Презентация Изобразительно-выразительные средства языка.Тайны метафоры
Тайны метафоры МБОУ «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» МО «Выборгский район» Ленинградской области Автор: учитель I квалификационной категории Ртищева В.Г. Тропы: Какие тропы вы знаете? Что означает термин «изобразительно-выразительные средства языка»? -изображают ;-рисуют словами картины жизни;-отличают один предмет от другого; -передают отношение, чувства автора. Так что же они выражают? Мы называем средствами художественной выразительности Прочитайте стихотворение Ф.Тютчева так, чтобы мы могли эту зиму увидеть, представить Читай… с чувством, с толком, с расстановкойЗнание текста.Понимание смысла.Темп, интонация, паузы.Выделение тропов при чтении. Работа воображения (мы представляем картину…).Передача настроения. Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою,Неподвижно, немою,Чудной жизнью он блестит.И стоит он околдован, - Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛегкой цепью пуховой…Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет,Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. Какой образ помогает нам увидеть картину безмолвия, тишины, зимнего величия уснувшего леса? Используйте подсказки:Эпитет с определяемым словом.Порядок слов – обратный.Подразумевается сравнение, но отсутствует союз КАК.Можно нарисовать картину: снежные узоры, как цепь.«Ц е п ь ю п у х о в о й…» МЕТАФОРА Скрытое сравнение.Основа – переносное значение слова.Уподобление по сходству. Попытаемся расшифровать секреты волшебства поэтической речи: Красною кистьюРябина зажглась.Падали листья,Я родилась.Спорили сотни Колоколов.День был субботний:Иоанн Богослов.Мне и доныне Хочется грызтьЖаркой рябиныГорькую кисть.М.Цветаева Как передать смену чувств при чтении этого стихотворения? Варианты толкований: Символ любви к жизни. Символ испытаний, тревог, преодолений.Символ пути. Примеры метафор: существительное:утро годав багрец и золото одетые лесаприлагательноезолотые рукизолотое сердцеглаголблистать эрудициейрябина зажглась Выразительная сила метафоры: Подчеркивает самый существенный признак;Создает индивидуальный образ;Производит эмоциональный эффект;Требует духовного усилия, воображения, работы ума. Зимний деньМороз и солнце! Под ногами скрипит … снег. Украсил … веточку … снегирь. В воздухе мелькают … снежинки. … иней опушил … березку, словно … . Впереди Новый год – праздник … . Введите в текст тропы, конкретизирующие , создающие картину: Мороз и солнце! Под ногами скрипит, как песенку поет, снег. Украсил изящную веточку новогодней игрушкой красногрудый снегирь. В воздухе мелькают пушистые снежинки. Серебристый иней опушил есенинскую березку, словно невесту. Впереди Новый год – праздник детства и зимних забав. КАКУЮ МЕТАФОРУ МОЖНО СЧИТАТЬ УДАЧНОЙ?-ЕСЛИ ПОМОГАЕТ УВИДЕТЬ ПРЕДМЕТ;-ЕСЛИ СОЗДАЕТ НАСТРОЕНИЕ;-ЕСЛИ ПЕРЕДАЕТ ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЗАРАЖАЕТ ИМ;-ЕСЛИ ЗАПОМИНАЕТСЯ И УДИВЛЯЕТ;-ЕСЛИ ОНА ПОМОГАЕТ ВЗГЛЯНУТЬ НА ПРЕДМЕТ ПО-НОВОМУ. Подведем итоги Домашнее задание Выучить стихотворение М.Цветаевой наизусть. Составить монологический ответ о метафоре.