Социальное взаимодействие и взаимосвязь национальных культур


Социальное взаимодействие и взаимосвязь национальных культур
Чеснокова Оксана Владимировна
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Набережночелнинский экономико-строительный колледж имени Е.Н. Батенчука»
Город Набережные Челны
Аннотация
В статье прослеживаются социально-нравственные основы, ценностные ориентиры взаимодействия культур. Проблема диалога культур в условиях ускорения цивилизационных процессов. Прослеживается историческая взаимосвязь российской культуры с культурой других стран.
Ключевые слова: культура, диалог культур, национальные культуры, культурные ценности, российская культура, сближения культур.
Social interaction and interconnection of national cultures
Chesnokova Oksana VladimirovnaState autonomous vocational educational institution " Naberezhnochelninsky economic - Building College named EN Batenchuka "
City Naberezhnye ChelnyAnnotation
The article traces the social - moral foundations , values ​​of cultural interaction . The problem of dialogue between cultures in the conditions of accelerating civilization processes . Traced the historical relationship of Russian culture with the culture of other countries.Key words: culture , dialogue of cultures , national cultures , cultural values ​​, the Russian Culture of Rapprochement of Cultures.
Культура — главный источник гуманизации человечества, культура любого народа, определяя его духовную уникальность, выражает его творческие силы и способности, одновременно является достоянием всего человечества
Прежде всего, следует остановиться на понимании Д. С. Лихачевым культуры: «это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Культура является основой социального и экономического развития народов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека. [1, с.356]
Диалог культур обеспечивает взаимопонимание между народами, выявление духовной уникальности каждого из них. Сохранение и развитие культуры каждого народа должно стать делом всего мирового сообщества.
Проблема диалога в современных условиях приобретает особое значение. В условиях ускорения цивилизационных процессов под угрозой оказывается существование культур различных народов мира, усиливающаяся экспансия антигуманных явлений массовой коммерческой культуры угрожает самобытности национальных культур и культурному развитию человечества в целом. Неспособность к культурному взаимопониманию и взаимообогащающему диалогу культур стала одной из причин конфликтов и войн XX и XXI столетия. Культурное развитие и культурная солидарность в условиях экономической и политической интеграции современного мирового сообщества являются залогом толерантности, взаимопонимания и демократии, условием предотвращения войн и насилия. Реализация ценностей демократического устройства жизни и прав человека в значительной мере определяется уровнем культурного развития общества. Утрата любого элемента культурного наследия является невосполнимой потерей и ведет к духовному обеднению всей человеческой цивилизации. [1, с.358] Необходима выработка национальных и международных мер по защите культуры, обеспечению сохранения и развития культуры каждого народа, налаживанию взаимодействия и продуктивного диалога между нациями. Следует отметить, что данные подходы стали основой российской дипломатии, принятие целого ряда документов, связанных с проблематикой культурного разнообразия и диалога культур. [1, с.434]
Национальные культуры никогда не развивались в одиночку и в изоляции от других культур мира. Никогда не была изолированной и русская культура. Она родилась из внутренних потребностей, но при участии произведений и достижений, перенесенных к нам непосредственно из Болгарии, Византии и других стран. В ее составе были произведения, общие всем литературам Европы… Общими… были и многие жанры: хроники, жития святых, разные типы проповедей, сборники изречений, повести, многие богослужебные жанры и т.п. Литература и различные виды других искусств управляются воздействием социальной действительности, находятся в диалоге между собой. [2, с.416] Ни одна из культур не испытывает влияние другой пассивно, а активно участвует в творческой разработке нового. И в этом процессе сказываются национальные черты и национальные традиции. [3, с.177]
Здесь Дмитрием Сергеевичем сформулирован целый ряд положений, заслуживающих статуса закономерностей. «История культуры движется и развивается не только путем изменений внутри этой культуры, но и путем накопления культурных ценностей. Ценности культуры не столько меняются, сколько создаются, собираются или утрачиваются» Исключительное значение, по мнению Лихачева, в данном плане имеет отношение рассматриваемой культуры к другим культурам, формы и типы усвоения или отторжения предшествующих или иностранных культур. [1, с.432]
Д. С. Лихачев формулирует и другие принципиально важные для по- нимания закономерностей развития культуры положения: «Не только культура прошлого влияет на культуру современности, вливается в нее, участвует в “культурном строительстве”, но и современность, в свою оче- редь, в известной мере “влияет” на прошлое… на его понимание. постоянно наблюдается одно любопытное и очень важное явление, которое может быть определено как своего рода астрономическое “противостояние” культур — старой, авторитетной, с одной стороны, и молодой, ощущающей либо свое превосходство над старой, либо свою недостаточность — с другой». Обе культуры при этом вступают в диалог, что приводит к быстрому развитию новой культуры на противопоставлениях и сопоставлениях со старой. Неотъемлемой чертой диалога культур является недостаточное взаимопонимание и ошибки. В связи c этим Лихачев приводит пример убежденности Запада в отсутствии у России опыта парламентаризма. На самом же деле от домонгольской Руси до эпохи Петра в нашей стране были глубокие традиции совещательных учреждений. [3, с.190]
Отношение к другим культурам для Д. С. Лихачева — вопрос не только рациональности, но и нравственного значения. Он тесно связан с гуманисти- ческой сущностью развития мирового сообщества, понятиями добра и справедливости. Культура в его представлении развивается не по законам Дарвина, а по линии взращивания гуманизма, человечности, по дороге духовного возвышения. Все это позволило миллионам соотечественников считать академика Д. С. Лихачева «совестью нации» и «нравственным идеалом» России. В «Декларации прав культуры» отмечено, что культура каждого на рода имеет право на участие в гуманистическом развитии всего человечества. [2, с.416] Культурное сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных конфликтов, насилия и войн. Отрадно отметить, что такое понимание диалога культур благодаря усилиям российской дипломатии постепенно находит отклик в мировом сообществе. [1, с.385]
В продолжающейся уже длительное время дискуссии о месте России в
мировой культуре и диалоге между Востоком и Россией, Западом и Россией ощущается большой интерес в определении ее прошлого, настоящего и будущего. В настоящее время России помимо экономических вопросов придется решать и глобальные вопросы сближения культур Востока и Запада, развивая диалогические формы взаимодействия с другими цивилизациями, осуществлять поиск собственного пути развития, укреплять свою идентичность, свой национальный образ. Современный мир сложен, в нем много противоречий и подводных течений, которые проявляются в виде конфликтов, столкновений на религиозной, социальной, межнациональной почве. Посмотрев любой выпуск новостей, мы видим межэтнические конфликты, миграционные проблемы, молодежную агрессию. В связи с этим можно назвать современное общество своеобразной зоной риска, в которую в настоящее время входят, к сожалению, все страны мира. С течением времени, эта тенденция усиливается, и вышеупомянутые проблемы не оставляют никого в стороне. [4, с.368]
Таким образом, диалог культур становится фактически единственной возможностью разрешения актуальных острых ситуаций и снятия напряжения, сложившихся в обществе, являясь одновременно с этим механизмом укрепления основ толерантности и достижения консенсуса.
Необходимо чтобы человечество научилось жить, если и не в согласии, то хотя бы в режиме мирного сосуществования, диалога культур, следуя элементарным представлениям о гуманитарных ценностях таких, как ценность человеческой жизни, необходимость сохранения достижений мировой и национальных культур, соблюдение нравственных принципов уважения к человеческому достоинству.
Список литературы
Библиография работ Д. С. Лихачева // Запесоцкий А. С. Культурология Дмитрия Лихачева. СПб. : Наука: СПбГУП, 2007. С. 356–434. (Новое в гуманит. науках ; Вып. 27).
Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре / науч. ред. Ю. В. Зобнин. СПб. : СПбГУП, 2006. 416 с. (Почетные доктора Ун-та).
Лихачев Д. С. Русская культура Нового времени и Древняя Русь // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской культуре С. 171–190.
Савруцкая Е.П. Проблема коммуникации в немецкой философии XX века (Ю. Хабермас, Н. Луман, К. Апель) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. No 3-1 Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2010 — С. 364—368.