Задания с ответами для проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку для 9 класса


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Школьный этап
9 класс
Фамилия, имя участника ______________________________________
1. Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов ноль, муж, суд, торг, ель.
______________________________________________________________________
2. Подчеркните слова, в которых букву е нужно заменить на ё?
Афера, маневры, кортеж, житие, новорожденный, опека, оседлый.
3. Подчеркните слова, в которых представлено окончание -ая: большая, до мая, приёмная, скучая, из сарая, включая, стая.
4. Выделите окончания в словах следующей фразы: Волнуюсь из-за каких-то шестисот потерявшихся поросят.
5. Соедините стрелками слова из «Толкового словаря» В.И. Даля с их лексическим значением:
ИзобряжатьВыудить, поймать на уду
ИзноравливатьИздуриться, издурачитьсяИзудитьИзобихаживать, уряжать, обряжать; устраивать, приводить въ порядокъИзфарситьсяУлучать, сноровлять, применяться, выжидать время, случай, подстерегать
ИзоблыжитьКорчить итальянца, подражать ему въ обычаяхъИтальянитьПотерять терпение или надежду въ ожиданiи чего; истомиться выжиданiемъИсчаятьсяСтать рохлей, ленивым, сонным, неопрятным
ИзрохлитьсяУличить во лжи, въ облыжности6. Подчеркните существительные, которые могут менять свои значения при перенесении ударения с первого слога на второй: белки, замки, трусы, полки, стрелы, стрелки, стены, кружки.
7. Дети в математическом классе подсказывали друг другу во время контрольных работ по русскому языку. Чтобы учитель их не понял, они вместо букв писали числа, а между словами ставили знак //.
Расшифруйте названия мультфильмов уникальных отечественных режиссёров-мультипликаторов.
Для того, чтобы расшифровать, какие именно мультипликационные фильмы замечательных российских режиссёров зашифрованы в этом задании, вам нужно будет вспомнить порядок букв в алфавите. Например, буква «А» в алфавите 1-я, а «Я» – 33-я.
«25, 21, 25, 1»
«4, 1, 5, 12, 10, 11 // 21, 20, 7, 15, 16, 12»
«1, 5, 1, 8, 10, 16».
«19, 12, 1, 9, 12, 1 // 19, 12, 1, 9, 16, 12».
«7, 8, 10, 12// 3 // 20, 21, 14, 1, 15, 6».
«3, 1, 18, 6, 8, 12, 1».
«17, 13, 1, 19, 20, 10, 13, 10, 15, 16, 3, 1, 33 // 3, 16, 18, 16, 15, 1».
«17, 1, 5, 1, 13 // 17, 18, 16, 26, 13, 16, 4, 16, 5, 15, 10, 11 // 19, 15, 6, 4».
1. ____________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________
3. ____________________________________________________________________
4. ____________________________________________________________________
5. ____________________________________________________________________
6. ____________________________________________________________________
7. ____________________________________________________________________
8. ____________________________________________________________________
8. Выберите строку,
... в которой в каждом слове букв столько же, сколько и звуков:
А) ассоциация, подъём, пью, длинное;
Б) заранее, ранний, учитель, тенистая;
В) вьюга, мороженое, съезд, прогресс;
Г) длинношеее, сметана, красивая, счастье.
... все слова в которой являются безличными глаголами:
А) вечерело, смеркается, делаем, спится;
Б) дышится, дышим, рассвело;
В) светает, вечереет, бежит, думается.
Г) дышится, смерклось, подморозило, рассвело.
... все слова в которой являются притяжательными местоимениями:
А) некий, мой, свой, который;
Б) их, ваш, его, её;
В) твой, какой-то, ваш, мой;
Г) чей-то, наш, ваш, некий.
... все слова в которой являются глаголами совершенного вида:
А) прибежал, улыбнулся, сижу, думаю;
Б) выручил, помог, смотрит, улыбается;
В) выучил, прорешал, осилил, пронесу;
Г) читает, решает, помог, получили.
... все слова в которой являются существительными общего рода:
А) грязнуля, ябеда, соня, солнышко;
Б) чистюля, обжора, красавица, неряха;
В) обжора, лапушка, радость, умница;
Г) тихоня, сластёна, умница, забияка.
9. Соотнесите правую часть таблицы с левой:
Долго живут на нашей земле люди, но никто не может сказать, что видел прекрасную Землю целиком.
1) люди живут А) согласование
2) на земле Б) управление
3) живут долго В) примыкание
4) живут на земле Г) грамматическая основа
5) на нашей земле Д) форма слова или простое сочетание слов
6) никто не может сказать 7) не может сказать 8) видел Землю 9) прекрасную Землю 10) видел целиком А Б В Г Д
10. Подчеркните грамматические основы предложений.
1. Учёные построили глобусы с материками и океанами, нарисовали карты. 2. Но глобусы и карты были только моделью Земли. 3. Всю Землю целиком охватить глазом никому не удавалось. 4. Но вот произошло великое событие. 5. Случилось оно 12 апреля 1961 года. 6. Именно в этот день с космодрома Байконур стартовал в космос первый человек. 7. Звали его Юрий Алексеевич Гагарин, и было ему двадцать семь лет. 8. В 9 часов 7 минут вспыхнуло пламя в двигателях ракет. 9. 20 миллионов лошадиных сил было в них, и все они заработали слаженно и одновременно. 10. Грохот поднялся невероятный. 11. Но люди всё равно услыхали, как Гагарин засмеялся и сказал: «Поехали!» 12. И в тот же миг ракета подпрыгнула и скрылась в голубом небе.
(По А. Томилину)

ОТВЕТЫ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Школьный этап
9 класс
1. Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов ноль, муж, суд, торг, ель.
Лён [л,он], шум, туз [тус], крот, лей [л,эй]
(5 баллов)
2. Подчеркните слова, в которых букву е нужно заменить на ё?
Афера, маневры, кортеж, житие, новорожденный, опека, оседлый.
(2 балла)
3. Подчеркните слова, в которых представлено окончание -ая: большая, до мая, приёмная, скучая#, из сарая, включая#, стая.
(2 балла)
4. Выделите окончания в словах следующей фразы: Волнуюсь из-за каких-то шестисот потерявшихся поросят .
(6 баллов)
5. Соедините стрелками слова из «Толкового словаря» В.И. Даля с их лексическим значением:
ИзобряжатьВыудить, поймать на уду
ИзноравливатьИздуриться, издурачитьсяИзудитьИзобихаживать, уряжать, обряжать; устраивать, приводить въ порядокъИзфарситьсяУлучать, сноровлять, применяться, выжидать время, случай, подстерегать
Изоблыжить Корчить итальянца, подражать ему въ обычаяхъИтальянитьПотерять терпение или надежду въ ожиданiи чего; истомиться выжиданiемъИсчаяться Стать рохлей, ленивым, сонным, неопрятным
ИзрохлитьсяУличить во лжи, въ облыжности(8 баллов)
6. Подчеркните существительные, которые могут менять свои значения при перенесении ударения с первого слога на второй: белки, замки, трусы, полки, стрелы, стрелки, стены, кружки.
(3 балла,
по 0,5 балла за каждое верно подчеркнутое слово)
7. Дети в математическом классе подсказывали друг другу во время контрольных работ по русскому языку. Чтобы учитель их не понял, они вместо букв писали числа, а между словами ставили знак //.
Расшифруйте названия мультфильмов уникальных отечественных режиссёров-мультипликаторов.
Для того, чтобы расшифровать, какие именно мультипликационные фильмы замечательных российских режиссёров зашифрованы в этом задании, вам нужно будет вспомнить порядок букв в алфавите. Например, буква «А» в алфавите 1-я, а «Я» – 33-я.
«25, 21, 25, 1»
«4, 1, 5, 12, 10, 11 // 21, 20, 7, 15, 16, 12»
«1, 5, 1, 8, 10, 16».
«19, 12, 1, 9, 12, 1 // 19, 12, 1, 9, 16, 12».
«7, 8, 10, 12// 3 // 20, 21, 14, 1, 15, 6».
«3, 1, 18, 6, 8, 12, 1».
«17, 13, 1, 19, 20, 10, 13, 10, 15, 16, 3, 1, 33 // 3, 16, 18, 16, 15, 1».
«17, 1, 5, 1, 13 // 17, 18, 16, 26, 13, 16, 4, 16, 5, 15, 10, 11 // 19, 15, 6, 4».
1. «Чуча»______________________________________________________________
2. «Гадкий утёнок»______________________________________________________
3. «Адажио»____________________________________________________________
4. «Сказка сказок»_______________________________________________________
5. «Ёжик в тумане»______________________________________________________
6. «Варежка»___________________________________________________________
7. «Пластилиновая ворона»_______________________________________________
8. «Падал прошлогодний снег»____________________________________________
(8 баллов)
8. Выберите строку,
... в которой в каждом слове букв столько же, сколько и звуков:
А) ассоциация, подъём, пью, длинное;
Б) заранее, ранний, учитель, тенистая;
В) вьюга, мороженое, съезд, прогресс;
Г) длинношеее, сметана, красивая, счастье.
... все слова в которой являются безличными глаголами:
А) вечерело, смеркается, делаем, спится;
Б) дышится, дышим, рассвело;
В) светает, вечереет, бежит, думается.
Г) дышится, смерклось, подморозило, рассвело.
... все слова в которой являются притяжательными местоимениями:
А) некий, мой, свой, который;
Б) их, ваш, его, её;
В) твой, какой-то, ваш, мой;
Г) чей-то, наш, ваш, некий.
... все слова в которой являются глаголами совершенного вида:
А) прибежал, улыбнулся, сижу, думаю;
Б) выручил, помог, смотрит, улыбается;
В) выучил, прорешал, осилил, пронесу;
Г) читает, решает, помог, получили.
... все слова в которой являются существительными общего рода:
А) грязнуля, ябеда, соня, солнышко;
Б) чистюля, обжора, красавица, неряха;
В) обжора, лапушка, радость, умница;
Г) тихоня, сластёна, умница, забияка.
(5 баллов)
9. Соотнесите правую часть таблицы с левой:
Долго живут на нашей земле люди, но никто не может сказать, что видел прекрасную Землю целиком.
1) люди живут А) согласование
2) на земле Б) управление
3) живут долго В) примыкание
4) живут на земле Г) грамматическая основа
5) на нашей земле Д) форма слова или простое сочетание слов
6) никто не может сказать 7) не может сказать 8) видел Землю 9) прекрасную Землю 10) видел целиком А Б В Г Д
5, 9 4, 8 3, 10 1, 6 2, 7
(10 баллов)
10. Подчеркните грамматические основы предложений.
1. Учёные построили глобусы с материками и океанами, нарисовали карты. 2. Но глобусы и карты были только моделью Земли. 3. Всю Землю целиком охватить глазом никому не удавалось. 4. Но вот произошло великое событие. 5. Случилось оно 12 апреля 1961 года. 6. Именно в этот день с космодрома Байконур стартовал в космос первый человек. 7. Звали его Юрий Алексеевич Гагарин, и было ему двадцать семь лет. 8. В 9 часов 7 минут вспыхнуло пламя в двигателях ракет. 9. 20 миллионов лошадиных сил было в них, и все они заработали слаженно и одновременно. 10. Грохот поднялся невероятный. 11. Но люди всё равно услыхали, как Гагарин засмеялся и сказал: «Поехали!» 12. И в тот же миг ракета подпрыгнула и скрылась в голубом небе.
(По А. Томилину)
(12 баллов)
Максимальный балл – 61 балл.