Совместные игры для формирования и развития дружного детского коллектива
Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что совместные игры способствуют формированию и развитию дружного детского коллектива, раскрепощают детей. Для развития вышеизложенных качеств у ребят, предлагаю в помощь учителям начальных классов, воспитателям ГПД и воспитателям пришкольного лагеря ряд следующих игр и упражнений:Кошка собака.
Инвентарь: Два маркера разных цветов.
Описание: Участники садятся или становятся в круг вместе с ведущим.
Ведущий:
Ребята, представьте, что у вас проблемы с памятью, все, что вам говорят, сразу забываете, поэтому приходится переспрашивать у доктора (ведущего).
Затем ведущий передает в одну сторону предмет, а участник, прежде чем взять его, спрашивает: «Что это?»: Ведущий отвечает: «Собака». Получивший предмет передает его следующему, который задает тот же вопрос, однако первый не отвечает, а (он как бы по сценарию уже не помня) спрашивает у ведущего, который дает ответ: «Собака». Первый игрок передает слово «собака» второму игроку, только после этого второй игрок может взять предмет в руки и протянуть его следующему. Таким образом, каждый раз, передавая предмет, прежде чем его взять в руки, надо задать вопрос «Что это?» и получить ответ из уст в уста от ведущего. Получив ответ, можно взять предмет. Когда один круг пройден, игра запускается заново, однако на этот раз в одну сторону передается предмет с условным названием «собака», а во второй «кошка».
Комментарий: Упражнение направлено на взаимодействие друг с другом, умение слушать окружающих и координацию совместных действий. Если у отряда не получается пройти упражнение, прервите игру и дайте минуту на обсуждение дальнейших действий.
Башня
Инвентарь: Набор для каждой группы: 1 пачка скрепок, 2 набора соломки для коктейля, 10 листов бумаги, 1 скотч.
Описание: Отряд делится на 2-3 группы, которым выдается одинаковый набор материалов для строительства «башни». Группе необходимо построить башню из данного материала. Башня должна быть устойчивой. 10 минут дается на обсуждение задания, 10 минут на постройку башни, при этом все члены группы должны сохранять молчание. Затем идет представление моделей башни.
Комментарий: Если отряд небольшой (до 15 человек), то лучше не делить ребят по группам, а выполнять задание всем вместе.
Встаньте в круг
Описание: Ведущий просит участников собраться вокруг него. По сигналу они должны закрыть глаза и начать хаотично двигаться по комнате, стараясь не наступать друг на друга и жужжа, как пчелы, чтобы не слышать направления перемещения друг друга. Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, и играющие должны мгновенно замолкнуть и замереть на месте. Два хлопка не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, играющие в полной тишине пробуют выстроиться в круг. Очень важно почувствовать окружающих людей. Когда все заняли подходящие с их точки зрения места, ведущий просит открыть глаза и посмотреть, что получилось.
Ядерный реактор
Описание: На полу обозначаются маленький и большой круги, радиус от центра маленького круга должен составлять средний рост участников (чтобы нельзя было легко в одиночку добраться до центра). Участники оставляют в маленьком кругу по одному своему предмету. Задача группы достать каждый свой предмет, при этом касаться поверхности большого круга нельзя ни частями тела, ни предметами. Участникам дается время обсудить свои действия, так как упражнение проводится в полной тишине. Если кто-то из участников заговорит, все начинается сначала.
Комментарий: Если педагог видят, что отряд легко справится с этой задачей, то задание можно усложнять, вводя дополнительные условия и увеличивая дистанцию.
Досчитать до
Описание: Участники стоят в кругу, опустив головы и не глядя друг на друга. Задача группы называть по порядку числа, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия:
во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально);
во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд;
в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы.
Общей целью группы становится увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток.
Комментарий: Упражнение можно повторять изо дня в день, придав статус диагностической процедуры, фиксирующей, насколько в данный момент высок уровень взаимной чувствительности членов группы. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число.
«Ниточка и иголочка»
Игра проходит среди учащихся всего отряда (класса).
Продолжительность игры - 20 минут.
ХОД:
Вначале по команде выбираются иголочки, желательно, чтобы это были менее активные дети. Тогда им удастся побыть в роли ведущего, лидера и понять, хотя бы в игре, что от них что-то да зависит. Затем к иголочкам прикрепляются ниточки. Желательно, чтобы количество детей в ниточке у каждой иголочки было одинаково, хотя может быть любое.
Детям предлагается по команде ведущего начинать движение. Задача участников не отцепиться друг от друга, иначе ниточка порвется. Задача иголочки на пересекаться с другими иголочками, так как можно уколоть друг друга. Движения ведущих произвольны.
Комментарии: Эту игру можно усложнять. Тогда, чтобы отследить движения игроков, желательно участие не одного, а большего числа ведущих.
Иголочкам предлагается двигаться не просто, а преодолевая различные препятствия. Кроме того, можно менять “иголочки”.
Примерные препятствия: грибы, которые нужно собрать в лукошко;
большая гора, которую нужно обойти; самолет, летящий в небе, от звука которого нужно закрыть уши и посмотреть на небо от любопытства;
речка, которую можно только переплыть; ежик, которого так хочется потрогать, а он колючий; ручеек, из которого хочется попить водички; пенек, на который можно присесть - отдохнуть от долгой дороги.
По окончании игры дети сами проводят анализ, выделяя наиболее крепкую ниточку, наиболее размышляющую иголочку.
«Узнай по голосам»
Размещение произвольное, за партами в классе. У доски должно быть место для 3-х человек. Во время игры участники могут находиться в более или менее активной позиции. Самая активная позиция - у водящего. Им чаще всего становится тот из участников, кто хочет проверить свою слуховую память, внимание, наблюдательность. Другой тип активности – «эхо». Эту роль исполняют те из ребят, которые хотят, чтобы их услышали.
Продолжительность игры : 20 - 25 минут.
ХОД:
Сначала выбирается водящий. Он становится спиной к классу. В это время ведущий по желанию детей указывает на одного игрока, который должен один раз повторить фразу «Я говорю» Водящий должен повернуться к классу лицом и узнать говорящего. За правильный ответ водящий получает 1 балл.
Затем из класса выбираются уже два человека, которые говорят: «Мы говорим четыре слова». Если водящий ответил верно, он получает еще 2 балла. Когда из класса выбираются три человека, то водящий может заработать еще 3 балла. Общий самый высокий результат - 6 баллов.
Особенностью игры является то, что очень многие ребята могут побывать в активной роли, кроме того, они сами оценивают свою наблюдательность, память, внимание, они учатся слушать и слышать друг друга.
15