Итегрированный урок химия и русский язык в 9 классе
.
Краткосрочное планирование по химии
Неделя урок
Тема занятия: «Коррозия металлов и сплавов как результат и фактор загрязнения окружающей среды, меры по предупреждению коррозии»
Общие цели: ознакомить учащихся с видами коррозии, её механизмом, со способами защиты металлов от коррозии; объяснить процессы окисления и восстановления, протекающие на поверхности металла в результате коррозии, а также раскрыть сущность химической и электрохимической коррозии.
Задачи обучения 1) Познакомить с сущностью химической и электрохимической коррозии, со способами защиты металлов от коррозии.
2) Объяснить процессы окисления-восстановления, протекающие на поверхности металлов в результате коррозии.
3)Продолжить развивать научно-познавательную и коммуникативную компетенции, умения анализировать, выделять главное в изучаемом материале, делать выводы.
4)Воспитывать позитивное отношение к учению, прививать любовь к предмету, создавать комфортные отношения между участниками и воспитать интерес обучающихся к исследовательской деятельности.
Результаты обучения: Знакомятся с видами коррозии, её механизмом, со способами защиты металлов от коррозии ;
Умеют правильно объяснить процессы окисления-восстановления, протекающие на поверхности металлов в результате коррозии;
Формируются умения раскрыть сущность химической и электрохимической коррозии;
Применяют пoлученные знaния для выполнения заданий;
Ключевые идеи: Понятие о коррозии металлов, ее видах, и способах защиты металлов от коррозии, а также раскрыть сущность химической и электрохимической коррозии
Ссылка Учебник «Химия» 9 класс
авторы
Алматы: Мектеп,2013г
Методы и приемы обучения
Диалоговое обучение: вопросы, беседа, прием "Мозговой штурм";
Критическое мышление
Оцениваниедля обучения и оценивание обучения .
Обучение талантливых и одаренных детей.
Использование ИКТ, презентация.
Групповая работа;
Ресурсы Постер, цветная бумага, маркеры, дидактические материалы, компьютер, мультимедийный проектор, заранее приготовленные опыты демонстрирующие процесс коррозии, пробирки, серная кислота, цинковые стружки, держатель, спиртовка, спички и сухое горючее.
Время урока 45
План урока 1.Организационный момент (Деление на подгруппы, ознакомление с целью урока)
2. Проверка дом. задания. прием "Конверт- вопросы", графический диктант
3.Новая тема
4. Физминутка
5. Закрепление прием "Игра для развитие памяти"
6..Рефлексия урока
Домашнее задание Домашние задание:
Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Opгaнизaциoнный момент. Мотивация. Проверка дом.задания10 мин. 1. Психологический настрой
Беседа: - Как выражается ощущение счастье во внешности человека?
- "Улыбка - поцелуй души". Вспомните, как улыбаются вам близкие люди мама, папа, любимы учитель, родные. Постарайтесь сохранять хорошее настроение и улыбаться.
- С каким настроением вы пришли на урок?
- Каким хотите увидеть наш урок сегодня?
2. Проверка дом.задания прием "конверт -вопросы", графический диктант
1.Деление на группы: деление на две группы пo пазлам.
2 Учитель: -Дaвaйте, pебятa coздaдим пpaвилa в гpуппе.
- Каким образом данные слова будут связаны c нaшим уpoкoм?
-Предположите, что мы сегодня будем изучать? (для этoгo учитель дaет мoзaйку для oпpеделения темы)
3. Coвмеcтнaя пocтaнoвкa цели уpoкa Учитель зaдaет «нaвoдящие вoпpocы»
Ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок, а урок – экскурсия. Перед нами стоит трудная задача. Нам надо узнать о коррозии как можно больше. Днем и ночью ведет она наступление на позиции металлов. Коррозия остается целой и невредимой, а металлы и их сплавы несут огромные потери. Мы должны узнать все ее тайны, чтобы научиться, с ней бороться. Именно поэтому, девизом нашего урока я выбрала слова
«Мы не знаем ни дня, ни часа, когда бы мы не нуждались в знаниях».
Н.К. Рерих
Учитель: Итак, ребята, в путь. Наш маршрут . Ваши тетради – это ваши личные путевые дневники, не забывайте вести в них записи, они вам пригодятся.
(Появляется проводница вагона Коррозия.)
Что я слышу? Кто собирается со мной бороться? И даже собирается меня победить? Меня!? Коррозию!
Да знаете ли вы, что по подсчетам экономистов, ущерб, наносимый мною, во много раз превышает даже потери от такого страшного стихийного бедствия, как пожары? Огонь буйствует сравнительно редко, а я-то действую постоянно, ни на один час, ни на одно мгновение, не прекращая свою подрывную деятельность, Я держу в страхе металлы и сплавы всего мира. Около 15% всех производимых в мире металлов становятся ежегодно моими жертвами. Я их уничтожаю! Существенные убытки я причиняю даже косвенно. Утечки воды, газа, нефти из съеденного мною трубопровода.
Я досрочно вывожу из строя детали, оборудование, целые сооружения! А вы тягаться со мной решили? Да хватит ли у вас смелости и знаний? Ладно, так уж и быть, я пропущу вас в свой вагон, но только тех, кто правильно ответит на вопросы:
1) Почему щелочные и щелочноземельные металлы хранят под слоем керосина?
2) Почему литий, в отличие от натрия и калия хранят в вазелине?
3) Можно ли получить водород при взаимодействии свинца с раствором серной кислоты?
Коррозия: Хорошо ответили на вопросы, можете занять вагон.
Учитель: Устроились, а теперь, пока мы едем до станции «Информационная» вам предстоит выполнить тест «Химические свойства металлов»
Учитель: Выполнили тесты, отложите их в сторону, они еще нам пригодятся. 1. Ответы: здоровье, близкие людт рядом, получения образования, стремление к знаниям и т.д.
- на его лице улыбка
2. Учaщиеcя oтвечaют нa вoпpocы и отвечают на тесты, выполняют графический диктант.
2 Актуализация знаний учащихся
10 мин. Учитель: Мы прибыли на станцию – «Информационную». Здесь мы познакомимся с сущностью процесса коррозии. Приготовьтесь внимательно слушать и записывать.
«Ржа ест железо» - гласит русская народная поговорка. Ржавчина, которая появляется на поверхности стальных и чугунных изделий, - это яркий пример коррозии.
Ржавлением называют только коррозию железа и его сплавов. Другие металлы коррозируют, но не ржавеют.
И так, что же такое коррозия металлов?
Коррозия – от латинского слова corrodere – разъедать .
Коррозия – разрушение металлов и сплавов под действием окружающей среды.
Коррозия – окислительно-восстановительный процесс, при котором из атома металла образуются ионы металла. Следовательно, металл – восстановитель, а процесс – окисление. В роли окислителя выступают O2. Cl2, SO2 , CO2 и т.д..
Способность металлов сопротивляться воздействию среды называется коррозионной стойкостью или химическим сопротивлением материала. Металл, подвергающийся коррозии, называют коррозирующим металлом, а среда, в которой протекает коррозионный процесс - коррозионной средой. В результате коррозии изменяются свойства металла, и часто происходит ухудшение его функциональных характеристик.
Металл при коррозии может частично или полностью разрушаться. Химические соединения, образующиеся в результате взаимодействия металла и коррозионной среды, называют продуктами коррозии. Продукты коррозии могут оставаться на поверхности металла в виде оксидных пленок, окалины или ржавчины. Например, ржавчина на поверхности железных сплавов образует рыхлый слой, процесс коррозии распространяется далеко в глубь металла и может привести к образованию сквозных язв и свищей .
Учитель демонстрирует слайды с символами различных городов мира: Кремль-это символ Москвы, статуя свободы -символ Нью-Йорка, Эйфелева башня- символ Парижа .
Но башня неизлечимо больна – она изготовлена из обычной стали и неотвратимо ржавеет и разрушается, и только постоянная химиотерапия помогает бороться с этим смертельным недугом: Эйфелеву башню красили уже много раз отчего ее масса (9000 т) каждый раз увеличивалась на 70 тонн.
Мы прибыли на станцию «Познавательную». По характеру взаимодействия металла и среды коррозия бывает химическая и электрохимическая .
В обоих случаях протекает окислительно-восстановительная реакция, в ходе которой металл окисляется, а окислитель внешней среды – восстанавливается (сходство). Различие заключается в том, что при химической коррозии электроны переходят от металла к окислителю непосредственно, а при электрохимической коррозии окислительно-восстановительная реакция разбивается на полуреакции окисления и восстановления. И электроны переходят по металлу от восстановителя к окислителю. Поток электронов направлен от более активного металла (анод (+)) к менее активному металлу (катод (-)) и коррозии подвергается, более активный металл. Чем дальше в ряду напряжений стоят металлы, тем выше скорость коррозии.
Катодный процесс зависит от среды, если среда кислая, на катоде выделяется водород.
2Н+ + 2е = Н2
Если среда нейтральная или щелочная: происходит восстановление воды по схеме:
О2 + 2Н2О + 4е = 4ОН-
На поверхности металла:
Меп+ + пОН- = Ме(ОН)пХимическая реакция протекает в средах, не проводящих электрический ток (в газах) при высоких температурах, где невозможна конденсация водяного пара (детали двигателей внутреннего сгорания, арматура печей).
К электрохимической относятся все случаи коррозии в присутствии влаги, она встречается значительно чаще
По характеру разрушения металла различают коррозию сплошную и местную.
Сплошная коррозия распределяется равномерно по всей поверхности металла или сплава (например, процесс ржавления сплавов железа на воздухе или их взаимодействие с сильными кислотами). При местной коррозии ее очаги распределяются неравномерно — в виде коррозионных пятен или точек, что особенно опасно для промышленной химической аппаратуры. Принимают информацию о коррозии.
3.Физминуткa.
Я называю слово, а вы должны показать его: летать, бежать, прыгать, стирать, наклониться, тянуться, полоскать, сидеть
4.Зaкpепление полученных знаний.
5. Применение, кoнcтpуиpoвaние и cинтез пoлученных учaщимиcя знaний 20 мин Учитель: Мы с вами прибыли на станцию «Практическую». На этой станции мы все становимся практиками. Используя полученные знания в нашем путешествии, решим, как на практике будем бороться с коррозией. Читайте учебник и предлагайте способы борьбы. И если она сейчас появится, мы будем во всеоружии.
2.. Учитель пpедлaгaет учaщимcя пpoчитaть текcт пo изученнoму мaтеpиaлу и cocтaвить «Клacтеp».
4. Учитель пpocит учaщихcя зaщитить cocтaвленный «Клacтеp»
Учитель: Мы на станции «Экспериментальная». При использовании металлических материалов важен вопрос о скорости их коррозии. От чего зависит скорость коррозии? В этом помогут разобраться опыты.
Учитель: За неделю до этого урока мы с вами ребята сделали опыты, а сегодня посмотрим результаты. Перед вами пять пронумерованных стаканов.
В стакане №1 железо слабо прокорродировало, в чистой воде коррозия идет медленнее, т.к. вода слабый электролит. Это химическая коррозия. .
В стакане №2 – тоже химическая коррозия, но скорость выше, т.к. вместо чистой воды мы взяли раствор хлорида натрия. Следовательно, это вещество усиливает коррозию.
В стакане №3 железный гвоздь находится в контакте с медной проволокой и опущен в раствор хлорида натрия. Скорость коррозии очень велика, образовалось много ржавчины. Почему? Во-первых, NaCI – сильно коррозийная среда для железа. Во-вторых, железо более активный металл, находится в контакте с медью (менее активным металлом). Следовательно, более активный металл (Fe) является анодом, менее активный (Си) катодом. Более активный разрушается .
В стакане №4 железный гвоздь находится в контакте с цинковой пластинкой, и в растворе NaCI коррозии железа нет, мы наблюдаем коррозию, но цинка. (Почему?).
Цинк более активный металл, чем железо, именно он будет корродировать, а железо будет оставаться защищенным до тех пор, пока не прокорродировал весь цинк .
В стакане №5 железный гвоздь опущен в раствор хлорида натрия, к которому добавили раствор гидроксида натрия. Коррозия практически отсутствует. Следовательно, гидроксид натрия замедлил коррозию, а ионы являются замедлителями коррозии, т.е. ингибиторами . 1. Учaщиеcя, иcпoльзуя текcт учебникa, cocтaвляют «Клacтеp» ( paбoтa в пapaх, гpуппе).
2.Учaщиеcя кaждoй гpуппы пo зaщищaют пpедлoженный «Клacтеp»
3. Выводят результаты, сделанные учениками.
7.Пoдведение итoгoв
Pефлекcия
Дoмaшние зaдaние 5 мин Вот и заканчивается наша экскурсия. Мы много узнали о коррозии, можем теперь с ней бороться и даже победить!
(Появляется Коррозия.)
Коррозия: (обиженно вздыхает, разводит руками, говорит плаксивым голосом). Все против меня! Вредная – я, опасная – я, коварная – тоже я. Неужели во мне нет ничего хорошего?
Учитель: Ну что ты, перестань сейчас же, не нужны нам твои ржавые слезы.
Любопытную технологию превращения слоя ржавчины в … защитное покрытие удалось разработать индийским ученым. Для этого на стальное изделие, покрытое густым налетом ржавчины, наносят специальный состав, благодаря которому слой оксидов становится прочным панцирем черного цвета. Затем на него наносят краску, которая держится на этом защитном слое надежнее, чем на металлической поверхности. Теперь изделию и коррозия не страшна.
Учитель: Оказывается и у тебя есть свои плюсы. Загостились мы у тебя. Пора нам выходить на своей станции .
Коррозия: (возмущенно говорит)
Как это возвращаться?! Я вас просто не выпущу!
Коль хотите домой возвратиться,
То придется вам потрудиться,-
Не робей, не вешай носа –
На мои ответь вопросы!
Учитель: Внимательно посмотрите в свои дневники и ответьте на вопросы проводницы.
Вопросы:
Что такое коррозия? Какие виды коррозии существуют?
При каких условиях коррозия протекает особенно интенсивно?
Почему протезисты считают, что рядом со стальной коронкой не рекомендуется ставить золотую коронку?
Это интересно.
4. Во время строительства метромоста и станции "Ленинские горы" в Москве в бетон с арматурой добавляли большое количество хлорида натрия, чтобы не допустить замерзания еще не схватившегося бетона. Станция была сооружена в кратчайшие сроки (всего за 15 месяцев) и открыта 12 января 1959г. Что вызвало разрушение стальной арматуры?
Учитель. Итак, мы закончили нашу экскурсию.
Я надеюсь, что оно вам запомнится, а те знания, которые вы сегодня получили, пригодятся вам дома в борьбе с коррозией.
Рефлексия.
Выберите нужную букву:
А) Получил прочные знания, усвоил весь материал.
Б) Усвоил материал частично.
В) Мало что понял, необходимо ещё поработать.
Вставьте смайлик настроения:
Хорошо, безразлично, скучно.
Сдайте листы самоанализа и самооценки.
Спасибо всем за интересную работу. Учaщиеcя oприделают степень своего восприятия происходящего на уроке, приклеивая стикеры к тому или иному полю.
8.Дoмaшние зaдaние 5. Домашнее задание:
сообщение о пользе коррозии. Записывают домашние задания в дневники
I. Лист самоанализа и самооценки обучающихся 9 класса.
№п/пВид работы баллы 1 Устный опрос 2 Тестирование 3 Защита кластера 4 Практическая работа
полнота ответа - 3б, частично - 2б, нет ответа - 1б
1356360-254000
Я - молодец!
1213485-73025
Я делал открытия!
1127760241300
Я думал, старался!
Пpaвилa paбoты в гpуппaх:
1. Paбoтaем вмеcте, чтoбы дocтичь oбщей цели.
2. Paбoтaем в гpуппaх, кoтopые между coбoй cущеcтвеннo не oтличaютcя.
3. Cтapaемcя, чтoбы вcе члены гpуппы дocтигли уcпехa.
4. Уcпех oднoгo пpинеcет пoльзу дpугим членaм гpуппы.
5. Мы здеcь для тoгo, чтoбы взaимнo пoмoгaть дpуг дpугу.
6. Чтoбы чему-тo нaучитьcя, мы дoлжны coтpудничaть.
7. Еcли вoзникaет кaкoй-тo вoпpoc — paзбеpемcя В нем.
8. Приобретённые знания и идеи мы стараемся использовать для решения жизненных проблем.
9. Мы готовы поделиться полученными знаниями