Выступление на педсовете Гендерный подход в обучении истории и обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дивеевская средняя общеобразовательная школа»
Школьное методическое объединение
учителей истории и обществознания
выступление на педсовете на тему
Гендерный подход
в обучении истории и обществознания.
Автор: Утина Светлана Анатольевна,
руководитель ШМО,
учитель истории высшей кв. категории.
Дивеево, 12.01.2016 г.
Представьте себе, как учитель заходит в класс, его приветствуют ученики. И с первых минут урока начинается активная деятельность. Проверка, домашнего задания, актуализация знаний, объяснение нового материала и его закрепление, и, наконец, новое домашнее задание. Это обычный ход обычного урока.
За 45 минут учитель обязан успеть выполнить все пункты. Но успеют ли все ученики, вот в чем вопрос. Здесь играют роль многие факторы, но есть один фактор, который актуален во всех классах – это гендер, пол ученика. Большие изменения произошли в нашей жизни в последнее время: изменились запросы общества. Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, свои взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Поэтому учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся.
Целью истории является показ того, как мужчины и женщины во всем их многогранном взаимодействии конструируют и изменяют мир. Потому что мир строится и изменяется и мужчинами, и женщинами. Внедрение «гендерной концепции» в нашу жизнь, становится актуальным, т.к. меняется роль женщины:
в семье (главой семьи является и мужчина и женщина; сидит с ребенком и тот и другой),
в обществе (движение по социальной лестнице, в политике, бизнесе и т. д.),
А раз меняется роль, нужно учить умению отстаивать свою позицию. Надо учить на ярких примерах, а история имеет огромное количество таких примеров. На сегодняшний день главным источником исторических знаний школьников по-прежнему остается учебник, и по тому, насколько в нем представлена гендерная составляющая, можно заключить и о гендерной направленности общеобразовательного курса истории в целом. Насколько в современных учебниках истории России отражен гендерный подход?
В качестве материала исследования были избраны школьные учебники по истории России для старших классов: В.И. Буганова, П.Н. Зырянова для 10 класса «История России конец XVII-XIX» (издательство «Просвещение», 2002-2003); Н.И Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовской для 10 класса «История России XVII-XIX» (издательство «Дрофа», 2002); В.П. Островского, А.И. Уткина для 11 класса «История России ХХ век» (издательство «Дрофа», 2002); Н.В. Загладина, С.И. Козленко, С.Т. Минакова, Ю.А. Петрова для 11 класса «История Отечества ХХ- начало ХХI века». Вопрос исследования : «Насколько в изложении учебного материала отражен женский/мужской опыт (что означало быть женщиной/мужчиной в определенный исторический период и при определенном социальном статусе), а также развитие отношений между полами?»
Результаты исследования показали, что женщины упоминаются и описываются в анализируемых учебниках гораздо реже, только в том случае, если они вели себя по-мужски – правили странами, воевали, создавали научные теории. Например, авторы освещают события, связанные с государственной деятельностью царевны Софьи, Екатерины I, Анны Иоанновны, Анны Леопольдовны, Елизаветы Петровны, Екатерины II.
Но в изложении «женской» истории акцентируется внимание на то, что действия исторических героинь не были полностью самостоятельны, за ними стояли настоящие творцы истории – мужчины. Например, в главе о дворцовых переворотах (учебник В.И. Буганова, Н.П. Зырянова) правление Екатерины I характеризуется следующим образом: «Волей гвардии бывшая портомоя из Лифляндии стала русской самодержицей. Воцарение Екатерины I – первый из серии дворцовых переворотов богатого на них столетия. Неспособность к государственным делам Екатерины I, женщины, по словам Щербатова, «слабой и роскошной», вызвала к жизни Тайный совет». Подобная характеристика Екатерины I даётся в учебнике Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовской: «Неграмотная, слабовольная, но добрая женщина, бывшая прачка, многократно выручала из беды проворовавшихся или проштрафившихся вельмож от гнева сурового на расправу супруга».
Надо признать, что Екатерина I действительно не проявила себя как великая государственная правительница, и в этом качестве их характеристика справедлива. Однако создается впечатление, что причину этого авторы учебников видят не столько в их личностных качествах, сколько в том, что они – женщины.
В разделе о елизаветинской эпохе В.И. Буганов констатирует: «Елизавета Петровна, женщина веселая, весьма склонная к празднествам и прочим удовольствиям, правительственные дела препоручила министрам, в первую очередь – фаворитам»
Таким образом, у учащихся складывается представление, что главными действующими лицами в истории России были мужчины, даже тогда, когда они стояли в тени великих правительниц, в государственной деятельности которых всегда присутствовал изъян – их женская, «слабая» сущность. Но как же тот факт, что при Елизавете Петровне была отменена смертная казнь, ее как миролюбивую и щедрую правительницу воспевает в своих одах М.В. Ломоносов. Екатерина II, кстати, возглавившая заговор против своего слабохарактерного и бездарного в государственном отношении мужа Петра III (что свидетельствует об отсутствии половых характеристик у политической несостоятельности), известна как просвещенная императрица, проведшая ряд важных реформ, руководившая империей в годы великих побед и сильно повлиявшая на судьбу своего сына Павла и внука Александра.
Таким образом, в анализируемых учебниках опыт участия в истории мужчин и женщин оценен недостаточно разносторонне и объективно.
Задача учителя: дать объективные знания о роли и месте женщины в истории России и научить учеников критически подходить к истории и истории и историческому факту.
Традиционно считается, что политика является той сферой общественной деятельности, где доминирует мужчина. Чем вызвана такая ситуация? Может ли женщина быть успешной в политической сфере? И может ли быть эффективной политика, проводимая женщиной – руководителем? Нужны ли вообще женщины во власти? В последние годы эти и другие вопросы приобретают особое значение. Поэтому эти аспекты изучения политической сферы жизни общества являются актуальными и дискуссионными.
Вопросы, касающиеся строения семьи. В данной сфере специфическим образом преломились особенности культур и религий, приняв форму тех или иных характерных обычаев. Поэтому при изучении темы «Семья» рассматриваются следующие аспекты: семья как малая группа, брак и развод, неполная семья, межличностные отношения в семье, психологический климат в семье, этика семейных отношений, семейный долг, забота о членах семьи, отношения между поколениями.
Приемы и методы работы на уроках с мальчиками
Мальчикам нужен высокий темп подачи материала с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации. Обязательным является разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач с большим количеством логических заданий и минимальным повторением пройденного материала. Необходимо использовать групповые формы работы с обязательной сменой лидера.
Приемы и методы работы на уроках с девочками
Девочкам необходим размеренный темп урока и предъявление нового материала с достаточным количеством повторений для лучшего его усвоения.
Положительная эмоциональная окрашенность подачи нового материала необходима как для девочек, так и для мальчиков, но в другой последовательности: от эмоционального восприятия материала к его логическому осмыслению.
Смешанный класс представляет собой модель общества, где мальчикам и девочкам приходится общаться, договариваться, совместно принимать решения, что невозможно осуществить при раздельном обучении и учитывая гендерные особенности учеников, мы сможем улучшить качество обучения.