Конспект по обществознанию на тему Социальные нормы в жизни общества


Сценарий.
Ситуации.
Как вы думаете, о чем в этих ситуациях идет речь?
Предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Сформулируйте тему урока.
Тема: Социальные нормы в жизни общества.
Из темы урока сформулируйте цель урока?
Цель урока: Определение роли социальных норм в обществе.
Что необходимо сделать, чтобы достичь этой цели?
Задачи урока:
Определить понятие «социальная норма»;
Познакомиться с видами социальных норм;
Выделить характерные признаки правовых норм;
Составить опорный конспект.
Обратите внимание на алгоритм первого задания!
Прочитайте определения и выделите ключевые слова;
Что означает понятие «норма»?;
Почему эти нормы называют социальными?
Изучение различных видов социальных норм.
Посмотрите на схему, здесь изображены нормы, регламентирующие жизнь людей в разных жизненных ситуациях. Познакомимся с ними;
Вы разделитесь на 4 группы, каждая группа работает со своими видами норм;
Обратите внимание на алгоритм выполнения задания.
Признаки права.
Обратите внимание, на нашей схеме один лепесток выделен цветом. Почему?
Одним из значимых видов социальных норм, являются нормы правовые. Они регулируют значительные стороны нашей жизни. Законы появились в глубокой древности. Посмотрим, одинаково ли право понималось в разные эпохи?
Выполняют работу с текстом по алгоритму выполнения задания № 3.
Вы самостоятельно рассмотрели толкования права в различные эпохи, а теперь посмотрите на экран и сделайте вывод.
А, теперь посмотрите, что означает право в современном понимании.
Запишите определение что такое «право» и выполните задание, выделите пять признаков права.
Рефлексия.
Выполни ли мы задачи, поставленные в начали урока?
А, теперь возвращаемся к жизненным ситуациям, которые прозвучали в начале урока.
Какие виды социальных норм мы можем обнаружить в этих ситуациях?
Домашнее задание: Приведите собственные примеры всех видов социальных норм на основе опорного конспекта и запишите их в тетрадь.
Алгоритм выполнения задания № 3:
Прочитайте предложенный текст.
Подчеркните ключевые слова, необходимые для формулирования ответа на поставленный вопрос.
Одним предложением ответьте на вопрос, поставленный к тексту.
Задание для 1 группы:
Вы в Древнем Вавилоне. Вавилоняне верили во многих богов. Внутри мира богов существовала иерархия и каждый бог занимал определенное положение. Самым главным считался бог Шамаш. Он судил все дела людей по справедливости и устанавливал порядок. В XVIII веке до н.э. во времена царя Хаммурапи на черном базальтовом столбе (его нашли при раскопках в Иране в 1902 году) были записаны основные правовые нормы, которым должны были подчиняться люди. Люди верили, что эти законы дарованы богом, как и сама государственная власть.
Как принимали «право» в Древнем Вавилоне? Ваше отношение к такому толкованию права?
Задание для 2 группы:
Вы в Древнем Риме. Блестящий оратор Рима Марк Тулий Цицерон в своей речи сказал: «имеется истинный закон, праведный разум, согласный с природой, он неизменен и вечен… Закон находится в согласии с природой, присутствует всюду и является вечным. Он приглашает к исполнению долга и в испуге шарахается от преступления и коварства. Ни волей сената, ни волей народа никто не может быть освобожден от обязанностей, возлагаемых на него законом. Он неизменен и не может утратить своей силы. Все народы во все времена будут подчиняться этому вечному закону»
Как, по вашему мнению, Цицерон толковал право?
Задание для 3 группы:
Вы оказались в Австрии начала XX века на лекции профессора Венского университета Ханса Кельзена. Объясняя студентам юридические конструкции, профессор говорил: «Государство устанавливает правила. Их нужно беспрекословно выполнять, иначе порядка не будет. Эти правила изложены в нормативных актах. Мы живем в мире норм, рожденных государственной властью. Но норм много, и они не равны между собой. Их систему можно представить в виде пирамиды. Каждая высшая норма более сильна по сравнению с низшей. Государство – страж всех норм и принудительно заставляет их соблюдать».
Что есть право, согласно этому высказыванию?
Ваше отношение к такому толкованию права?
Задание для 4 группы:
Вы в России 1917 года. Страна оказалась в сложном экономическом и политическом кризисе. Осень. К власти пришли большевики. Их лидер В.И. Ленин призывает к слому старых буржуазных порядков и установлению новых правил – закреплению в законах пролетарской воли. Рабочий-коммунист говорил на митинге: «Буржуазия была господствующей и свою волю диктовала населению страны. Теперь к власти пришли рабочие и крестьяне. Значит, их воле должны все подчиняться. Вот вам и правила новой жизни, которые будут охраняться Советской властью. Мы не будем делать никаких поблажек бывшим богатеям, жандармам или священникам. Наша воля – закон».
Как понималось право большевиками? Ваше отношение к такому толкованию права.
Алгоритм выполнения задания № 2:
Прочитайте предложенный текст и познакомьтесь с видами социальных норм:
Группа № 1 – обычаи и религиозные нормы;
Группа № 2 – правовые и моральные нормы;
Группа № 3 – политические нормы и правила этикета;
Группа № 4 – эстетические нормы и традиции.
Устно смоделируйте ситуации, иллюстрирующие изученные нормы.
Сообщите классу результаты вашей работы.
Запишите определения видов социальных норм запишите в опорный конспект.
1. Обычаи – это правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений. Они становятся всеобщими в результате их многократного повторения. Но повторяют их люди потому, что обычаи выражают какие-то очень важные жизненные закономерности, нарушение которых чревато наступлением для людей серьезных отрицательных последствий (например, празднование Нового года в ночь на 1 января)
2. Религиозные нормы – это правила поведения, регулирующие поведение людей, верующих в Бога и устанавливаемые церковью. Эти нормы достаточно сильно охраняются церковными санкциями, которые для верующего человека часто даже более ощутимы, чем меры государственного принуждения (например, при входе в храм женщины покрывают голову платком).
3. Правовые нормы – это обязательные для всех правила поведения, охраняемые силой государственного принуждения. Они регулируют наиболее значимые стороны нашей жизни (управление государством, собственность, применение труда, взимание налогов, охрану окружающей среды, наказание за совершение преступлений и др.). Так как их нарушение может принести обществу значительный вред, государство устанавливает санкции, отличающиеся суровостью (например, нельзя переходить улицу на красный свет светофора).
4. Моральные нормы – это правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло. Иначе их еще называют нравственными нормами. В качестве санкций за нарушение моральных норм может последовать общественное осуждение, презрение (поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе)
5. Политические нормы формулируются различными политическими партиями. Целью же любой партии является овладение государственной властью (завоевание на выборах президентской должности, получение как можно большего количества мест в парламенте и т.д.) Политические нормы носят самый общий характер и формулируются в виде лозунгов, призывов, понятных всем. Их доходчивость, простота позволяют привлечь к партии больше сторонников (народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти. Конституция РФ)6. Правила этикета – это нормы обхождения с окружающими людьми, формы их приветствий и обращения к ним, манеры, учтивость по отношению к другим. Иными словами, они показывают, какими должны быть облик вежливого, воспитанного человека, его поведение в обществе (например, неприлично интересоваться стоимостью подарка или заработной платой даже у друга)
7. Эстетические нормы – это правила, определяющие, что есть прекрасное, а что – безобразное (например, не принято приходить на занятия в школу в спортивном костюме)
8. Традиции – правила поведения обобщенного характера, передающиеся из поколения в поколение и характеризующие национальные, религиозные семейные и другие особенности общества (например, регулярные встречи выпускников школы).
Алгоритм выполнения задания № 1:

1. Прочитайте определения и выделите в каждом ключевые слова:
2. Что означает понятие «норма»?
3. Почему эти нормы называют социальными?
4. Результат запишите в опорный конспект.
Социальные нормы – регуляторы поведения и совместной жизни людей в данном обществе.
Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания
общественно одобряемого поведения
Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми в процессе их совместной жизни и деятельности, выработанные обществом в целом или его отдельной группой
Алгоритм выполнения задания № 1:
1. Прочитайте определения и выделите в каждом ключевые слова:
2. Что означает понятие «норма»?
3. Почему эти нормы называют социальными?
4. Результат запишите в опорный конспект.
Социальные нормы – регуляторы поведения и совместной жизни людей в данном обществе.
Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания
общественно одобряемого поведения
Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми в процессе их совместной жизни и деятельности, выработанные обществом в целом или его отдельной группой
Тема: Социальные нормы в жизни общества
Социальные нормы
Виды социальных норм
Признаки правовых норм
1.

2.

3.

4.
5.
III. Признаки правовых норм 6.
7.
1. 8.
2.
3.
4.
5.