Статья дифференцированный подход на уроках физической культуры
Дифференцированный подход на уроках физической культуры.
Программное содержание предмета физическая культура рассчитано на определенную возрастную группу детей, что облегчает дифференциацию содержания уроков физической культуры по возрасту. Но при этом, хотелось бы отметить, что в классах находятся дети разного возраста. Следовательно, на одном занятии необходимо реализовать программное содержание двух и более возрастов. Это особенно проявляется при сдаче нормативов и выполнении контрольных заданий. Поэтому, оценивая детей, я обязательно делаю, акцент на возраст ребенка.
Дифференциация по половому признаку предусмотрена технологией программы Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». Это отмечается в десятой заповеди «Через движение и игру – к формированию человека Будущего». А если он предусмотрен для детей дошкольного возраста, то почему его нельзя применить в школе. Тем более, что, чем старше дети, тем больше они нуждаются в разграничении заданий, отдельно для мальчиков, отдельно для девочек. Уровень двигательного развития учащихся является еще одним направлением дифференциации содержания занятия и регулирования уровня нагрузки на организм учащегося. Основанием для данного направления работы являются результаты проведения тестовых заданий. По итогам диагностики формируются группы двигательного развития (высокий, средний, низкий уровень). Для создания ситуации успеха всех детей на занятиях использую разноуровневые задания. Для работы в группах (от 4-6 человек), использую задания общеразвивающего и специального характера, каждый ученик выполняет свои функции, но конечный результат зависит от усилий всех членов группы.
Один из методов, в группе обязательно должен быть 1 сильный, 1 слабый и 1 ученик среднего уровня. Сильный учащийся может быть в роли наставника для остальных, но не всегда это срабатывает так, как из-за излишней уверенности он иной раз оказывается в роли слабого ученика, так как не считает нужным делиться своим опытом, или пытается все взять в свои руки и торопясь делает очень много ошибок или не может довести дело до конца так, как недооценил значение помощи своей группы. Другой способ дифференциации когда все группы распределены по признаку двигательной одаренности то есть, одна группа сильная, вторая группа средняя, третья группа слабая. Конечно деление на группы условное и не является догмой.
Хотелось бы отметить, что все направления дифференциации двигательной нагрузки взаимопроникают друг в друга и практически не встречаются в чистом виде. Поэтому на занятиях зачастую проводится комплексная дифференциация. И наиболее легкий способ реализовать это использование метода круговой тренировки, позволяющий включить одновременно в занятие всех детей. С учетом индивидуального задания на отдельном участке зала «спортивной станции».
В работе с учащимися 9-10 классов, в подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия учащихся, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся дифференцирую задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих низкие, или высокие результаты. При работе с юношами я подбираю определённый вид силовых упражнений, так как у юношей физиологически быстро увеличивается мышечная масса, эластичность мышц и их нервная регуляция находится на оптимальном уровне, опорно-двигательный аппарат способен выдержать значительные нагрузки. Эффект от занятий физической культурой в данном случае акробатикой несравнимо увеличивается в тех случаях, когда физические упражнения сочетаются с самовнушением. Сознание стимулирует биоритмы мозга, а тот отдает приказы всему телу. Поэтому я всегда поддерживаю в учениках веру в свои силы и результат. Исходя из этого, использую технологию программирования результата, учу своих учеников анализировать свое физическое развитие, делать выводы, оценивать результат и ставить новые задачи.