Пробные варианты к ГИА по русскому языку в 9 классе
1
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание C1 на бланке ответов № 2.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой
микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9; C2.
(1)В командировки мама и отец ездили очень часто: они вместе
проектировали заводы, которые строились где-то очень далеко от нашего
города. (2)Я оставался с бабушкой – маминой мамой.
(3)В неблагополучных семьях родители, уехав из дому, вообще не
присылают писем, в благополучных пишут примерно раз или два в неделю –
мы с бабушкой получали письма каждый день. (4)Мои родители
соблюдали строгую очерёдность: одно письмо – от отца, другое – от мамы.
(5)Порядок ни разу не нарушился. (6)В конце письма неизменно стояла дата,
а чуть пониже было написано: «8 часов утра». (7)Значит, отец и мама
писа
·ли после своей утренней пробежки и перед работой.
– (8)Фантастика! – сказала однажды бабушка. – (9)Хоть бы раз
перепутали очередь!..
(10)Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чём-то
их упрекает? (11)Это было отличительной бабушкиной чертой: по её тону
часто нельзя было определить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или
высмеивает. (12)Я-то восхищался ими, поскольку мы часто восхищаемся
поступками, на которые сами не способны.
(13)Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем,
то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым
нас с ней стремились приучить.
(14)Например, мама и отец старались закалить нас. (15)Но мы с
бабушкой не желали обтираться ледяной водой, вставать по воскресеньям
ещё раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход. (16)Мы сознавали,
что нечётко делаем гимнастику.
(17)Вообще, мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости:
мы нечётко сообщали, кто и когда звонил маме или отцу по телефону, нечётко
выполняли режим дня.
(18)Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой
тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет. (19)Невысокая,
сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала
озорного мальчишку. (20)А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на
меня. (21)И не только внешне.
– (22)Ну-с, сколько денег откладываем на кино? – спрашивала бабушка.
– (23)Побольше! – говорил я.
(24)И бабушка, любившая ходить в кино, как и я, откладывала
побольше, а экономились деньги потом на обедах.
(25)По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно
и были неправильными людьми, и это нас объединяло.
(По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его
произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие
лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным
образом о мире юности.
Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного
текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых
только один правильный. В бланке ответов № 1 поставьте знак «Ч»
в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами
ответа.
А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик восхищался
своими родителями?»
1) Потому что, уехав в командировку, родители рассказчика писали
домой чаще, чем это принято в благополучных семьях.
2) Потому что родители рассказчика «проектировали заводы, которые
строились где-то очень далеко».
3) Потому что родители рассказчика были людьми, способными
научить тому, как избежать любых проблем.
4) Потому что герой-рассказчик видел в родителях положительные
качества, которыми сам не обладал.
А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «фантастика»
(предложение 8).
1) нечто нелепое
2) нечто удивительное
3) нечто нелогичное
4) художественный вымысел
А3 Укажите, какое средство выразительности речи используется в
предложении 18: «Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы
с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный
совет».
1) сравнительный оборот
2) просторечные слова
3) противопоставление
4) метафора
А4 Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЕЗДИЛИ звуков больше, чем букв.
2) В слове ОДНАЖДЫ все согласные звуки звонкие.
3) В слове ПРОБЕЖКА буква Ж обозначает звук [ш].
4) В слове ОТЕЦ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) обтираться
2) гордилась
3) обвиняли
4) закалить
А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением –
приближение?
1) перепутали
2) присылают
3) примерно
4) приучить
А7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных
страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»?
1) утренней
2) неизменно
3) подстриженными
4) экстренный
Задания В1–В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответом к
этим заданиям являются слова и наборы цифр, которые следует
записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего
задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите
в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами. Слова
или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую
ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не
используются.
В1 Замените разговорное слово «смахивал» в предложении 20 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2 Замените словосочетание «утренняя пробежка» (предложение 7),
построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со
связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
В3 Выпишите грамматическую основу предложения 7.
В4 Среди предложений 17–20 найдите предложение с однородными
обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.
В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной
конструкции.
Проводив маму с отцом в очередную командировку,(1) мы с бабушкой тут
же,(2) как заговорщики,(3) собирались на экстренный совет. Невысокая,(4)
сухонькая,(5) с коротко подстриженными волосами,(6) бабушка
напоминала озорного мальчишку. А этот мальчишка,(7) как говорили,(8)
сильно смахивал на меня.
В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ
запишите цифрой.
В7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными сочинительной связью.
И бабушка,(1) любившая ходить в кино,(2) как и я,(3) откладывала
побольше,(4) а экономились деньги потом на обедах.
По мнению родителей,(5) мы с бабушкой поступали неразумно и были
неправильными людьми,(6) и это нас объединяло.
В8 Среди предложений 10–13 найдите сложное предложение с
последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.
В9 Среди предложений 13–17 найдите сложное предложение с бессоюзной и
союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого
предложения.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните задание С2 на
бланке ответов № 2.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
лингвиста В.Г. Ветвицкого: «Имя существительное – это как бы дирижёр
грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты –
зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с
приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите
аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант №2
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание C1 на бланке ответов № 2.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой
микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9; C2.
(1)Меня ждали шестнадцать лет... (2)Ужасно быть поздним ребёнком!
(3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая,
стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнка
ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему
такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.
(5)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра
Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (6)А
гордятся все в доме мной. (7)Это несправедливо.
(8)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как
бы в шутку. (9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.
– (10)Вот ведь способный какой, а! (11)Совсем вчера не учил уроков, у
телевизора сидел, а на тройку ответил!
(12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание
кинокартины или книги, которую мы оба читали.
– (13)Какая диковинная память, а! – радостно говорит он. – (14)Всё
помнит, будто вчера читал... (15)А я вот всё позабыл, всё перепутал!
(16)Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает и путает.
(17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии
Костику, отец сказал:
– (18)Драться, конечно, нехорошо. (19)А всё-таки смелый какой, а!
(20)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился! (21)Такой в огне
не сгорит и в воде не утонет!
(22)Вот до чего доводит любовь!
(23)А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют.
(24)Трудно разве ответить на тройку? (25)Или запомнить содержание книги?
(26)Кретин я, что ли, какой? (27)И почему надо особенно радоваться, что я
«на целых две головы» ниже Костика? (28)Хотя на самом деле всего на
полголовы.
(29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий.
(30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался.
(31)Но я не хочу!
(32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей,
нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.
– (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре.
(35)Какой добрый, а! – воскликнул отец.
– (36)3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила
мама. – (37)Мы очень рады.
(38)Вот вам и всё! (39)Они очень рады. (40)А я?..
(По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его
произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие
лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным
образом о мире юности.
Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного
текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых
только один правильный. В бланке ответов № 1 поставьте знак «Ч»
в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами
ответа.
А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик не хочет, чтобы в
семье его восхваляли?»
1) Потому что ему приходится прикладывать огромные усилия, чтобы
оправдать такое отношение родных.
2) Потому что он чувствует себя совершенно недостойным любви
родителей и старшей сестры.
3) Потому что он чувствует, что похвалы портят его характер,
делают его эгоистичным, чёрствым.
4) Потому что ему хочется, чтобы его принимали в семье таким, каков
он есть на самом деле.
А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «выделяют»
(предложение 34).
1) отделяют часть
2) обособляют
3) отличают
4) выводят из состава
А3 В каком варианте ответа средством выразительности речи является
фразеологизм?
1) (12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание
кинокартины или книги, которую мы оба читали.
2) – (13)Какая диковинная память, а! – радостно говорит он.
3) (32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей,
нехорошо одного из них выделять.
4) (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец
дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое
внимание, что ему хочется сбежать на край света.
А4 Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЧИСТАЯ три слога.
2) В слове ЛЮБОВЬ мягкость согласного [ф’] обозначена на письме
буквой Ь (мягкий знак).
3) В слове СМЕЛЫЙ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
4) В слове ЧАШКА все согласные звуки глухие.
А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) содержание
2) сгорит
3) гордился
4) выделять
А6 В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В
приставках, оканчивающихся на з (с), перед гласными и звонкими
согласными пишется з, а перед глухими – с»?
1) смазал
2) восхваляют
3) сбежать
4) сделали
А7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных
страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»?
1) принесённые
2) диковинная
3) драгоценным
4) особенно
Задания В1–В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответом к
этим заданиям являются слова и наборы цифр, которые следует
записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего
задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите
в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами. Слова
или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую
ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не
используются.
В1 Замените просторечное слово «смазал» в предложении 17 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2 Замените словосочетание «говорит радостно» (предложение 13),
построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со
связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В3 Выпишите грамматическую основу предложения 9.
В4 Среди предложений 12–17 найдите все предложения с однородными
членами. Напишите номера этих предложений.
В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
На следующий день,(1) после того как я смазал по физиономии Костику,(2)
отец сказал:
– Драться,(3) конечно,(4) нехорошо. А всё-таки смелый какой,(5) а! Ниже на
две головы,(6) а пошёл в наступление,(7) решился!
В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 32. Ответ
запишите цифрой.
В7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Отец и мама,(1) мне кажется,(2) очень довольны,(3) что я невысокий.
Они-то ведь ждали ребёнка и хотят,(4) чтоб я на всю жизнь им остался.
В8 Среди предложений 1–4 найдите сложное предложение с однородным
подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В9 Среди предложений 29–35 найдите сложное предложение с союзной
сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите
номер этого предложения.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните задание С2 на
бланке ответов № 2.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя
Л.С. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего
поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Аргументируя свой
ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с
приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите
аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант №3
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание C1 на бланке ответов № 2.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой
микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9; C2.
(1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже
солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и
мама не пускала его на улицу.
(3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых
водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу...
(4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя
почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу
в любую погоду!
(6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком
надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.
– (7)Ты куда? – удивился Толя.
– (8)Тебя провожу.
– (9)Меня... провожать? (10)Что ты?
(11)Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в
шкаф.
(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он
обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было
много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что
Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.
(16)«Прячется!» – сердито подумал Толя. (17)И побежал ещё быстрей,
чтоб мама не вздумала догонять его.
(18)Возле самой школы он обернулся ещё раз, но мамы уже не было.
(19)«Вернулась», – с облегчением подумал он.
(20)На торжественной линейке ученики строились по классам.
(21)Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и
кричала:
– (22)Первый «В»! (23)Первый «В»!
(24)Толя знал, что первый «В» – это он. (25)Учительница повела ребят
на четвёртый этаж.
(26)Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой.
(27)Но учительница, словно шутя, спросила его: (28)«Ты, наверное, хочешь
сесть с Черновой, да?» (29)И Толе показалось, будто он и правда всегда
мечтал сидеть рядом с Черновой.
(30)Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. (31)После
переклички она сказала:
– (32)Орлов, прикрой, пожалуйста, окно.
(33)Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему
было нелегко. (34)Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он
неожиданно увидел маму. (35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик,
не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила
глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе
сидит её Толя.
(36)И тут он не смог рассердиться. (37)Наоборот, ему захотелось
высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь,
крикнуть: (38)«Не волнуйся! (39)Не волнуйся, мамочка... (40)Всё хорошо!»
(41)Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.
(По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его
произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие
лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным
образом о мире юности.
Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного
текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых
только один правильный. В бланке ответов № 1 поставьте знак «Ч»
в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами
ответа.
А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на вопрос: «Почему Толя не хотел, чтобы мама
провожала его до школы?»
1) Толе очень нравилось бежать в школу под дождём, а мама запрещала
ему это делать.
2) На улице шёл осенний дождь, и Толя боялся, что мама простудится
и заболеет.
3) Толе не хотелось, чтобы мама узнала, что он сидит за одной партой
с девочкой.
4) Толя не хотел, чтобы мама его опекала, как маленького.
А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «проворно»
(предложение 21).
1) не задумываясь
2) быстро
3) аккуратно
4) умело
А3 В каком варианте ответа средством выразительности речи является
олицетворение?
1) (1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и
«реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто
шли дожди и мама не пускала его на улицу.
2) (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого
двухэтажного дома.
3) (3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых
водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в
крышу...
4) (35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая
внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила
глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком
классе сидит её Толя.
А4 Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПОЧУВСТВОВАЛ букв больше, чем звуков.
2) В слове НАВЕРНОЕ четыре согласных звука.
3) В слове ПРОБЕЖКИ буква Ж обозначает звук [ш].
4) В слове ОСЕНИ три слога.
А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) положила
2) держа
3) удивился
4) облетали
А6 В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от
произношения?
1) раскрыла
2) вздумала
3) вскочил
4) вздохнула
А7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В
прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов
-ЕНН-, -ОНН-, пишется НН»?
1) медленно
2) приготовленные
3) сложенный
4) торжественной
Задания В1–В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответом к
этим заданиям являются слова и наборы цифр, которые следует
записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего
задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите
в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами. Слова
или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую
ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не
используются.
В1 Замените разговорное слово «(не) вздумала» в предложении 17
стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2 Замените словосочетание «в водяных дорожках» (предложение 3),
построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со
связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В3 Выпишите грамматическую основу предложения 12.
В4 Среди предложений 12–17 найдите предложения с однородными членами.
Напишите номера этих предложений.
В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Но учительница,(1) словно шутя,(2) спросила его: «Ты,(3) наверное,(4) хочешь
сесть с Черновой,(5) да?». И Толе показалось,(6) будто он и правда всегда
мечтал сидеть рядом с Черновой.
В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ
запишите цифрой.
В7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными сочинительной связью.
На улице было много плащей и зонтиков,(1) но маму он узнал сразу.
А она,(2) заметив,(3) что Толя обернулся,(4) спряталась за углом старого
двухэтажного дома.
«Прячется!» – сердито подумал Толя. И побежал ещё быстрей,(5) чтоб
мама не вздумала догонять его.
Возле самой школы он обернулся ещё раз,(6) но мамы уже не было.
В8 Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с последовательным
подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В9 Среди предложений 33–35 найдите сложное предложение с бессоюзной и
союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого
предложения.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните задание С2 на
бланке ответов № 2.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
известного филолога Н.М. Шанского: «На примере сложноподчинённого
предложения можно проследить, как человек выражает отношения
между миром и собственной точкой зрения». Аргументируя свой ответ,
приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с
приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите
аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант №4
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание C1 на бланке ответов № 2.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой
микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9; C2.
(1)В дверь позвонили. (2)Из прихожей донеслись оживлённые голоса и
смех. (3)Появились гости. (4)Солидные, хорошо одетые люди здоровались с
хозяевами, подходили к столу, накладывали в тарелки закуску. (5)Дамы
располагались в удобных мягких креслах; мужчины, образовав группки,
беседовали друг с другом. (6)Семён Петрович поднял меня с места и
представил гостям:
– (7)Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.
(8)Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущён и,
кажется, покраснел. (9)Гости заулыбались, с любопытством оглядывая меня,
словно ожидая, что я немедленно докажу справедливость слов профессора.
(10)Он хлопнул меня по плечу:
– (11)Да, молодёжь нынче любопытная. (12)С ней надо говорить, надо
общаться!
(13)Одна интересная дама повернулась ко мне:
– (14)Вот скажите мне, Ваня. (15)У меня дочь пятнадцати лет, и она
целыми днями слушает какой-то визг. (16)У нас роскошная библиотека,
большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. (17)Придёт из
школы, кое-как уроки сделает, включит магнитофон и слушает до вечера.
– (18)Это у них называется «балдеет», – радостно сообщил один из
гостей.
– (19)Дух противоречия, – убеждённо сказал другой.
– (20)А по-моему, – заявил подтянутый мужчина, – всё дело в
избалованности. (21)Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко,
без трудностей.
– (22)О-о, это старая песня, – засмеялась дама. – (23)Получается, что
если нам было тяжело, то пусть и им будет так же? (24)Глупо!
– (25)Наверное, глупо, – согласился подтянутый. (26)Он хотел что-то
добавить, но замешкался.
(27)Семён Петрович решил переменить тему:
– (28)Я надеюсь, что вы не будете против, если моя дочь что-нибудь
споёт?
– (29)Это будет прекрасно, – томно сказала пожилая дама.
(30)Семён Петрович повернулся к Кате, не замечая её угрюмого
взгляда:
– (31)Катюша, давай-ка «Соловья» алябьевского...
– (32)3начит, «Соловья»? – спросила Катя.
(33)Она мягко коснулась пальцами клавиш – нежно зазвучало
вступление. (34)Катя запела тоненьким голоском:
– (35)Соловей мой, соловей,
Чтоб ты сдохнул, Бармалей!..
– (36)Что? – растерянно пробормотала мама.
(37)Катя перестала играть и повернула к нам разгорячённое лицо:
– (38)Я этого «Соловья» с пяти лет пою. (39)К нам гости – тут я со
своим «Соловьём»! (40)Я, если б он мне попался, этот соловей, его на
медленном огне изжарила бы!..
(41)Оторопевшие гости не могли вымолвить ни слова.
(По К. Шахназарову)*
* Шахназаров Карен Георгиевич (род. в 1952 г.) – советский и российский
кинорежиссёр, сценарист, продюсер.
Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного
текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых
только один правильный. В бланке ответов № 1 поставьте знак «Ч»
в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами
ответа.
А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на вопрос: «Почему Семён Петрович называет
молодёжь «любопытной»?»
1) Потому что молодые люди часто проявляют излишнее
любопытство, вникая в те проблемы, которые их не касаются.
2) Потому что молодые люди отличаются любопытством, интересом
к окружающему миру и жизни.
3) Семён Петрович хочет показать, что ему интересна нынешняя
молодёжь.
4) Потому что Семён Петрович, называя так молодёжь, стремится
задеть, обидеть молодых людей.
А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте словосочетание «дух
противоречия» (предложение 19).
1) неприязнь
2) стремление делать иначе
3) моральная сила
4) самостоятельность в поступках
А3 Укажите, какое средство выразительности речи используется
в предложении 16: «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими
книгами, но она ничегошеньки не хочет».
1) слово разговорного стиля
2) фразеологизм
3) метафора
4) сравнительный оборот
А4 Укажите ошибочное суждение.
1) В слове РАДОСТНО букв больше, чем звуков.
2) В слове СМУЩЁН буква Ё обозначает звук [о].
3) В слове ПОЮ четыре звука.
4) В слове ОБЩАТЬСЯ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) вымолвить
2) покраснел
3) коснулась
4) интересная
А6 В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от
произношения?
1) изжарила
2) растерянно
3) располагались
4) вступление
А7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В краткой
форме прилагательного пишется столько же Н, сколько в полной форме этого
прилагательного»?
1) прекрасно (предложение 29)
2) неожиданно (предложение 8)
3) радостно (предложение 18)
4) убеждённо (предложение 19)
Задания В1–В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответом к
этим заданиям являются слова и наборы цифр, которые следует
записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего
задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите
в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами. Слова
или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую
ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не
используются.
В1 Замените разговорное слово «нынешние» в предложении 21 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2 Замените словосочетание «радостно сообщил» (предложение 18),
построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со
связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В3 Выпишите грамматическую основу предложения 14.
В4 Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным
распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.
В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
– Я надеюсь,(1) что вы не будете против,(2) если моя дочь что-нибудь
споёт?
– Это будет прекрасно, (3) – томно сказала пожилая дама.
Семён Петрович повернулся к Кате, (4) не замечая её угрюмого взгляда:
– Катюша,(5) давай-ка «Соловья» алябьевского...
– 3начит,(6) «Соловья»? – спросила Катя.
В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 23. Ответ
запишите цифрой.
В7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными сочинительной связью.
У меня дочь пятнадцати лет,(1) и она целыми днями слушает какой-то
визг. У нас роскошная библиотека,(2) большая,(3) с редкими книгами,(4) но
она ничегошеньки не хочет. Придёт из школы,(5) кое-как уроки сделает,(6)
включит магнитофон и слушает до вечера.
В8 Среди предложений 27–35 найдите сложное предложение с
последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.
В9 Среди предложений 37–40 найдите сложное бессоюзное предложение.
Напишите номер этого предложения.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните задание С2 на
бланке ответов № 2.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
выдающегося лингвиста С.И. Ожегова: «Высокая культура речи
заключается в умении найти не только точное средство для выражения
своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее
выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для
данного случая)». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из
прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с
приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите
аккуратно, разборчивым почерком.
Default Paragraph FontTable Normal
No List