Подклеивание книг. Изготовление игрушек для малышей. Посадка лука на зелень. Трудовые дела: «Чистый класс».
Трудолюбие, рассада.
Презентация «Что я могу вырастить на своём окне»
Шаблоны изготовления игрушек. Информационный материал для изготовления книжек. Семена огурцов.
6
Станция «Я-МАЛыш»
С кем живешь, с тем и слывешь.
Цель: воспитывать у учащихся чувство ответственности за порученное дело, за младшего товарища, воспитывать добро, взаимовыручку.
Теоретические знания
История возникновения памятника Кириллу и Мифодию. Традиции и обычаи русского народа.
Практическая работа
Изготовление игрушек и поделок для дошкольной группы. Совместные мероприятия с воспитанниками детского сада и подготовительной группой школы-интерната: «День согласия и примирения», «Рождество Христово», «День рождения Ямальского района».
Округ, район, первокниж-
ники.
Презентация «Кирилл и Мефодий»
Сценарий праздника «День рождение Ямальского района»
Сценарий «День согласия и примирения»
7
Итоговое занятие
Подведение итогов занятий. Подготовка и оформление выставки фотографий, рисунков. Компьютерная презентация результатов работы.
Практическая работа
Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся»
Бланки с вопросами
2.2. Календарно-тематическое планировании
№ п/п
Плановые сроки прохождения
Тема занятия
План.
Факт.
1.
Вводное занятие. Учимся добру: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1)
2.
Станция «Экологическая»: понятие «Экология». Творческое дело «Экологический календарь»
3.
Станция «Экологическая»: уборка пришкольной территории «Наши руки не для скуки»
4.
Станция «Я-МАЛыш»: День встреч «Давайте, познакомимся».
5.
Станция «Экологическая»: знакомство с комнатными растениями. Работа в зелёном уголке: ухаживание за комнатными растениями
6.
Станция «Семейная»: операция
«Доброе сердечко» ко Дню пожилых людей
7.
Станция «Семейная»: акция «Сердце на ладошке» посвящённая Дню матери
8.
Станция «Трудовая»: операция «Чистый класс»
9.
Станция «Трудовая»: беседа «Откуда книга пришла». Работа в школьной библиотеке: «Книжкина больница»
10.
Станция «Литературная»: В. Осеева «Плохо». Изготовление книжки - малышки
11.
Станция «Трудовая»: акция «Подари игрушку детям» (МДОУ «Теремок»)
12.
Станция «Я-МАЛыш»: акция «Подари игрушку детям» (воспитанникам подготовительной группы школы-интерната)
13.
Станция «Я-МАЛыш»: «День согласия и примирения»
14.
Станция «Трудовая»: работа в поселковой библиотеке: операция «Почини рубашку книжке»
15.
Станция «Трудовая»: мастерская Деда Мороза (изготовление ёлочных украшений)
16.
Станция «Экологическая»: беседа «Как живешь, птичка?»
17.
Станция «Литературная»: Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое». Составление словарика добрых слов.
18.
Станция «Трудовая»: изготовление поздравительных открыток для воспитанников МДОУ «Теремок»
19.
Станция«Я-МАЛыш»: Беседа «Рождество Христово»
20.
Станция«Я-МАЛыш»: беседа «Рождение Ямала»
21.
Станция «Семейная»: творческое дело «Ямал наш дом»
22.
Станция «Экологическая»: выпуск газеты «Береги лесную красавицу»
23.
Станция «Трудовая»: трудовая операция «Лук на подоконнике»
24.
Станция «Экологическая»: работа в живом уголке – уход за рыбками
25.
Станция «Литературная»: К. Чуковский «Айболит». Изготовление книжки - малышки
26.
Станция «Семейная»: Акция «Дари добро» (оказание помощи одиноким пожилым людям)
27.
Станция «Трудовая»: изготовление поделок к Светлой Пасхе
28.
Станция«Я-МАЛыш»: беседа «Первокнижники - Кирилл и Мифодий»
29.
Станция «Экологическая»: уборка пришкольной территории «Наши руки не для скуки»
30.
Станция «Трудовая»: поздравительный адрес выпускникам школы.
31.
Станция «Семейная»: фото – конкурс, выставка рисунков «Потому так счастлив я, что со мной моя семья».
32.
Итоговое занятие: подведение итогов занятий. Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1)
33.
Итоговое занятие: подготовка и оформление выставки, презентация по результатам работы.
3.Контроль уровня обученности
Уровень сформированности нравственных качеств учащихся
Е.Н. Степанова, к.п.н., профессор
№
Ф.И. учащегося
Нравственные качества
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Перечень нравственных качеств личности:
Дисциплинированность
Ответственность за выполнение поручений
Адекватность восприятия критики
Воспитанность (уважительное отношение к старшим, культура речи, любезность, учтивость, корректность)
Конфликтность
Коммуникативность (общительность)
Честность
Сотрудничество
Креативность (одарённость, талантливость)
Таблица заполняется учителем в начале и в конце учебного года. Основание для определения уровня сформированности нравственных качеств учащихся – длительное наблюдение в процессе учебно-воспитательной работы. Количество выставляемых баллов – от «0» до «3».
4.Учебно-методическое обеспечение
Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000г.;
Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей- М.: 2003г.;
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.
Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке»- М.: Советская Россия 1981 г.
5.Литература для учителя
Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2007. – 266 с.
Лазарева Т.А. Красота спасёт мир. – М.: Артос – Медиа. 2006.
6.Литература для учащихся
1.Синицына Е.И Развивающие стихи и рифмы. – М.: Юнвес, 2000.
2.Синицына Е.И Умные сказки. – М.: Юнвес, 2000.
7.Приложение
ТЕПЛО СЕРДЕЦ ДЛЯ МИЛЫХ МАМ
Праздничная программа для старших дошкольников, посвященная Дню матери
Выходят ведущие, садятся за экран самодельного телевизора.
1-я вед: Здравствуйте, дорогие друзья!
2-я вед: Здравствуйте, любимые мамы!
1-я вед: Сегодня для вас мы подготовили специальный праздничный канал "Тепло сердец для милых мам!".
2-я вед: А сейчас познакомьтесь, пожалуйста, с участниками наших программ. Встречайте!
Музыка, входят дети, проходят круг пол залу, садятся.
1-я вед: На нашем праздничном информационном канале вы увидите следующие передачи:
2-я вед: "Новости",
1-я вед: "Пока все дома",
2-я вед: "Здорово жить!"
1-я вед: "Поэтическая страничка",
2-я вед: "Истории в деталях",
1-я вед: "Смак",
2-я вед: "Минута славы"
1-я вед: И закончит нашу программу прогноз погоды на завтра.
2-я вед: Кроме того, праздничный канал украсят музыкальные и танцевальные паузы, игры и специальные репортажи.
1-я вед: А сейчас с новостями этого дня вас познакомит ... (имя и фамилия ребенка, "диктора").
Диктор подходит к телеэкрану, звучит заставка "Новости".
Диктор: Здравствуйте, в эфире новости. Сегодня вся страна готовится встретить День мамы. В Москве, в Салехарде, в Новом Порту и в других городах все дети готовят для своих любимых мам подарки. В эти минуты 1а классе Новопртовской школы-интерната проходит праздничный утренник. Смотрите прямую трансляцию из музыкального зала!
Дети строятся в полукруг, читают по очереди стихи.
1-й ученик: В нашем класс суматоха и шум,
Скоро начнется! Где мой костюм?
2-й ученик: Топот, движенье, споры, смешинки
Что же за праздник готовится тут?
Видно, почетные гости придут!
3-й ученик:: Может, придут генералы?
Дети (хором): Нет!
4-й ученик: Может, придут адмиралы?
ДЕТИ (хором): Нет!
5-й ученик: Может, герой, облетевший весь свет?
ДЕТИ (хором): Нет! Нет! Нет!
6-й ученик: Гадать понапрасну бросьте,
Смотрите, вот они, наши гости,
Почетные, важные самые!
ДЕТИ (хором): Здравствуйте, наши мамы!
7-й ученик: Сегодня праздник, ярких красок,
Он приходит к нам как друг,
Праздник ласки, праздник сказки,
Добрых глаз и нежных рук.
8-й ученик: Это праздник послушанья,
Поздравленья и цветов,
Прилежанья, обожанья,
Праздник самых нежных слов.
Песня по выбору музыкального руководителя (мажорная, праздничная).
9-й ученик: Пусть солнышко ласково светит,
Пусть птицы встречают зарю!
О самой чудесной на свете,
О маме моей говорю.
10-й ученик: Как много их, добрых и нежных,
Сегодня на праздник пришло,
Пускай на улице снежно,
Но в сердце у нас тепло.
12-й ученик: Пусть льется песенка ручьем
И сердце мамы согревает,
Мы в ней про мамочку поем,
Нежней которой не бывает.
Песня по выбору музыкального руководителя (спокойная, нежная).
Дети садятся. Звучит музыка из передачи "Пока все дома",
выходит ребенок, ведущий телепередачи.
Ведущий: В эфире передача "Пока все дома". Сегодня мы познакомимся с большой и дружной семьей наших родителей. Эта семья очень многочисленная и веселая, хотя профессии у всех членов семьи разные (подходит с микрофоном к мамам, задает первый вопрос одной из мам, та отвечает, второй вопрос ведущий задает другой маме и так далее) Скажите, пожалуйста, где Вы работаете? Традиционный вопрос, как Вы познакомились с нашей школой? А теперь вопрос такой: любите ли вы готовить? Предлагаю прервать нашу программу и передаю слово ведущему программы "Смак".
Музыка из передачи "Смак"
Ведущий: Специально для детей, в помощь уставшим мамам, я предлагаю оригинальный праздничный суп. Запишите рецепт.
"Вредные советы"
(атвор: Г. Остер)
Если ты остался дома
Без родителей один,
Предложить тебе могу я
Интересную игру
Под названьем "Смелый повар"
Или "Храбрый кулинар".
Суть игры в приготовленьи
Всевозможных вкусных блюд.
Предлагаю для начала
Вот такой простой рецепт:
Нужно в папины ботинки
Вылить мамины духи,
А потом ботинки эти
Смазать кремом для бритья,
И, полив их рыбьим жиром
С черной тушью пополам,
Бросить в суп, который мама
Приготовила с утра.
И варить с закрытой крышкой
Ровно семьдесят минут.
Что получится, узнаешь,
Когда взрослые придут.
А сейчас - рубрика "Очумелые ручки", и ведет ее народный очумелец ... (имя и фамилия ребенка, тот берет микрофон).
Ведущий: Чтобы порадовать маму, нужно взять картон, самоклеющуюся бумагу, ножницы и немного хорошего настроения. Из всего этого легко приготовить вот такую поделку! (показывает) Все это мы проделали с ребятами в своей мастерской. Подарите, пожалуйста, ребята, свои сувениры любимым мамочкам!
Дети вручают мама подарки.
Звучит музыка из телепередачи "Истории в деталях".
Ведущий: Сегодня в передаче "Истории в деталях" история трех мам из одной семьи.
Инсценировка стихотворения "Три мамы".
Звучит музыка из телепередачи "Здорово жить", выходит девочка-ведущая.
Ведущая: Жить здорово, дорогие друзья! И сегодня в нашей программе мы расскажем вам о пользе овощей, а впрочем, овощи сейчас вам сами все расскажут.
Дети исполняют "Осенние частушки"
Ведущая: Пришло время для поэтической странички. И, конечно, она посвящена сегодня маминому празднику.
Звучат стихи для мам.
Ведущая: А теперь приглашаем на веселую разминку!
Игры с мамами "Угадай маму по голосу" и "Завяжи сыночку бантик" (можно включить другие подходящие игры или танец с мамами).
Звучат "фанфары", музыка к передаче "Минута славы".
Ведущая: В эфире народная передача "Минута славы"! Программу открывают юные, но очень талантливые музыканты.
Выступление детской группы танцевального коллектива «Сюрприз»
Ведущая: А теперь прогноз погоды на завтра. (звучит музыка, обычно сопровождающая телепрогноз погоды) Завтра на всей территории нашей страны сохранится ясная и солнечная погода. Температура сердца наших мам и их детей 36 и 5 градусов тепла. В последующие два дня осадков в виде слез и тумана на лице не ожидается. И вообще, не забывайте, что после зимы сразу наступит весна, давайте дарить друг другу тепло сердец и хорошее настроение! А мы заканчиваем свою работу в эфире опросом общественного мнения. Наш специальный репортаж.
Дети становятся в полукруг.
"Пожелания маме" - высказываются все дети, начиная словами "Я хочу, чтобы моя мама..."
"Путешествие с комнатными растениями"
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы
Загадка.
Нарядные сестрёнки
Весь год гостей встречают,
Красотой к себе прельщают,
Летом мёдом угощают. (Цветы.)
- Сегодня мы с вами поговорим о цветах (комнатных растениях), попутешествуем по миру вместе с ними, узнаем, откуда они к нам прибыли.
III. Рассказ учителя.
- Домашние растения – это путешественники, прибывшие к нам из разных стран мира. Это хотя и маленькие, но настоящие растения тропических лесов Индии, Мексики, пустынь Африки. Растения тропических лесов на своей родине имеют условия, сходные с комнатными. В тропических лесах сумрачно, тепло, влажно. Там нет листопада, и растения круглый год не теряют листьев.
Когда за окном снег, можно вырастить цветущий сад в комнате, на окнах, балконах, украсив свой дом.
Чтобы поближе познакомиться с ними и с необходимыми условиями жизни, нам нужно отправиться в путешествие вокруг света. Оно будет необыкновенным. Оно будет мысленным и в то же время конкретным, так как растения, которые мы будем рассматривать во время путешествия, настоящие, живые.
Путь наш будет лежать через раскалённые солнцем пустыни, где некрасивые, но выносливые растения ведут удивительную жизнь почти без воды.
Мы проникнем в сумрачные дебри влажных тропических лесов, где среди множества гигантских растений находятся наши знакомые.
Вернувшись из необычайного путешествия, мы не только раскроем тайны происхождения и жизни зелёных друзей, узнаем, как живут наши растения на своей родине, посмотрим, какую пользу они приносят.
IV. Рассказы детей о домашних растениях.
(Кактус, алоэ, хлорофитум, сансевьера (щучий хвост), бальзамин, традесканция, циперус (папирус), амараллис, аспарагус, монстерра, фикус, бегония, пеларгония (герань), плющ.)
После каждого рассказа на карте прикрепляются названия этих растений:
ЕВРОПА – цикламен, плющ;
АФРИКА – алоэ, аспарагус, бальзамин, хлорофитум, сансевьера, папирус, герань, амараллис;
АЗИЯ – фикус, бегония, сансевьера, плющ;
АМЕРИКА – монстерра, агава, кактус, традесканция амаралли;
АВСТРАЛИЯ – эвкалипт.
V. Викторина.
Как по научному называется “Ванька мокрый”? (Бальзамин)
Как правильно поливать цветы?
Что нужно сделать с кактусами зимой? (Закрыть плёнкой на окне и не поливать)
Как размножается традесканция? (Черенками)
Для чего люди разводят домашние растения?
На каких окнах домашние растения лучше растут? (Южных, юго – восточных)
VI. Конкурс “Узнайте растение”.
Растение с мелкими зелёными или полосатыми листочками, висит длинными плетями, его обычно подвешивают в горшке на окнах или на стенах. Не любит солнечного света. Родом из тропических лесов Америки.
Чтобы солнце сквозь стекло
В окошки сильно не пекло,
Повешу на распорочку
Узорчатую шторочку:
Не тканую – плетёную –
Живую и зелёную. (Традесканция)
Самое бычное и самое древнее комнатное растение. Листья округлой формы. Цветы самых разнообразных оттенков – от белого, розового до ярко – красного. Летом его высаживают на балконы, клумбы. На листьях по краям может быть белая или тёмная кайма. Родом этот цветок из Африки.
Куст – оконный и балконный,
Лист – пушистый и душистый,
Он сборчатый и каёмчатый,
А цветы на окне – словно шапка в огне. (Герань)
Лист горбочком,
С желобочком,
Шипы иеет,
А ранить не умеет.
Зато лечит нас
В любой день и час. (Алоэ)
Тут и ёж колючий,
Тут и гад ползучий,
Тут и башня с резьбой,
Тут и самовар с трубой,
И лепёшка – блин,
И угольник – клин,
И всё это в колючках, в кривых закорючках.
На окне, на полке
Выросли иголки
Да цветки атласные –
Алые и красные. (Кактус)
VII. Конкурс-аукцион “Кто больше знает комнатных растений”.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15