Конспект классного часа Вежливость — это сила, слабость, необходимость»
Тема классного часа:
«Вежливость – это сила, слабость, необходимость»
Цели:
– обогатить речь детей новыми словами и понятиями по теме «Вежливость»,
– формировать у детей умение сотрудничать,
– обучать умению слушать, мирно решать спорные вопросы и приходить к единому мнению в команде,
– воспитывать нравственные качества: сопереживание, умение помогать друг другу,
– принимать людей такими какие они есть.
Ход классного часа:
– О чём будет наш разговор, какую проблему постараемся решить, я думаю, вы скажете, прослушав стихотворение «Здравствуйте!»
– Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
– Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
– Что вы можете ответить на эти вопросы?
Тема и задачи классного часа
«Вежливость – это сила, слабость, необходимость».
– Чему посвящён наш классный час? Почему я назвала это проблемой?
В мире вежливость стала не в почёте: люди стали забывать помогать старым людям, сопереживать друг другу, помогать ближним и не просить за это плату. Очень жаль.
– Давайте, попробуем открыть секреты вежливости и определить:
– какие слова помогают людям общаться
– какие полезные привычки украшают человека
– что необходимо делать, чтобы тебя понимали сверстники и взрослые
И ответить на главный вопрос: «Вежливость – это сила, слабость, необходимость».
– Как вы понимаете слово «вежливость»?
– Составьте определение слова ВЕЖЛИВОСТЬ (в парах)
Называют
– В словаре этики (показ) даётся такое понятие ВЕЖЛИВОСТИ:
Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало обычной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
– А можно ли научиться быть вежливым?
Анализ ситуации «Двое прохожих»
По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: 1 портфель, 3 книжки, 1 сверток. Одна из книг упала.
– У вас упала книга! – закричал мальчик, догоняя прохожего.
– Разве? – удивился тот.
– Конечно, объяснил мальчик, – у вас было 3 книги, 1 портфель и пакет – всего 5 вещей, а теперь осталось 4.
– Как, по-вашему, что ответил прохожий мальчику?
– Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, – сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, – однако есть правило, которого ты еще не усвоил.
– Что это за правило? Для чего нужны эти правила?
Правила вежливых людей.
– Правила, которые можно применить в нашем классе.
(вопросы и ситуации для каждой группы отдельно) (Можно правила напечатать заранее )
Ситуация 1.
После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу.
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
5 слайд
ПРАВИЛО 1
Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.
Ситуация 2.
Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе.
«Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
ПРАВИЛО 2
Будь вежлив со своими товарищами.
Коля, вбежав в класс, закричал:
– Привет, Серый!
– Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
ПРАВИЛО 3
Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.
Ситуация 4.
Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
ПРАВИЛО 4
Вежливый человек внимателен к людям.
Ситуация 5.
У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
ПРАВИЛО 5
Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.
– Какие ещё правила вежливых людей можете назвать?
– Однажды учёные и врачи попытались ответить на вопрос: влияют ли грубость, насмешки оскорбления на здоровье людей?
Они установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют самые серьёзные последствия.
Когда человеку приходится переживать боль и унижение от одноклассников, это сохраняется на долгие годы в памяти. Воспитанный человек никогда не будет подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.
– Нам всем не хватает добрых вежливых слов в общении. Как здорово услышать: «Я рад тебя видеть!», «Я готов тебе помочь!», «Здравствуйте!», «Будьте здоровы!». Всем людям плохо без внимания и сочувствия. Вот и давайте чаще говорить друг другу только приятные слова. От этого на капельку солнца прибавится в мире, на капельку счастья прибавится в мире, на капельку радостней сделается жизнь.
Игра «Доскажи словечко»
– Вежливые люди знают много вежливых слов.
Сейчас мы узнаем, какие слова знаете вы. Послушайте стихи и доскажите вежливые слова.
1. Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче (здравствуй).
2. Вылез крот на белый свет
И сказал ежу (привет).
3. Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать (пожалуйста).
4. Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас – будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте (любезны),
Будьте (добры).
5. Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо:
– Ну (извините)!
6. Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите:
(До свидания!).
7. Когда я что-то подарю,
Мне говорят:
(Благодарю!)
Тебе подарят что-нибудь –
Благодарить не позабудь!
8.Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить:
(спасибо!)
9. Играл Медвежонок на кухне в футбол
И перебил ненароком посуду.
К Медведице-маме понурый пришёл:
– (Прости) меня, мама, я больше не буду!
– Молодцы! Вы знаете много вежливых слов.
А вот умеете ли вы их правильно использовать?
Посмотрим, как вы справитесь с новым заданием.
Ваша задача – инсценировать ситуацию.
Итог классного часа.
– Подходит к концу наш классный час. Ответьте на вопрос: «Что значит «Быть вежливым человеком?»
«Вежливость – это сила, слабость, необходимость».
Рефлексия.
– Закончите предложение.
Я считаю, что мы не напрасно провели эти минуты вместе
Нам был нужен этот классный час
Я хочу себя похвалить
Я хочу похвалить одноклассников
Я хочу похвалить учителя
Я думаю, что я вежлив, потому что
Я не всегда вежлив, мне нужно научиться
– Чтение стихотворения хором:
А в играх с друзьями мы сами
Должны оставаться друзьями.
Да здравствует смелость, азарт, быстрота,
Да здравствует вежливость и доброта,
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится, – стыдится!
– Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
– Кого осуждаете? Почему?
– Как бы вы поступили в этой ситуации?
– Какое правило вежливого человека представите?
Ситуация 1.
После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».
----------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
Ситуация 2.
Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
Ситуация 3.
Коля, вбежав в класс, закричал:
– Привет, Серый!
– Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!
----------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
Ситуация 4.
Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
Ситуация 5.
У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.
15