ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Дополнительное образование как ресурс организации внеурочной деятельности в первых классах
в условиях введения ФГОС
В современных условиях образовательный процесс рассматривается как процесс управляемой, совместной, творческой жизнедеятельности педагогов и школьников, который обеспечивает условия для развития и социальной адаптации учащихся в системе урочно-внеурочных занятий.
В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Проектирование и построение системы внеурочной деятельности учащихся начальных классов является сложным делом, успешное осуществление которого не представляется возможным без опоры на теоретические, методические и практические разработки. Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Развитие дополнительного образования детей в МКОУ «СОШ №2» предполагает решение следующих задач:
изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;
определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;
формирование условий для создания единого образовательного пространства;
расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.
В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Содержание внеурочной деятельности учащихся начальных классов складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом образовательного учреждения совместно с социальными партнерами.
Педагогами нашего ОУ была разработана программа внеурочной деятельности, где отражены направления развития личности детей предложенные в ФГОС: общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное. Реализация целей и задач развития личности по разным направлениям происходит посредством деятельности кружков и секций, работающих как в МОУ «СОШ №2» так и в учреждениях дополнительного образования, культуры и спорта города. При отборе содержания и видов деятельности детей учитываются интересы и потребности самих детей, пожелание родителей, опыт внеурочной деятельности педагогов и материально-техническая база школы.
В рамках общеинтеллектуального направления нами создано объединение «Читай - город». Для расширения социального опыта детей часть занятий проводится в библиотеке им. Маршака.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Данное направление в нашем ОУ реализуется через «Секцию спортивных игр» и «Азбуку безопасности». В этом году мой класс посещает бассейн, где проводятся интегрированные занятия этих секций через изучение игр на воде. Занятия имеют важное здоровьесберегающее значение, так как прививают навык безопасного поведения на воде.
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса начального образования и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. В связи с этим, в МКОУ «СОШ №2» введены кружки «Бумагопластика», «Мой пластилиновый мир», «Изонить» и танцевальная студия «Ритмы радуги», что даёт возможность детям проявить себя, творчески раскрыться.
Духовно-нравственное направление представлено объединением «Моя родословная». Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников. Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени.
Социальная и проектная деятельность осуществляется через курс «Этикет поведения и общения », «Волшебная сила слов» и социально значимую добровольческую деятельность «Наш класс», где школьник приобщается к труду через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно – полезный труд. Активное участие детей в общественно – полезной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаётся как общественно полезная.
Исследовательская деятельность реализуется через занятия в кружке «Я – исследователь», где формируются умения и навыки исследовательского поиска.
Таким образом, основное предназначение дополнительного образования в условиях общеобразовательной школы - удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения и условиями, созданными в МКОУ «СОШ№2». Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.
15