Гендерный подход в современном образовательном процессе.
Гендерный подход в современном образовательном процессе.
В.Г. Вторникова, МБДОУ детский сад №27 «Березка»
г. Старый Оскол Белгородской области
В настоящее время проблема гендерного воспитания, начала приобретать актуальность, и все больше педагогов и психологов сейчас понимают о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, начиная уже с дошкольного возраста. Сразу после рождения девочки и мальчики начинают приобретать разный опыт, как члены семьи и члены общества. Межполовые стереотипы входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин, он начинает их вносить в сюжет игры.
Наблюдая за детьми в дошкольном учреждении можно отметить, что многие девочки не умеют разрешать конфликтные ситуации, они лишены скромности, нежности, терпения, становятся агрессивными и грубыми. Мальчики наоборот перенимают женский тип поведения, они слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей тоже вызывает тревогу: дети не умеют договариваться в игре, модели поведения не соответствуют полу ребенка.
Половая идентификация происходит уже к 3-4 годам, т.е. ребенок усваивает свою половую принадлежность, но еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик», «девочка», и она чаще всего ассоциируется с одеждой и прической. Сюжетно-ролевые игры знакомят детей с женской и мужской одеждой. К игре «Оденем Катю на прогулку» добавляется игра «Оденем Сашу на прогулку». К сюжетно-ролевой игре «Уложим Таню спать», добавляется «Уложим Мишу спать» и т.д.. Рядом с куклой-девочкой, одетой по сезону, появляется кукла-мальчик. Мальчики начинают проявлять инициативу, активность, соревновательность. Появляются первые представления о социальных ролях мамы и папы. Игра «Семья» объединяет детей разного пола для выполнения «обязанностей», присущих родителям.
С помощью игр с явной гендерной направленностью вырастит культура поведения и общения детей, мальчики станут более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети станут оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности, научатся понимать и уважать друг друга, выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.
Список литературы:
1. Мухоморина Л. А. «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста» Л.А. Мухоморина - с. Крымское уч. гос. издательство 2001г. (стр. 92),
2.Третьякова А. С. «Мальчик и девочка» А.С Третьякова - «Семья и школа» №2 1995г.
1. Абраменкова В.В. «Развитие гуманных отношений ребенка и социальной психологии о детстве» В.В. Абраменкова - 1986г. №4 (стр. 273).
2. Репина Т.А. «Анализ теории половой социализации в современной западной психологии», Т.А. Репина 1987 №2 (стр. 158- 165), «Вопросы психологии».
3. Мухоморина Л. А. «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста» Л.А. Мухоморина - с. Крымское уч. гос. издательство 2001г. (стр. 92),
4. Артемова Л. В. «Социализация ребенка в семье»Л. В. Артемова - 2004г. Д/в №3.
5.Третьякова А. С. «Мальчик и девочка» А.С Третьякова -«Семья и школа» №2 1995г.
Актуальность и новизна заключается в создании игрового комплекса, в котором собраны все виды детских игр, отвечающих за развитие и формирование качеств личности ребенка, в соответствии не только с его возрастом, но и половой принадлежностью.
Для детей старшего дошкольного возраста диапазон игры «Семья» расширяется такими играми; «Семья в походе», «Семья в зоопарке», «Семья в театре» и т.д., развивая взаимоотношения между членами семьи в окружающей действительности. В таких играх как «Путешествие в страну мальчиков и девочек», «Путешествие по горной тропе» мальчики оказывают поддержку девочкам, выполняют поручения, требующие физических усилий. Закаливание мальчиков-дошкольников настоящими мужскими трудностями, о необходимости которых писал В.А. Сухомлинский, еще им не доступны, а военные игры предоставляют богатейшие возможности для того, чтобы ребенок почувствовал себя сильным, смелым, отважным и благородным. Это такие игры как: «Русские богатыри», «Космическая экспедиция», «Военные учения», «Морской десант», «Спасатели». Активизацией этих игр способствует и художественная литература и трагические события в жизни (землетрясение, пожар).
В работе по формированию основ женственности, ориентировка идет на такие качества, как заботливость, чуткость, любовь, преданность, скромность. Для этого создавался специальный цикл игр, таких как: «Спящая красавица», «Марья-искусница», «Праздник именинников», «Мама», « В семье появился малыш».
Полученные представления закрепляются в таких дидактических играх как «Защитим девочек», «Заботимся о мальчиках», «Кому, что нужно для работы», «Поможем Золушке собраться на балл», «Расскажем Незнайке, как испечь блины», «Поможем Самоделкину починить машину», «Расскажем Почемучке, как сделать хорошие снимки». Методика таких игр предусматривает использование игрового персонажа, которому требовалась помощь детей в осуществлении трудового процесса.
Также применимы игры драматизации: «Мама, бабушка и я», «Что делают наши мамы и папы», «Маленькие помощники», «Едем мы друзья в дальние края», «Мишка-отгадчик», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Узнай себя», «Добрый день». В этих играх девочки овладевают опытом женского поведения, мальчики выполняют действия, связанные с применением физической силы.
Накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, и в играх, традициях, обрядах способствует овладению ребенком ценностям, способами полоролевого поведения. С этой целью собраны такие игры как: «Дети в крестьянской семье», «Семейные традиции», «Праздник пасхи».
15