Статья на тему Особенности социальной адаптации детей-сирот к коллективу сверстников
Ю.Н. Баранова
Научный руководитель – канд. социол. наук, ассистент Е.В. Воеводина
Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Владимирская обл., г.Муром, ул.Орловская 23
yulechka.shokoladka1993@yandex.ru
Особенности социальной адаптации детей-сирот к коллективу сверстников
Проблема сиротства достаточно актуальна на сегодняшний день. Так, на 2011 год в Российской Федерации насчитывалось свыше 82 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [2]. По оценкам некоторых экспертов эта цифра может быть выше в связи с тем, что не все дети данной категории учитываются официальной статистикой.
В научной литературе неоднократно поднимались вопросы семьи, сиротства и безнадзорности. При этом некоторые авторы подчеркивают, что тщательным образом проблема сиротства рассматривается на переходе ребёнка из детства в самостоятельную жизнь. В рамках данной статьи проведен анализ некоторых особенностей социальной адаптации детей-сирот к коллективу сверстников.
Во все времена были дети, которых постигла печальная участь – остаться без опеки родителей. Такие дети нередко испытывают жизненные трудности, замыкаются в себе, не доверяют окружающим, поэтому не ждут от них помощи, полагаются только «на себя». Детям-сиротам тяжелее войти в коллектив сверстников, выросших в семьях, поэтому они сложнее переживают процесс адаптации к нему.
В большинстве случаев адаптация рассматривается как приспособление индивида (адаптанта) к окружающей среде. Проанализируем понятие «социальная адаптация». Согласно традиционному подходу, социальная адаптация – это постоянный процесс приспособления личности к различным условиям социальной среды. Причём одним из условий этого процесса является принятие личностью определённой социальной роли. Современные трактовки адаптации указывают на то, что адаптация – это двухсторонний процесс активности личности адаптанта и среды, в которой протекает данный процесс [1; 174]. Однако каждая наука по-своему определяет смысл социальной адаптации: педагогика, психология, социология, философия трактуют это понятие по-разному.
Большинство авторов выделяет следующие основные типы социальной адаптации:
1) Приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или самоизменения. Активность человека в этом случае направляется на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и личностных ресурсов. Утверждается необходимость и ценность самоизменения.
2) Самоустранение, уход из среды, если невозможно принять ценности окружения как свои и не удалось изменить и покорить окружающий мир. В этом случае у человека может пропасть либо ощущение собственной ценности, либо ценности того, что его окружает. Крайней формой ухода из среды (полным самоустранением) может выступать самоубийство.
Социальную адаптацию можно рассматривать и как процесс, и как результат. Целью социальной адаптации можно считать способность личности к функционированию в сложившихся условиях и развитию в них (самореализацию).
Социальная адаптация детей-сирот – один из важнейших компонентов социальной защиты и показатель социальной защищённости детей-сирот. Возможность их успешной адаптации к условиям коллектива сверстников, воспитывающихся в обычных семьях, зависит от множества факторов социально-психологического, объективного и субъективного свойства. Судьбы детей-сирот разнообразны, нередко запутаны, поэтому система воспитания и образования часто не в состоянии выработать общие подходы формирования отношений между такими категориями детей в совмещенном коллективе. Детям-сиротам при вхождении в новую среду приходится сравнительно тяжелее, чем детям из семей. Такие дети нередко остаются «изгоями»: от них отгораживаются, их игнорируют, посмеиваются или даже издеваются над ними. Однако дети-сироты могут успешно адаптироваться к коллективу сверстников при благоприятных условиях.
Среди факторов, влияющих на процесс социальной адаптации можно выделить несколько ключевых:
- наличие родителей. Дети-сироты, имеющие опыт общения с родителями легче адаптируются к коллективу сверстников. Но, если общение сопровождалось жестокостью и насилием со стороны родителей, последствия могут быть отрицательными.
- тип детского учреждения (открытое или закрытое). Открытое детское учреждение может дать детям-сиротам опыт в общении не только с детьми, имеющими подобные проблемы, но и с детьми из семей, что является положительным фактором.
- отношения с воспитателями и воспитанниками учреждений для сирот. От этого фактора зависит взаимоотношение ребенка с окружающими людьми. Общение в положительном ключе даёт ребёнку пример того, как нужно поставить себя в коллективе, учит выражать свою позицию. С другой стороны, общение в ситуации, когда отношения бывают напряжёнными, приводит к конфликтам и другим негативным последствиям. Особую роль здесь играют личностные особенности воспитанников, а также умение педагога организовать благоприятный морально-психологический климат в коллективе.
Литература
1. Воеводина Е.В. Роль субъекта в процессе социальной адаптации (на примере лиц с ограничениями жизнедеятельности)// Сервис в России и за рубежом, 2011. - № 4. - С. 170-176.
2. Профилактика социального сиротства в России. Информационный проект Национального фонда защиты детей от жестокого обращения [Электронный ресурс]. URL: http://www.sirotstvo.ru/statistika2011.shtml (дата обращения – 21.03.2013).