Сценарий урока по обществознанию в 10 классе Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Урок по теме: Социальные нормы и отклоняющееся поведение. 10 класс
Цели урока:
Образовательные:
Знать понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции.
Раскрыть причины нарушения социальных норм, сущность негативного (отклоняющегося поведения)
Развивающие:
Научиться определению понятий (изучить понятия «социальные нормы» и «отклоняющееся поведение», различать объем и содержание понятия).
Уметь определять аспект анализа и синтеза, устанавливая точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки определяемого объекта.
Воспитательные:
Научиться корректировать свое поведение в соответствии с общепризнанными нормами.
Научиться делать практические выводы при обобщении личного опыта.
Способствовать формированию негативного отношения к отрицательным проявлениям отклоняющегося поведения.
Задачи:
Изучить материал по теме урока, выполнить задания.
Научиться различным средствам самоконтроля и самооценки.
Научиться самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с установленными нормами.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, ноутбуки на каждого учащегося, рабочий лист по теме урока, раздаточный материал (ситуации).
Литература:
Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. - М.: Просвещение,2011.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина
Школьный словарь по обществознанию. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова.
Ход урока:
Актуализация
Задание ученикам - Проанализировать ситуации (прочитать, найти общее и отличия, определить последствия в каждой ситуации, распределить ситуации в таблицу – о чем идет речь?)
Задание ученикам - Озаглавить таблицу и назвать тему урока (записать на доске).
Учитель открывает сл.1:
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
учащиеся должны сравнить свои записи с записями в слайде 1 и оценить результаты своей работы (все правильно – 2 балла, 1 неправильно – 1 балл, обе неправильно – 0 баллов).
Новая тема.
Сл.2, сл.3, сл.4 – объяснение учителя.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
На сл.4 Задание: Какие из записанных норм являются запретом, какие – предписанием, какие – дозволением?
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Заполните цифрами на листе 2 и после заполнения – проверка (все правильно – 3 балла, 1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл).
Сл. 5 – признаки социальных норм (прочитать).
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Ответить, что такое социальные нормы?
Сл. 6
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
– о каком понятии мы сегодня говорим? (соц.норма)
Что составляет объем этого понятия? (все перечисленные нормы)
Что составляет содержание этого понятия? (т.е. что такое соц. нормы)
Сл. 7 – подтверждение ответам.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Закрепление изученного материала.
Сейчас выполните задание на листе 3 и оцените свои результаты (учитель открывает сл.8 – проверка задания лист 3),
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
суммируйте количество баллов за урок и оцените свою работу на уроке (10 баллов – 5, 7-9 баллов – 4, менее 7 – 3).
Сл. 9 – рефлексия, продолжите высказывание.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
2 урок.
Учитель показывает Сл.10 (анимация – название не выводить),
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
что изображено на картинках? (ответ: отклоняющееся поведение негативное, заголовок слайда выводится на экран).
Учитель показывает Сл.11(анимация – название не выводить),
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
что изображено на картинках? (ответ: отклоняющееся поведение позитивное и сугубо индивидуальное, заголовок слайда выводится на экран учителем) – дополнить тему урока на доске ( и отклоняющееся поведение)
Учитель показывает Сл.12
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
– о каком понятии сейчас идет речь? (отклоняющееся поведение)
Что составляет объем этого понятия? (все виды отклоняющегося поведения)
Что составляет содержание этого понятия? (т.е. что такое отклоняющееся поведение) – сл.13
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Подробнее об отклоняющемся поведении прочитайте в учебнике на стр.176 – 181 и выпишите определения понятий.
Учитель показывает Сл. 14
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
– вид девиантного поведения, имеющий характерные особенности. Какие? (выделено красным цветом).
Учитель показывает Сл. 15 проверка задания лист 4.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Учитель показывает Сл. 16 – механизмы регуляции.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Учитель показывает Сл. 17 пройдите online – тест [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Назовите свои результаты.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Учитель показывает Сл. 9 – рефлексия, и предлагает продолжить высказывания.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Домашнее задание – стр.183, задание 3,4; написать эссе на тему: «Общество готовит преступление, преступник совершает его».
Root Entry