РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ. КУЗЬМИНКИ (праздник для учащихся 5–6 классов)

Русские посиделки. Кузьминки (праздник для учащихся 5–6 классов)
Цели: познакомить с народными традициями и обрядами; рассказать о народном празднике Кузьминки; приобщить детей к народным традициям.
Оборудование: оформление кабинета; плакаты; изделия народных промыслов.
I ведущий: Как тепло и уютно в нашем кабинете этим холодным ноябрьским днем. За окном гуляет одинокий ветер, а мы собрались вместе, чтобы пообщаться, повеселиться, поиграть.
II ведущий: Именно так проводили долгие осенние и зимние вечера наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. Все полевые работы закончены, пришла пора и отдохнуть. А назывались эти вечера посиделками.
I чтец: На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
II чтец: При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались
С медом, явно без конфет.
Как и нынче мы общались, –
Без общенья жизни нет.
III чтец: А играли как? В горелки!
Их горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
IV чтец: Отдых – это не безделки –
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки,
Открываем посиделки
Для друзей и для гостей!
I ведущий: Объявляем конкурс «Собери пословицу». Сейчас мы проверим, как вы знаете русские пословицы, приметы. На карточках – слова, из пословиц. Они перемешаны. Собрать как можно быстрее.
Зашифрованные пословицы:
ноябрьские ночи до снега темны – в ноябре зима с осенью борется;
курица яйцо через ключ несет – курица носит по одному яйцу.
II ведущий: Ребята, какие пословицы вы знаете?
Учащиеся говорят пословицы. Награждается тот, кто назовет больше пословиц; кто нашел самые редкие.
I ведущий: Повеселимся мы. Приглашаем парней на петушиные бои.
Игра «Петушиный бой»
В очерченный круг выходят играющие. Руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из круга.
I чтец: Давай, давай, себя испытай!
Слаб ты или силен?
Нам узнать занятно,
Всем потешиться приятно!
Игра «Русское единоборство»
Два участника садятся за стол напротив друг друга, ставят руки на стол, упираясь локтем, пытаются побороть один другого, прижав руку противника к столу.
II ведущий: Сколько видов каш готовили русские крестьяне в XVIII веке? Более 20! Что же это за каши такие? Были каши царские, а были и крестьянские, попроще, Отведает каши, которые приготовили наши мамы.
Ребята угощаются кашами.
Сценка «Семеновна»
Выходят две девушки.
Настя: Сорву я веточку, сорву зеленую, сыграйте, граждане, спою семеновну.
Маша: Эх, да ты публика, раздайся в сторону, а я бедовая спою семеновну.
Настя: Ой, подруженька, что я слышала, что ты залеточке платочек вышила.
Маша: Платочек вышила зеленой ниточкой, а он назвал меня паразиточкой.
Настя: Паразиточкой? Ну и леший с ним! Он назвал тебя, а ты пойди с другим.
Маша: Семеновну пою от скуки я, пою и думаю, какая жизнь моя!
Настя: Подруга милая, ты веселее пой, сегодня вечером придут Федюша твой!
Маша: Подруга милая, не веселится мне. Он придет сюда, не подойдет ко мне. Ой, да вы девочки, что скажу я вам, не доверяйтеся ни на грош парням!
Настя: Ни на грош парням не доверяйтеся, поцелуями не занимайтеся!
Появляются парни с частушкой: а мы идет, идем, земля колых-колых, а парни хитрые, а мы хитрее их. Какие туфельки да земляничные, какие девочки да симпатичные.
Федя (появляется, подходит к девушкам): На горе песок, да под горой песок. Давай, хорошая, да, постоим часок (обращается к Насте).
Настя: Постоим часок, да и полчасика, потом домой приду в четыре часика. Скажет матушка: «Где ты шляешься, до утра домой не являешься».
Маша: Трава волнистая по ветру клонится, мой миленочек с другой знакомится. Ты играй, играй, как играется, по ком грудь болит, не узнаете.
Настя (к Феде): Ты зачем сорвал василек во ржи, ты зачем завлек, поскорей скажи, ты завлек одну не на шуточку, а с другой стоишь уже минуточку!
Федя: Ты, Семеновна, какая бойкая. Наверно, скушала чего-то горького.
(Уходит.)
Девушки вслед: Аэроплан летел,
Колеса терлися,
Мы не звали вас,
А вы приперлися!
I ведущий: Так проходили эти вечера с шуткой, песней, играми, забавами. На юге Нижегородской области девушки наряжались во все красное – цвет брака, солнца, жизни. В селе сумерки рядились кто молодой, кто парнем, старухой, сторожем, барыней и др. За один–два дня делали куклу маленькую и с пляской, заходили в каждый дом, собирая яйца и «кто что даст» для маленького – его «надо кормить».
II ведущий: И конечно же, парни ухаживали за девушками, а девчата им спуску не давали.
Выходят парни и девчата, исполняют частушки.
Выхожу и начинаю
Я свои частушки.
Затыкайте, дорогие,
Свои нежны ушки.
Уж как наши-то ребята
Издали – что короли!
Надеты белые рубахи,
С лакировкой сапоги!
Катится горошинка,
Идет моя хорошенька;
Катится, катается,
Идет моя красавица.
Чего стоишь, чего глядишь,
Чего ты добиваешься?
Все равно любить не буду,
А ты набиваешься!
Кто-то едет, кто-то там,
Кто-то едет по полям
На лошадке сивенькой –
Это мой красивенький.
Хотел я уточку убить –
Серая закрякала;
Хотел я девочку забыть –
Бедная заплакала.
У меня подружечка –
Пуховая подушечка.
Я поплачу, пореву,
Она не скажет никому.
Не подмигивай, сударушка,
Теперь уже не твой.
Мои русые кудерочки
Понравились другой!
У моего миленка
Плохая кобыленка:
Она стояла у горы,
Ее заели комары.
Вот частушки мы пропели,
А теперь торопят нас.
До свиданья, мы с частушкой
К вам приедем еще раз.
I ведущий: Весело, шумно, дружно проходили посиделки. Предлагаем вам несколько любимых игр.
Игра «Горелки»
Играющие становятся в круг. Водящий под музыку идет вокруг, как только музыка прекратится, водящий останавливается! Те, кто находится по обе стороны, бегут в разных направлениях. Выигрывает тот, кто первый вернется на место и заберет платок у ведущего. Теперь ведущий тот, кто победил. Играющие повторяют слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят.
Эй, ты, не воронь,
Берегись, как огонь!
Игра «Молчанка»
Садятся или становятся в кружок. Все должны повторять его движения (ведущего), при этом, сохраняя строгое молчание, что бы ни делал, смеяться нельзя – проиграешь.
Игра «Тяни-пускай»
Ведущий берет несколько лент, становится в круг и подает концы лент играющим. Называет команды «тяни» – ленту натянуть, «пускай» – ослабить, затем ведущий сам отпускает ленты. Образуются пары – те, кто держится за край одной ленты. Эти пары должны выполнить различные задания.
Игра «Охлопок»
Играющие становятся в круг и бросают вверх охлопок ваты. Задача в том, чтобы не дать охлопку упасть. Всякий старается отдуть охлопок к своему соседу. Можно наклоняться, приседать и т. д., но нельзя сходить с места.
Игра «Хозяйка»
Вызываются двое играющих. Задача перебрать смешанные рис и пшено по разным тарелкам.
II ведущий: Подходят к концу наши посиделки/
I ведущий: Объявляем последний конкурс: отгадайте загадки. Все они связаны с с бытом крестьян, временами года.
Конкурс загадок.
Всех наградила, все загубила. (Осень.)
Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз.)
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.)
Черна мала крошка, а угодья в ней много: в воде поварят, ребята съедят. (Каша.)
Избушка нова – жильца нет, жилец появится – изба развалится. (Яйцо)
Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький. (Курица.)
Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах, на часы не заглядывает, а время знает. (Петух.)
По лесу летало, в воду упало – не булькнулось. (Перо.)
Сидит на ложке, свесивши ножки. (Лапша.)
В доме еда, а дверь заперта. (Яйцо.)
У матери двадцать деток, все детки – одинаковы. (Курица и цыплята.)
Кто на свете первый певчий? (Петух.)
II ведущий: Благодарим вас за участие, вот сувениры вам на счастье. Бери, любуйся, принимай, себе по вкусу выбирай.
Ребят угощают сахарными петушками.
I ведущий: Вот настал момент прощанья, будет краткой наша речь, говорим мы «До свиданья, до счастливых новых встреч!».
15