Первый урок Моя земля — земля героев


ГБОУ ЛНР «Ровеньковская гимназия им. Н. Трублаини»Первый урок
center166262300«Моя земля – земля героев»
Подготовила
классный руководитель
7-Б класса
Шевлякова Ирина Викторовна
Ровеньки
2016 г.
«Моя земля – земля героев»
Цели урока:
содействие формированию исторической памяти, воспитанию патриотических, гражданских чувств;
пропаганда лучших достижений культурного и духовного наследия Ровеньков;
расширение и обогащение знаний и представлений учащихся о родном крае;
развитие интереса к изучению своего края – Луганской области, родного города Ровеньки;
воспитание уважения к людям, которые внесли свой вклад в развитие города;
формирование у детей чувства собственной ответственности за судьбу своего родного края, активной жизненной позиции, способствующей процветанию Ровеньков в будущем.
Оборудование: компьютер, фотографии города, памятники, знаменитых людей, песня М. Бернеса «С чего начинается Родина».
Ход урокаНа доске цитата
«Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца».
Константин Георгиевич Паустовский
Звучит песня «С чего начинается Родина» М. Бернеса.
Учитель:
Не зря наш первый урок начался с песни М. Бернеса «С чего начинается Родина». Ведь славная история Луганской области - это часть бессмертной истории нашего города нашей малой Родины. Обратите внимание на доске цитата: «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» Константин Георгиевич Паустовский. Сегодня у нас есть хороший повод для того, чтобы задать себе вопрос: что мы знаем о своем городе, где наши истоки, почему земля на которой мы живем – земля героев?
Тема нашего первого урока «Моя земля – земля героев». Каждый город, как и человек, имеет свою судьбу, историю, свой облик и своих героев. На доске вы можете увидеть знакомые вам места нашего города, лица людей которых мы можем с гордостью сказать – они мои земляки!
42295974635500На уроке мне сегодня будут помогать два помощника – это Влад Рекунов и Алена Колбасина.
Давайте начнем с истории нашего города. Влад, что ты можешь нам рассказать об этом?
(Рассказ ведут помощники Владислав Рекунов и Алёна Колбасина)
(Владв Р.)
- Ровеньки основаны три века назад беглыми крестьянами. В документах осиновый Ровенек упоминается в грамоте Петра 1 на Дон от 14 мая 1705 года, как городок поселённый не в указанном месте, куда бегут работные люди. Государь повелел сносить такие городки, а беглых крестьян возвращать помещикам. Но в документальных источниках второй половины 18 века город упоминается как один из пунктов оборонительной линии, сооружённой для защиты южных границ Российской империи.После уничтожения Запорожской Сечи многих именитых дворян стали одаривать землями южных степей. Слобода Ровенецкая стала центром поместья генерала Василия Петровича Орлова. Жители слободы занимались в основном сельским хозяйством: возделывали земли, выращивали скот, разводили овец. Горная промышленность особо не развивалась. Хотя первые попытки открыть недра Донбасса относятся ещё к 17 веку, но только во второй половине 19 века открываются первые шахты.
(Алена К.)
- История городов неотрывно связана с историей государства. Власть постоянно менялась и только в 1920 году в слободе Ровеньки Таганрогского округа Донской области была окончательно установлена власть Советов.
В 1934 году Ровеньки получили статус города, а с 1937 года входят в состав Ворошиловградской (в настоящее время Луганской) области.
На то время на улицах были проложены тротуары, автодороги, проведено электрическое освещение и водопроводы. На территории прежней усадьбы графов Орловских была открыта городская больница, работали 11 школ, горный техникум, 8 шахт, объединённых в трест «Фрунзеуголь».
Ровеньки сегодня - это красивый, современный шахтёрский город с новыми жилыми кварталами, школами, детскими дошкольными учреждениями, больницами, объектами газоснабжения и водоснабжения, развитой промышленностью и торговлей.
Учитель:
- Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие, по улицам нашего города. У каждого города есть свои памятники и памятные места, которые незаметно становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Давайте мы с Вами сейчас проведём экскурсию по памятным местам и начнём её с въезда в наш город.
Алена, что ты можешь нам рассказать?
(Алена К.)
- На вершине кургана, 1,5 км, на северо-запад в сторону Антрацита, установлен камень, который увековечивает дату основания города Ровеньки. Он открыт в честь 265-летия со дня основания города. С правой стороны дороги стоит шахтёр с поднятой рукой приветствует гостей нашего города. У ног шахтёра - глыба солнечного камня (Антрацита), излучающего луч солнца. (Показывает на фото «Шахтера»).
(Влад Р.)
– Алена, я хочу рассказать о своей улице на которой я живу- это улица Ленина. Мы не можем себе представить её без памятников В.И. Ленину и памятник комсомольцам, которые восстанавливали шахты после В О войны и строили новые. Приезжали ребята со всей Украины, потому у нас так названы посёлки: Киевский, Черниговский, шахта 81 Киевская, 2-я Киевская. Герои этого памятника идут с передовым флагом. (Показывает фото).
Учитель:
- Ребята, я хочу рассказать о том районе города где я живу – Залесье. В моем районе есть улица Пушкина. Первое название ее Залесянская. Улица находится за лесом, что и подтверждает её название. В нашем городе есть улица Краснознамённая. Мне бы очень хотелось услышать историю этой улицы и её название от вас. Кто-то может знает и может рассказать?
(Ответы учащихся с места)

(Влад Р.)
- Давайте я расскажу. Раньше эта улица называлась Крейдянка, так как по этой улице возили мел (крейду). Здесь же преимущественно жили люди, которые торговали мелом. С 20 годов ХХ века улицу называют Меловая. Значительно позже она стала Краснознамённая.

Учитель:
- Следующая история нашего города начинается с улицы Героя Бурды. Я думаю, все из вас знают о Герое Советского Союза Александре Фёдоровиче Бурде. (Смотрим фотографию А.Ф. Бурды на доске) А знаете ли вы, что у нас в классе учится его родственник? Может Богдан нам сам сможет рассказать о нем? (Рассказ Бугрименко Б.)
Учитель:
- Алёна, давай напомним всем об Александре Федоровиче Бурде.
(Алена К.)
- Наш город Ровеньки – город героев. Александр Фёдорович Бурда  — советский офицер, танковый ас, гвардии подполковник. Родился 12 апреля 1911 года в посёлке Ровеньки (ныне город, в семье донецкого шахтёра. Старший сын в многодетной семье (9 детей). Отец погиб в гражданской войне. Окончил 6 классов. Вначале был пастухом, затем выучился на электромонтёра, позже работал слесарем на шахте № 15 «Валентиновка» (ныне закрытая шахта «Ударник») в Ровеньках. В 1932 году призван в армию, проходил службу в 5-й тяжёлой танковой бригаде. С этого же года — член ВКП(б). После окончания полковой школы в 1934 году Бурда получил специальность пулемётчика третьей башни. Так началась его карьера танкиста. Затем был назначен командиром центральной башни. Прошёл специальные курсы, которыми руководили инженеры с завода, производящего танки Т-35В годы Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война застала А. Ф. Бурду у западной границы в 15-й танковой дивизии. В первые же дни войны получил боевое крещение — прикрывая отход 15-й танковой дивизии, разгромил немецкое танковое подразделение в Винницкой области.  В свободное от боёв время — весельчак, танцор, песенник.
За подвиг и мужество указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1945 года Александру Федоровичу Бурде присвоено (посмертно) звание Героя Советского Союза. Александр Федорович похоронен в пос. Ружин (Житомирская область), и там ему поставлен памятник. Всего экипажем А. Ф. Бурды было подбито более 30-ти танков. У А. Ф. Бурды остались жена Анна Ивановна и двенадцатилетний сын Евгений.
Учитель:
- Ребята, а ведь Александр Федорович не единственный наш земляк, которым мы можем гордиться. Кто может назвать пофамильно героических людей нашего города?
(Ответы учащихся)
right1987800Учитель:
- Влад, давай поможем вспомнить этих людей.
(Влад Р.)
- Бабичев Фёдор Семёнович  — академик и вице-президент АН УССР, в Ровеньках окончил среднюю школу, Моцак Григорий Иванович — Герой СоциалистическогоТруда,
Шонин Георгий Степанович — советский космонавт Герой Советского Союза, Скрыпник Николай Николаевич—Герой Социалистического Труда, Лащёнов Фёдор Серафимович — советский волейболист, Бондарев Виктор Леонидович — Герой Украины, Гениевский Сергей Иванович — Герой Украины, Юрченко Игорь Григорьевич — Герой Украины, Сидельников Андрей Анатольевич — советский футболист, Самарский Дмитрий Иванович — советский военный деятель, Генерал-лейтенант.
(Алена К.) Показывает на доске фотографию Бабичева Фёдора Семёновича
- Я хочу рассказать о Бабичеве Фёдоре Семёновиче. Советский украинский учёный, специалист в области органической химии (органический синтез, химия гетероциклических соединений). Академик АН УССР, вице-президент АН УССР, депутат Верховного Совета УССР; Заслуженный деятель науки и техники Украины. Родился 28 февраля 1917 г. в селе  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE" \o "Бобриково" Бобриково, ныне  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD_%D0%9B%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8" \o "Антрацитовский район Луганской области" Антрацитовского района Луганской области, в крестьянской семье. В1936 г. — окончил с отличием среднюю школу в г. Ровеньки. Деятельность Ф. С. Бабичева как учёного, педагога и организатора науки высоко оценена научным сообществом и государством. Он награждён тремя орденами и многочисленными медалями, премиями Академии наук и государственными.
(Влад Р.) Показывает на фотографию Гео́ргия Степа́новича Шо́нина 
- Гео́ргий Степа́нович Шо́нин - родился 3 августа 1935 в городе Ровеньки Луганской области,  советский космонавт № 17. Герой Советского Союза (22 октября 1969). Генерал-лейтенант авиации (1985). Почётный гражданин городов Вологда, Гагарин, Калуга (Россия); Балта, Одесса, Ровеньки (Украина); Караганда (Казахстан); Бричпорт (США).
Окончил Военно-морское авиационное училище имени Сталина (1957), Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского (1968), Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба (ВАГШ) ВС СССР имени К. Е. Ворошилова (1988). Кандидат технических наук (1978). В 1957—1960 служил лётчиком, старшим лётчиком в ВВС Балтийского и Северного флотов.
7 марта 1960 был зачислен в первый отряд космонавтов СССР. Юрий Гагарин так характеризовал Шонина:
В общении прост. Волевой, прямой, честный. Что думает — в себе не таит. Если не нравится, рубит напрямую. Уважают его у нас. Летал хорошо и в простых и в сложных условиях, а случится другому тяжело, последнюю рубашку отдаст.
11 октября — 16 октября 1969 участвовал в космическом полёте в качестве командира корабля «Союз-6» (бортинженер —Валерий Кубасов) Продолжительность полёта составила 4 суток 22 часа 42 минуты 47 секунд. Полёт проходил одновременно с полётом космических кораблей «Союз-7» и «Союз-8». Во время полёта впервые в мире были осуществлены эксперименты по проведению сварочных работ в космосе на аппаратуре, разработанной в киевском Институте электросварки имени Е. О. Патона.
В 1970—1973 — начальник отдела (военные программы «Алмаз» и «Союз-ВИ») первого управления, в 1976—1979 — начальник второго управления (тренировочная база) Центра подготовки космонавтов. В 1979 отчислен из отряда в связи с переводом на лётную должность в ВВС. В 1990 уволен в запас.
right1783500Учитель:
- Спасибо ребята за помощь. Мы можем говорить еще, но наш урок подходит к концу. А что из нашего рассказа запомнил класс? Что вы услышали впервые? Сможете сами быть гидами по своей героической земле?
(Ответы учащихся)
- Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее важная, чем сохранение окружающей среды. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для духовной и нравственной жизни, для преданности родным местам, следования заветам предков.
На этом мы закончим наш урок, но у нас впереди классные часы, посвящённые нашему родному краю. Помните, что самое главное – уметь радоваться жизни. Любите свой край, цените труд других людей и стремитесь сами сделать что-то полезное для своей малой родины. Спасибо за внимание!