Контрольная работа по теме Россия в 1925-1955гг. Правление Николая Первого. Работа предусмотрена для учащихся 11 класс, профильного уровня. Материалы для работы взяты с сайта Решу ЕГЭ. и пособий Пазина Р.В. История 10-11 класс. Тематические задания высоко

Контрольная работа по теме «Россия в годы правления Николая I. 1825-1855 гг.»
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Крымская война; 2) реформа патриарха Никона; 3) падение Византийской империи
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
 
ГОДЫ

А) Брестский мир
Б) Парижский мир
В) Ништадский мир
Г) Стояние на Угре
 
1) 1380 г.
2) 1480 г.
3) 1700 г.
4) 1721 г.
5) 1856 г.
6) 1918 г.

3. Ниже приведён ряд имён видных государственных и военных деятелей. Все они, за исключением двух, относятся к XVIII в. 1) Меншиков, 2) Потёмкин, 3) Миних, 4) Румянцев, 5) Канкрин, 6) Бенкендорф. Напишите пропущенное слово.
 4. В ходе денежной реформы Е. Ф. Канкрина главной единицей обращения стал ___________________ рубль, что придало постоянство денежному курсу.
5. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Страна раздвоилась: в одном стане <> обособленные от земли люди, т. е. вся служилая, в сущности правящая сила, от дворян до последнего солдата и канцеляриста, отрекшаяся от преданий, от народности, но ставшая орудием цивилизации и проводником образования, а впоследствии и самосознания. Все они были, к тому же, обязательно бритые, в немецких кафтанах и пудре. В другом стане: купцы, посадские, крестьяне, одним словом, народ со своим древним обычаем, с льготой: носить бороду и родную одежду».
Б) «Резкое недовольство политикой царского правительства начинала проявлять даже часть дворянства, убедившаяся в неспособности России одержать победу над своими противниками и напуганная ростом крестьянского движения. Отражая эти настроения, известные русские общественные деятели того времени, вроде М. П. Погодина, Ю. Ф. Самарина, П. А. Валуева и др., в своих записках, расходившихся в рукописях по всей России, критиковали политику правительства, обвиняли его в неумении отстаивать интересы государства. "Зачем завязали мы дело, не рассчитав последствий, или зачем не приготовились, из осторожности, к этим последствиям? спрашивал, например, Валуев. Зачем встретили войну без винтовых кораблей и штуцеров? Зачем ввели горсть людей в Княжества и оставили горсть людей в Крыму? Зачем заняли Княжества, чтобы их очистить, перешли Дунай, чтобы из-за него вернуться, осаждали Силистрию, чтобы снять осаду, объявляли ультиматумы, чтобы их не держаться, и прочая, и прочая, и прочая". "А каких друзей приготовила нам прежняя политика и дипломатика? вторил ему Погодин. Никаких. Помощи нам ожидать неоткуда. Друзья нас предали".
ХАРАКТЕРИСТИКИ
 1) Реформы проведенные данным императором позволили России закрепиться на Балтийском море.
2) Этот император правил в духе просвещенного абсолютизмА
3) Современниками описываемых в отрывке событий были В. А. Корнилов и П. С. Нахимов
4) Упоминаемая в отрывке война началась в годы правления императора Александра II
5) Военное поражение, о котором идёт речь в отрывке, стало одной из причин проведения масштабных радикальных реформ
6) одной из реформ, проведённых в этот период, было создание «Табели о рангах»
Фрагмент А
Фрагмент Б

 
 
 
 

6. Какие три положения из приведённых ниже характерны для взглядов славянофилов? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) принятие конституции, введение демократических свобод
2) самобытность истории России
3) возвращение к Земским соборам
4) отмена крепостного права
5) развитие России по законам мировой истории
6) необходимость утверждения буржуазных порядков

7. Какие из перечисленных ниже положений относились к царствованию Николая I? Укажите три верных положения. Ответ запишите цифрами без пробелов.
1) введение рекрутского набора в армию
2) бироновщина
3) учреждение III отделения императорской канцелярии
4) проведение П.Д. Киселевым реформы управления государственными крестьянами
5) издание «Полного собрания законов Российской империи»
6) аракчеевщина

8. Установите соответствие между историческими деятелями и событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ДЕЯТЕЛИ
 
СОБЫТИЯ

A) Пётр III
Б) Елизавета Петровна
B) Николай I
Г) Александр I
 
1) Указ о вольных хлебопашцах
2) Манифест о вольности дворянства
3) Издание свода законов Российской империи
4) Указ о трёхдневной барщине
5) Основание Московского университета

9. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель
Событие
Век

Иван Грозный
__________(А)
XVI в.

__________(Б)
Церковный раскол
XVII в.

Петр I
__________(В)
__________(Г)

Николай I
__________(Д)
__________(Е)




Пропущенные элементы:
1) Северная война
2) Ливонская война
3) Алексей Михайлович
4) XVIII в.
5) Крымская война
6) XVI в.
7) XIX в.
8) Екатерина II
9) Елизавета Петровна

10 Прочтите отрывок из циркуляра министра иностранных дел к дипломатическим представителям России за границей.
«Государь император в доверии к чувству справедливости держав, подписавших трактат 1856 года, и к их сознанию собственного достоинства повелевает вам объявить, что его величество не может долее считать себя связанным обязательствами трактата 18 (30) марта 1856 года, насколько они ограничивают его верховные права на Чёрном море; что его императорское величество считает своим правом и своей обязанностью заявить его величеству султану о прекращении силы отдельной и дополнительной к упомянутому трактату конвенции, определяющей количество и размеры военных судов, которые обе прибрежные державы предоставили себе содержать в Чёрном море [Его императорское величество] не перестаёт, по-прежнему, вполне признавать главные начала трактата 1856 года»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) Упоминаемый в тексте трактат 1856 г. был заключён в Берлине.
2) Данный циркуляр был издан в 1870 г.
3) Государь император, воля которого отражается в циркуляре, – Александр II.
4) Циркуляр был издан во время очередной русско-турецкой войны.
5) В тексте циркуляра подчёркивается несправедливость ограничительных для России условий трактата 1856 г.
6) В циркуляре говорится о том, что Россия отказывается от соблюдения всех положений трактата 1856 г.
11. Установите соответствие между фамилиями архитекторов и их сооружениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФАМИЛИИ
СООРУЖЕНИЯ

A) К. И. Росси
Б) И. О. Бове
B) О. Монферран
Г) К. А. Тон


1) Триумфальная арка в честь победы над Наполеоном
2) Исаакиевский собор
3) Исторический музей в Москве
4) Михайловский дворец (здание Русского музея)
5) храм Христа Спасителя
6) Казанский собор в Петербурге






12. Рассмотрите изображение и выполните задание

Какие суждения о медали, изображённой на рисунке, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
 1) Среди участников войны, отмеченных этой медалью, были М. А. Милорадович и Н. Н. Раевский.
2) Война, участники которой получали эту медаль, завершилась победой России.
3) Медаль украшена вензелями двух императоров, так как император, при котором началась война, в ходе неё лишился трона в результате дворцового переворота.
4) Мирный договор, завершивший войну, которой посвящена данная медаль, был подписан в Париже.
5) Война, участники которой получали эту медаль, стала одной из причин реформы, изменившей социальную структуру российского общества.
13. Какие из представленных ниже картин относятся к художественному направлению, возникшему в России в годы правления императора, при котором завершилась связанная с медалью война? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

14. Прочтите отрывок из письма А.С. Пушкина к П.Я. Чаадаеву.
«Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы - разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие - печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие её могущества, её движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, - как, неужели всё это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Пётр Великий, который один есть целая история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привёл Вас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите Вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли Вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человека с предрассудками - я оскорблён, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал. Вышло предлинное письмо. Поспорив с Вами, я должен Вам сказать, что многое в Вашем послании глубоко верно. Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь - грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью и истиной, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству - поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко».
1. Укажите название сочинения П.Я. Чаадаева, ответом на которое является данное письмо А.С. Пушкина. Назовите императора, при котором было написано это сочинение П.Я. Чаадаева. Какой факт биографии П.Я. Чаадаева упомянут в письме А.С. Пушкина?
2. С какой мыслью, выраженной в сочинении П.Я. Чаадаева, не согласен А.С. Пушкин? С каким выводом П.Я. Чаадаева соглашается А.С. Пушкин и, ссылаясь на реалии российской действительности, обосновывает его? Укажите одно любое обстоятельство, на которое ссылается А.С. Пушкин, подтверждая вывод, сделанный П.Я. Чаадаевым.
3. Какой поступок П. Я. Чаадаева одобряет А. С. Пушкин? Почему этот поступок П. Я. Чадаева был особенно важен для общественной жизни страны именно в тот период, когда было написано письмо А. С. Пушкина? Какая широкая общественная дискуссия была инициирована появлением сочинения П. Я. Чаадаева?
15. Почему помещики в 4050-е года XIX в. редко покупали современную технику, новое оборудование для улучшения хозяйств, производительности труда? Приведите не менее трех объяснений.
16. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке « Время правления Николая I было временем «торжества реакции» и беспощадного подавления всякого инакомыслия, благодаря чему развитие страны было приостановлено на 30 лет» . Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её
 


15