Статья Яркая и самобытная народная игрушка России


Яркая и самобытная народная игрушка России
Народная игрушка — одно из важнейших средств эстетического воздействия на ребенка. Красота росписи и выразительность формы вызывают чувство радости, восхищения, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни, природе. Являясь национальной по содержанию, игрушка понятна и доступна для восприятия детям.
«Величайшая правда и простота народной игрушки, пишет Е.А. Флерина, – ее выразительность и целесообразность сделали ее полезной для воспитания детей».
На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно.
Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причем каждый мастер делал все сам от начала до конца. Двух одинаковых вещей не бывало. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – таков был путь к совершенству.
В летописях относящихся к 12 веку, содержится первое упоминание об игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет игрушечных промыслов относится к 16-17 векам. В этот период получили развитие народные деревянная и гончарная игрушки. Центрами гончарной игрушки стали село Гжель, Дымковская слобода, Каргополь, Тула и др. Крупный промысел деревянной резной игрушки сложился в селе Богородское, вотчине Троице – Сергиева монастыря.
Русская народная игрушка яркая и самобытная, тесно связана с народным искусством, она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней.
Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность и обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю.
Дымковская игрушка.
В 1174 году в устье реки Хлыновца новгородцы основали город Хлынов, позднее переименованный в Вятку. Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали лепить глиняных божков. Вятичи чтили бога Солнца – Ярило и изображали его в виде двух — или трехголового коня. На груди коня был круг с лучами – символ солнца. Богиню дома Роженицу изображали в виде сильной и здоровой женщины. Рядом с фигурками богов люди изображали то, что они хотели иметь: фигурки младенцев домашних животных. Фигурки домашних животных лепились в великом множестве: лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, желтыми, черными, зелеными полосками, кругами на белом фоне. Постепенно богиня Роженица трансформировалась в «Барыню».
В Вятке отмечался праздник Свистопляски. В этот день жители города с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам, свистели в небольшие свистки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные.
Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресенье, после обедни, молодые девушки, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай так же отразился в творчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки водоноски: женщины в широкой юбке в крупную клетку, в маленьком переднике с кружевными оборками, желтой кофте с валанами, ярко-малиновом чепце, бусах в несколько рядов, на плече – ярко-зеленое коромысло с оранжевыми ведрами.
Со временем семьи игрушечников поселились в своей слободе Дымково за рекой. Отсюда и пошло название «Дымковская игрушка».
Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов зигзагов и полос. Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов – красного, малинового, желтого, голубого, зеленого нанесенных по белому фону. Отличительная особенность дымковской игрушки – обобщенность, декоративность и острая выразительность. В традиционных фигурках животных сохраняются чуть ли не языческие символы далеких времен, в одежде франтов и модниц – вкусы 19 века.
Общие принципы искусства дымковской игрушки у каждой мастерицы находят свою интерпретацию. Она проявляется в выборе темы и сюжета, характеристике персонажей, в особенностях пластики, любимых цветовых сочетаниях.
Гжельская игрушка.
Под Москвой, в Раменском районе, еще в 16 веке изготавливались из знаменитой гжельской глины различные гончарные изделия и игрушки. Постепенно гжельская керамика заняла ведущее место в русском керамическом производстве и в 18 веке достигла наибольшего расцвета. Гжельский промысел сохранился до настоящего времени.
Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции, сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 сантиметров на тему народных сказок, сюжетных и бытовых сценок, а так же детские игрушки (кони, петухи, собаки, кошки и т.п.).
Для гжельских игрушек характерны миниатюрные фигурки людей, птиц и животных с простой и обобщенной скульптурной формой, тонкой окраской и росписью. В них своеобразно сочетались черты реалистической выразительности с большой декоративностью, условностью художественного решения образа.
Гжельские изделия представляют большую художественную ценность, так как каждый мастер работает в своей неповторимой манере, выполняя узоры в старинных русских традициях.
Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохранился в Архангельской области городе Каргополе. Начало промыслу положили мастера, живущие в деревне Гринево Каргопольского района. Персонажи каргопольской игрушки – простые крестьяне, занятые полезным трудом, они пилят, шьют, рубят или отдыхают – пляшут, прогуливаются. С большой теплотой и юмором изображают мастера зверей – медведей, коней, собак, оленей, утушек. Искусство каргопольских мастеров отличается грубоватой, несколько примитивной лепкой фигурок. В них мастера промысла стремятся отобразить суровый характер Русского севера. В росписи по белому фону часто применяются контрастные тона – синий, черный, желтый, темно-красный, розовый.
Тематика филимоновских игрушек — свистулек – няньки, барыни, солдаты, всадники, коники, олени, бараны, медведи, птицы. Своеобразна их пластика, примитивность скульптурной формы легко уживается с особой выразительностью и изяществом. Роспись игрушек яркая, броская, обычно в два – три цвета. Излюбленными являются малиновый, зеленый, желтый, синий цвета, которые наносятся елочками, кружками, узкими полосами, волнистыми линиями, местами – сплошным покрытием.
Красочные фигурки барыни, кормилицы, монахов и другие игрушки производились в бывших Тульской и Курской губерниях. По сравнению с вятскими тульские «барыни» отличались большими размерами, более тонкой и изящной линией силуэта.
Тесную связь игрушечного промысла с другими видами художественного ремесла подтверждает тот факт, что в истории игрушки нередки случаи, когда игрушечный промысел возникал неожиданно, «между делом». Так было, например, в Нижегородской губернии с городецкими и семеновскими кустарями, которые издавна прославлялись своими веретенами, ложками, посудой, а среди этих изделий начали изготовлять игрушки.
Городецкие мастера славились конями: одиночки, пары, тройки. Их называли пуреховскими, потому, что обычно продавались они в селе Пурехе. Большое значение для сбыта этих игрушек имело обстоятельство, что неподалеку открылась ярмарка Макарьевская, а затем Нижегородская ярмарка.
Игрушки старались делать как можно наряднее, эффектнее, с росписью красным, желтым, зеленым и черным цветами и сюжетами из крестьянского, купеческого и городского быта, изображением птиц и коней.
Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на естественном фоне дерева; яркие краски и роспись по принципу размещение крупных красочных пятен.
Село Богородское стоит на горе среди лесов. Места здесь живописные. Кругом, куда ни бросишь взгляд, бескрайние русские просторы. Веселые деревянные домики с резными наличниками прячутся среди деревьев, садов и огородов. А в каждом из этих домов можно увидеть забавные деревянные игрушки – фигурки людей и животных, которые заняты повседневными крестьянскими делами: пилят дрова, куют металл, пьют чай, причем часто делают это вместе крестьянин и медведь, лиса и журавль. Игрушки эти вырезаны из мягких пород дерева: липы, ольхи и осины. Чаще всего эти игрушки не раскрашены, они сохраняют цвет натурального дерева, лишь иногда их слегка тонируют морилкой или лаком.
Формы у богородской игрушки резкие, угловатые, поверхность неровная – сразу видно, где мастер коснулся ее резцом. Однако эти фигурки очень веселые симпатичные и выразительные, глубоко реалистичные.
Есть у большей части богородских игрушек еще одна привлекательная особенность – это игрушки «с движением». Это значит, что курочки, стоящие на дощечке, умеют клевать зерно, а дровосеки двигают рукой, когда рубят дрова или пилят дерево. Остроумное приспособление приводит игрушку в движение, оживляет ее, делает еще более занимательной.
Богородские игрушки издавна были очень разнообразными. Часть из них – неподвижные фигурки, своеобразные небольшие скульптуры. В старину такие фигурки мастер делал из самого лучшего материала. Обычно это были изображения барышень, гусар, господ, купцов, монахов, солдат. Господ и монахов, как правило изображали с иронией. Это сразу видно по глупым или слишком хитрым, подчас карикатурным лицам и толстым животам деревянных скульптур. Правда, к женщинам-красавицам и удалым военным отношение у богородских мастеров было вполне доброжелательным. А вот когда изображали своего брата-крестьянина или умельца-ремесленника, он всегда получался очень симпатичным, даже если был грубоват и комичен.
Со временем игрушечный промысел стал основным источником доходов богородских мастеров. Из поколения в поколение передавались секреты мастерства: от отца к сыну вместе с инструментом переходил многолетний опыт, любовь к резному делу, уважение к таланту лучших резчиков.
Итак, можно подвести итог:
Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность, обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю.
Дымковская игрушка. Фигурки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Истоки возникновения дымковских барыни, коней, свистулек, водоноски уходят своими корнями далеко в историю.
Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато — синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни.
Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохранился в городе Каргополе.
Филимоновская игрушка. Своеобразна ее пластика, примитивность скульптурной формы легко уживается с особой выразительностью и изяществом.
Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на естественном фоне дерева; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен.
Богородские игрушки вырезаны из дерева, не раскрашены, лишь покрыты морилкой или лаком. Отличительная особенность – это игрушки «в движении».
Первая матрешка в России появилась в конце 19 века. Места изготовления русской матрешки — Сергиев Посад, Село Бабенка, деревня Мериново.