Разработка урока литературы на тему : Музафар Алимбаев Назидание Аксакала


Литературное чтение 3-2-15
Дата «___»_______ ____ г Класс 3-«__»
Тема урока: Проверь себя. М. Алимбаев. Благословение аксакала.
Цели урока: • образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, проверить знания по разделу, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий “аксакал”, “благословение”; • развивающие: учить учащихся мыслить, содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, про себя, вслух; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала; • воспитывающие: содействовать становлению духовного мира учащихся, осознанию учащимися нравственных ценностей. Оборудование: мультимедиа система, портрет писателей М. Алимбаева и др, макеты обложек произведений, учебник и хрестоматия. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала. Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический. Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия. 
Ход урока
1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока. Дорогие ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. ! На сегодняшнем уроке мы будем Думать, размышлять, На вопросы отвечать, Выразительно читать. 
Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. 
У меня в руках чемоданчик. В нем герои наших рассказов и стихотворений прислали вам сообщения. Вы должны угадать этих героев и назвать рассказ или стихотворение.
2. Викторина.
Узнай по вещи героя.
1 коверт.
-бублик (стих Марина Бородина)
-нос(поступление в гимназию)Гарин Михайловский
-перья(Долг)Овсеева
2 конверт.
-волшебница(волшебник из страны ОЗ)
-цветок
-муравей( будь человеком) Сергей Михайлов
3 конверт.
-самолет( Стих. Я маму мою обидел)Эмма Мошковская-лягушка ( стих Подарок. Елена Благинина)-сорока. (дружба. Георгий Скребицкий.)4 конверт
.- ключ ( Агния Барто)
Меч( Рыцарь Вася)Юрий Яковлев)
-банка с вареньем(фантазеры) Николай Носов.
3. Беседа
Какие молодцы! А теперь послушайте!
- К нам на урок пришла одна почетная гостья.
Какая – угадайте.
Не дерево, а с листочками,Не рубашка, а сшита,Не растение, а с корешком,Не человек, а с разумом. (Книга)

Да, это книга,а вместе с книгой приходят наши любимые сказочные герои.
Посмотрите у нашей книги есть Автор и название. Давайте прочитаем вместе.
Итак прочитали. Это и будет темой нашего урока. Давайте откроем книгу. Смотрите Здесь есть обращение от Книги.
Письмо от Книги.
В одиночестве, в покоеДремлют книжные героиНа страницах книг своих.Пробудите к жизни их!Что им маяться от скуки?Все герои любят труд!Вам, друзья, и книги в руки -Пусть герои оживут!
Я – книга. Я товарищ твой!Будь, школьник, бережным со мной…Мой чистый вид всегда приятен.Оберегай меня от пятен!Я к вам обращаюсь, дети:Полезнее книги нет вещи на свете!Пусть книги друзьями заходят в дома.Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
До встречи. Книга.
4. Актуализация полученных ранее знаний и умений- На дом вы получили творческое задание.
- Найти биографию Музафара Алимбаева
-Стихотворения.
Нарисовать к стихотворениям рисунки.
Учитель.Имя народного писателя Казахстана, поэта Музафара Алимбаева знакомо тебе с первого класса.
Маралды …Много здесь маленьких пресных озер и ручьёв, островков, кустарников. В середине этой чаши – солёное озеро Маралды. Совсем недалеко находится село, которое тоже называется Маралды. Именно здесь, в селе Маралды  Павлодарской области, Щербактинского района 29 октября 1923 года родился известный казахский поэт, пишущий одинаково талантливо и для взрослых и для детей - Музафар Алимбаев.  Ему исполнилось 93 лет.  И сегодняшнее внеклассное мероприятие посвящено этому великому сыну казахской степи.
Под песни матерей растут поэты,
Я в этом присягну перед людьми,
В тех песнях столько истинного света,
И чистоты, и веры, и любви!
И эту доброту, и эти чувства,
Что отдавала мне так щедро мать,
Старался я вложить в свое искусство,
В своих стихах народу передать.
Мария
Мать будущего поэта знала множество песен и поэм, она впервые познакомила Музафара с поэзией великого Абая. Ещё ребёнком он знал наизусть народные поэмы - "Еңлік-кебек" и "Қалқаман-батыр", Она же просила аульчан,  выезжающих в город, привозить небольшие книжечки. Были среди них сказки Толстого, стихи Пушкина, Лермонтова. Мать Музафара Алимбаева знала много колыбельных и героических песен, мудрых сказок и легенд.       
 В семье его родителей было двенадцать детей, мама занималась их воспитанием, а  отец работал учителем. Дружба, взаимопонимание, доверие, народная поэзия, песни, которые пела  ему  мать  окружало  будущего поэта с детских лет.              
    Я - сын степей.
Я - сын степей... уже в пять лет
Я различал коней по масти
И, зная всех овец, был счастлив
Пасти отару, встав чуть свет.
Я - сын степей...
        Когда я пел,
То песнь моя слышна бывала
От гор Алтая до Урала
Так вольно голос мой летел.
Я - сын степей...
Я, как таймень,
Переплывал Иртыш в два счёта,
А нужно - до седьмого пота,
Как все, работал ночь и день.
               Я - сын степей..,И пусть всегда мне лёд - ковёр,
Снег - одеяло, и ни одна еще беда
Меня с ног наземь не сбивала
И не собьет, я справлюсь с ней…
Я – сын степей!
Карина.
В шесть лет он переступил порог школы.  Он хорошо рисовал, знал наизусть народные поэмы . Когда ему исполнилось 8 лет  умер отец, а в 13 лет умерла мама и он остался сиротой.  В один из дней, когда он скучал по родителям  он взял тетрадь и ручку и пошёл  к берегу речки и стал писать  свои чувства и переживания  . А когда прочитал их, то увидел, что сочинил 17 строчек стихотворения. Это были его первые стихотворения.
М.Алимбаев  говорил: «Что стал поэтом впоследствии сиротства.»После окончания семилетней школы, которую построил его отец,  Музафар поступает в Павлодарское  русско- казахское педагогическое училище.
Когда началась Великая Отечественная война 18 летний Музафар Алимбаев ушёл на фронт. На фронте продолжает писать, его стихи публиковались во фронтовых газетах, в республиканской газете «Социалистік Қазақстан». После возвращения с  войны в 1948 году он работал 7 лет  в журнале «Пионер» потом был переведён на работу  в республиканскую газету «Қазақ әдебиеті». Через страницы журналов и газет он воспитывал тысячи дочерей и сыновей своей Родины. Огромную любовь к Родине, к Отчизне, он выразил в своём стихотворении «Отчизна»      
                     Лишь одна мне Отчизна дана,
Где сладка даже горечь полыни,
Мать она мне во все времена,
От рожденья я с ней и доныне.
Я к любым испытаньям готов,
И судьбу упрекать я не стану,
Степь моя, ты как книга стихов,
 И тебя я читать не устану.
Твой мороз - он подобен весне,
С ним я только смелей и сильнее,
И метель твоя кажется мне
Легче хлопка и хлопка белее.
Мне мила дождевая струя
И цветы на земле твоей старой,
 Был когда-то лишь саженцем я,
 А теперь я дорос до чинары.
И леса мне навеки родны,
И река, и зелёное поле,
За свободу родной стороны
Шли в сраженьях мы к радостной доле.
И везде - на дорогах любых,
Лишь окину их пристальным взглядом,
Всюду вижу сограждан своих,
Их дыхание чувствую рядом.
Слышен миру ликующий гром,
 Мы недаром прошли испытанья.
Байконур мой, степной космодром,
Разве ты - не вершина дерзанья?,.Будет солнце над миром - не тьма,
Нам нужна его светлая сила.
Для добра и для счастья сама
Нас недаром Отчизна взрастила
И её всей душою любя,
Эту землю и звёздные шири,
Только ей отдаю я себя.
Нет светлее её в целом мире!
 
Покуда сердце бьется
Лишь раз воды из родника пригубишь-
К нему всегда душой тянуться будешь.
Всего лишь раз в родном лесу побудешь-
К нему всегда душой тянуться будешь.
И, в первый раз целуя наше знамя,
Душой заполнишь трепетное пламя.
И это все, покуда сердце бьется,
Для нас так просто Родиной зовется.
Учитель
Какие бывают слова?
Мама — Любимое слово.
Камень — Весомое слово.
Пламя - Горячее слово.
Знамя - Набатное слово.
Школьник - Прилежное слово.
Друг - Задушевное слово.
Ветер - Летучее слово.
Родина - Лучшее слово.
Чтение текста «Моя Родина - Казахстан».
В своём стихотворении «Глаза голубые земли» М.Алимбаев  делится о своих детских годах, которые он провёл в степном приозерном просторе (Павлодарской области).  Передал любовь к  красоте родного края.
Глаза голубые земли –
Так мы называем озёра.
Здесь детские годы прошли
 В степном приозёрном просторе.
Купался я, рыбу ловил,
В траве беззаботно валялся.
А озеро просто любил
И даже понять не старался,
Каким оно в детство вошло,
 Каким оно помнится чаще?..
Весенней лазурью цвело,
Всё небо вобрав в свою чашу.
Когда же над степью моей
Свой занавес ночь опускала,
Как люстра в сто тысяч свечей,
Улыбками звёзд ты сияло.
Негромкая песня моя,
С какой прозвучала б ты силой,
Когда бы родные края,
Как озеро то, отразила!
 
Роман
М. Алимбаев с 1958 года,  с первого номера республиканского детского литературного журнала «Балдырған»  работал его главным редактором и руководил им в течение 28 лет.
В своем обращении  к юному читателю поэт написал: «Юный мой  друг! Твори доброе,  живи по совести. И пусть в этом поможет Поэзия – чистая, как родниковая вода, мудрая, как пословица! Поэзия – спутница всех поколений».
Нашёл я однажды свое богатство, - утверждает поэт,  и с той поры никогда не расстаюсь с ним, стараюсь умножить это великое богатство – слово».
Стихотворение «Ахмет по имени Рахмет»
До чего же славный                                     Переодеваешь-
Братик мой Ахмет!                            Говорит: - Рахмет:
Съест тарелку каши,                          Сказку прочитаешь-
Говорит – Рахмет!                             Говорит: - Рахмет:
Спросишь: - Как делишки?               Будто, кроме слова
Говорит: - Рахмет:                             Этого – рахмет,
                                                        Слов иных не знает
    Маленький АхметИ сказал я маме:
- Знаешь, в чём секрет?                      Мама испугалась,
Наш Ахмет, наверно,                         - Как же не Ахмет?
Вовсе не Ахмет!                                 - Он- Рахмет! – сказал я.
    Вот и весь секрет.
Арсений
М. Алимбаев умеет наблюдать, видеть необычное в самых обыкновенных вещах и интересно рассказать об этом, передаёт нам традиции  и обычаи своего народа. Давайте послушаем стихотворение «Юрта» и «Қыз қуу».
Юрта,
«О, мой дом,
Моя юрта,
Ты светла, как дворец...»,
В то далёкое утро
Напевал мой отец.
Напевал, открывая
Закопчённый тундук.
И волна золотая
Полилась с его рук.
По щекам заскользила,
Ослепила глаза...
Стой!
Когда это было?
Много вёсен назад.
«О, мой дом, Моя юрта,
Ты светла, как дворец...»
Был великим и мудрым
Твой безвестный творец.
Он создал тебя смело,
Будто песню сложил.
Купол неба примером
Для работы служил.
Он хотел,
Чтоб отныне
Мог всегда
Сын степей
Чуять запах полыни,
Слышать топот коней!
Чтобы в юрту светила
Голубая звезда!
Стой!
Когда это было?
Неизвестно когда...
Жеребцом одичалым
Век вставал на дыбы.
Юрта стойко встречала
Все удары судьбы –
В ураган не робела,
Не ломалась в беде
И в огне не горела,
Не тонула в воде.
 И, не ведая страха,
Открывалась с утра,
Словно сердце казаха,
Для тепла И добра!
Как все просто и мудро
 Понял я, наконец:
Мир -Огромная юрта,
 Что светла,
Как дворец! Кыз кууНа гнедом иноходце
Лихая девчонка,
Как ветер, несётся!
За нею, пригнувшись,
Как сыч перед взлётом,
Несётся жигитСумасшедшим намётом!
Он должен догнать,
Он не может иначе!
Он - смел и любим
И уверен в удаче!
Ведь белый платок
Развевается сзади
-Сигнал о бессилье,
Мольба о пощаде!
Но девушка парню
Никак не сдаётся –
Могуч и стремителен
Бег иноходца.
Мелькают копыта,
Вещают копыта
Победу девчонке,
Позор - для жигита!
И жалит сомненье:
«Зачем я погнался?
Зачем я с жестокой девчонкой
Связался?
Ах, лучше б на свет
 Никогда не родиться,
Ах, лучше б сквозь землю
Сейчас провалиться!»
Но что это? Что?
Доскакав до аула,
Девчонка
На полном скаку повернула!
...Пусть люди гадают,
 Разводят руками!
Никто не видал,
Как в степи, за холмами
Девчонка жигитуВ глаза посмотрела,
Потом засмеялась –
И плетью огрела!
 КамилаМузафар Алимбаев   народный писатель Казахстана, лауреат Государственной премии Казахской ССР, заслуженный работник культуры Казахстана, известный казахский поэт, классик казахской детской литературы, один из авторов текста 1-го Гимна суверенной Республики Казахстан.
За многие годы активной творческой деятельности поэтом создано 60 разных по жанру оригинальных книг. Это и поэтические сборники, и солидные монографии, и задорные книжки для детей. Кроме того, Музафаром  Алимбаевым в разное время опубликовано около трех тысяч собственных афоризмов. Им переложено на казахский язык двадцать тысяч пословиц и поговорок 85 народов мира. Написано более 300 стихотворений. Произведения  поэта переведены на 39 языков мира. Своим поэтическим даром он щедро делится с вами ребята.
    Поэт тонко чувствует красоту природы, находит для её описания яркие сравнения, эпитеты.  
Родник земли родной
Прозрачен и негромок,
Он летом и зимой
Лепечет, как ребёнок.
До камешка на дне
Он чист, но со слезами
Сравненье не по мне,
Как поняли вы сами. Ведь так вода сладка,
Что пей – всё будет мало.
И в нём берут река
И жизнь своё начало.
Не быстро он течёт,
А стоит приглядеться-
Толкает жизнь вперёд,
Как маленькое сердце.
Данияр.
Родители поэта назвали сына именем Музафар, что означает на арабском языке-«победитель», «неистовый», «торжествующий». Видно, отец мечтал увидеть сына полководцем. А сын стал поэтом, неистовым защитником родной природы. Своих маленьких читателей Музафар Алимбаев призывает любить и беречь родную природу от тех, кто не умеет слушать и слышать язык природы. «Кто, если не ты?» проникновенно звучат слова автора,  обращенные к вам, «Кто их накормит, кто защитит, кто им поможет, если не ты?»  Послушаем стихотворение «Кто, если не ты?»
Бедной косуле
Нельзя простудиться-
Ведь для косуль
Не бывает больницы
Кто заболевшуюСтанет лечить,
Если в степи
Не бывают врачи?
Дереву трудно обороняться:
Оно ведь не конь,
Не умеет лягаться-
Дерево молча
Сгорает костром,
Корчится молча
Под топором…
Красный тюльпан
Того, кто сорвёт,
Словом недобрым
Не попрекнёт…  
Серая мышка
Ногу протянет-
Тоже к врачам
Обращаться не станет…
Если к зиме
Нет запаса кормов,
Чиж быстрокрылый
Не будет здоров,
Вряд ли тот чиж
До весны доживёт,
Если кормушку
Себе не найдёт…
Кто их накормит?
Кто защитит?
Кто их поможет,
Если не ты?
 
Мы все знаем, что природу надо охранять. Но от кого? От жестокого человека, который забыл, что он самое гуманное существо на планете. Он забыл о милосердии. И никто не знает, сколько ещё незримых слёз проливает природа. Кто остановит грубость, равнодушие и жестокость? Не жди, что это сделает кто- то, это должен сделать ты! Мы называем Природу – Матерью. А как сын или дочь должны относиться к матери?
Ведь если человек  сейчас не научится относиться к природе с любовью и уважением, то как он будет жить, когда не станет глотка живительной воды, чистого воздуха?  Поэтому М.Алимбаев  приглашает войти в мир природы осторожно, по – доброму.
В своём стихотворении «В саду» он призывает нас ценить мир в котором мы живём.
Как утром тих наш старый сад!
-         И птицы меж ветвей
Чуть  встрепенутся- и молчат...
По камням скользким
Ручеёк,
Кружа, в свой бубен бьёт...
-Мир на земле, дитя моё,
Вот и ручей поёт.
-         Смотри- ка, дедушка родной,
Вот странные дела!
Ко мне- знакомиться со мной-
Косуля подошла.
Я дал ей хлебушка кусок
И зачерпнул воды...
-         Мир на земле у нас, дружок,
И вдоволь всем еды...
Какой ты добрый, старый сад,
Как щедро даришь ты
Всем, чем от веку сам богат:
Тень, солнышко, цветы.
И плод от зноя золотой, и песенку шмеля...
-         Мир на земле,дружочек мой,
-         Вот и цветёт земля.
 Весело, с лукавой улыбкой поэт рассказывает о лентяях, сластёнах, непослушных озорниках, учит ребят быть справедливыми, честными, вежливыми, трудолюбивыми.
          Уроки вежливости.Слон муравью уступает дорогу:- Доброе утро! Спешим понемногу?А муравей: - Ах, спасибо, спешу.Как вы любезны! Прощенья прошу!*Жаворонок в небеТак сказал орлу:- Вы, ата, устали, сядьте на скалу.А орёл ответил: - Правильно, сынок,Много лет живу я, вот и занемог.И тебе желаю долго жить, как я, -Пусть тебе поможет вежливость твоя.*В небе красивый закат догорал,Ласковый ветер с травою играл,Суслик сказал: - Уважаемый крот,День угасает и ночь настаёт,Скоро взойдёт золотая луна…- Доброй вам ночи. Спокойного сна!  Перевёл  Р. Сеф 
·        Вклеивание биографии и рисунков со стихами.
 -Молодцы! 5. Изучение новой темы урока. - На сегодняшнем уроке мы продолжим складывать кирпичики нашего «Дома дружбы», который мы начали строить изучая раздел «Мои друзья». Мы положили кирпичики дружбы, трудолюбия, уважения, а сегодня мы закладываем одни из самых важных кирпичиков – кирпичики доброты. Много сказок, рассказов написано о доброте, а сегодня мы будем знакомиться с двумя произведениями. 1) Словарная работа - Прочитайте название стихотворения. Как вы понимаете слово «благословение»? ( Чтение сноски в учебнике) - Кто обращается к юным читателям с напутствием? (Аксакал) Аксакал – старейшина рода, уважаемый человек. 
 в нашем народе жила непоколебимая вера в благодатную силу слова. Из этой веры родился своеобразный обряд "бата беру" — благословения. Издревле люди верили, что благодаря доброму и искреннему пожеланию честного и праведного человека, можно достичь поставленных целей и желаний. И считали за честь получить благословение у самого уважаемого и почтенного аксакала. Недаром в народе бытуют мудрые слова: "Земля зеленеет после дождя, джигит процветает, получив благословение". По своим целям и содержанию "бата" бывают самыми разнообразными. Этой доброй традиции, идущей из глубин веков, в народе всегда придавали особое значение. Добрые, искренние слова напутствия оказывают благотворное влияние на воспитание у молодых людей благородных чувств. Детей, начинающих самостоятельный путь, благословляли так:«Пусть гордится тобой твой народ И придет к тебе мудрость с годами. Стань защитой и опорой Взрастившей тебя земле!»

Народ верил, что "доброе слово — это половина счастья". Получить слова благодарности и благословения считалось большим достижением. Светлые и искренние слова "ак бата" вселяют надежду, веру, способствуют упрочению устоев и ценностей, движут людьми в их самых благородных побуждениях. Большой радостью в народе считаются свадебные праздники. В конце больших свадеб и народных тоев произносили пожелания: «Да благословит тебя Всевышний, Молодой хозяин очага! Пусть будет удачлив твой путь И прочным твой порог. Пусть согласие царит в доме этом И не погаснет свет очага! Такие пожелания укрепляли семейные узы.6.) Первичное чтение текста произведений М. Алимбаева «Благословение аксакала» учителем. 
Завет Музафара Алимбаева: «Благословение аксакала»
 В ученье будь хватким, а в мыслях – не шатким
Всегда терпеливым и справедливым.
В работе - не грустным, надёжным, искусным.
Смелым - в беде, героем - в труде.
В словах - крепким, в делах - цепким,
Другом - верным, учеником – примерным!7.) Выявление первичного понимания прочитанного. Работа по вопросам, помещенным в учебнике после стихотворения. 8. Анализ текста:
О каких качествах ведется речь? Давайте выделим их из текста
Хваткий.
НешаткийТерпеливый
Справедливый
Негрустный
Надежный
Искусный
Смелый
Героем
Крепкий
Цепкий
Верным
Примерным
Какие качества есть у вас? Каких нет?
Отметьте на своих листах качества, которые вам присущи «+»,которых нет «-», «?»- о которых услышали впервые, беседа рассуждение детей.
Работа по таблице на доске:
+ - ?
Распределяем качества по графам анализируем. Вывод: Что нужно делать чтобы воспитать эти качества?
9..Рефлексия: Какое произведение читали? Кто автор произведения? Что узнали для себя?
Составление синквейна:
Благословение.
Нужное, правильное.
Сказал ,услышал, научил.
Было сказано сынок, мой это слово…
Наставление.
Возвращаю к эпиграфу урока
Пусть не мною,
А ещё давным-давно
Было сказано, сынок мой, это слово,
Но и ныне,
Как века назад, оно
Точно так же
И умно, сынок, и ново...
Какое слово? (Благословение)
10.Оценки за урок. Дом. задание Стр 141 выучить наизусть.

5. Работа по учебнику «ПРОВЕРЬ СЕБЯ»:
Подбери однокоренные слова к слову «друг».
Как звали фантазёров в рассказе Николая Носова? Можно назвать их верными друзьями?
В каких произведениях описана дружба между животным и человеком? Приведи примеры.
Кем мечтал быть и кого рисовал Вася Рыбаков из рассказа ... Кто его автор?
Почему Элли бросилась в фургон вслед за Тотошкой, когда начался ураган?
Дай определения следующим словам: Знакомый Приятель Друг Попутчик
Из каких произведений раздела эти строки:
а)«Давайте лучше это мороженое разделим на троих...»
б)«Мальчишка, очень похожий на него, сидел за столом и читал толстенную книгу».
в)«На земле не так уж много друзей...»
Какой бывает дружба? Подбери как можно больше определений. В каких произведениях этого раздела говорится о дружбе. Назови их авторов.
6. Итог урока. Рефлексия. Самооценка учащимися своей работы. Ребята, на ваших столах лежат бланки телеграмм разных цветов. Если вы считаете, что вашу сегодняшнюю работу можно оценить на отлично, прошу опустить в почтовый ящик бланк красного цвета, на 4 – зелёного, на 3 – синего цвета, предварительно написав от кого данная телеграмма 8. Дифференцированное домашнее задание. 1 группа (продвинутый уровень): рисование диафильма к любому тексту раздела; 2 группа (средний уровень): пересказ близко к тексту любой биографии автора раздела; 3 группа (минимальный уровень): выразитель (рисунок к любому произведению)