Исследовательская работа Выпускники Воронежской духовной семинарии в Грибановском районе


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕРХНЕКАРАЧАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ГРИБАНОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
Краеведческий конкурс «Край Воронежский Православный»
Исследовательская работа
«Выпускники Воронежской православной духовной семинарии и Грибановский район»
Выполнил: Поспелов Владимир, обучающийся VIII класса муниципального казенного учреждения Верхнекарачанской средней общеобразовательной школы Грибановского района Воронежской области,
тел. 8-919-189-65-54
Научный руководитель: Лутовинова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы муниципального казенного учреждения Верхнекарачанской средней общеобразовательной школы Грибановского района Воронежской области, тел. 8-905-050-623
ВЕРХНИЙ КАРАЧАН
2013 ГОД
Содержание
Введение……………………………………………………………….. 3
Воронежская Православная Духовная семинария (1745-2013гг.)…. 4
Грибановка православная…………………………………………….. 7
Заключение…………………………………………………………….. 10
Приложение……………………………………………………………. 11
Литература и источники……………………………………………… 21

Введение
«Я хотел бы, чтобы семинария воспитывала, прежде всего, честных, смелых, здоровых, сильных, открытых людей, которые не боялись бы никаких трудностей, шли в мир и проповедовали Христа в миру. Нужно, чтобы ребята были патриотами, любили церковь до самозабвения, чтобы сделав однажды шаг, никогда не повернули вспять. Наша духовная школа должна быть образцовой в системе образования Русской Православной Церкви. Мне хотелось бы, чтобы священнослужитель, окончивший Воронежскую семинарию, был достаточно воцерковлен и подготовлен богословски, понимал всю святость и ответственность своего служения в деле возрождения человеческой души. Каждый священник, который приводит человека к Богу и Святой Чаше, является бесценной жемчужиной. Я был бы счастлив, если бы все, окончившие семинарию, понимали и помнили это, - такими словами Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия открывается красочный и содержательный буклет «Воронежская православная духовная семинария: история и современность». Он был выпущен к 15-летию первого выпуска возрожденной семинарии. В этом, 2013 году, отмечается 20 лет этого события.
В содержание работы включены краткий обзор истории семинарии, личные впечатления от экскурсии в это учебное учреждение, рассказ о выпускниках этого старейшего учебного заведения города Воронежа. Но не обо всех, безусловно, и не про самых знаменитых. Так как конкурс, на который представлено исследование, является краеведческим, работа посвящена только тем, чья судьба связана с Грибановским районом, то есть с местом, где я родился, живу и учусь.

Воронежская православная духовная семинария (1745-2013гг.)
Первый шаг в исследовании – изучение истории семинарии. Сведения об этом можно найти и в книгах «История Воронежской семинарии» Никольского П.В. и «Школы и просвещение Воронежского края в XVIII веке» Ю.В. Пыльнева и С.А. Рогачева. Большой материал расположен на официальном интернет-сайте Воронежской Православной семинарии. Очень подробно, с уникальными фотографиями, иллюстрирующими этапы ее развития, рассказывает юбилейный буклет, выпущенный к 15-летию возрождения. Во всех этих источниках очень подробно освещена история семинарии в разные периоды: XVIII век, дореволюционный период, возрождение и новейший период. Фактов, цифр, имен, документов приведено огромное количество. Не имеет смысла все это сейчас перечислять. Остановимся лишь на фактах, привлекших мое внимание.
«Пр. Феофилакт 31 мая 1745 года издал указ об учреждении Воронежской семинарии. 8 июня 1745 г. этот указ был разослан по Воронежской епархии. Вслед за этим началось приведение указа в исполнение…Пока собраны были ученики и заготовлены для них книги, то семинарское учение не могло прежде начато быть, как с февраля 1746 г. Это мнение подтверждается тем, что самые ранние (конечно, из сохранившихся) донесения об учениках семинарии учителя Л. Стасевича относятся к февралю 1746 года.Таким образом, начало исторического существования Воронежской семинарии может определяться двумя хронологическими датами: 31 мая 1745 г. или февраль 1746 г.», - отмечает в своей книге П.В.Никольский. Эта дата начинает отсчет жизни духовной семинарии. Далее читаю, что принимали туда детей духовенства, и тут же интересный факт: родители с неохотой отдавали своих детей учиться. Казалось бы, дети продолжают дело родителей, и это хорошо. В чем же дело? Наверное, в том, что система образования подражала западному, да и нежелание родителей на целых шесть лет расставаться с детьми можно понять. Из этих же источников можно узнать о содержании образования, т.е. чему учили, о сроках, ступенях обучения. Семь классов: аналогия, инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, богословие - составляли учебный курс семинарии.
Есть в истории семинарии и объяснение ее местонахождения. Духовная консистория обратилась в губернскую канцелярию: «Надлежит построить особый училищный дом, как Духовным регламентом велено, не в городе, но в стороне, на веселом месте, удобном, где несть народного шума, ниже частыя оказии, которыя обычно мешают учению, и построить дом образцом монастыря пространством и житием, где подобает быть церкви, аптеке и доктору, и построить в семинарии несколько жилья и для гуляния семинаристам развести сады». Так и появился на Чижовском холме семинарский корпус, который затем сгорел и был воссоздан только благодаря святителю Тихону Задонскому, епископу Воронежскому и Елецкому. Его дело затем продолжили епископы Иннокентий и Мефодий. Конец 18 – начало 19 века в истории семинарии связаны с именем известного русского историка, библиографа, первого воронежского ученого-краеведа Евфимия Алексеевича Болховитинова. Не менее известен и историк Павел Васильевич Никольский, чье имя уже связывают с 19 веком. Он пишет о требованиях к семинаристам, и, на мой взгляд, соответствовать им было совсем не просто. Это и умение составлять речи на богословские темы на русском и латинском языке, чтение и перевод богословских книг, изложение своих мыслей на публичных диспутах.
По фотографиям, помещенных в юбилейном буклете можно составить представление и о быте учащихся семинарии. Строгая, аскетическая обстановка: одинаковые кровати, скамьи, белье, никаких лишних вещей в спальнях, в столовой, все только самое необходимое. Судя по другим фотографиям, где запечатлены оркестр народных инструментов, семинарский хор, симфонический оркестр, физический кабинет, астрономическая обсерватория и даже электрическая станция, складывается впечатление, что воспитанники получали довольно разностороннее образование. И все-таки усиление светского характера обучения беспокоило руководство семинарии. Наступает время вольнодумства и даже анархии в стране (1905-1917гг). Затрагивает это и церковное образование. Однако Воронежская семинария была одной из немногих в стране, которой удалось избежать активного участия воспитанников в революционных событиях. И в этом, безусловно, сыграли свою роль преподаватели, их личный авторитет, подвижничество и бесстрашие. Первая мировая война и революционные события обрывают традицию духовного образования в Воронеже.
За этот период семинария взрастила немало церковно- и священнослужителей, выдающихся деятелей Российского государства, священномучеников, новомучеников, ученых-богословов. Оказывается, были среди выпускников светские ученые и специалисты, деятели российской культуры. Такие, как поэт И.С. Никитин, литературовед А.М. Путинцев, врачи О.И. Рудинский и В.В.Пашутин, депутат 3-й Государственной Думы С.А.Петровский.
1918 год стал годом закрытия. Началась новая страница в истории Русской Православной Церкви. Болгария, Финляндия, Прага, Сербия, Австралия и Новая Зеландия – такова неполная география подвижничества преподавателей и выпускников Воронежской семинарии.
Только в 1993 определением Священного Синода Русской Православной Церкви и трудами митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия духовная школа была возрождена. Старые фото вполне передают трудности этого периода. И вот в 1995 году уже состоялся первый выпуск в возрожденной духовной школе, а через два года определением Священного Синода от 17 июля 1997 года училище было преобразовано в четырехлетнюю Воронежскую духовную семинарию, ставшую преемницей традиций дореволюционной школы.
В настоящее время Воронежская Православная Духовная Семинария - высшее духовное учебное заведение Воронежской и Борисоглебской епархии Московского Патриархата, осуществляющее подготовку священнослужителей и церковнослужителей Русской Православной Церкви согласно Церковному образовательному стандарту высшего духовного образования. Она  включает четыре структурных подразделения: собственно семинария (срок обучения 5 лет), Регентское отделение (срок обучения 4 года), Иконописное отделение (срок обучения 4 года) и заочное отделение, при котором действуют курсы повышения квалификации духовенства.
После изучения литературы и источников, рассказывающих о семинарии, исследование продолжилось в стенах самого учебного заведения, где 21 ноября побывала делегация Верхнекарачанской школы Грибановского района. 
Экскурсия началась с посещения Успенского храма, находящегося на территории семинарии. Ее провел студент третьего курса. Его рассказ, немного торопливый, но очень содержательный,включал в себя все самые основные моменты истории семинарии, жизни ее воспитанников и преподавателей. Требовательность, дисциплина и в то же время смирение и благодарность – вот что, на мой взгляд, показалось самым главным в атмосфере этого «духовного дома». Делегация побывала в студенческой трапезной, в аудитории регентского отделения, в иконописной мастерской, в вестибюле второго этажа, в кабинете руководителя издательского отдела. Все, что было увидено и услышано, показывало: учиться здесь очень непросто. С одной стороны, жизни семинарии не чужды современные новшества, с другой, главное – это подготовка к общению с Богом, «воспитание всей святости и ответственности своего служения».
В настоящее время, как и раньше, не все выпускники становятся священнослужителями. Есть среди них и светские люди.
По возвращении делегация краеведческого кружка Верхнекарачанской школы продолжила свое исследование, знакомясь с выпускниками семинарии, связавшими свою жизнь и судьбу с Грибановским районом.

Грибановка православная
В этой главе будет рассказано о том, что связывает Воронежскую православную духовную семинарию и Грибановский край.
Сначала была изучена информация о православных храмах, находящихся на территории Грибановского района. Всего их – 17, из них 5 находится на территории монастыря Серафима Саровского (село Новомакарово). Не все из семнадцати храмов действующие, многие еще не отреставрированы полностью. Каждый из них неповторим по своей архитектуре. В четырех – служат выпускники Воронежской духовной семинарии.
Церковь Богоявления. Расположена в центре села во внутриквартальном пространстве и довольно плотно окружена современными торговыми зданиями. Это очень крупная кирпичная церковь, построена в 1899 г. в русском стиле. Клириком в ней служит отец Виктор (выпускник заочного отделения Воронежской духовной семинарии 2003 года).
18 сентября в Верхнекарачанском Доме культуры проходила акция «Белый цветок». Одним из ее участников был отец Виктор. Его проповедь, идея которой заключена в фразе «Спешите творить добро», была обращена к детям, учителям, родителям, жителям села. После этого он исполнил под гитару песню «Святые жены России». Зал слушал звуки голоса и гитары в полной тишине. Одной из целей и задач семинарии записано участие в благотворительных программах и мероприятиях. Думается, что присутствие отца Виктора в Верхнекарачанском сельском Доме культуры во время проведения этой акции придало ей больше значительности и важности.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Расположен на взгорье в самом центре села Малая Грибановка. Жемчужина церковного зодчества, памятник архитектуры. Его история начинается в 1892 году. Прежде чем приступить к строительству, местный помещик и заводчик Василий Хренников, на средства которого сооружена церковь, послал по святым местам ходоков, чтобы те отобрали все самое лучшее для сооружения храма. Архитектура здания напоминает храм Христа Спасителя в Москве. Для росписи были приглашены самые лучшие мастера. Руководил работами монах Василий, который жил в лесу, на переправе через реку Ворона. Ему, как могли, помогали местные жители. По словам, местных старожилов, служба в храме начиналась и заканчивалась звонким колокольным звоном. «После войны храм был открыт и освящен заново. Жизнь в приходе возродилась. Храм опять наполнился прихожанами. Потянулись к духовному светильнику боголюбивые души из соседних деревень, вспоминает самая пожилая женщина села Валентина Кученкова. - В праздник Пасхи паломники заполняли всю площадь перед храмом. Но постепенно, к 70-м годам, приход стал беднеть». Сейчас непростая задача сохранить и возродить храм лежит на плечах отца Александра (он еще учится на заочном отделении Воронежской духовной семинарии). Он уверен, что храм, сохранившийся по воле Божией, напоминает о былой святости и величии Руси. Местные прихожане помогают своими пожертвованиями хоть как-то поддерживать его. Не остались равнодушными к судьбе храма и местные знаменитые артисты – народный ансамбль «Сельские зори» под руководством заслуженного работника культуры А.Н. Ванюкова. Накануне празднования Дня согласия и примирения они дали благотворительный концерт, средства от которого пошли на реставрацию этого величественного и красивого храма.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Село Листопадовка. Первое поселение (на месте нынешнего) возникло в конце XVII века. Село несколько раз переименовывалось. До 1917 года оно называлось Макарово и имело два храма – Михайло-Архангельский и Покровский. В 1937 году обе церкви были закрыты. И только в годы перестройки сельчане вновь обрели Дом Божий. Выстроенный заново по желанию трех братьев, родившихся в Листопадовке, а проживающих потом в Москве, Покровский храм был освящен в 2003 . Он украсил внешний вид села. В нем регулярно совершаются богослужения. При Приходе имеются: воскресная школа и библиотека духовной литературы. На вопрос, «Какие глобальные проблемы ставит перед вами ваше руководство?», отец Алексей, настоятель храма (выпускник Воронежской духовной семинарии 2005 года) ответил: «Главное донести слово Божье и дела его до прихожан». Добросердечие, отзывчивость, приветливость этого человека покорили всю нашу делегацию.
Церковь Михаила Архангела. Расположена в центре села Средний Карачан на возвышенной открытой площади. Первая деревянная церковь здесь была построена в 1856 г. Нынешняя крупная кирпичная церковь в русском стиле построена в 1897 г. Декор церкви насыщен кирпичными деталями, напоминая узорочье церквей 17 в. В 1937 году во время гонения на православие приход Михайло-Архангельского храма был закрыт, церковная утварь разграблена, а здание превращено в колхозный склад. Ненадолго храм открывался, и богослужения в нем совершались с 1945 по 1960 гг. В эти годы в приходе совершали свой монашеский подвиг инокини, изгнанные воинствующими атеистами из Таволжанского монастыря Новохоперского уезда. Регулярные же богослужения начались лишь в 1996 году.     В первые годы Советской власти в этом храме совершал свое служение священник Феодор Богоявленский. В 1937 году он был репрессирован и расстрелян в городе Борисоглебске. Священномученик Феодор Богоявленский Поместным Собором Русской Православной Церкви в 2002 году причислен к лику святых. В настоящее время в храме имеется икона мученика Феодора Богоявленского. Настоятелем храма, по нашим сведениям, является отец Владимир (также выпускник Воронежской духовной семинарии). Но, к сожалению, встретиться с ним не получилось.
Так как трое собеседников окончили заочное отделение, я нашел в журнале «Образ жизни» статью об этом виде духовного образования А.Р. Курлыкина, заведующего заочным отделением ВПДС. Вот что он пишет:
«Воронежское духовное епархиальное училище предоставило возможность клирикам и некоторым мирянам епархии проходить курс духовного образования заочно в 1994 оду, а в 1996 – при училище был официально создан Сектор заочного обучения. Это стало требованием времени, так как к концу XX века Русская Православная Церковь получила свободу действий и развития. Духовная жажда населения и огромная нехватка священнослужителей вынуждала архиереев рукополагать пастырей, у которых зачастую не было реальной возможности получить необходимое образование в духовных школах… Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий неоднократно в своих докладах отмечал важность духовного образования для будущих пастырей: «…Слава богу, сейчас стало больше ставленников из духовной школы. И я спокойно возлагаю руку на их главы, потому что вижу – люди пришли искренние, понимающие сущность служения… Семинария – это наше будущее».
Остается добавить, что Верхнекарачанская школа тоже связана с духовной семинарией двумя тоненькими ниточками. Ее выпускники стали воспитанниками и выпускниками семинарии. Это Зудилина Мария, выпускница регентского отделения, и Алексей Ботвинков, выпускник богословского отделения.

Заключение
Исследование подошло к своему завершению. Оно позволило прикоснуться к огромной части жизни общества, в котором я живу. К той части, что для меня была скрытой, непонятной, но чем-то все-таки притягательной. В ходе работы пришлось столкнуться со многими незнакомыми понятиями. Из них составлен словарь. Работая над темой, я получил возможность познакомиться с удивительными и загадочными, в какой-то мере, для меня людьми – священнослужителями. Сколько интересных, удивительных фактов узнал я о своем родном крае, изучая литературу, необходимую для более полного погружения в историю вопроса. Я думаю, что семинария может с гордостью говорить о своих выпускниках, живущих в Грибановском районе. Ведь и от них, живущих в маленьких селах Воронежской области, зависит сохранение православных традиций, нравственное воспитание школьников.
Приходят на память слова Высокопреосвященнешего митрополита Сергия, который, обращаясь с архипастырским словом к выпускникам 2005 года, сказал: «Каждый выпуск семинарии – это своего рода этап духовного развития не только духовной школы, и епархии, но и Церкви в целом. Где бы Господь ни благословил вам трудиться – в Воронеже, районном центре или захолустной деревеньке, вас везде будут ждать люди, и поэтому вам нужно относиться очень серьезно к вашему служению. Вы должны в первую очередь возгревать в себе дар веры, жить Священным Писанием, Евангелием, молитвой, пребывать в постоянном делании творческом, пастырском».

Приложение

Успенский храм на территории Воронежской духовной семинарии

В студенческой трапезной

В мастерской иконописного отделения

Делегация Верхнекарачанской школы в гостях у руководителяинформационно-технического отдела семинарии Ю.А. Никитина


Богоявленская церковь. Пгт. Грибановский

Отец Виктор (Федосов), клирик Богоявленского храма на концерте в Верхнекарачанском Доме культуры, посвященном акции «Белый цветок»
Святые жены России
Сл. О. Чернышевой Муз. Отца Виктора (Федосова)
1.Святые жены России - старинные имена,
Половская Ефросинья, Александра Дивеевская.
Смирные да простые в монастырях и в миру,
Марфы, Матроны, Марии, вынянчившие Русь.
Что ни работа – с молитвой, слезы как жемчуга,
Платом иль шалью покрыта - каждая мне дорога.
Что ни забота – о ближнем, каждый ребенок, как свой,
Каждое поле ухожено, каждый рушник цветной.
Припев.Над землею российскою синева расцвела,
Чистым взглядом лучистым прямо в сердце вошла.
Снова радость пасхальная из души полилась.
Мироносицы русские, молите Бога о нас!
2.Святые жены России - судьбы на все времена,
Что ни крестьянка, то старица, что ни сестра, то княжна.
Чистой своей красотою, наклоном одним головы
Русских мужчин склоняли на милосердие вы.
Строгие и величавые, милые и родные,
Сколько святынь нам оставили, скольких детей возрастили!
Припев тот же.
3.Святые жены России - светлые имена,
Материнских молитв ваших сила нас грешных сапасет от зла.
Строгие, величавые, милые и родные
Сколько святынь нам оставили, скольких детей возрастили!
Припев тот же



Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Село Малая Грибановка Грибановского района


Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Листопадовка Грибановского района.


Воспитанник Воронежской духовной семинарии Алексей Сафонов.

Отец Алексей, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Листопадовка

Краеведы Верхнекарачанской школы в храме села Листопадовка

Отец Алексей (Сафонов) среди выпускников 2005 года


Церковь Святого Михаила Архангела в селе Средний Карачан Грибановского района

Словарь
Воцерковление- это изменение образа жизни таким образом, чтобы в полной мере воспользоваться помощью Матери-Церкви, созданной Господом нашим Иисусом Христом, для достижения основной цели земной жизни человека - обретения Царствия Божиего в своей душе. Это и называется спасением души. Клирик - м. (церк.). Лицо, принадлежащее к клиру.
Консистория - консистории, ж. (латин. consistorium) (церк. дореволюц.). Учреждение при епархиальном архиерее с административными и судебными функциями. В дореволюционной России бракоразводные дела были подчинены консистории.
Митрополит - митрополита, м. (греч. metropolites) (церк.). Высшее званиеправославных епископов.
Новомученик-а; м.Церк. Канонизированный русской православной церковью святой, претерпевший мучения за веру в двадцатом веке.http://enc-dic.com
Подвижничество - подвижничества, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Образ жизни подвижника (см. подвижник в 1 знач.; церк.). 2. перен. Самоотверженная деятельность, героизм и самопожертвование в работе.
Послушание- обязанность, которая возлагается на каждого монаха, а также в монастырях:специальная работа, назначаемая в искупление греха, проступка.
Прихо́д (греч. παροικία (от греч. παρά — «близ» и греч. οἶκος — «дом») — «пребывание чужеземцем без прав гражданина, поздн.»; «пребывание на чужбине», новозаветное словоупотребление) — церковный округ населения, имеющий свой особый храм с причтом...
Священномученик - (гр. agiomartus, лат. sanctusmartyr), мученик, принадлежащий к священному чину (священническому или епископскому).
Свяще́нныйсино́дРу́сскойправосла́внойце́ркви (греч.Σύνοδος — «собрание», «собор») — согласно действующему уставу РПЦ, высший «орган управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». В синодальный периодСвятейший Правительствующий Синод (см. соответствующий раздел ниже) был высшим государственным органом церковно-административной власти в Российской империи.

Литература и источники
Воронежская Православная Духовная семинария. История и современность. Воронеж, 2008 – 33 с.
Знамя труда. Газета Грибановского района Воронежской области. № 105 (10814), от 12 ноября 2013 года
Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч. ред. Б.Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008 – 384 с.
Никольский П.В. История Воронежской Семинарии
Новомученики и исповедники Воронежского края. Часть I. // сост. К.Рева. - Воронеж: Редколлегия Студенческого совета ВПДС, 2010. - С.18-19
Образ жизни. Издание Воронежской Православной Духовной семинарии. №2 (16), 2013
Ю.В. Пыльнев. История народного образования Воронежского края (конец - начало XX века): монография/Ю.В. Пыльнев; ред. М.Д.Карпачев. Калининград: Аксиос, 2012 – 728 с.
Ю.В. Пыльнев, С.А. Рогачев. Школы и просвещение Воронежского края в XVIII веке. Воронеж: «Квадрат», 1997. – 88 с.
Интернет-источникиsobory.ruhttp://ru.wikipedia.org/wiki
http://ru.wikipedia.org
http://www.slovarus.ru
http://slovarsbor.ruhttp://otvet.mail.ruhttp://www.slovopedia.comhttp://www.vpds.ruhttp://www.panino.prihod.ru