Игровой тренинг для педагогов
Игровой тренинг
«Лабиринт противоположностей»
Ведущий педагог-психолог Смирнова Р.А.: МБДОУ «ЦРР - детский сад № 2» г.Кунгур.
Время проведения: 60 минут
Форма проведения: игровой тренинг с педагогами
Оборудование: листы бумаги, рефлексивная карта «Черное и белое»; краски, кисти, гуашь, бумага, банки для воды, салфетки цветные карандаши, мелки; мультимедийный проектор, ноутбук, экран, подборка музыкальных композиций, бейджик, куб, листы для рефлексии.
Цель: развитие навыков самопознания, рефлексии и метафорического мышления участников;
профилактика и коррекция здоровья педагогов психологическими ресурсами, гармонизация внутреннего состояния.
Задачи:
помощь участникам тренинга в осознании многогранности мироздания, его неоднозначности, активизация внутренних ресурсов.
тренировка умения снимать напряжение.
развитие креативности; тренировка умения эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
4. поиск позитивных мыслей в окружающем мире, через притчи, афоризмы.
Ход:
Этапы работы:
I. Этап – разогрев
Цели: Погружение участников в атмосферу проблемы
Материалы:
- релакс музыка;
- мультимедийная презентация с соответствующими картинками;
-куб;
Приветственное слово: Приветствуем вас на тренинговом занятии «Лабиринт противоположностей»
Наш мир устроен так, что состоит из противоположностей
(Слайды)
белое — чёрное
добро — зло
сильные — слабые
большие – маленькие
мужчина и женщина
Да, многие так считают, но на самом деле это не совсем так. На самом деле противоположности не разъединены, как принято считать, а составляют целое. Как это выглядит?
Возьмём обычный куб. Он как бы состоит из одних противоположностей, верх — низ, право — лево, впереди – сзади. Но на этом примере прекрасно видно, что все перечисленные противоположности неотъемлемы от целого, куб он и есть куб, если мы его разделим на отдельные части, отдельно верх, отдельно низ, отдельно право и т.д. — это будет уже не куб, а получим мы много деталей и каждая из них будет иметь те же самые признаки, что и куб, и сколько бы мы не кромсали данные фигуры, у них всегда останутся те же признаки.
II. Этап – Основная деятельность
Цели: применение метафоры для лучшего постижения самого себя; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; пробуждение внутренних ресурсов.
Материалы:
- релакс музыка
- мультимедийная презентация с изображением;
- наборы для рисования; листы бумаги формата А4.
3. Чёрное и белое
Предлагаем обсудить вопрос, этот Мир, в котором мы живем, «белый» или «черный»?...Кто подскажет, сколько в нем хороших, а сколько плохих людей?... В жизни больше удачных или несчастных событий?.. Надо подумать…
Знаете в чем прелесть этого вопроса?... Какой бы ответ вы ни дали, в любом случае, ВЫ ПРАВЫ! Возможно, вам покажется это странным, но я поясню. Дело в том, что многие ученые постепенно приходят к выводу, что все то, что нас окружает – ИЛЛЮЗОРНО! Да, да, на самом деле вы сейчас не видите пред собой светящийся монитор, и у вас в колонках не играет музыка, это всего лишь создано вашим воображением! Тяжеловато поверить, да? Согласна, но ведь в то, что земля круглая тоже не сразу поверили.
Давайте пойдем чуть более легким путем. Скажите, что вы видите за окном. Уверен, каждый назовет разные вещи: кто-то скажет, что на улице хмуро, льет дождь, грязные дома, машины и холодно. А кто-то скажет, что на улице идет прекрасный дождь, благодаря которому скоро растает снег, и вообще хватит тут вопросы всякие задавать, пошли на улицу гулять под дождем!!! Такое тоже возможно! Дело в том, что РЕАЛЬНОСТИ НЕТ, точнее сказать, она у каждого своя и, что самое главное, в руках у нас мощнейший инструмент – ФОКУС НАШЕГО ВНИМАНИЯ!
Все, что нас окружает, изначально не имеет положительной или отрицательной окраски, и только наше сознание делает его тем или иным! Да, у нас, и только у нас, есть право выбора куда смотреть, на черное или на белое!!! Это чудо и называется фокус внимания!
Когда у нас есть какая-то проблема, и весь свой фокус внимания мы концентрируем на ней, то другими словами, мы рассматриваем её под увеличительным стеклом и она приобретает вселенские масштабы. Помним такие случаи, да?
Но знайте, что у всего можно найти и положительную сторону. Для этого лишь надо поменять увеличительное стекло и понять, что в общечеловеческом масштабе, наша проблема не такая уж и глобальная. Это легко удается сделать, когда мы посмотрим на людей, которым в 100, 1000 раз тяжелее, чем нам. Поверьте, такие всегда найдутся!
Друзья, наша вселенная изначально изобильна! Еды на планете хватит, чтобы накормить всех людей, денег на планете столько, что их невозможно пересчитать, людей на планете столько, что никто не останется одиноким. Но посмотрите, что происходит? Миллионы людей голодают, постоянно идут войны и насилие из-за денег, многие люди кончают жизнь самоубийством от одиночества. Почему все это происходит?
Только лишь потому, что люди сместили свой фокус внимания на проблемную сторону жизни на этой прекрасной и очень хрупкой планете! Многие просто не хотят видеть всю прелесть, полноту и изобилие жизни, им так комфортнее и привычнее.
Я уверена, что в жизни 99,99 процентов хорошего и лишь 0, 001 процент плохого. Я искренне верю в это и желаю вам фокусировать своё внимание на позитивном! Да это не всегда легко, потому что навязанное обществом и СМИ мышление искать во всем проблемы мешает. Но вам выбирать, играть по другим правилам: искать в плохом позитивное!
А что выбираешь ты?!
Игра «Суд»
Предлагаем вам провести небольшой эксперимент. Для начала нам нужно разделиться на две команды. Команда справа – это ОБВИНИТЕЛИ. А команда слева – ЗАЩИТНИКИ. Подсудимый на нашем заседании – ИНТЕРНЕТ. Задача обвинителей: найти отрицательные стороны всемирной паутины, а сторона защиты – предложить свои контраргументы (команды выступают по – очереди). Итак, мы пришли к выводу, что интернет имеет свои плюсы и минусы, и однозначного решения быть не может.
Практическая часть:
5. Рисование
Как вы думаете, можно ли справиться с тяжелым, плохим настроением самим? Т. Е. поменять фокус своего внимания?
Оказывается, можно, попробуем разобраться все вместе.
1. Сядьте поудобнее за стол, возьмите на выбор: карандаши, мелки, краски и чистый лист бумаги.
Закройте на несколько минут глаза и прислушайтесь к себе (музыкальное сопровождение) Вспомните тот момент жизни, который доставил вам сильные отрицательные переживания. Постарайтесь полностью погрузиться в свои переживания, а затем начинайте рисовать. Рисовать желательно левой рукой, чтобы рисунок получился без всяких сюжетов, как можно более отвлеченным. Выбирайте цвет и проводите линии так, как вам диктуют ваши эмоции
Представьте себе, что переносите свое переживание на бумагу, стараясь его полностью "выплеснуть" на листок, освободиться от него. Рисовать надо до тех пор, пока не заполнится все пространство листа и на нем не останется свободного места.
Постарайтесь почувствовать успокоение и внутреннее равновесие.
(На бумаге должен получиться абстрактный рисунок: сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры, блики - что угодно. Главное условие здесь - «отпустить руку», то есть не задумываться над тем, что рисуете: это должно быть просто настроение и свободный полет фантазии).
Теперь переверните свой рисунок и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение «здесь и сейчас».
Долго не думайте, пусть ваши слова возникают, как свободные ассоциации. Их может быть и 20 и 3, это не имеет значения, лишь бы они шли из самой души. Остановитесь тогда, когда почувствуете, что больше писать не хочется. Это чувство чем-то напоминает чувство опустошения, легкой усталости. Вы полностью передали бумаге свое настроение.
А теперь прислушайтесь к себе: что бы вы хотели сделать с этим рисунком?
Может - энергично и с удовольствием разорвать листок с рисунком и выбросить его в мусорную корзину?
Или вы хотите его, возможно, - сжечь?
Бросить на пол - и энергично истоптать?
Сделайте всё, что считаете нужным! Всё.
Теперь вы избавились от своего тяжелого настроения, оно перешло в рисунок и исчезло.
Но "самотерапия" на этом не окончена.
Остался еще один штрих.
2. Постарайтесь во всех мелочах и деталях вспомнить самое приятное и радостное событие своей жизни (музыкальное сопровождение).
Когда это было, в какое время года, кто был рядом, кто был вокруг вас, какие раздавались звуки и слышались запахи, что вы ощущали кожей - все-все, до мельчайших чувственных деталей. Вспомнили?
А теперь берите еще один лист бумаги и начинайте рисовать на нем (опять левой рукой) абстрактные фигуры, выбирая те цвета, которые вам хочется. Рисуйте до тех пор, пока все пространство листа не заполнится вашим произведением.
Переверните листок и на его обратной стороне напишите те слова, которые отражают ваши переживания того приятного события.
Получившийся рисунок положите или повесьте на видное место и в течение нескольких дней, почаще смотрите на него.
Как видите, техника эта совсем не сложная и доступна любому, независимо от его творческих наклонностей и возраста.
И даже если вам кажется что ваше плохое настроение останется с вами навсегда - попробуйте рисовать так, как мы сделали сейчас.
Очень многие были удивлены, когда замечали, что бумага как будто действительно "впитала" в себя все негативные эмоции.
6. Игра «Перевертыши»
Попробуйте угадать, какие стихотворные строки зашифрованы ниже. А если вам удастся еще и вспомнить их авторов и даже название произведений, откуда взяты эти строчки, то можно будет уверенно сказать, что ваша память находится в прекрасном состоянии!
1. Ты нам читаешь, зачем так мало?
2. Воскрес прозаик, поборник лжи…
3. Чернеет мачта в общей куче в прозрачной ясности земли…
4. Твоя тетя самых лживых исключений…
5. Безделье было утром, бездельничать было есть кому…
6. Ты забыла безобразную вечность…
7. Да, не меня так вяло ты ненавидишь…
8. Четыре парня над крыльцом путали нити рано утречком…
9. День, дом, тьма, трактир…
10. Под югом домашним лежит в общей куче…
11. Ваш Олег тихо смеется…
12. Лето!.. Помещик, закручинясь…
13. Помолчи-ка, тетя, ведь напрасно…
Расшифровка
1. Я Вам пишу, чего же боле? (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
2. Погиб поэт, невольник чести (М.Ю.Лермонтов «Смерть Поэта»)
3. Белеет парус одиноко в тумане моря голубом (М.Ю.Лермонтов «Парус»)
4. Мой дядя самых честных правил (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
5. Дело было вечером, делать было нечего (С.В.Михалков «А что у вас?»)
6. Я помню чудное мгновенье (А.С.Пушкин «К***»)
7. Нет, не тебя так пылко я люблю (М.Ю.Лермонтов «Нет, не тебя так пылко я люблю…»)
8. Три девицы под окном пряли поздно вечерком (А.С.Пушкин «Сказка о Царе Салтане…»
9. Ночь, улица, фонарь, аптека. (А.А.Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…»)
10. На севере диком стоит одиноко (М.Ю.Лермонтов «На севере диком стоит одиноко»)
11. Наша Таня громко плачет (А.Л.Барто «Мячик»)
12. Зима!.. Крестьянин торжествуя… (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
13. Скажи-ка, дядя, ведь недаром… (М.Ю.Лермонтов «Бородино»)
Каждый из нас думает, что он такой, какой есть на самом деле всегда. Попробуем убедиться, так ли это на самом деле…
7. Упражнение «Я – дома, я – на работе»
Цель: определение своего пути с учетом принятых социальных ролей.
Инструкция:
Разделите лист пополам, озаглавьте две колонки «Я – дома», «Я – на работе». Составьте 2 списка ваших типов поведения (как можно больше) себя в том и ином проявлениях.
(можно предложить составить списки типов поведения «Дома я никогда», «На работе я никогда»).
(Составление списков проводится индивидуально, а последующее обсуждение – в группе).
Обсуждение:
Какой список было составлять легче, какой получился объемнее?
Каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д. Почему так происходит?
Должны ли эти списки совпадать? Почему?
Что помогает определить такой анализ своего поведения на работе и дома?
Весь секрет в том, что на работе и дома мы исполняем разные роли (какие? Обсуждение)
Послесловие:
Даже когда наша жизнь протекает вполне благополучно, мы временами испытываем неприятное чувство. Иногда это связано с тем, что мы стремимся реализовать давно поставленные цели и забываем скорректировать их в соответствии с происходящими внутри нас изменениями и взятыми на себя ролями.
Жизнь вынуждает нас более обстоятельно задумываться над происходящим и подвергать наши цели пересмотру.
Притча «История-напутствие» Н.Пезешкиан
В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим трудом брел, казалось, по бесконечной дороге.
Он весь был обвешан всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву.
Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на мучительную усталость.
В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин.
- О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал? - спросил он.
- Действительно, глупо, - ответил путник, - но я до сих пор их не замечал.
Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение.
Вскоре ему повстречался другой крестьянин:
- Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тяжелые железные гири? - поинтересовался он.
- Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим.
Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал.
Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника:
- О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там, вдали так много песка. И зачем тебе такой большой бурдюк с водой - можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Кавир. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути!
- Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути.
С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок.
Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул в реку так далеко, как только смог.
Свободный от обременявших его тяжестей он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор.
Вывод: ношение тяжестей – бессмысленно.
Позитивчики (слайды)
В искусстве Фэн-шуй символ инь-янь обозначает объединение и борьбу двух основных абсолютно противоположных видов энергии. Но, не смотря на свою противоположность эти энергии, порождают друг друга и не могут существовать отдельно. И это же постоянное взаимодействие противоположностей является первоначалом всего существующего на земле, оно порождает и формирует жизнь. А суть этого взаимодействия заключается в абсолютной гармонии.
Люди часто не ценят то, что видят, и ценят то, чего никогда видели…
На перекрестке миров встретились грешник и послушник.
— Покайся! — воскликнул послушник.
— Наслаждайся жизнью! — рассмеялся грешник.
На перекрестке миров встретились демон и ангел.
— Падший! — воскликнул ангел.
— Раб! — огрызнулся демон.
Люди разные и никогда не поймут друг друга, если
для одного его чувства-сокровища, а для другого их цена-копейка…
Противоположности притягиваются, чтобы стать единым целым… поэтому во время соединения нужно избегать столкновения лбами…
Всё на свете содержит в себе свою противоположность, ничто не может без неё существовать, как свет без тени, как правда без лжи, как иллюзия без реальности, — все эти понятия не только связаны друг с другом, но и неотделимы друг от друга.
Странно, как мало людей знают, что всюду — всегда и везде — есть две стороны, что где сила — там и слабость, где слабость — сила, радость — горе, лёгкость — трудность, и так без конца.
Я и ты
День и ночь, зима и лето,
Закат — рассвет.
Ты знал об этом,
Ведь это мы,
Как черный и белый цвет,
Как все они.
Ты и я,
Как небо и земля,
Как солнце и луна,
Как шум и тишина,
Как суша и море,
Как счастье и горе,
Как сказка и быль,
Как ветер и пыль,
Как лучик света
И мрак ночной.
Ты знал, что это
Мы с тобой.
Без тьмы не было бы понятия о свете. Для того чтобы свет осознал себя, он должен иметь перед собой свою противоположность — тьму. (Лион Фейхтвангер)
Если убрать из природы мироздания одно, сразу же не станет и другого, или то, что останется, моментально поделится на противоположности, потому что противоположность может быть только относительно чего – то!
Был ли бы так прекрасен наш мир, если в нем были только добро, любовь, сладкое и белое. Смогли бы мы вообще оценить, как замечательна любовь, не зная, какую боль причиняет предательство или ненависть. Не почувствовали бы зной дня без ночной прохлады, и спокойствие мира без ужасов войны. Жизнь была бы однообразна. Но получается, что наше мироздание основано на противоположностях, - они залог равновесия и гармонии. Любому "нет" найдется "да", "Он" и "Она" как Инь и Янь крутятся в жизненном водовороте, друг с друга начинаясь и друг на друге заканчиваясь.
Рефлексия:
Наша встреча подошла к концу, и я предлагаю вам написать отзыв на листке, который имеет две части – две противоположности: темную и светлую.