Проект Методическая работа как условие повышения педагогического мастерства


Методическая работа как условие повышения педагогического мастерства.
2016
Содержание
Введение......................................................................................................................2
Глава 1.Методическая работа как условие повышения педагогического мастерства .....................................................................................................................4
1.1 Характеристика условий повышения педагогического мастерства
1.2 Формы методической работы по повышению педагогического мастерства педагогов..........................................................................................................................7
1.3 Анализ методической работы МКОУ Старо-Тартасской ООШ ......................................................................................................................................... 14
Заключение...............................................................................................................15
Литература................................................................................................................16
Введение
Скажи мне – и я забуду;Покажи мне – и я запомню;Дай сделать – и я пойму.Китайская притча.
Потребность в развитии образования активизирует инициативу творчески ориентированных педагогов на поиски эффективных педагогических приёмов и проектирования опыта продуктивной педагогической деятельности. Как осуществить переход учителей к использованию способов обучения, адекватных требованиям сегодняшнего дня? Как создать систему перспективного образования школьников? Причинами, тормозящими процесс создания такой системы, являются малоэффективное использование ресурса творчески работающих учителей, недостаточно эффективная работа методической службы в образовательном учреждении.
В настоящее время в условиях изменения парадигмы образования методическую работу в школе нужно рассматривать как процесс изменения внутренних условий развития образовательного учреждения в соответствии с изменением внешних условий развития системы образования. Основная цель методической работы в этих условиях – постоянное обновление набора качественных услуг в зависимости от запроса государства.
Методическая работа в школе как система повышения квалификации формирует профессиональную деятельность учителей и направлена на развитие педагогического мастерства. Автор представляет рост профессиональной компетентности педагога как:
разноуровневые формы активности с определенной процессуальной структурой;
часть жизненного пути педагога, в ходе которого на основе субъективных и объективных факторов он осуществляет альтернативный выбор направленности своего профессионального роста, его цели и средств достижений;
целостный, непрерывный, ступенчатый процесс развития, результат которого – опыт профессиональной деятельности, представленный совокупностью четырех элементов: знаний, опыта деятельности (реальной и интеллектуальной), эмоционально-ценностным отношением к действительности;
специфическую форму социализации (путь от адаптации к индивидуальной деятельности, к признанию педагогической индивидуальности).
       Цель исследования – изучение условий повышения педагогического мастерства.
Задачи:
1) Характеристика условий повышения педагогического мастерства;
2) Рассмотрение форм и методов работы с педагогами;
3) Анализ методической работы МКОУ Старо-Тартасской ООШ.
        Объект исследования - повышение педагогического мастерства посредством методической деятельности.
        Предмет исследования – методическая деятельность учителя
Глава 1.Методическая работа как условие повышения педагогического мастерства
1.1 Характеристика условий повышения педагогического мастерства
В условиях обновления школьного образования особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. Главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю. Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса.
Сегодня ученые-практики осознают необходимость специально созданной целостной системы адаптации и становления молодых педагогов, целенаправленной комплексной работы по выявлению и развитию их потенциала.
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определённых социальных ролей в обществе.
Если посмотреть на программу профессионального потенциала педагога практически, то здесь на первый план выдвигается интегральное качество – учительское мастерство. Определений педагогического мастерства столько, сколько есть желающих высказаться по этому поводу. Но в любом из них подчеркивается какая-то изюминка, проявляется неведомая грань многообразного умения, именуемого мастерством. Мастерство – это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки и искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания».
Мастерство учителя выражается, прежде всего, в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Настоящий учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому подойти к ученику, зажечь мысль, взволновать его. Такой учитель глубоко знает свой предмет, перспективы развития той науки, основы которой преподают, он знает современную литературу, новости культуры, спорта, умеет проанализировать международные события, он постоянный читатель популярных журналов, которые любят его воспитанники. Но одних знаний мало. Учитель может знать и любить предмет, но не владеть умением донести свои знания до учащихся.
Важнейшим условием успешной работы каждого педагога является систематическое повышение своего профессионального уровня. Поэтому администрация школы своими задачами считает:
• оказание практической помощи учителям в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства;
• изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта;
• овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
• изучение и анализ качества знаний, умений и навыков учащихся;
• совершенствование урока как основной формы учебно-воспитательного процесса.
Все педагоги школы регулярно, один раз в четыре-пять лет, должны проходить курсовую переподготовку. Но этого недостаточно для того, чтобы успешно решать многообразные проблемы образовательного процесса. Значит нам, руководителям школы, необходимо сделать повышение профессионального уровня учителей непрерывным и систематическим, организовать работу так, чтобы каждый учитель в период между курсами учился, оттачивая свое педагогическое мастерство.
1.2 Формы методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов.
На современном этапе развития образование претерпевает существенные изменения. Основной фигурой, реализующей на практике нововведения, является педагог. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано: «Новая школа –  это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего». Для успешного введения различных инноваций, для реализации в  новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем знаний. Профессиональная компетентность выражает единство теоретической и  практической готовности деятельности и Профессионализм образовательными технологиями, и их постоянное совершенствование. Чтобы отвечать новым условиям, педагог должен постоянно учиться, повышать свою квалификацию, расширять кругозор.В помощь педагогам существует система повышения квалификациипедагогических кадров: научно-методические центры, институты повышения квалификации т.д. На повышение профессионального мастерства каждого педагога должна быть направлена методическая работа образовательных учреждений и методической службы города. Среди методических форм этого процесса все большую популярность приобретают так называемые мастер- классы.
Движущим и определяющим фактором деятельности является мотив. По теории А. Маслоу, мотивация работающих связана с удовлетворением их потребностей. Иерархия потребностей выглядит следующим образом: физиологические, в безопасности, в принадлежности и причастности, в признании и самоутверждении и, наконец, потребность в самовыражении (так называемая «пирамида Маслоу»). Ученый утверждает, что потребность стимулирует работника до тех пор, пока она не удовлетворена. По мнению большинства современных ученых, эта позиция является наиболее спорной в теории Маслоу. Следует говорить скорее не об иерархии, а о совокупности потребностей, учитывая, что приоритетной у работающего человека может быть любая из перечисленных потребностей. Следовательно, нельзя говорить о единой, общей мотивации методической работы педагогов. Создание методического проекта может преследовать разные цели: от получения материального вознаграждения до самовыражения.
Отметим, что качественно новый этап в формировании личности педагога представляет появление потребности в причастности и принадлежности. На уровне методической работы данный сдвиг выражается в согласовании темы собственного исследования с основными направлениями развития школы, то есть методические интересы учителя находятся в области инновационной или экспериментальной деятельности всего педагогического коллектива. Вполне логично, что педагог ожидает признания коллегами своих идей и подходов. Таким образом, проявляется следующая потребность - в признании и самоутверждении. В сфере методической работы она будет реализовываться через проекты, выполненные с учетом приоритетных направлений развития школы и содержащие в себе оригинальные идеи, способные обогатить педагогический опыт коллег. Уверенный в своих силах, обладающий определенным статусом в коллективе учитель поднимается на высшую ступень пирамиды. Его методическая работа есть стремление раскрыть свои возможности, педагогическое творчество стало потребностью. Методическая служба школы призвана обеспечивать движение учителя к вершине данной пирамиды, то есть к потребности самовыражения, что иначе зовется творчеством.
В процессе собственного профессионального развития учитель выступает в роли субъекта, активно действующего в двух направлениях: поиск новых идей, приобретение новых знаний и генерирование собственных идей, проверка их действенности.
Средствами профессионального развития являются обучение, общение, самообразование и практика. Эти источники повышения квалификации педагога представляют собой замкнутый цикл («Цикл Колба»).
Призванная обеспечить оптимальное использование данных источников, методическая служба школы предлагает педагогам разнообразные виды и формы работы, оставляя право выбора за учителем . (Приложение1)
– беседы;– тренинговые занятия;– встречи с опытными учителями;– открытые уроки, внеклассные мероприятия;– мастер-классы;– тематические педсоветы, семинары;– методические консультации;– методические бюллетени;– посещение уроков;– взаимопосещение уроков;– анкетирование, тестирование;– участие в разных мероприятиях (школьного, городского и регионального уровней);– прохождение курсов, посещение семинаров.В структуре методической работы педагогов, рассмотренной как деятельность, можно достаточно четко определить цели, средства и мотивы. Однако характер данного типа деятельности отчасти парадоксален. Исходная цель - повышение качества обучения - достигается средствами саморазвития педагога, а в итоге мы наблюдаем прогрессирующую мотивацию учителя, формирование у него потребности самовыражения. Педагогический процесс становится действительно субъект-субъектным, при котором происходит перераспределение не только обучающей функции учителя, но и функции ученика. Иначе говоря, в этой ситуации не только ученик учит (что стало уже нормой), но и создаются условия для личностного развития педагога.
Подход к организации саморазвития учителей может быть только дифференцированным. В зависимости от темперамента, круга социальных и семейных обстоятельств, состояния здоровья, отношения к труду вообще и к профессиональной деятельности в частности, опыта работы, мотива исследовательской деятельности педагог создает индивидуальную программу саморазвития.

Реализация различных моделей методической службы дает возможность осуществлять научно-методическое сопровождение дифференцировано, что весьма важно для развивающейся школы. Приведем ряд стимулов, которые наиболее часто используются в школе и могут служить вознаграждением за эффективное профессиональное развитие и активное участие в научно-методической работе . Построение образовательного процесса начинается с диагностики потребностей, содержания потребностей определяется системой диагностических методик. Диагностика и коррекция профессиональной деятельности дает возможность определить состояние и качество этой деятельности на основе научнообоснованных показателей,3 разработать систему мер с коллективом и отдельными учителями, а поэтому коррекционно–диагностическая деятельность является фактором роста профессионального мастерства педагога и условием перевода учителя в режим развития.
Диагностические методики, используемые в процессе методической поддержки и сопровождения педагогов школы:
Анкета «Школа глазами учителя» .Анкета «Оценка методической работы в школе»
Диагностическая анкета успешности учителя .Анкета по выявлению степени удовлетворенности .Оценка компетентности педагогов и сплоченности коллектива.
Опрос «Потребности педагогов в повышении квалификации»
и так далее.
Исследование оценки компетентности педагогов и сплоченности коллектива можно проводить между учителями и администрацией, сравнивая результаты.
Следующим этапом перевода педагога в режим развития может стать обобщение, выявление и изучение педагогического опыта. Как выявить опыт? Первый этап: вовлечения учителей в создание собственного индивидуального файла, или как принято называть сейчас – портфолио педагога.
Портфолио хранится в учебной части постоянно и включает следующие материалы :- тетрадь посещения уроков и занятий;
- тетрадь взаимопосещений;
- диагностические материалы по различным видам деятельности;
- индивидуальный план саморазвития;
- самоанализ деятельности учителя;
- портфель личных и профессиональных достижений учителя;
- стиль работы;
- профессиональные награды и поощрения;
- Обобщение педагогического опыта;
- участие в опытно-экспериментальной работе;
- повышение профессионального мастерства;
- сведения повышения квалификации;
- персональный лист контроля;
и так далее.
При выявлении и изучения опыта нужно придерживаться тех требований, которым должен отвечать передовой опыт, а это: актуальность, общественная и практическая значимость, эффективность и т.д.
Посещая уроки и занятия учителей, нужно учитывать не только уровень
научно-методической подготовки, но и ту технологию, в которой работает педагог.
С целью распространения опыта, рационально использовать различные формы: наглядную, устную, печатную пропаганду, практический показ, творческие отчеты, презентации и т.д.

Для успешного осуществления методической работы в школе контроль целесообразно осуществлять в течение всего учебного года. Он выявляет степень реализации задач, поставленных перед педагогом, помогает своевременно регулировать и корректировать уровень профессионального мастерства учителя, а также отслеживает динамику развития педколлектива.
Направления контроля организации методической работы в школе:
- состояние и результативность методической работы в школе;
- эффективность и действенность управления методической работы;
- уровень профессиональной компетентности учителя; - состояние и эффективность инновационной работы;
- раскрытие творческого потенциала учителей;
- создание материальной базы учебных кабинетов.
Данные собираются и классифицируются по определенной системе, созданной руководителем методической службы. Таблицы, сетевые графики,
диаграммы по контролю за процессом развития педагогического коллектива представляют собой базу данных, которая поможет сделать глубокий анализ и своевременно осуществить коррекционную работу, направленную на устранение недочетов.
Проведение диагностики и самодиагностики педагогической деятельности направлено на овладение каждым учителем навыками самоанализа, самооценки, что позволяет переводить работу с кадрами в режиме активного саморегулирования и самокоррекции, распознать профессиональные и личностные особенности учителя.
Овладение навыком самодиагностики позволяет учителю самостоятельно анализировать и вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс. При этом учитель выходит на новый уровень самоорганизации – в режим непрерывного педагогического совершенствования и поиска.
1.3 Анализ методической работы МКОУ Старо- Тартасской ООШ
Придя работать в МКОУ Старо-Тартасскую ООШ, я как молодой педагог имела достаточные знания, но недостаточные умения, так как у меня еще не сформированы профессионально значимые качества, поэтому я нуждалась в оказание методической помощи.
На первом педагогическом совете мне был определен наставник с большим педагогическим опытом «за плечами», им стал учитель высшей квалификационной категории Лучкина Галина Васильевна.
С первого дня моей работы, Галина Васильевна была мне верным помощником, у меня возникали вопросы в организации методической стороны урока, в оформление школьной документации, организации работы с родителями обучающихся, трудности в заполнении классного журнала, она была готова объяснить , рассказать, а главное показать как это правильно выполнить.
Проработав первые две недели я начала принимать участие в МО объединениях школы, посещение открытых уроков, взаимопосещение уроков.
Я проводила открытые мероприятия такие как: «Праздник первой отметки», «Хеллоуин», совместно с наставником «День Святого Валентина»(традиция школы)так же «Зарница» и «А ну-ка, девочки».
Мои уроки регулярно посещает администрация школы и, конечно же, мой наставник. По окончанию урока они дают мне рекомендации, а так же отмечают положительные стороны.
Создав свой личный учительский сайт, я постоянно пополняю его методическими разработками, за которые получаю сертификаты. Регулярно смотрю вебинары.
На методическом объединении мы решаем многие важные вопросы, на последнем заседании в рамках учебного предмета начальных классов ОРКЭС «Модуль Православная культура» а также с учителем истории и краеведения мы решили создать проект по организации народной школы, занятия которой будут проходить в помещении часовни. Для того чтобы сделать проект, который соответствует всем требованием администрация школы направила меня на двухдневные курсы «Школа социального проектирования» по окончанию которого нами был создан проект «Пусть память наша с трепетом хранит» .Заключение
 Рассмотрев методическую работу, как условие повышение педагогического мастерства, можно сделать следующий вывод:
Сегодня нужны педагоги, способные включиться в процессы обновления образования, владеющие компетентностью в информационной, исследовательской, проектной деятельности, понимающие и осознающие новую миссию учителя. Для решения задач современного образования необходима иная качественная подготовка и переподготовка учителя.Перед каждой школой стоит задача об организации работы постоянного повышения педагогического мастерства учителей, пополнения новым поколением учителей.
Мастерство учителя выражается, прежде всего, в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.
  Важнейшим условием успешной работы каждого педагога является систематическое повышение своего профессионального уровня.
Методическая работа в школе как система повышения квалификации формирует профессиональную деятельность учителей и направлена на развитие педагогического мастерства.
Литература:
1.Дмитриева В.Г. Методическая служба в школе.учебно-методическое пособие-М.: Педагогическое общество России, 2007.
2.Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
3.Мякинченко Л.П. Настольная книга завуча школы.- Ростов н/Д: Феникс,2006.
4.Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. -Волгоград: Учитель. 2008.
5.Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой .- М.: Педагогика.
6.Крахмалёв А.П. Обновление деятельности школьных методических служб.- Омск: Издательство ОмГПУ, 2001.
7.Журналы Завуч №8 2006г, № 8 2007 г.
8.Интернет журнал «Наука, образование, общество».