Методическая разработка урока по биологии на тему: Химический состав клетки (5 класс)

Методическая разработка урока биологии
для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»
Учитель высшей категории : Ржанова Наталья Васильевна.
Тема урока: Химический состав клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.
Задачи:
- образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать химический состав клетки;
- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;
- уметь отличать органические вещества от неорганических.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, плакат «Строение клетки», рисунки учащихся «клетка», «ткани», семена подсолнечника, клубень картофеля, салфетки, кусочек теста, марля, йод, пестик , стакан с водой.
Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.
Ход урока
I. Мотивация
Ребята, добрый день! Присаживайтесь на свои места. Конечно у нас сегодня необычный урок, у нас с вами сегодня гости. Мы немого волнуемся? Как настроение ? Покажите мне пальчиком руки у кого какое : Так, запомнили))
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

1. Актуализация пройденного материала.
А пока давайте вспомним что мы изучили на прошлом уроке?..... Да, строение клетки. Давайте вспомним и проверим наши знания.
- Что представляет собой клетка? Зачем она нужна?
- Какие главные части клетки вы знаете?
- К сегодняшнему уроку вы нарисовали разные клетки. Посмотрите и скажите: какие виды клеток здесь изображены. Кому они могут принадлежать?
- Чем отличаются растительные клетки от животных?
- А вот эти рисунки что изображают?
- Что такое ткань? Зачем она?

Молодцы, ребята, как вы считаете: вы все справились с домашним заданием? Вы можете мне помочь оценить ответы ваших одноклассников? Кого бы мы сегодня особенно похвалили за д/з? Оцените свою работу и работу товарищей в группе, поставьте предполагаемые вами баллы напротив фамилий. . Спасибо.
А не было ли среди вас ребят, которые сегодня не отвечали или отвечали не очень много? Да, были. Можем ли мы оценить их ответ сейчас? Тогда , чтоб было честно, давайте все выполним небольшую работу и тогда каждый сможет получить оценку, а у кого то это будет уже вторая оценка.
Возьмите на столах листочки для выполнения кроссворда.
Смотрим на экран. ( Слайд № 1- кроссворд)
Задание : Ответьте на вопросы кроссворда. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово .

Л










1.Какие структуры придают растительной клетке зелёный цвет?( слово во множественном числе)

К




2. Группа клеток, сходных по строению и функциям.


К







3. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?

Е







4. Тонкая эластичная структура клетки, ограничивающая её снаружи.

А






5.Полость с клеточным соком, содержащим запас воды и растворённые в ней вещества.


Т








6. Вязкое, полужидкое вещество внутри клетки.
Ключевое слово:__________________________

А теперь передайте свой лист соседу справа и проверим ответы: ( Слайд №2).
1. хлоропласты
2. ткань
3. микроскоп
4. мембрана
5. вакуоль
6. цитоплазма
Ключевое слово: клетка.

Оцените:
6-7 правильных ответов – оценка «5»
5 правильных ответов - оценка «4»
4 правильных ответа - оценка «3»
3 и менее правильных ответов - « ты не справился, повтори параграф 5 дома и у тебя всё получится ».

Поставьте оценку в оценочный лист.

2. Новый материал.

Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и (внутри нас). И так тема нашего урока « Химический состав клетки».
Ребята, а как вы считаете, как мы с вами можем узнать какие вещества находятся в такой малюсенькой клеточке? проведём опыты А откуда мы с вами можем почерпнуть сведения? из учебника.. хорошо, попробуйте теперь проговорить мне, что мы с вами должны узнать сегодня на уроке?
Узнать какие вещества содержатся в клетке.

(Научиться опеделять их с помощью опытов.
Узнать о значении этих веществ для клетки, используя учебник.)



Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 25 и попробуйте самостоятельно (в тетрадях на печатной основе § 6, стр. 17, задание №1) вставить в схему «Вещества клетки» нужные слова. (Слайд № 3).

в тетрадях на печатной основе § 6, стр. 17, задание №1
вещества клетки

_______?__________ ________?__________




Проверяем по экрану. ( Слайд № 4 ).

вещества клетки

органические вещества неорганические вещества
? 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 ? ? ?
?


Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.